Проект по духовно-нравственному развитию
проект (старшая группа)
Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_duhovno-nravstvennomu_razvitiyu.docx | 24.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Проетк по духовно-нравственному развитию
«Что такое хорошо и что такое плохо»
Вид проекта - Проект ориентирован на духовно-нравственное и эстетическое развитие участников образовательного процесса.
Продолжительность: 2 недели
Гипотеза проекта:
Использование педагогами и родителями МБДОУ «Детский сад №95» средств и образов произведений устного народного творчества (пословиц и поговорок), художественной литературы на занятиях и повседневной жизни, ознакомление с культурой страны и родного края будут содействовать развитию духовно - нравственного сознания детей дошкольного возраста и их социализации.
Цель проекта:
Разработать и апробировать модель воспитания дошкольников через приобщение детей к русской национальной культуре, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания, доброты и милосердия.
Задачи реализации проекта:
- интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность детей;
- формирование духовно-нравственных чувств на основе изучения культуры страны и родного края;
- обогащение словарного запаса детей в процессе духовно-нравственного воспитания и диалогического общения;
- воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;
- воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм;
Актуальность проекта
Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.
Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования.
В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях.
В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.
В настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, что не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых, все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности.
Современный мир предоставляет массу возможностей для получения знаний и проявления творческих способностей. И вместе с тем доступность и открытость информационного пространства иногда становится опасной для податливого сознания ребёнка. Период дошкольного детства — время, когда закладывается понимание моральных устоев в обществе. Простыми словами, ребёнок учится видеть добро и отвечать на него и противостоять негативному влиянию со стороны.
Методы, используемые для реализации проекта: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод используется во время:
- чтения педагогом рассказов;
- наблюдений;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
- проведения дидактических игр;
- целевых прогулок.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
- чтения литературных произведений воспитателем;
- чтения стихотворений детьми, воспитателем;
- бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
- ответов на вопросы педагога, детей;
- проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно- ролевые, дидактические, игры - драматизации и др.);
- - загадывания загадок;
- - рассматривания наглядного материала;
- - рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
- - разбора житейских ситуаций;
- - чтения литературных произведений родителями.
Практический метод используется, когда необходимо:
- - организовывать продуктивную деятельность;
- - провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
- - организовать постановку сказок, литературных произведений
- - изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Формы реализации проекта
- - Игровая деятельность: сюжетно – ролевые, дидактические, музыкальные, подвижные игры, игры- драматизации.
- - Познавательно – исследовательская деятельность: проектная деятельность, исследовательская деятельность.
- - Художественно – творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование из бумаги
- - Развитие речи: беседы с детьми, чтение и заучивание потешек, чтение и разъяснение пословиц и поговорок.
- - Двигательная деятельность: подвижные игры.
Взаимодействие с родителями
Важнейшим аспектом этой деятельности является установление позитивного взаимодействия с родителями, предоставление интересующей и актуальной для них информации об услугах детского сада. На этой основе продумываются способы вовлечения родителей в жизнедеятельность группы, где находится их ребенок. Большую роль в этом процессе играет педагогическое просвещение родителей, которое организуется в разнообразных формах
- - Повышение интереса у родителей к работе ДОУ.
- - Установить доверительные детско-родительские отношения.
- - Заинтересовать родителей в дальнейшем сотрудничестве с ДОУ.
- - Повысить уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей.
- - Донести до родителей, что только семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях духовные и нравственные ценности.
Организационно – подготовительный этап
- - Разработка плана по реализации проекта.
- - Подбор материала для разработки, конспектов НОД, бесед, презентаций, рекомендаций для родителей.
- Мероприятия, реализуемые в ходе проекта
- - Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме
- - Составление бесед с детьми на тему «Что такое хорошо и что такое плохо»
- - Подбор литературных произведений: В. Осеева «Волшебное слово», «Сыновья», В. Катаев «Цветик-семицветик», « Мамина работа» Е. Пермяк, татарская народная сказка «Три дочери», русские народ.сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди»; «Крошечка – Хаврошечка»Я. Аким «Моя родня».
- - Просмотр мультфильмов «Маша больше не лентяйка», «Встречайте бабушку», «Самый маленький гном», «Разноцветная семейка», «Осторожно, обезьянки! », «Мама для мамонтёнка».
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
Дата | Тема | Содержание |
16.11 | «Культура поведения» «Формирование культуры разговора, спора». | Беседа «Вежливость в разговоре». Дидактические упражнения: «Докажи, что ты прав». Обыгрывание и обсуждение ситуаций. |
17.11 | «У истоков русской народной культуры» | Дидактическая игра «Кому что нужно для работы». Беседа о русской народной песне. Рассказ воспитателя о русских богатырях.Песни, частушки. |
18.11 | «Положительные моральные качества» «Рыцарское отношение к девочкам». | Беседа «Какими должны быть настоящие мужчины». Чтение стихотворения А. Ахундовой «Красивая девочка». |
19.11 | «Семейная принадлежность» «Забота и внимание». | Посещение младших групп, оказание помощи в одевании на прогулку, совместные игры. Беседа «Забота о младших — почётная обязанность старших». |
20.11 | «Гражданская принадлежность» «Государственные символы России: флаг, герб, гимн». | Рассматривание российской символики. Слушание гимна РФ. Рассказ воспитателя. |
23.11 | «Доброта в ладонях» | Расширение представлений о доброте. Формирование умения описывать сюжетные картинки, определять эмоции на изображениях людей. Пополнение активного словаря. |
24.11 | «Жизнь дана на добрые дела» | Продолжать формировать у детей знания о морально-нравственных качествах человека, доброте. |
25.11 | «В мире вежливости», | Формирование культуры поведения (в группе и в обществе). |
26.11 | «Солнце, воздух и вода» | Формирование ЗОЖ с использованием пособий по правильному питанию |
27.11 | Беседа по духовно-нравственному развитию с использованием ИКТ «Волшебные слова» | Воспитание нравственных чувств и эстетического сознания |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Создание единой системы духовно-нравственного воспитания в дошкольном учреждении на основе взаимодействия всех участников образовательного процесса предполагает положительные результаты. Повышается духовно-нравственный потенциал педагогов и профессиональная компетентность в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, возрастает интерес родителей к формированию личности ребенка, родители включаются в деятельность детского сада, направленную на духовно-нравственное развитие детей.
Составляющая воспитания в таком случае заключается в содействии ребенку в освоении системы ценностей и идеалов, а также в формировании на этой основе определенной личностной мировоззренческой позиции.
Нравственная же составляющая направлена на содействие в развитии чувств, отношений и поведения, мировоззренческую позицию в социальной деятельности ребенка: во взаимоотношениях с другими людьми (помогать другим, человеческое благородство).
Известно, что основной духовно-нравственного воспитания являются духовная культура той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. Ближайшее социальное окружение ребенка оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка, воспитании настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по духовно-нравственному развитию детей предшкольного возраста "Сотвори себя, познай других"
На разработку проекта повлияла необходимость сформировать у моих воспитанников позитивных духовно-нравственных ориентиров, которые на сегодняшний день не всегда отвечают нормам морали и этики. Связано...
Проект по духовно-нравственному воспитанию " Значение устного-народного творчества в духовно-нравственном воспитании дошкольников".
Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольниов...
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию "Значение устного-народного творчества в духовно-нравственном воспитании дошкольников".
Проект по духовно-нравственному восптанию....
Проект по духовно - нравственному воспитанию "Семья - хранительница духовных и нравственных ценностей"
Проектная леятельность по духовно - нравственному воспитанию....
Проект по духовно-нравственному воспитанию "Семья - хранительница духовных и нравственных ценностей!
Главная цель проекта формирование духовно-нравственных качеств личности через общение детей к семейным традициям и ценностям....
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет «Воспитание духовно-нравственной личности, через приобщение к истокам русской народной культуры»
laquo;Воспитание духовно-нравственной личности, через приобщение к истокам русской народной культуры»...
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»
ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...