Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бумажные фантазии»
методическая разработка по аппликации, лепке

Гурина Ольга Геннадиевна

Программа нацелена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Ребенок узнает мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребенка в этом важнейшем для его развития деле, является – работа с бумагой. В настоящее время многие увлекаются складыванием из бумаги. Меня, как педагога, заинтересовал этот вид деятельности потому, что в процессе этой работы у детей развивается ручная умелость, зрительная координация, готовность руки к письму. Развивается пространственное воображение, появляется интерес к познанию окружающего мира. Этот вид творчества развивает логику, фантазию, память.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_bumazhnye_fantazii.docx94.34 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 16 ГОРОДА КРОПОТКИН МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН

Принята на заседании                                                              Утверждаю:

педагогического совета                                                          Заведующий МБДОУ д/с №16

от "__"____________20__г.                                           __________ Авилова Е.И.

Протокол № ______                                                                  от «___» ________ 20___г.

                                                                                         Приказ № _____

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ»

(наименование объединения)

Уровень программы: ознакомительный

Срок реализации программы:1год (66 ч.)

Возрастная категория: от 4 до 5 лет

Форма обучения: очная

Вид программы: модифицированная

Программа реализуется на внебюджетной основе

ID-номер Программы в Навигаторе: _______

Составитель:

                                                                                     Гурина Ольга Геннадиевна

                                                                                                              воспитатель                

г. Кропоткин, 2024 год

ПАСПОРТ

дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы

«Бумажные фантазии» художественной направленности

Наименование муниципалитета

Муниципальное образование Кавказский район

Наименование организации, ФИО руководителя, контактные данные

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16 города Кропоткин, Авилова Елена Игорьевна, телефон: 8(86138) 4 04 26

еmail: mdou-16kvz@mail.ru

ID-номер программы в АИС «Навигатор»

Полное наименование программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бумажные фантазии»

Механизм финансирования (бюджетная основа, внебюджетная основа)

Программа реализуется на внебюджетной основе

ФИО автора (составителя) программы

Гурина Ольга Геннадиевна

Краткое описание программы

Программа «Бумажные фантазии» является программой общеразвивающей направленности. Программа нацелена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Форма обучения

очная

Уровень содержания (ознакомительный, базовый, углубленный)

ознакомительный

Продолжительность освоения (объём)

1 год (66 часов)

Возрастная категория учащихся

4-5 лет

Цель программы

Создание оптимальных условий для формирования художественно — творческих способностей каждого ребенка, обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений в процессе работы с бумагой.

Задачи программы

Задачи:

Предметные:

  • формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;
  • познакомить с правилами техники безопасности при работе с разнообразными материалами и инструментами;
  • обучение основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок);
  • выработка умения работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;
  • обучение работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции);
  • обогащение сенсорных впечатлений (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги).

Метапредметные:

  • развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер;
  • развитие речевых навыков;
  • развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия.

Личностные:

  • воспитание навыков аккуратной работы с бумагой;
  • воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

Ожидаемые результаты

Предметные результаты освоения программы учащимися:

  • умеют передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;
  • знают правила техники безопасности при работе с разнообразными материалами и инструментами;
  • владеют основными приемами в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок);
  • умеют работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;
  • сформированы умения работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции);
  • обогащены сенсорные впечатления (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги).

Метапредметные:

  • развита мелкая моторика, координация движений рук, глазомер;
  • развиты речевые навыки;
  • развита творческая фантазия, эстетическое и цветовое восприятие.

Личностные:

  • имеют навыки аккуратной работы с бумагой;
  • активно участвуют в создании индивидуальных и коллективных работ.

Особые условия (доступность для детей с ОВЗ)

Программа предусматривает обучение детей с ОВЗ, ТЖС, одаренных, детей-инвалидов, детей с ООП.

Возможность реализации в сетевой форме

Невозможна реализация программы в форме сетевого взаимодействия.

Материально-техническая база

Учебный кабинет для занятий, доска рабочая; рабочие столы, стулья;

Оборудование:

- бумага разных цветов, картон (цветной и белый), бумажные салфетки

- гуашь, акварель,

- кисти, подставки под кисти

- стаканчики для воды

- карандаши цветные, простой карандаш, мелки восковые

- клей ПВА

- ножницы

- ластик

- ватные диски

- влажные салфетки.

Введение:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бумажные фантазии» (далее – Программа) реализует задачи художественно-эстетического развития детей и ориентирована на развитие их творческих способностей.

        Ребенок узнает мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребенка в этом важнейшем для его развития деле, является – работа с бумагой.

        Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, бумажные салфетки, ватные диски и т.д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки.

        Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.

        В настоящее время многие увлекаются складыванием из бумаги. Меня, как педагога, заинтересовал этот вид деятельности потому, что в процессе этой работы у детей развивается ручная умелость, зрительная координация, готовность руки к письму. Развивается пространственное воображение, появляется интерес к познанию окружающего мира. Этот вид творчества развивает логику, фантазию, память.

Данная общеобразовательная программа разработана на основе нормативных документов:

  1. Указ президента Российской Федерации от 07.05.2018г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
  4. Национальный проект «Образование» (2019-2024).
  5. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» (2019-2024).
  6. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года.
  7. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
  9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
  10. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 года № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».
  11. Методические рекомендации по формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно-технологического и культурного развития страны, письмо Минпросвещения России от 29 сентября 2023 г. №АБ-3935/06.
  12. Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий, письмо Минпросвещения России от 7 мая 2020 г.№ВБ-97/04.
  13. Проектирование и экспертирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: требования и возможность вариативности: учебно-методическое пособие / И.А. Рыбалёва. -  Краснодар: Просвещение-Юг, 2019г.
  14. Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №16 города Кропоткин муниципального образования Кавказский район.

  1. Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты»

  1. 1.1.Пояснительная записка

  • Направленность

Программа имеет художественную направленность, реализует задачи художественно-эстетического развития детей и ориентирована на развитие их творческих способностей. Программа развивает в обучающихся нестандартность мышления, самостоятельность и инициативность в реализации творческих замыслов, индивидуальность.

  • Новизна

Новизной и отличительной особенностью занятий по Программе является то, что в ней предоставляется возможность действовать с разнообразными по качеству и свойствам материалами, раскрывается возможность использования хорошо знакомых бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, в способах изображения (достаточно простых по технологии), нет жёсткой заданности и строгого контроля, зато есть творческая свобода и подлинная радость, результат обычно очень эффектный.

           Аппликация (техника бумажная пластика) – это синтез разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги. Изображения в бумажной пластике выполняются в полу объёмном варианте, все части и детали наклеиваются на картон, который служит цветовым фоном, что позволяет детям создавать яркие индивидуальные и коллективные композиции.

          В программе прослеживаются меж предметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы материаловедения, дети пользуются знаниями, полученными в непосредственно – организованной деятельности образовательной области «Коммуникация. Речевое развитие». При выполнении изделий по готовым схемам, работе над композицией применяются знания из областей «Художественное творчество. Рисование», «Познание. Математическое развитие».

Периодическая организация выставок, участие детских работ в конкурсах различного уровня дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.

  • Актуальность

           Работа кружка в первую очередь связана с возможностью использования его как средства развития мелкой моторики рук. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. И это обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, координацию мелких движений пальцев. Как известно, всё это стимулирует развитие речи у детей. Кроме того, для детей младшего возраста тренировка пальцев важна с точки зрения выработки основных элементарных умений, таких, как одевание и раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование ложкой, ножницами.

          Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается).

          Кроме того, обучение по Программе может мотивировать обучающихся к саморазвитию, помочь в выборе занятий другими видами творчества.

  • Педагогическая целесообразность программы состоит в развитии интересов детей, расширении их деятельности, овладении общетрудовыми умениями, развитии и совершенствовании зрительно-моторной координации, особенно в развитии мелких мышц кистей рук.                          Работа с бумагой не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогает ребёнку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать. Специфика искусства, особенности языка различных его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обученияи развития подрастающего поколения.
  • Отличительные особенности

Отличительной особенностью Программы является создание и использование эмоционального фактора для наилучшего усвоения материала. Эмоционально окрашенные факты запоминаются детьми прочнее и на более длительный срок, чем факты, им безразличные. Если же в процессе умственной деятельности у дошкольника не возникает эмоционального отношения, то нередко это приводит к угасанию познавательных интересов, к ослаблению интеллектуальных чувств.

Еще одной отличительной особенностью данной программы заключается в том, что все занятия построены по принципу от простого к сложному. Поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего потолка, ребенок развивается наиболее успешно. А также каждое последующее занятие отличается постепенным увеличением объема работы, что развивает в каждом ребенке усидчивость и умение доводить начатое дело до конца.

Для усиления эмоционального воздействия, занятия целесообразно проводить с группой не менее 10 человек. Это связано с такой психологической особенностью дошкольников, как «эмоциональная заразительность».

Для наибольшей эффективности обучения используются современные

образовательные технологии:

традиционные, комбинированные и практические; игры, конкурсы, занятие-игра, творческая мастерская и другие.

           Адресат программы

В обучении по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Бумажные фантазии» могут быть приняты все желающие от 4 до 5 лет, в эту категорию также входят дети с особыми образовательными потребностями; дети, находящиеся в тяжелой жизненной ситуации; одаренные дети; дети с ограниченными возможностями здоровья; дети-инвалиды.

В этот период дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получает благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы. Ребенок этого возраста умеет правильно держать ножницы и действовать ими; резать по диагонали квадрат и четырёхугольник; вырезать круг из квадрата, овал из четырёхугольника; делать косые срезы; раскладывать и наклеивать предметы, состоящие из отдельных частей; составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе, квадрате, круге; чередовать их по цвету, форме, величине и последовательно наклеивать.

В 4-5 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление и представление о свойствах различных предметов и явлений. Активно развиваются воображение и художественные способности.

Количество детей в группе от 10 до 12 человек.

  • Уровень программы, объем и сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы.

Уровень программы - ознакомительный. Предполагает развитие мотивации к работе с бумагой и минимальную сложность материала.

Объем программы: 66 ч.

Срок реализации программы: 1год.

Программа предусматривает изучение необходимых теоретических сведений по аппликации. Содержание теоретических сведений согласовывается с характером практических работ по каждой теме. На теоретическую часть отводится не более 30% общего объема времени. Остальное время посвящается практической работе. Теория преподносится в форме беседы, сопровождающейся показом приемов работы и ответами на вопросы детей.

  • Форма обучения: очная.
  • Режим занятий

Занятия планируются в соответствии с расписанием во второй половине дня 2 раза в неделю по 1 академическому часу (20 минут). Во время занятия проводятся физкультурные и релаксационные паузы: упражнения для глаз, для осанки, упражнения для кисти рук.

  • Особенности организации образовательного процесса: подгрупповая.

Принцип формирования групп по возрасту.

Работа организована вне основной работы детского сада по освоению детьми образовательной области «художественно-эстетическое развитие».

Состав группы: постоянный.

     Форма организации занятий: Групповая форма с ярко выраженным индивидуальным подходом.

Виды занятия: практические занятия, выполнение самостоятельной работы, выставки.

  1. 1.2. Цель и задачи программы

Цель программы: Создание оптимальных условий для формирования художественно — творческих способностей каждого ребенка, обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений в процессе работы с бумагой.

Задачи программы:

Предметные:

  • формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;
  • познакомить с правилами техники безопасности при работе с разнообразными материалами и инструментами;
  • обучение основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок);
  • выработка умения работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;
  • обучение работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции);
  • обогащение сенсорных впечатлений (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги).

Метапредметные:

  • развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер;
  • развитие речевых навыков;
  • развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия.

Личностные:

  • воспитание навыков аккуратной работы с бумагой;

воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

  1. 1.3. Содержание программы

  2. 1.3.1. Учебный план

  3. программы дополнительного образования

  4. «Бумажные фантазии»

Название раздела

Количество академических часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1.

«Аппликация из готовых элементов»

10

3

7

Практическое

задание, педагогическое наблюдение

2.

«Обрывная аппликация»

8

2

6

Практическое

задание,  педагогическое наблюдение

3.

«Аппликация из бумаги и ватных дисков»

8

2

6

Практическое

задание, педагогическое наблюдение

4.

«Аппликация из геометрических фигур»

15

5

10

Практическое

задание, педагогическое наблюдение

5.

«Аппликация из салфеток»

8

2

6

Практическое

задание, педагогическое наблюдение

6.

«Оригами»

9

3

6

Практическое

задание, педагогическое наблюдение

7.

«Объемная аппликация»

8

2

6

Практическое

задание, педагогическое наблюдение

Итого:

66

19

47

Учитывая интересы и пожелания детей, педагог оставляет за собой право поменять темы некоторых занятий на более близкие и интересные детям данной группы.

1.3.2. Содержание учебного плана программы дополнительного образования «Бумажные фантазии»

Организационное занятие.

Тема 1. «Волшебство из бумаги».

Теория: Знакомство с рабочими материалами, техникой безопасности при работе те с ними, знакомство с правилами поведения на занятии. Знакомство со свойствами бумаги: мнется, рвется, складывается и т. д.; беседа на тему «Для чего еще нам нужна бумага?».

Практика: Выполнение различных действий с бумагой.

Раздел 1. «Аппликация из готовых элементов».

 Тема 2. «Забавные деревья».

Теория: Знакомство с техникой «аппликация из готовых элементов». Наблюдение за осенними деревьями. Рассматривание иллюстраций «Золотая осень». Чтение стихотворения Г. Мюллер «Наше дерево», А. Плещеев «Осенняя песенка».

Практика: Выполнение аппликации «Забавные деревья».

Тема 3. «Осенний букет из листьев».

Теория: Знакомство (продолжение) с техникой «аппликация из готовых элементов». Наблюдение за листопадом. Рассматривание иллюстраций «Деревья и кустарники в разные времена года».  Чтение стихотворения И. Токмакова «Осень».

Практика: Выполнение аппликации «Осенний букет из листьев».

 Тема 4. «Грибная полянка».

Теория: Знакомство (продолжение) с техникой «аппликация из готовых элементов». Рассматривание иллюстраций «Грибы». Уточнение представлений о строении грибов.

Практика: Выполнение аппликации «Грибная полянка».

Тема 5. «Осенний дождик».

Теория: Знакомство (продолжение) с техникой «аппликация из готовых элементов». Наблюдение за дождем. Рассматривание иллюстраций по теме «Приметы осени». Чтение потешек. Слушание музыкальных произведений об осени: «Дождик», «Непогода».

Практика: Выполнение аппликации «Осенний дождик».

Тема 6. «Разноцветный зонтик».

Теория: Закрепление техники «аппликация из готовых элементов». Рассматривание разных зонтов. Беседа о дожде и дождливой погоде, о помощи зонтов в жизни людей.

Практика: Выполнение аппликации «Разноцветный зонтик».

Тема 7. «Собираем урожай».

Теория: Закрепление техники «аппликация из готовых элементов». Рассматривание иллюстраций «Что растет в огороде». Беседа о пользе овощей.

Практика: Выполнение аппликации «Собираем урожай».

Тема 8. «Заготовки на зиму».

Теория: Закрепление техники «аппликация из готовых элементов». Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин», «Фруктовая лавка». Дидактическая игра «Парные картинки». Отгадывание загадок по теме «Овощи и фрукты».

Практика: Выполнение аппликации «Заготовки на зиму».

Тема 9. «Белочка делает запасы на зиму».

Теория: Закрепление техники «аппликация из готовых элементов». Рассматривание иллюстраций «Дикие животные».

Практика: Выполнение аппликации «Белочка делает запасы на зиму».

Тема 10. Коллективная работа «Осенний лес».

Теория: Закрепление техники «аппликация из готовых элементов». Наблюдение за листопадом. Рассматривание иллюстраций об осени: Левитан И.И. «В лесу осенью», Шишкин И.И. «Осень». Чтение стихов об осени.

Практика: Выполнение аппликации «Осенний лес».

Раздел 2. «Обрывная аппликация».

 Тема 11. «Флаг России».

Теория: Знакомство с техникой «обрывная аппликация». Просмотр презентации «Наша Родина-Россия».

Практика: Выполнение аппликации «Флаг России».

Тема 12. «Березка в желтом сарафане».

Теория: Знакомство (продолжение) с техникой «обрывная аппликация». Наблюдение за осенней березкой. Рассматривание иллюстраций «Золотая осень».

Практика: Выполнение аппликации «Березка в желтом сарафане».

Тема 13. «Ежик».

Теория: Закрепление техники «обрывная аппликация». Рассматривание иллюстраций «Дикие животные». Дидактическая игра «У кого кто?».

Практика: Выполнение аппликации «Ежик».

Тема 14. «Волшебный цветок для любимой мамочки».

Теория: Закрепление техники «обрывная аппликация». Наблюдение за осенними цветами. Рассматривание предметных картинок с цветами.

Практика: Выполнение аппликации «Волшебный цветок для любимой мамочки».

Раздел 3. «Аппликация из бумаги и ватных дисков».

Тема 15. «Белоснежная зима».

Теория: Знакомство с техникой «аппликация из бумаги и ватных дисков». Наблюдение «Белоснежная зима». Рассматривание зимнего пейзажа И. Шишкина «Зима». Чтение стихотворения И. Сурикова «Зима». Отгадывание загадок по теме «Зима».

Практика: Выполнение аппликации «Белоснежная зима».

Тема 16. «Белые медведи на Северном полюсе».

Теория: Знакомство (продолжение) с техникой «аппликация из бумаги и ватных дисков». Чтение сказок народов Севера.

Практика: Выполнение аппликации «Белые медведи на Северном полюсе».

Тема 17. «Вьюга в зимнем лесу».

Теория: Знакомство (продолжение) с техникой «аппликация из бумаги и ватных дисков». Наблюдение за погодой. Рассматривание иллюстраций о зиме художника В. Васнецова. Беседа на тему «Приметы зимы».

Практика: Выполнение аппликации «Вьюга в зимнем лесу».

Тема 18. Коллективная работа «Новогодняя елочка».

Теория: Закрепление техники «аппликация из бумаги и ватных дисков». Наблюдение за соснами и елями на участке. Рассматривание иллюстраций на тему «Новый год!».

Практика: Выполнение аппликации «Новогодняя елочка».

Раздел 4. «Аппликация из геометрических фигур».

Тема 19. «Узор на варежках».

Теория: Знакомство с техникой «аппликация из геометрических фигур». Рассматривание иллюстраций «Какие разные варежки». Беседа на тему «Зачем нам нужны варежки?». Дидактическая игра «Продолжи узор».

Практика: Выполнение аппликации «Узор на варежках».

Тема 20. «Слепим снеговика».

Теория: Знакомство (продолжение) с техникой «аппликация из геометрических фигур». Дидактическая игра «Геометрические фигуры».

Практика: Выполнение аппликации «Слепим снеговика».

 Тема 21. «Веселые коньки».

Теория: Знакомство (продолжение) с техникой «аппликация из геометрических фигур». Беседа на тему «Зимние забавы». Просмотр фрагмента видео «Учимся кататься на коньках». Чтение стихотворения Е. Русакова «Зима».

Практика: Выполнение аппликации «Веселые коньки».

Тема 22. «Животный мир севера».

Теория: Знакомство (продолжение) с техникой «аппликация из геометрических фигур», закрепление техники «аппликация из бумаги и ватных дисков». Рассматривание иллюстраций «Животные Крайнего Севера».

Практика: Выполнение аппликации «Животный мир севера».

Тема 23. «Мебель для Кота Леопольда».

Теория: Знакомство (продолжение) с техникой «аппликация из геометрических фигур». Знакомство с техникой безопасности при работе с ножницами. Рассматривание предметных картинок «Мебель». Беседа на тему «Зачем нам нужна мебель». Отгадывание загадок по теме «Мебель».

Практика: Выполнение аппликации «Мебель для Кота Леопольда».

Тема 24. «Чаепитие».

Теория: Знакомство (продолжение) с техникой «аппликация из геометрических фигур». Рассматривание предметных картинок «Посуда».  Отгадывание загадок на тему «Посуда».

Практика: Выполнение аппликации «Чаепитие».

Тема 25. «Снежинки».

Теория: Закрепление техники «аппликация из геометрических фигур». Наблюдение за снегопадом. Рассматривание картин с зимним пейзажем. Чтение сказки И. Ревю «Снежинки».

Практика: Выполнение аппликации «Снежинки».

Тема 26. Сосульки на крыше».

Теория: Закрепление техники «аппликация из геометрических фигур». Наблюдение за сосульками. Заучивание стихотворения

Л. Громовой «Не плачь, сосулька!».

Практика: Выполнение аппликации «Сосульки на крыше».

Тема 27. «Грузовик».

Теория: Закрепление техники «аппликация из геометрических фигур». Наблюдение за транспортом. Сюжетно-ролевая игра «Шоферы».

Практика: Выполнение аппликации «Грузовик».

 Тема 28. «Карнавальные маски».

Теория: Закрепление техники «аппликация из геометрических фигур». Просмотр презентации «Какие бывают маски».

Практика: Выполнение аппликации «Карнавальные маски».

Тема 29. «Необычные матрешки».

Теория: Закрепление техники «аппликация из геометрических фигур». Закрепление правил безопасности при работе с ножницами. Игры с матрешкой. Дидактическая игра «Собери узор».

Практика: Выполнение аппликации «Необычные матрешки».

Тема 30. «Игрушка-свистулька».

Теория: Закрепление техники «аппликация из геометрических фигур». Рассматривание иллюстраций «Старинные народные игрушки». Чтение произведений устного народного творчества (потешки).

Практика: Выполнение аппликации «Игрушка-свистулька».

Тема 31. Коллективная работа «Летят самолеты».

Теория: Закрепление техники «аппликация из геометрических фигур». Рассматривание изображений воздушной военной техники. Сюжетно-ролевая игра «Мы пилоты».

Практика: Выполнение аппликации «Летят самолеты».

Раздел 5. «Аппликация из салфеток».

Тема 32. «Букет цветов в подарок маме».

Теория: Знакомство с техникой «аппликация из салфеток». Наблюдение «Природа просыпается». Рассматривание иллюстраций «Весенние цветы». Практика: Выполнение аппликации «Букет цветов в подарок маме».

Тема 33. «Подснежники».

Теория: Знакомство (продолжение) с техникой «аппликация из салфеток». Ситуативная беседа о приметах весны. Рассматривание иллюстраций по теме «Весна», «Весенние цветы». Чтение стихотворения Т. Казырина «Подснежники».

Практика: Выполнение аппликации «Подснежники».

Тема 34. «Весеннее солнышко».

Теория: Знакомство (продолжение) с техникой «аппликация из салфеток». Наблюдение за солнышком.  Чтение словацкой сказки «У солнышка в гостях». Практика: Выполнение аппликации «Весеннее солнышко».

Тема 35. «Веточка вербы».

Теория: Закрепление техники «аппликация из салфеток». Наблюдение за вербой. Рассматривание иллюстраций на тему «Природа весной». Дидактическая игра «Когда это бывает?».

Практика: Выполнение аппликации «Веточка вербы».

Раздел 6. «Оригами».

 Тема 36. «Клоун».

Теория: Знакомство с техникой «оригами», закрепление техники «аппликация из геометрических фигур». Рассматривание схем последовательности выполнения работы. Просмотр презентации «В цирке». Чтение стихов по теме «Цирк».

Практика: Выполнение аппликации «Клоун».

Тема 37. «Ракета в звездном небе».

Теория: Знакомство (продолжение) с техникой «оригами», закрепление техники «аппликация из геометрических фигур». Рассматривание схем последовательности выполнения работы. Беседа «День космонавтики». Практика: Выполнение аппликации «Ракета в звездном небе».

 Тема 38. «Кораблик».

Теория: Знакомство (продолжение) с техникой «оригами». Рассматривание схем последовательности выполнения работы. Просмотр мультфильма «Кораблик» по сказке В. Сутеева. Прослушивание песни В. Шаинского «Белые кораблики.

Практика: Выполнение аппликации Кораблики».

Тема 39. «Рыбка».

Теория: Закрепление техники «оригами». Рассматривание схем последовательности выполнения работы. Рассматривание иллюстраций «Рыбы», «Речные обитатели». Дидактические игры «Подбери признак и действие», «Один-много».

Практика: Выполнение аппликации «Рыбка».

Тема 40. «Кактус в горшочке».

Теория: Закрепление техники «оригами», закрепление техники «аппликация из геометрических фигур». Рассматривание схем последовательности выполнения работы. Рассматривание комнатных растений в уголке природы. Отгадывание загадок о комнатных растениях.

Практика: Выполнение аппликации «Кактус в горшочке».

Тема 41. «Пилотка».

Теория: Закрепление техники «оригами». Рассматривание схем последовательности выполнения работы. Рассматривание иллюстраций «Военные профессии».

Практика: Выполнение аппликации «Пилотка».

Раздел 7. «Объемная аппликация».

 Тема 42. «День Победы».

Теория: Знакомство с техникой «объемная аппликация». Беседа о Великой Отечественной войне.

Практика: Выполнение аппликации «День Победы».

Тема 43. «Муравейник».

Теория: Знакомство (продолжение) с техникой «объемная аппликация». Чтение рассказа А. Тамбиев «Кто живет в муравейнике.

Практика: Выполнение аппликации «Муравейник».

Тема 44. «Коллективная работа «Пчелки в улье».

Теория: Закрепление техники «объемная аппликация». Рассматривание иллюстраций «Насекомые».

Практика: Выполнение аппликации «Пчелки в улье».

Тема 45. «Итоговое занятие. Выставка рисунков».

Теория: Подведение итогов года.

Практика: Представление работ учащихся.

  1. 1.4. Планируемые результаты

Предметные результаты освоения программы учащимися:

  • умеют передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;
  • знают правила техники безопасности при работе с разнообразными материалами и инструментами;
  • владеют основными приемами в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок);
  • умеют работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;
  • сформированы умения работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции);
  • обогащены сенсорные впечатления (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги).

Метапредметные:

  • развита мелкая моторика, координация движений рук, глазомер;
  • развиты речевые навыки;
  • развита творческая фантазия, эстетическое и цветовое восприятие.

Личностные:

  • имеют навыки аккуратной работы с бумагой;

активно участвуют в создании индивидуальных и коллективных работ.

  1. Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации».

  1. 2.1. Календарный учебный график

№/п

Календарные даты

Тема занятия

Колличество часов

Время проведения занятий

Форма занятий

Место проведения занятий

Форма контроля

Планир.

Фактич.

1.

01.10.24

«Волшебство из бумаги»

1

подгрупповая

Учебный кабинет

Практическое

задание, педагогическое наблюдение

2.

03.10.24

 «Забавные деревья»

(Аппликация из готовых элементов)

1

подгрупповая

Учебный кабинет

Практическое

задание, педагогическое наблюдение

3.

08.10.24

«Осенний букет из листьев»

(Аппликация из готовых элементов)

1

подгрупповая

Учебный кабинет

Практическое

задание, педагогическое наблюдение

4.

10.10.24

«Грибная полянка»

(Аппликация из готовых элементов)

1

подгрупповая

Учебный кабинет

Практическое

задание, педагогическое наблюдение

5.

15.10.24

«Осенний дождик»

(Аппликация из готовых элементов)

1

подгрупповая

Учебный кабинет

Практическое

задание, педагогическое наблюдение

6.

17.10.24

«Разноцветный зонтик»

(Аппликация из готовых элементов)

1

подгрупповая

Учебный кабинет

Практическое

задание, педагогическое наблюдение

7.

22.10.24

«Собираем урожай»

(Аппликация из готовых элементов)

1

подгрупповая

Учебный кабинет

Практическое

задание, педагогическое наблюдение

8.

24.10.24

«Заготовки на зиму»

(Аппликация из готовых элементов)

1

подгрупповая

Учебный кабинет

Практическое

задание, педагогическое наблюдение

9.

29.10.24

«Белочка делает запасы на зиму»

(Аппликация из готовых элементов)

1

подгрупповая

Учебный кабинет

Практическое

задание, педагогическое наблюдение

10.

31.10.24

Коллективная работа «Осенний лес»

(Аппликация из готовых элементов)

1

подгрупповая

Учебный кабинет

Практическое

задание, педагогическое наблюдение

11.

05.11.24

07.11.24

«Флаг России»

(Обрывная аппликация)

2

подгрупповая

Учебный кабинет

Практическое

задание, педагогическое наблюдение

12.

12.11.24

14.11.24

«Березка в желтом сарафане»

(Обрывная аппликация)

2

подгрупповая

Учебный кабинет

Практическое

задание, педагогическое наблюдение

13.

19.11.24

21.11.24

«Ежик»

(Обрывная аппликация)

2

подгрупповая

Учебный кабинет

Практическое

задание, педагогическое наблюдение

14.

26.11.24

28.11.24

«Волшебный цветок для любимой мамочки»

(Обрывная аппликация)

2

подгрупповая

Учебный кабинет

Практическое

задание, педагогическое наблюдение

15.

03.12.24

05.12.24

«Белоснежная зима»

(Аппликация из бумаги и ватных дисков)

2

подгрупповая

Учебный кабинет

Практическое

задание, педагогическое наблюдение

16.

10.12.24

12.12.24

 «Белые медведи на Северном полюсе»

(Аппликация из бумаги и ватных дисков)

2

подгрупповая

Учебный кабинет

Практическое

задание, педагогическое наблюдение

17.

17.12.24

19.12.24

«Вьюга в зимнем лесу»

(Аппликация из бумаги и ватных дисков)

2

подгрупповая

Учебный кабинет

Практическое

задание, педагогическое наблюдение

18.

24.12.24

26.12.24

Коллективная работа «Новогодняя елочка»

(Аппликация из бумаги и ватных дисков+

аппликация из готовых элементов»»

2

подгрупповая

Учебный кабинет

Практическое

задание, педагогическое наблюдение

19.

09.01.25

«Узор на варежках»

(Аппликация из геометрических фигур)

1

подгрупповая

Учебный кабинет

Практическое

задание, педагогическое наблюдение

20.

14.01.25

«Слепим снеговика»

(Аппликация из геометрических фигур)

1

подгрупповая

Учебный кабинет

Практическое

задание, педагогическое наблюдение

21.

16.01.25

«Веселые коньки»

(Аппликация из геометрических фигур)

1

подгрупповая

Учебный кабинет

Практическое

задание, педагогическое наблюдение

22.

21.01.25

23.01.25

«Животный мир севера»

(Аппликация из геометрических фигур+аппликация из бумаги и ватных дисков)

2

подгрупповая

Учебный кабинет

Практическое

задание, педагогическое наблюдение

23.

28.01.25

«Мебель для Кота Леопольда»

(Аппликация из геометрических фигур)

1

подгрупповая

Учебный кабинет

Практическое

задание, педагогическое наблюдение

24.

30.01.25

«Чаепитие»

(Аппликация из геометрических фигур)

1

подгрупповая

Учебный кабинет

Практическое

задание, педагогическое наблюдение

25.

04.02.25

«Снежинки»

(Аппликация из геометрических фигур)

1

подгрупповая

Учебный кабинет

Практическое

задание, педагогическое наблюдение

26.

06.02.25

«Сосульки на крыше»

(Аппликация из геометрических фигур)

1

подгрупповая

Учебный кабинет

Практическое

задание, педагогическое наблюдение

27.

11.02.25

«Грузовик»

(Аппликация из геометрических фигур)

1

подгрупповая

Учебный кабинет

Практическое

задание, педагогическое наблюдение

28.

13.02.25

«Карнавальные маски»

(Аппликация из геометрических фигур)

1

подгрупповая

Учебный кабинет

Практическое

задание, педагогическое наблюдение

29.

18.02.25

«Необычные матрешки»

(Аппликация из геометрических фигур)

1

подгрупповая

Учебный кабинет

Практическое

задание, педагогическое наблюдение

30.

20.02.25

«Игрушка-свистулька»

«Птичка-неваляшка»

(Аппликация из геометрических фигур)

1

подгрупповая

Учебный кабинет

Практическое

задание, педагогическое наблюдение

31.

25.02.25

27.02.25

Коллективная работа «Летят самолеты»

(Аппликация из геометрических фигур)

2

подгрупповая

Учебный кабинет

Практическое

задание, педагогическое наблюдение

32.

04.03.25

06.03.25

«Букет цветов в подарок маме»

(Аппликация из салфеток)

2

подгрупповая

Учебный кабинет

Практическое

задание, педагогическое наблюдение

33.

11.03.25

13.03.25

«Подснежники»

(Аппликация из салфеток)

2

подгрупповая

Учебный кабинет

Практическое

задание, педагогическое наблюдение

34.

18.03.25

20.03.25

«Весеннее солнышко»

(Аппликация из салфеток)

2

подгрупповая

Учебный кабинет

Практическое

задание, педагогическое наблюдение

35.

25.03.25

27.03.25

«Веточка вербы»

(Аппликация из салфеток)

2

подгрупповая

Учебный кабинет

Практическое

задание, педагогическое наблюдение

36.

01.04.25

03.04.25

«Клоун»

(Оригами+аппликация из геометрических фигур)

2

подгрупповая

Учебный кабинет

Практическое

задание, педагогическое наблюдение

37.

08.04.25

10.04.25

«Ракета в звездном небе»

(Оригами+аппликация

из геометрических фигур)

2

подгрупповая

Учебный кабинет

Практическое

задание, педагогическое наблюдение

38.

15.04.25

«Кораблик»

(Оригами)

1

подгрупповая

Учебный кабинет

Практическое

задание, педагогическое наблюдение

39.

17.04.25

«Рыбка»

(Оригами)

1

подгрупповая

Учебный кабинет

Практическое

задание, педагогическое наблюдение

40.

22.04.25

24.04.25

«Кактус в горшочке»

(Оригами+аппликация из геометрических фигур)

2

подгрупповая

Учебный кабинет

Практическое

задание, педагогическое наблюдение

41.

29.04.25

Пилотка

(Оригами)

1

подгрупповая

Учебный кабинет

Практическое

задание, педагогическое наблюдение

42.

06.05.25

08.05.25

«День Победы»

(Объемная аппликация)

2

подгрупповая

Учебный кабинет

Практическое

задание, педагогическое наблюдение

43.

13.05.25

15.05.25

«Муравьи в траве»

(Объемная аппликация)

2

подгрупповая

Учебный кабинет

Практическое

задание, педагогическое наблюдение

44.

20.05.25

22.05.25

Коллективная работа «Пчелки в улье»

(Объемная аппликация)

2

подгрупповая

Учебный кабинет

Практическое

задание, педагогическое наблюдение

45.

27.05.25

29.05.25

Итоговое занятие. Выставка рисунков.

2

подгрупповая

Учебный кабинет

Практическое

задание, педагогическое наблюдение

Итого:

66

  1. 2.2. Раздел программы «Воспитание»

Обучение и воспитание по программе «Бумажные фантазии» объединяются в целостный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Ведущей в воспитательном процессе является игровая деятельность, которая на занятиях используется как эффективное средство и метод развития, воспитания и обучения. Приоритет отдается творческим играм (игры с элементами художественно деятельности) и игры с правилами (дидактические).

Отдельное внимание уделяется самостоятельной деятельности обучающихся. Ее содержание и уровень зависят от опыта детей, запаса знаний, умений и навыков, уровня развития творческого воображения, самостоятельности, инициативы. Организованное проведение этой формы работы обеспечивается как непосредственным, так и опосредованным руководством со стороны руководителя.

Значительное внимание в воспитании детей уделяется труду, как части нравственного становления. Воспитательная деятельность направлена на формирование эмоциональной готовности к труду (подготовка и уборка рабочего места, желание выполнить творческое задание аккуратно, качественно, не торопясь).

Важным аспектом является индивидуальный и дифференцированный подходы к детской личности (учет интересов, предпочтений, способностей, усвоенных умений, личностных симпатий) и моральная мотивация детского творчества.

Цель воспитательной работы – создание благоприятных условий для становления духовно-нравственной, творческой личности.

Задачи:

- создание благоприятных условий развития обучающихся через организацию разнообразной творческой деятельности;

- развитие социальной активности обучающихся через участие в выставках, конкурсах;

- формирование социокультурной среды (социокультурные события, значимые как для детей, так и для родителей и педагогов; принципы, нормы и правила взаимодействия и стиля отношений между всеми участниками педагогического процесса;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи (повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития творческого потенциала обучающихся).

Формы и методы воспитания. Воспитательная работа направлена на формирование и развитие у детей индивидуальных способностей, объективных представлений о мире, окружающей действительности, внутренней мотивации к творческой деятельности, познанию, нравственному поведению. Формированию, перечисленных качеств, способствует свободный выбор педагогом различных форм и методов воспитательной деятельности.

В данной программе в воспитательной деятельности с детьми используются: мастер-классы, беседы, выставки, обучающие занятия, развлекательные мероприятия и др.

Организационные условия. Воспитательный процесс осуществляется, в условиях организации деятельности детского коллектива, на основной учебной базе реализации программы.

Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов родителей в процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними) и после её завершения (итоговые исследования результатов реализации программы за учебный период, учебный год).

Анализ результатов воспитания по программе возможен при применении методов оценки результативности воспитательного компонента:

- педагогическое наблюдение;

- оценка творческих работ экспертным сообществом (педагоги,

родители, учащиеся);

- отзывы, материалы рефлексии.

Результаты, полученные в ходе оценочных процедур – опросов, интервью – используются только в виде агрегированных усреднённых анонимных данных.

 

  1. 2.2.1. Календарный план воспитательной работы

№ п/п

Название события,

мероприятия

Сроки

Форма

проведения

Практический результат

и информационный продукт,

иллюстрирующий успешное

достижение цели события

1

 «Забавные деревья»

(Аппликация из готовых элементов)

03.10.24

Беседа о приметах осени.

Фото и видеоматериалы

2

«Осенний букет из листьев»

(Аппликация из готовых элементов)

08.10.24

Дидактическая игра «С какого дерева листок».

Фото и видеоматериалы

3

«Грибная полянка»

(Аппликация из готовых элементов)

10.10.24

Беседа о грибах.

Дидактическая игра «Съедобные или ядовитые грибы».

Фото и видеоматериалы

4

«Собираем урожай»

(Аппликация из готовых элементов)

22.10.24

 Дидактическая игра «Овощи-фрукты».

Фото и видеоматериалы

5

«Белочка делает запасы на зиму»

(Аппликация из готовых элементов)

29.10.24

Беседа о перемене жизни диких животных осенью.

Фото и видеоматериалы

6

«Флаг России»

(Обрывная аппликация)

05.11.24

07.11.24

Беседа на тему «День народного единства».». Прослушивание государственного гимна.

Фото и видеоматериалы

7

«Березка в желтом сарафане»

(Обрывная аппликация)

12.11.24

14.11.24

Беседа на тему «Береза-символ России».

Чтение стихотворения Л. Каваляка «За окном

березки».

Фото и видеоматериалы

8

«Ежик»

(Обрывная аппликация)

19.11.24

21.11.24

Беседа на тему «Лесные жители», «Отличительные особенности ежа».

Фото и видеоматериалы

9

«Волшебный цветок для любимой мамочки»

(Обрывная аппликация)

26.11.24

28.11.24

Беседа на тему «День Матери».

Фото и видеоматериалы

10

 «Белые медведи на Северном полюсе»

(Аппликация из бумаги и ватных дисков)

10.12.24

12.12.24

Просмотр презентации «Арктика и ее жители».

Фото и видеоматериалы

11

Коллективная работа «Новогодняя елочка»

(Аппликация из бумаги и ватных дисков+

аппликация из готовых элементов»»

24.12.24

26.12.24

Беседа на тему «Особенности украшения елки в

разных странах».

Фото и видеоматериалы

12

«Слепим снеговика»

(Аппликация из геометрических фигур)

14.01.25

Рассматривание иллюстраций «Зимние забавы».

Фото и видеоматериалы

13

«Чаепитие»

(Аппликация из геометрических фигур)

30.01.25

Чтение отрывка из сказки К.И. Чуковского «Федорино горе».

Фото и видеоматериалы

14

«Сосульки на крыше»

(Аппликация из геометрических фигур)

06.02.25

Беседа на тему «Осторожно, сосульки!»

Фото и видеоматериалы

15

«Грузовик»

(Аппликация из геометрических фигур)

11.02.25

Дидактическая игра «Будь внимателен на дороге».

Беседа «Правила дорожного движения».

Фото и видеоматериалы

16

«Карнавальные маски»

(Аппликация из геометрических фигур)

13.02.25

Беседа на тему «Старый Новы год!!!»

Фото и видеоматериалы

17

«Необычные матрешки»

(Аппликация из геометрических фигур)

18.02.25

Просмотр презентации «Народные промыслы».

Фото и видеоматериалы

18

«Игрушка-свистулька»

«Птичка-неваляшка»

(Аппликация из геометрических фигур)

20.02.25

Беседа на тему «Красота и мудрость народной игрушки-свистульки».

Фото и видеоматериалы

19

Коллективная работа «Летят самолеты»

(Аппликация из геометрических фигур)

25.02.25

27.02.25

Беседа на тему «День Защитника Отечества».

Фото и видеоматериалы

20

«Букет цветов в подарок маме»

(Аппликация из салфеток)

04.03.25

06.03.25

Беседа на тему «8 Марта-женский день!»

Фото и видеоматериалы

21

«Клоун»

(Оригами+аппликация из геометрических фигур)

01.04.25

03.04.25

Беседа на тему «1 апреля-День смеха».

Фото и видеоматериалы

22

«Ракета в звездном небе»

(Оригами+аппликация

из геометрических фигур)

08.04.25

10.04.25

Просмотр презентации «Космическая станция».

Фото и видеоматериалы

23

Пилотка

(Оригами)

29.04.25

Беседа на тему «День Победы».

Фото и видеоматериалы

24

«День Победы»

(Объемная аппликация)

06.05.25

08.05.25

Просмотр презентации «Никто не забыт, ничто

не забыто…»

Прослушивание песни» День Победы».

Фото и видеоматериалы

25

«Муравьи в траве»

(Объемная аппликация)

13.05.25

15.05.25

Беседа на тему «Муравьи-санитары леса».

Фото и видеоматериалы

26

Коллективная работа «Пчелки в улье»

(Объемная аппликация)

20.05.25

22.05.25

Просмотр презентации «Какую пользу

приносят пчелы?»

Фото и видеоматериалы

  1. 2.3. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение. Обучение проводятся в учебном кабинете. Кабинет соответствует требованиям ТБ, пожарной безопасности, санитарным нормам. Имеет хорошее освещение и периодически проветривается. Помещение для работы с подгруппой детей до 12 человек, оборудованное детской мебелью, магнитной доской, изделиями художественных промыслов, наглядными пособиями. Каждый ребенок имеет место для деятельности (стол, стул), возможность получать своевременную и полноценную консультацию и помощь от педагога.

Перечень оборудования, инструментов и материалов.   Для успешного проведения занятий в объединении имеется необходимый учебно-методический материал, образцы моделей, комплекты шаблонов, методические пособия. Материалы и инструменты на каждого ребенка:

 - бумага разных цветов, картон (цветной и белый), бумажные салфетки

- гуашь, акварель,

- кисти, подставки под кисти

- стаканчики для воды

- карандаши цветные, простой карандаш, мелки восковые

- клей ПВА

- ножницы

- ластик

- ватные диски

- влажные салфетки.

Наглядные пособия: правила техники безопасности, коллекция бумаги и др., иллюстрационный материал, плакаты, журналы, литература; альбомы с фотографиями работ.

Информационное обеспечение: компьютерное обеспечение.

Цифровые образовательные ресурсы (интернет-источники):

1. Социальная сеть работников образования nsportal.ru

2.Международный образовательный портал «maam.ru» http://www.maam.ru/

3. Делаем поделки вместе. http://www.svoimi-rukamy.com/podelki-iz-plastikovih-butilok-rebenkom.html

4. Сайт в гостях у самоделкина. http://usamodelkina.ru/

Кадровое обеспечение. Занятия по данной программе проводит воспитатель, имеющий соответствующее образование.

Воспитатель МБДОУ детский сад № 16 Гурина Ольга Геннадиевна.

Образование: Высшее.

          Квалификационная категория: Высшая.

  1. 2.4. Формы аттестации

Занятия включают в себя как блок теории, так и практики, получая в конце каждого занятия определённый результат, в виде работы ребенка. В конце учебного года проводится выставка детских работ.

  • Методы отслеживания результативности учебного процесса:

-        педагогическое наблюдение;

-        метод рефлексии;

-        опрос;

-        диагностические игры;

-        практическое задание;

-        мониторинг результатов освоения программы (Приложение 1);

-         выставка.

С целью контроля и оценки результатов подготовки и учёта индивидуальных образовательных достижений дошкольников применяются: входной контроль и итоговая аттестация.

  1. 2.5. Оценочные материалы

  1. Вопросник для измерения толерантности (Магун В.С., Жамкочьян М.М.), модифицирована методической службой МАОУДО ЦВР г. Кропоткин.
  2. Опросник для измерения общих социальных установок у детей (Э. Френкель-Брунсвик).
  3. Методика диагностики общей коммуникативной толерантности (Бойко В.В.), модифицирована методической службой МАОУДО ЦВР г. Кропоткин.
  4. Методика «Карта эмоциональных состояний» (Панченко С.А.).
  5. Методика «Моё настроение» (Панченко С.А.)
  6. Методика выявления уровня самооценки учащихся (составлена на основе материалов пособия Овчаровой Р.В.).
  7. Схема диагностики результатов обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе (составлена на основе авторской схемы Клёновой Н.А.), модифицирована методической службой МАОУДО ЦВР г. Кропоткин.

  1. 2.6. Методическое обеспечение программы

Для успешного освоения обучающими программных задач, донесения до детей определенного содержания, формирования у них знаний, умений, навыков, а также развития способности в изобразительной деятельности педагогом используются методы Лернер И.Я., Скаткин М.Н.:

  • Словесные – универсальный метод, с его помощью решаются различные задачи, раскрываются содержание работы. Основные методы слова:
  • рассказ - объяснение, беседа;
  • анализ выразительных средств изобразительной деятельности;
  • чтение книг, сказка;
  • оценка продуктов детской деятельности.
  • Наглядные методы способствуют более быстрому, прочному усвоению материала, обеспечивают повышение интереса к темам деятельности:
  • демонстрация педагогом приемов работы;
  • показ предметов, иллюстраций, произведений художников; -  демонстрация произведений народного творчества;
  • работа с опорой на образец или технологическую карту.
  • Практические методы основаны на активной деятельности самих воспитанников. К ним относятся:
  • экспериментирование с изобразительными материалами, обследование предметов, являющихся основой художественного творчества;
  • овладение приемами работы и технологическими процессами. выполнение работ по инструкционным картам, схемам.

Комплекс упражнений физкультурных минуток (ФМ): «ФМ для улучшения мозгового кровообращения»; «ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук»; «ФМ для снятия утомления с туловища»; «Комплекс упражнений гимнастики для глаз».        

Алгоритм учебного занятия – Занятие   по структуре может быть построено таким образом:

Организационная часть - организационный   настрой   на занятие.

Подготовительная часть - рассказ педагога, объяснение, беседа.

Основная часть - работа   с наглядным материалом, беседа, объяснение нового материала, работа со специальной литературой, индивидуальный опрос, игра -  конкурс, физкультминутка, работа по образцу, практические задания, самостоятельная разработка изделия.

Заключительная часть занятия - подведение итогов, уборка рабочего места.

Раздел 3. Список литературы

Литература для педагога:

  1. И. В. Новикова «Объёмная аппликация в детском саду». Академия Развития, 2011.
  2. А. Н. Малышева, Н. В. Ермолаева «Аппликация в детском саду». Академия Развития, 2006.
  3. Лыкова И. А. «Дидактические игры и занятия (интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников). – М.: Карапуз, 2009.
  4. Хасанова М. «Дошкольник в мире художественно-эстетической культуры» Дошкольное воспитание, 2004.
  5. Гришина Н.Н, Анистратова А.А. «Поделки из кусочков бумаги» – М., Оникс, 2009.
  6. Невилько Н. «Волшебные салфетки». Обруч, 2003, №1.
  7. Рябко Н.Б. «Занятия по изобразительной деятельности дошкольника – бумажная пластика». Учебно-практическое пособие – М., Педагогическое общество России, 2007.
  8. Г. И. Долженко «100 поделок из бумаги». Академия Развития; Ярославль 2004.

Интернет -ресурсы:

1.        Кружок по развитию творческих способностей «Веселые фантазеры» Сайт для воспитателей детского сада. «https://dohcolonoc.ru/».

2.        Сайт «https://www.maam.ru/» статья «Бумагопластика», 2017.

Литература для родителей:

1. Козлова Ю.М. «Забавная аппликация». Феникс, 2014.

2. Вовикова А. «Аппликации и поделки из бумаги». «Издательство Стрекоза», 2012.

3. Цветкова Н.В. «Секреты аппликации». «Издательство Эксмо», 2012.


  1. Приложение 1

Мониторинг результатов освоения дополнительной образовательной программы

Показатели

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Число

баллов

Методы

диагностики

1. Теоретическая подготовка учащихся

  1. Теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы

Соответствие теоретических знаний ребёнка программным требованиям

  • Минимальный уровень – ребёнок овладел менее чем ½ объёма знаний, предусмотренных программой;
  • Средний уровень – объём усвоенных знаний составляет примерно ½;
  • Выше среднего уровень – объем усвоенных знаний более  ½;
  • Максимальный уровень – освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период.

1-3

4-5

6-7

8-10

Наблюдение

1.2.Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

  • Минимальный уровень – ребёнок, как правило, избегает употреблять специальные термины;
  • Средний уровень – сочетает специальную терминологию с бытовой;
  • Выше среднего – специальные термины употребляет иногда с ошибками
  • Максимальный уровень – специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием.

1-3

4-5

6-7

8-10

Собеседование

2. Практическая подготовка учащихся

2.1.Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

  • Минимальный уровень – ребёнок овладел менее чем ½, предусмотренных умений и навыков;
  • Средний уровень – объём усвоенных умений и навыков составляет примерно ½;
  • Выше среднего уровень – объём усвоенных умений и навыков составляет более ½;
  • Максимальный уровень – овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период;

1-3

4-5

6-7

8-10

Контрольное задание

2.2.Владение специальным оборудованием и оснащением

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

  • Минимальный уровень умений – ребёнок испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием;
  • Средний уровень – работает с оборудованием с помощью педагога;
  • Выше среднего уровень – работает с оборудованием иногда с помощью педагога;
  • Максимальный уровень – работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей.

1-3

4-5

6-7

8-10

Контрольное задание

2.3.Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

  • Начальный (элементарный) уровень развития креативности – ребёнок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога;
  • Репродуктивный уровень – в основном, выполняет задания на основе образца;
  • Творческий уровень – выполняет практические задания с элементами творчества

1-3

4-5

6-7

8-10

Контрольное задание

3. Общеучебные умения и навыки учащихся

3.1.Умение подбирать и анализировать специальную литературу

Самостоятельность в подборе и анализе литературы

  • Минимальный уровень умений – ребёнок испытывает серьёзные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога
  • Средний уровень – работает с литературой с помощью педагога или родителей
  • Выше среднего уровень – работает с литературой иногда с помощью педагога или родителей
  • Максимальный уровень – работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей

1-3

4-5

6-7

8-10

Наблюдение

3.2.Умение выступать перед аудиторией, участвовать в дискуссии, вести полемику

Свобода владения и подачи обучающимся подготовленной информации, самостоятельность в построении выступления, логика в построении доказательств

Уровни – по аналогии с п. 3.1.

Наблюдение

3.3. Умение организовать свое рабочее (учебное) место, навыки соблюдения правил безопасности

Способность самостоятельно готовить и убирать свое рабочее место; Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям

  • Минимальный уровень умений – ребёнок овладел менее чем ½ объема навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой
  • Средний уровень – объём усвоенных навыков составляет примерно ½
  • Выше среднего уровень – объём усвоенных навыков составляет более ½
  • Максимальный уровень – освоил практический весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период

1-3

4-5

6-7

8-10

Наблюдение

3.4. Умение аккуратно выполнять работу

Аккуратность и ответственность в работе

Удовл. – хорошо – отлично

Наблюдение

4. Предметные достижения

4.1. Участие в мероприятиях различного уровня

Результативность участия в мероприятиях различного уровня в соответствии с призовым местом

  • уровень учреждения
  • муниципальный уровень
  • краевой уровень
  • всероссийский и международный

1-2

3-4

5-7

8-10

Наблюдение

Мониторинг личностного развития учащихся в процессе освоения им дополнительной образовательной программы

Показатели

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Число баллов

Методы диагностики

5. Организационно-волевые качества

5.1. Терпение

Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности

Терпения хватает менее чем на ½ занятия

Примерно на ½ занятия

Более чем на ½ занятия

На все занятие

1-3

4-5

6-7

8-10

Наблюдение

5.2. Воля

Способность активно побуждать себя к практическим действиям

Волевые усилия ребенка побуждаются извне

Иногда – самим ребенком

Всегда – самим ребенком

1-3

4-5

6-7

8-10

Наблюдение

5.3.Самоконтроль

Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия)

Ребенок постоянно действует под воздействием контроля извне

Периодически контролирует себя сам

Постоянно контролирует себя сам

1-3

4-5

6-7

8-10

Наблюдение

6. Поведенческие и ориентационные качества

6.1. Самооценка

Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям

Завышенная

Заниженная

Нормальная

1-4

5-7

8-10

Анкетирование

6.2. Интерес к занятиям в детском объединении

Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы

Продиктован ребенку извне

Периодически поддерживается самим ребенком

Постоянно поддерживается ребенком самостоятельно

1-3

4-5

6-7

8-10

Тестирование

6.3. Тип сотрудничества (отношение ребенка к общим делам детского объединения)

Умение воспринимать общие дела как свои собственные

Избегает участия в общих делах

Участвует при побуждении извне

Инициативен в общих делах

1-3

4-5

6-7

8-10

Наблюдение

  • низкий уровень (1-3 балла)
  • средний уровень (4-5 балла)
  • выше среднего уровень (6-7 баллов)
  • высокий уровень (8-10 баллов)

Протокол результатов аттестации учащихся _______________ учебного года

Название объединения____________________________________________________________________________________

Ф.И.О. педагога ________________________________________________________________________________________

Группа  ___________________

Ф.И. учащегося

Предметные и метапредметные

Личностные

Итог(*)

Примечания

Теоретич. подготовка

Практич. подготовка

Общеучебные умения

Предметные достижения

Организацион-но-волевые качества

Поведенческие  иориентац-ые качества

конец 1-го полугодия

конец учеб.года

Динамика

конец 1-го полугодия

конец учеб.года

Динамика

конец 1-го полугодия

конец учеб.года

Динамика

нач. учеб.года

конец учеб.года

Динамика

нач. учеб.года

конец учеб.года

Динамика

Интерпретация данных мониторинга:

Показатели уровня обучения и развития:

  1. низкий уровень (1-3 балла)
  2. средний уровень (4-5 балла)
  3. выше среднего уровень (6-7 баллов)
  4. высокий уровень (8-10 баллов)

Динамика:

- повышение уровня

- уровень не изменился

- понижение уровня

Итог (*)

П – переведён на следующий этап обучения

Н – не переведён / не завершил (оставлен на повторное обучение на данном этапе);

З – завершил обучение по программе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная - общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста «Бумажные фантазии»

Цель программы – ознакомление детей с  искусством оригами,  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Цветная фантазия»

Нетрадиционные техники рисования очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА художественной направленности «ДЕКОЛЬ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ» (роспись на бумажных тарелочках)

АННОТАЦИЯ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИААЮЩЕЙ) ПРОГРАММЕДополнительная общеразвивающая программа «Деколь для дошкольников» основана на современных подходах к р...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по оригами для детей старшего дошкольного возраста «Чудесные превращения бумажного листа»

Искусство оригами не только развлечение. Работа с бумажными фигурками развивают мелкую моторику детей и так же важнейшие психические процессы как внимательность, память, мышление, воображение. Оно при...

Конспект занятия по дополнительной общеобразовательной - общеразвивающей программе: «Песочные фантазии»

- Сформировать у детей интерес к искусству рисования песком на световых планшетах.- Выработать у детей умения использовать базовые приемы создания песочных картин на световых планшетах, развивать плав...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Бумажная пластика" (адаптированная)

Данная программа кружковой работы «Бумажная пластика» (далее Программа) раскрывает творческие способности ребенка с ОВЗ (заикание) 5-6 лет, развивает художественный вкус, фантазию, трудолю...

Разработка учебного занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Песочная фантазия» - «Солнышко лучистое!»

Разработка учебного занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Песочная фантазия»1 год обучения (5-6 лет)Тема  «Солнышко лучистое!»...