Проект по духовно-нравственному развитию
проект (старшая группа)

Трошина Мария Анатольевна

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_duhovno-nravstvennomu_razvitiyu.docx24.55 КБ

Предварительный просмотр:

Проетк по духовно-нравственному развитию

«Что такое хорошо и что такое плохо»

Вид проекта - Проект ориентирован на духовно-нравственное и эстетическое   развитие участников образовательного процесса.

Продолжительность: 2 недели

Гипотеза проекта:

Использование педагогами и родителями МБДОУ «Детский сад №95»  средств и образов произведений устного народного творчества (пословиц и поговорок), художественной литературы на занятиях и повседневной жизни, ознакомление с культурой страны и родного края будут содействовать развитию духовно - нравственного сознания детей дошкольного возраста и их социализации.

Цель проекта

Разработать и апробировать модель  воспитания дошкольников через приобщение  детей к русской национальной   культуре, направленную на  развитие  духовно-нравственной личности дошкольников, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания, доброты и милосердия.

Задачи реализации проекта:

- интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность  детей;

- формирование  духовно-нравственных чувств на основе изучения культуры страны и родного края;

- обогащение  словарного запаса детей в процессе духовно-нравственного воспитания и диалогического общения;

-  воспитание  духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;

- воспитание  интереса  и любви  к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю,  к народным  играм;

Актуальность проекта

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была  актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

           Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.

            Вопросы  духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования.

           В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное  построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания.  Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения  в  этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

   В настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в  сторону ранней интеллектуализации,  что не способствуют духовному развитию. В  погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие  маленького человека, без которых, все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

   Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком  опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности  имеет решающее значение в становлении основ личности.

   Современный мир предоставляет массу возможностей для получения знаний и проявления творческих способностей. И вместе с тем доступность и открытость информационного пространства иногда становится опасной для податливого сознания ребёнка. Период дошкольного детства — время, когда закладывается понимание моральных устоев в обществе. Простыми словами, ребёнок учится видеть добро и отвечать на него и противостоять негативному влиянию со стороны.

Методы, используемые для реализации проекта: наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод используется во время:

  • чтения педагогом рассказов;
  • наблюдений;
  • показа сказок (педагогом, детьми);
  • рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
  • проведения дидактических игр;
  • целевых прогулок.

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

  •  чтения литературных произведений воспитателем;
  •  чтения стихотворений детьми, воспитателем;
  •  бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
  •  ответов на вопросы педагога, детей;
  •  проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-  ролевые, дидактические, игры - драматизации и др.);
  • - загадывания загадок;
  • - рассматривания наглядного материала;
  • - рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
  • - разбора житейских ситуаций;
  • - чтения литературных произведений родителями.

      Практический метод используется, когда необходимо:

  • - организовывать продуктивную деятельность;
  • - провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
  • - организовать постановку сказок, литературных произведений
  • - изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Формы реализации проекта

  • - Игровая деятельность: сюжетно – ролевые, дидактические, музыкальные, подвижные игры, игры- драматизации.
  • - Познавательно – исследовательская деятельность: проектная деятельность, исследовательская деятельность.
  • - Художественно – творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование из бумаги
  • - Развитие речи: беседы с детьми, чтение и заучивание потешек, чтение и разъяснение пословиц и поговорок.
  • - Двигательная деятельность: подвижные игры.

Взаимодействие с родителями

 Важнейшим аспектом этой деятельности является установление позитивного взаимодействия с родителями, предоставление интересующей и актуальной для них информации об услугах детского сада. На этой основе продумываются способы вовлечения родителей в жизнедеятельность группы, где находится их ребенок. Большую роль в этом процессе играет педагогическое просвещение родителей, которое организуется в разнообразных формах

  • - Повышение интереса у родителей к работе ДОУ.
  • - Установить доверительные детско-родительские отношения.
  • - Заинтересовать родителей в дальнейшем сотрудничестве с ДОУ.
  • - Повысить уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей. 
  • - Донести до родителей, что только семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях духовные и нравственные ценности.

Организационно – подготовительный этап

  • - Разработка плана по реализации проекта.
  • - Подбор материала для разработки, конспектов НОД, бесед, презентаций, рекомендаций для родителей.
  • Мероприятия, реализуемые в ходе проекта
  • - Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме
  • - Составление бесед с детьми на тему «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • - Подбор литературных произведений: В. Осеева «Волшебное слово», «Сыновья», В. Катаев «Цветик-семицветик», « Мамина работа» Е. Пермяк, татарская народная сказка «Три дочери», русские народ.сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди»; «Крошечка – Хаврошечка»Я. Аким «Моя родня».
  • - Просмотр мультфильмов «Маша больше не лентяйка», «Встречайте бабушку», «Самый маленький гном», «Разноцветная семейка», «Осторожно, обезьянки! », «Мама для мамонтёнка».

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Дата

Тема

Содержание

16.11

«Культура поведения»

«Формирование культуры разговора, спора».

Беседа «Вежливость в разговоре».

Дидактические упражнения: «Докажи, что ты прав».

Обыгрывание и обсуждение ситуаций.

17.11

«У истоков русской народной культуры»

Дидактическая игра «Кому что нужно для работы».

Беседа о русской народной песне.

Рассказ воспитателя о русских богатырях.Песни, частушки.

18.11

«Положительные моральные качества» «Рыцарское отношение к девочкам».

Беседа «Какими должны быть настоящие мужчины».

Чтение стихотворения А. Ахундовой «Красивая девочка».

19.11

«Семейная принадлежность»

«Забота и внимание».

Посещение младших групп, оказание помощи в одевании на прогулку, совместные игры.

Беседа «Забота о младших — почётная обязанность старших».

20.11

«Гражданская принадлежность»

«Государственные символы России: флаг, герб, гимн».

Рассматривание российской символики. Слушание гимна РФ.

Рассказ воспитателя.

23.11

«Доброта в ладонях»

Расширение представлений о доброте.

Формирование умения описывать сюжетные картинки, определять эмоции на изображениях людей.

Пополнение активного словаря.

24.11

«Жизнь дана на добрые дела»

Продолжать формировать у детей знания о морально-нравственных качествах человека, доброте.

25.11

«В мире вежливости»,

Формирование культуры поведения (в группе и в обществе).

26.11

«Солнце, воздух и вода»

Формирование ЗОЖ с использованием пособий по правильному питанию

27.11

Беседа по духовно-нравственному развитию с использованием ИКТ «Волшебные слова»

Воспитание нравственных чувств и эстетического сознания

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

    Создание единой системы духовно-нравственного воспитания в дошкольном учреждении на основе взаимодействия всех участников образовательного процесса предполагает положительные результаты. Повышается духовно-нравственный потенциал педагогов и профессиональная компетентность в вопросах  духовно-нравственного воспитания дошкольников, возрастает интерес родителей к формированию личности ребенка, родители включаются в деятельность детского сада, направленную на духовно-нравственное развитие детей.

   Составляющая воспитания в таком случае заключается в содействии ребенку в освоении системы ценностей и идеалов, а также в формировании на этой основе определенной личностной мировоззренческой позиции.

    Нравственная же составляющая направлена на содействие в развитии чувств, отношений и поведения, мировоззренческую позицию в социальной деятельности ребенка: во взаимоотношениях с другими людьми (помогать другим, человеческое благородство).

   Известно, что основной духовно-нравственного воспитания являются духовная культура той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. Ближайшее социальное окружение ребенка оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка, воспитании настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по духовно-нравственному развитию детей предшкольного возраста "Сотвори себя, познай других"

На разработку проекта повлияла необходимость сформировать у моих воспитанников позитивных духовно-нравственных ориентиров, которые на сегодняшний день не всегда отвечают нормам морали и этики. Связано...

Проект по духовно-нравственному воспитанию "Семья - хранительница духовных и нравственных ценностей!

Главная цель проекта формирование духовно-нравственных качеств личности через общение детей к семейным традициям и ценностям....

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»

ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...