Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Цветная фантазия»
рабочая программа

Елена Григорьевна Ючко

Кружковая деятельность в детском саду — это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий на основе их общего интереса под руководством педагога. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2kruzhok_tsvetnaya_fantaziya_yuchko.docx54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Видновская средняя общеобразовательная школа № 10»

142700, Московская область, Ленинский городской округ, г. Видное,

ул. Завидная д. 5, ул. им. Героя Советского Союза В.Н. Фокина, дом 4,ул. Завидная, дом 7

+7 (495) 107-50-35, school10vidnoe@mail.ru, www.lenschv-10.edumsko.ru

Принята на педсовете                                                                      УТВЕРЖДАЮ  Протокол №_________                            Директор МАОУ «Видновская СОШ№10»

   от«__»_____________2024 г.                            _______________ В.В.Калмыкова

                                                                          «_____»_______________2024 г.

                                                                                                                                         

                                                                     

         

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественно-эстетической направленности

«Цветная фантазия»

на 2024-2025 г.

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель: воспитатель

Ючко Е.Г.

г. Видное 2024

Содержание

  1. Информационная карта программы (стр. 2).
  2. Цели и задачи (стр. 2).
  3. Пояснительная записка (стр. 3).
  4. Актуальность программы (стр. 3-4).
  5. Содержание программы (стр. 5).
  6. Ожидаемые результаты (стр. 5).
  7. Формы и методы работы (стр. 5-6).
  8. Методическое обеспечение программы (стр. 6).
  9. Материально-техническое обеспечение (стр. 7)
  10. Продолжительность реализации программы (стр.7).
  11. Учебный план (стр. 7).
  12. Календарно – тематическое планирование работы с детьми (стр. 8-14).
  13. Список используемой литературы (стр. 15).

Информационная карта программы

Название: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Цветная фантазия»

Тип программы: стартовый

Направленность: художественно-эстетическая

Количество и периодичность ООД: 2 ООД в неделю 56 ООД в год.

Сроки реализации программы: 1 год.

Возрастная категория: дети 5-7 лет.

Форма организации: групповая.

Место реализации: МАОУ «Видновской СОШ №10»

Цель программы:        Развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых.

Развитие художественно – творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством рисования и аппликации с применением нетрадиционных техник и материалов.

Задачи программы: 

Обучающие:

  • закрепление и расширение знаний и умений, полученных на НОД художественному творчеству, ознакомлением с окружающим миром, чтением художественной литературы, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами;
  • обучение умению планирования своей работы;
  • обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;
  • обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.

Развивающие:

  • развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
  • развитие образного мышления и воображения;
  • создание условий к саморазвитию дошкольников;
  • развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.

Воспитательные:

  • воспитание уважения к труду и людям труда;
  • формирование чувства коллективизма;
  • воспитание аккуратности;
  • экологическое воспитание детей;
  • развитие любви к природе

Форма  промежуточной аттестации: Выставка детских работ в детском саду,  оформление альбома лучших работ в конце года.

Пояснительная записка

Кружок «Фантазия» рассчитан на детей дошкольного возраста  5 - 7 лет. Основной идеей кружковой работы является развитие художественного и творческого потенциала детей через использование различных материалов и техник. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по своей природе основано на желании сделать что-то, что до тебя существовало, но  сделать это по-новому, по-своему, лучше. Творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.

        «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»  (В.А. Сухомлинский

Актуальность программы

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев».

   Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности.

   Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является – работа с бумагой.

   Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, ватные диски, бумажные салфетки и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям младшего дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с младшими дошкольниками.

   Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и нетрадиционными материалами даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической творческой деятельностью ребенка. Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение двух взаимосвязанных задач:

-необходимость пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни

-сформировать у них изобразительные навыки и умения.

В процессе рисования у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.

Новизна программы заключается в приобщении детей к искусству посредством различных техник нетрадиционного рисования (рисование ладошкой, рисование пальчиками, оттиск пробкой, оттиск печатками из ластика, набрызг, кляксография, монотипия и т.д.

    Занятия в кружке полезны и увлекательны. Работа в кружке позволяет систематически последовательно решать задачи развития художественно- творческих способности.

        Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование самое любимое и доступное занятие для детей. оно выразительно, познавательно, продуктивно. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться.

Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, на сколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.

Содержание программы

Концептуальной основой данной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организационного образовательного процесса.

Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность.

В процессе реализации программы обеспечивается интеграция всех

образовательных областей:

Познавательное развитие -игры по художественному творчеству, моделирование композиций

Речевое развитие-стихи и рассказы о природе.

Художественно-эстетическая- прослушивание музыкальных произведений.

Социально-коммуникативная-решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений, развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения, воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе дошкольников:

– научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом,  цветными карандашами, красками;

– научатся планировать порядок рабочих операций, контролировать свою работу;

– будут создавать композиции с изделиями;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Формы и методы работы

            Для реализации задач кружка используются различные формы и методы обучения и воспитания. Формы работы: беседы, занятия, индивидуальная работа, игра. Методы: наглядный, исследовательский, практический, объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, словесный, стимулирующий,рассказ, объяснение, пояснение, беседа, чтение художественной литературы.

В начале занятий проводится пальчиковая гимнастика. В ходе занятия проводятся физкультминутки. Дети приобретают необходимые в жизни умения и навыки ручной работы с различными материалами. В процессе занятий, накапливают практический опыт в изготовлении поделок, от простых изделий постепенно переходят к более сложным.

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.

Методическое обеспечение программы.

Реализация программы основана на приобщении детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству.

Для качественного развития творческой деятельности программой предусмотрено:

  • Предоставление учащемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы.
  • Система постоянно усложняющихся заданий с разными  вариантами сложности позволяет  овладевать приемами творческой работы всеми учащимися.
  • В каждом задании предусматривается  исполнительский и творческий компонент.
  • Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.
  • Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
  • Объекты творчества  учащихся имеют значимость для них самих и для общества.
  • Промежуточный результат: название основных цветов; основные жанры изобразительного искусства; применение орнамента в жизни, его значение в художественном образе.
  • Нетрадиционные техники: Тычок жесткой полусухой кистью. Рисование пальчиками. Рисование ладошкой. Оттиск поролоном. Оттиск смятой бумагой. Восковые мелки и акварель. Свеча и акварель. Монотипия предметная. Цветной Кляксография. Кляксография с трубочкой. Набрызг. Отпечатки листьев. Тиснение. Монотипия пейзажная.

Материально-техническое обеспечение

Кабинет. Стулья ,столы компьютер, колонка. Доска

Наглядные материалы. Иллюстрации к темам.

Картинки, книжки - раскраски.

Принадлежности для аппликации: альбомные листы А-4,заготовки из бумаги, вата.

Цветная бумага и цветной картон, Клей, кисточки, краска, мягкие салфетки, ножницы.

Самоклеящаяся, гофрированная бумаги, наборы для детского творчества коробки.

Принадлежности для рисования: простые и цветные карандаши. Краски (гуаш, акварель). Листы акварельные, альбомные. Губки. Ватные палочки. Крупы (манная рисовая) И т.д.

Продолжительность реализации программы

            Программа кружка ориентирована на работу с воспитанниками в возрасте 5-7 лет и рассчитана на 7 месяцев обучения с октября по апрель. Образовательная деятельность проводится 2 раза в неделю. Продолжительность занятий составляет 30 минут.

Количество

Занятий

В неделю

В месяц

В год

2

8

56

Учебный план

Наименование разделов (дисциплин)

Кол-во часов

1

Аппликация

21

2

Декоративное рисование

24

4

Рисование нетрадиционными способами

11

Всего:

56

Календарно – тематическое планирование работы с детьми

Месяц

Тема

Задачи

Октябрь 1

«Листопад» 

Аппликация из осенних листьев. Учить детей аккуратно приклеивать засушенные листья к картону; создавать изображение листопада, продолжать знакомство с «тёплыми» цветами  (жёлтый, оранжевый, красный).

2

«Осенний букет»

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «набрызг».

Усложнение работы за счет наложения набрызга друг на друга используя разные оттенки цвета. Развивать у детей внимание, мышление, цветовое восприятие.

Воспитывать аккуратность при работе.

3

«Я шагаю по ковру из осенних листьев»

Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить

смешивать краски прямо на листьях.

4

«Ёжик»

Аппликация из семечек. Продолжать знакомить детей с нетрадиционным приемом аппликации – вклеивания силуэта семечками, передавая эффект иголок; дополняя работу различными деталями. Воспитывать любовь к животным.

5

«Мой любимый свитер»

Закрепить умение украшать свитер простым узором, используя в центре крупное одиночное украшение (цветок и др.), а по ворсу – мелкий узор в полосе.

6

«Зайчик-листопадничек» 

Аппликация ватой. Учить детей наклеиванию ватой; воспитывать бережное отношение к животным; развивать интерес к окружающему.

7

«Животные, которые я придумал сам» 1 занятие

Закрепить умение работать в технике «старая форма – новое содержание». Развивать воображение.

8

«Животные, которые я придумал сам» 2 занятие

Закрепить умение работать в технике «старая форма – новое содержание». Развивать воображение.

Ноябрь 1

«Золотой лес»

Учить рисовать лиственные деревья пенопластом,

особенности строения ствола и кроны. совершенствовать изобразительные умения и развивать способности к созданию выразительных

образов, используя различные средства изображения

2

«Цветущий кактус»

Апликация  с разными материалами и инструментами худ. быт. показать новые способы получения .Развивать

творческое воображение.

3

«Ветка рябины» 

Аппликация из скатанных салфеток. Учить детей скатывать шарики одинаковой величины.

4

«Аисты»

Учить рисовать кистью и гуашью; аккуратно закрашивать в пределах контур, накладывать одну краску на другую по высыханию. Создавать выразительный образ.

5

«Мой любимый чайник»

Знакомить с техникой рисования, развивать воображение и инициативу. Закрепить умение украшать

предмет различными печатками.

6

Дымковская игрушка.

Закрепить умения рисовать с помощью силуэта, украшать печатками. Развивать умения передавать колорит.

7

«Букет для мамы» 

Объёмная аппликация. Учить детей создавать объёмные цветы; закреплять умение вырезать из бумаги, сложенной в несколько раз; развивать чувство композиции; учить самостоятельно придумывать композицию; воспитывать желание делать приятное близким..

8

«Сказочные цветы»

Закрепить умение и навыки рисовать необычные цветы, используя разные приёмы работы восковыми мелками. Развивать воображение, чувство ритма, цветовосприятие.

Декабрь 1

«Пингвины в Арктике»

Познакомить детей с новой техникой – «тампонирование». Учить, наиболее выразительно, отображать в рисунке

облик птиц. Умение применять в одной работе разные техники. Познакомить с пингвинами, средой их обитания. Развивать воображение, творчество.

2

«Объемные снежинки»

Учить детей делать объёмную снежинку, соединять части. Развивать творческое воображение, фантазию, воспитывать художественный вкус, терпение, внимание, наблюдательность.

3

«Северное сияние»

Продолжать знакомить детей с техникой «ниткография». Развивать цветовое восприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания, развивать фантазию, творческое мышление.

4

«Мои любимые снежинки»

Учить украшать тарелочки узором из снежинок различной формы и размера. Упражнять в рисовании концом кисти.

Закрепить умение смешивать в мисочке белую гуашь с синей.

Развивать воображение, чувство композиции.

5

«Мастерская Деда Мороза»

Воспитывать интерес к творчеству. Способствовать развитию - творческого воображения,  мышления, художественно-эстетических навыков, мелкой моторики, глазомера, внимания.

6

«Ёлочка» 

Поделка из бумаги. Учить технике обматывания креповой бумагой равномерно вокруг конуса. Развивать воображение

7

Узоры на окне

Отрабатывать технику закрашивания. Продолжать закреплять правильно держать кисть и набирать краску, развивать творческие способности и воображение

8

«Новогодняя открытка» 

Объёмная аппликация. Продолжать учить детей делать объёмную аппликацию; развивать чувство композиции; воспитывать желание делать приятное близким.

мазками изображать перья; воспитывать любовь и заботу о зимующих птицах; радоваться

полученному результату.

Январь 1

«Семья снеговиков»

Объемная аппликация. Создать радостное, настроение, вызвать положительные эмоции у детей. Продолжать развивать фантазию и образное мышление.

2

«Зимние цветы»

Совершенствования                двух техник - «примакивание кистью», и рисование ватными палочками. Учить создавать рисунок пользуясь ощущениями от просматриваемых картин. Закреплять умение пользоваться знакомыми видами техники, для создания изображения, развивать цветовое восприятие, чувство композиции.

3

«Узоры на тарелочке» «Снегири»

Аппликация из ватных дисков. Учить детей аккуратно наклеивать детали, пользоваться клеем, закреплять знание геометрических фигур

4

«Снеговик»

Учить передавать образ снеговика        техникой пластилинографией. Развивать чувство композиции.

5

«Сказочная Жар – птица»

Познакомить с народными традициями в изображении птиц, научить рисовать предметы сложной формы от общего к деталям.

6

«Зимнее дерево»

Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения. Продолжать развивать фантазию и воображение детей. Закрепить навыки рисования красками, умение смешивать на палитре краску для получения нужного оттенка.

7

Царь зверей» 

Аппликация из скатанных салфеток.  Продолжать учить детей скатывать шарики одинаковой величины и последовательно располагать их на трафарете; воспитывать аккуратность в работе с клеем и салфеткой.

8

«Зимний пейзаж»

Учить детей пользоваться новой техникой для создания фона используя целлофановый пакет. Закреплять умение самостоятельно выбирать сюжет для законченности изображения и целостности композиции. Развивать воображение и творчество.

Февраль 1

«Золотая рыбка»

Вызвать интерес к изображению. Учить обводить пальцы руки, простым карандашом, дорисовывать необходимые детали

2

«Снегирь»

Апликация . Учить аккуратно вырезать по трафарету.Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное.

3

«Волшебница- зима»

Учить эстетическому восприятию природы, средствам передачи выразительности пейзажа проявлять творчество, фантазию.

4

«Полосатая зебра»

Учить создавать оригинальный образ зебры в полосатой «тельняшке» с помощью рисования

5

«Черепахи»

Воспитывать эстетическое восприятие природы: учить изображать                животных, развивать цветовосприятие и чувство        композиции. Совершенствовать умения в техниках, учить изображать животных                        наиболее выразительно.

6

«Открытка для папы»

Учить задумывать содержание открытки, использовать разнообразные приёмы вырезания. Учить красиво располагать изображение на листе. средства графики (пятно, штрих, линия). Учить продумывать расположение рисунка  на  лице.  Закреплять умение пользоваться такими материалами как гуашь.

7

«Военная техника» 

Учить соединять детали способом склеивания, создавать композицию. Развивать конструктивные способности.

8

«Превращение ладошки»

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение и творчество.

Март 1

Открытка для мамы.

Учить рисовать различные цветы, использовать различные техники. Учить украшать цветами открытку. Закрепить умение        пользоваться знакомыми техниками.

2

«Чудесный букет»

Закрепить знание детей о симметричных и несимметричных предметах, навыки рисования гуашью. Учить изображать букет в технике монотипии.

3

«Ранняя весна»

Учить рисовать состояние погоды, совершенствовать цветовосприятие отбором оттенков Научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере.

4

Петушок– золотой гребешок.

Аппликация. Знакомство с народными традициями изображения птиц, формировать умения и навыки изображать их сложные формы.

5

«Скворцы прилетели»

Аппликация из бумажных кругов. Продолжать учить выполнять аппликацию с помощью шаблонов. Дополнять необходимыми деталями

6

«Пушистый котенок»

Продолжать учить рисовать пастель по затонированой бумаге.         Учить, наиболее выразительно, отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции.

7

«Мухомор - красавец» 

Аппликация из яичной скорлупы. Продолжать учить детей наклеивать яичные скорлупки на картон; развивать мелкую моторику; воспитывать аккуратность.

8

«Весеннее дерево»

Учить детей использовать две техники в одной работе, восковые мелки + акварель и набрызг. Продолжать обучать особенностям изображения объектов с помощью техники «набрызг», развивать мелкую моторику, цветовое восприятие, эстетические восприятие.

Апрель 1

«Аквариум»

Знакомство с художественными техниками. Продолжать учить детей обводить руку простым карандашом, дорисовывать необходимые детали.

2

«Космос» 

Аппликация манкой. Учить детей аппликации манной крупой; развивать мелкую моторику рук; развивать аккуратность в работе с крупой и клеем; воспитывать интерес к природе.

3

«Космос»

Развивать фантазию, использовать выразительные средства знакомых техник рисования

4

«Космические гости»

Развивать фантазию, использовать выразительные средства знакомых техник рисования

5

«Весёлая овечка» 

Аппликация из салфеток. Закрепить умение детей скатывать шарики из салфеток; развивать мелкую моторику рук; развивать аккуратность в работе с крупой и клеем; воспитывать интерес к животным.

6

«Мишка

Учить рисовать медведя по изображению.

7

«Мой маленький друг»

Учить рисовать собак, расширять знания о домашних животных. Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Учить имитировать шерсть животного, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги.

8

«Голубь мира»»

Учить самостоятельно вырезать голубя, используя шаблон. Вызвать у детей интерес к созданию подарков ветеранам войны и тыла. Воспитывать аккуратность в выполнении работы и осторожность в использовании инструментов.

Всего

56

Список используемой литературы

1.Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду. М., 2004.

2.Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. М., 1982.

3.Ильина А. Рисование нетрадиционными способами. Дошкольное воспитание, 2004, №2.

4.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. М., 1982.

5.Малокомплектный детский сад (старшая разновозрастная группа): Пособие для воспитателя детского сада. Под ред. Васильевой М.А. М.: Просвещение, 1988.

6.100 000 развивающих занятий с детьми 5-6 лет. Под ред. Парамоновой Л.A.. М.: OJIMA Медиа Групп, 2006.

7.  Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006.

Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий. /Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.

8.  Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.

9..  Цветные ладошки Е.Лыковой

10. Ручной труд под редакцией И.Климовой, Москва «Мозаика-Синтез, 2006г

 11. Мозаика из круп и семян Г.И. Перевертень, Издательство «Сталкер», 2006г.

12. Поделки из природного материала»/авт.-сост. О.В. Белякова. – АСТ Москва, 2009г

13. О.Соболева Фигурки и игрушки из бумаги и яиц

14. Аппликация из ткани/автор-сост.С.С. Пискултга,. – Волгоград, 2015

 15. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности «Пластилиновая Бусинка»

«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности«Пластилиновая Бусинка»Программа разработана в соответствии с требованиями программы «От рождения...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» (квиллинг)

Программа "Волшебный завиток направлена на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники «бумагокручение», как художе...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно – эстетической направленности «Фантазия» Возраст учащихся: 4 - 5 лет

Характеристика программыпо типовому признакумодифицированнаяпо основной направленностихудожественно – эстетической по уровню освоенияознакомительныйпо образовательным областямХудожественно &nda...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно – эстетической направленности «Фантазия» Возраст учащихся: 4 - 5 лет

Характеристика программыпо типовому признакумодифицированнаяпо основной направленностихудожественно – эстетической по уровню освоенияознакомительныйпо образовательным областямХудожественно &nda...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно – эстетической направленности «Фантазия» Возраст учащихся: 4 - 5 лет

Характеристика программыпо типовому признакумодифицированнаяпо основной направленностихудожественно – эстетической по уровню освоенияознакомительныйпо образовательным областямХудожественно &nda...

Дополнительная общеобразовательная - общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста «Бумажные фантазии»

Цель программы – ознакомление детей с  искусством оригами,  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через обучение основам хореографического искусства.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольног...