Основные подходы к вопросу музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. (Эффективные практики; современные подходы)
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)

Основные подходы к вопросу музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. (Эффективные практики; современные подходы)

Основные подходы к вопросу музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Мир музыки для детства – это мир творчества, игры, выдумки и сказки. Музыка способна осуществить красоту природы и ее состояния, наполнить близкими и понятными смыслами звуки окружающего мира, открыть тайна человеческих переживаний и поступков.

Музыка помогает детям более эмоционально и зримо представить поэтические и сказочные образы, проникнуть в мир музыкальной гармонии. Позволяет решать задачи музыкально-эстетического воспитания, соотносить музыкально-эстетическую деятельность с потребностями и интересами детей, вовлекать взрослых и детей в новые формы игры и творчества. Современное дошкольное образование строится с учетом научных методологических подходов к развитию и воспитанию детей, в том числе и музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников.

Процесс музыкально-эстетического воспитания и формирования основ музыкально-эстетической культуры у детей дошкольного возраста опирается на 4 методологических подхода:

 1. Системно-деятельностный,

 2. Культурологический,

 3. Аксиологический,

 4. Средовой.

Системно - деятельностный подход.

В дошкольном образовании данный подход ориентирует педагогов и родителей на ценностное отношение к детству и создание максимальных условий для активности детей во всем ее разнообразии. При этом особое внимание уделяется ведущим видам деятельности дошкольников и прежде всего творческой игре.

 Системно - деятельностный подход дает возможность детям быть активными участниками, а не выступать в роли пассивных слушателей, которым выдается готовая информация.

Музыкально - эстетическое воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в процессе игр, общения с искусством, природой в условиях коллективной и индивидуальной деятельности. Формирование основ музыкально - эстетической культуры детей дошкольного возраста – это процесс личностного развития ребенка в условиях музыкально- эстетической деятельности, в ходе которой происходит зарождение и становление эмоционально- чувственного и ценностно- смыслового отношения к художественным образам музыкального искусства и окружающей ребенка действительности, развитие способности к творческому самовыражению средствами искусства и игры.

В основе системно - деятельностного подхода лежат определенные принципы, характеризующие процессы музыкально- эстетического воспитания в системе целостного процесса обучения детей дошкольного возраста:

1. Принцип целостности

2. Принцип вариативности

3. Принцип минимакса

4. Принцип деятельности

5. Принцип творчества

6. Принцип психологической комфортности

7. Принцип непрерывности.

 Системно - деятельностный подход в музыкально - эстетическом воспитании детей органично связан с формированием у воспитанников ценностных качеств и воспитания эмоционально - ценностного отношения дошкольников к искусству, миру и самому себе в процессе разнообразных форм музыкально- эстетической деятельности.

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Данный подход обеспечивает направленность музыкально - эстетического воспитания детей дошкольного образования на становление и развитие культурной личности, необходимость создания в детском саду и семье целостного культурно - образовательного пространства, в котором представлены разнообразные культурные образцы жизни взрослых и детей, где происходят культурные события, осуществляется творение культуры и воспитание человека культуры.

Одной из важных задач эстетического воспитания является приобщение детей к искусству как элементу культуры, в котором аккумулируются художественно - эстетические ценности. В искусстве кроется особый опыт личностного развития человека, сконцентрированный в духовно - практическом и ценностно - эвристическом познании мира. Искусство обращается к человеку как к субъекту, уникальной и свободной личности, вступает с ним в духовный контакт, вызывает активное сопереживание и размышления.

Содержание музыкально - эстетического воспитания в дошкольном возрасте предполагает процесс восхождения личности к культуре на основе ценностей музыкально - прекрасного, включает развитие эмоционально - ценностного отношения к явлениям окружающего мира на основе усвоения ценностей музыки, ее художественно - образного, эстетического и этического содержания.

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Данный подход в музыкально - эстетическом воспитании тесно связан с культурологическим и выступает его ядром, т. к. позволяет осуществлять развитие эстетических эмоций на основе приобщения ребенка к общечеловеческим и культурным ценностям. Ценности музыкального искусства обобщают многовековой опыт человечества, который сконцентрирован на самом человеке и его взаимоотношениях с окружающим миром. Музыка как вид искусства через интонацию выражает огромное множество эмоционально - смыслового содержания. Овладение музыкальной культурой становится объективной предпосылкой развития качественного уровня духовности личности, становления ценностных ориентаций и основ эстетического мировосприятия. Ценностями музыкальной культуры являются шедевры музыкального искусства и народного творчества как эталоны красоты в музыке, запечатленные в ее интонациях. Музыка в системе искусств занимает особое место благодаря ее непосредственному комплексному влиянию. Известно, что музыка способна ранее других искусств воздействовать на психику ребенка, стимулировать эмоциональный отклик и положительные эмоции, побуждать к сопереживанию и художественной эмпатии, инициировать фантазию и воображение, вызывать желание общаться и делиться впечатлениями, рассуждать об услышанном.

 Таким образом, во всех видах музыкально - эстетической деятельности проявление самостоятельности и активности связано с характером обучения, которое должно быть ориентировано на создание проблемных ситуаций, поиск и разработку детьми вариантов решения того или иного задания.

СРЕДОВОЙ ПОДХОД

Говоря о среде в музыкально - эстетическом воспитании дошкольников, мы подразумеваем, что она способна влиять на духовный мир человека, развивать эстетические чувства, высокий уровень общих и музыкальных способностей, умения и навыки творческой деятельности. Предметно - пространственная развивающая образовательная, наполненная музыкально - эстетическим содержанием, художественно- образным материалом, погружает дошкольников в эмоционально- эстетическую атмосферу красоты гармонии, соразмерности.  Эстетизация детского образовательного процесса представляет собой комплексную совокупность условий, обеспечивающих особое взаимодействие ребенка с окружающим миром, активизирующих процесс развития эмоционально - чувственной сферы ребенка, его переживаний, способствующих формированию эстетического отношения к действительности.  

 

 Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей этого возраста. Это объясняется спецификой этого вида искусства и психологическими особенностями дошкольников.

Новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.

 

          Особое место в моей работе с детьми занимают музыкально-ритмические движения, как вид деятельности, развивающий внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, музыкальность и эмоциональность, творческое воображение, фантазию, способность к импровизации в движении под музыку.

        А пластическое интонирование – это один из способов активизации музыкального восприятия. Под пластическим интонированием мы понимаем воплощение воспринимаемой музыки, прежде всего движением рук. Она представляет собой «пропеваемую и проговариваемую руками» основную мысль сочинения. Свобода, естественность, отсутствие всякого напряжения – вот что должно быть характерным при выполнении детьми музыкально-ритмических движений.

 

       Для выполнения этой задачи должны учитываться следующие принципы: систематичность, постепенность, последовательность, повторность, доступность и индивидуализация, сознательность и активность, наглядность.

 

        Опыт работы показывает, что наиболее эффективными являются следующие способы применения музыкально-ритмических движений:

  • пластическое интонирование и тактирование скороговорок, текстов песен;
  • свободное дирижирование;
  • имитация игры на музыкальных инструментах;
  • пластические этюды;
  • инсценирование песни;                
  • танцевальные движения.

         Творческий потенциал детей столь высок, что педагогу следует только направлять их фантазии в нужное русло, а также создавать благоприятную атмосферу на занятиях, помня о том, что лишь доброжелательное общение с детьми освобождает их от эмоциональной и физической зажатости, скованности.

 

         Показателем творческого развития дошкольников является:

1. Высокий уровень интереса.

2. Способность к фантазированию, воображению и моделированию.

3. Проявление сообразительности и открытие новых для себя знаний, способов действий, поиск ответов на вопросы.

4. Проявление радостных эмоций в процессе работы.

5. Стремление к оригинальности.

7. Проявление самостоятельности в работе, умение преодолевать возникшие трудности.

 

 Вот несколько примеров использования на музыкальных занятиях технологий пластического интонирования:

      пластический этюд, который называется «Елочные игрушки». Такой пластический этюд можно уже применять в средней группе перед новогодним праздником. Дети еще не обладают большим багажом танцевальных движений. Поэтому вначале необходимо обсудить, пофантазировать, как могут двигаться елочные игрушки. Возможное музыкальное сопровождение любое.

  У детей мобилизируется  восприятие: слух и эмоциональное сопереживание.

         Следующая пластическая игра-фантазия называется «Заколдованный лес»

           Данная форма направлена на развитие координационной свободы движения, чувства ритма, внимания, ансамблевой слаженности, способности к двигательной импровизации.

  Такие пластические игры – движения, помогают ребенку приобрести опыт самовыражения в коммуникативной деятельности, опыт самореализации через близкие и доступные формы, знакомые с детства.

   

    Очень часто в своей работе я использую «Хор рук».

 

    Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в которой все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих- «дирижеров».

     «Хор рук» - это одна из инновационных музыкально-педагогических технологий.

Особенностями технологии является:

1. Применение формы для самых разнообразных ситуаций: от занятия до концертного показа;

2. Простота в исполнении позволяет быть в роли ведущего любому ребенку, в том числе и тому, кто застенчив, испытывает внутреннюю неловкость, робок, стремится не выказывать личной инициативы. Именно данная форма предлагает каждому их детей попробовать себя в роли лидера.

3. Направлена на развитие двигательной фантазии детей.

4. Способствует развитию чувства ритма.

5. Является одним из универсальных способов подбора и накопления художественно-пластических и двигательных навыков

6. Развивает чувство ансамбля, слаженности общего действия.

7. Ведущим может быть любой взрослый, а не только музыкальный руководитель, поэтому форма используется разными специалистами в своей деятельности

Данная форма направлена на развитие:

• координационной свободы движения,

• чувства ритма,

• внимания,

• ансамблевой слаженности,

• способности к двигательной импровизации.

 

    Подводя итоги своей работы, хочется отметить, что эта тема очень многогранная, интересная. Я продолжаю искать новые пути, методы, инновационные технологии по данной теме. Ведь не зря говорят, что движение – это жизнь. А ученые доказали, что наша память сохраняет 10% из того, что мы слышим, 50% из того, что мы видим и 90% из того, что мы делаем.

 

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ

 Основные подходы к вопросу музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. (Эффективные практики; современные подходы)

Основные подходы к вопросу музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Мир музыки для детства – это мир творчества, игры, выдумки и сказки. Музыка способна осуществить красоту природы и ее состояния, наполнить близкими и понятными смыслами звуки окружающего мира, открыть тайна человеческих переживаний и поступков.

Музыка помогает детям более эмоционально и зримо представить поэтические и сказочные образы, проникнуть в мир музыкальной гармонии. Позволяет решать задачи музыкально-эстетического воспитания, соотносить музыкально-эстетическую деятельность с потребностями и интересами детей, вовлекать взрослых и детей в новые формы игры и творчества. Современное дошкольное образование строится с учетом научных методологических подходов к развитию и воспитанию детей, в том числе и музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников.

Процесс музыкально-эстетического воспитания и формирования основ музыкально-эстетической культуры у детей дошкольного возраста опирается на 4 методологических подхода:

 1. Системно-деятельностный,

 2. Культурологический,

 3. Аксиологический,

 4. Средовой.

Системно - деятельностный подход.

В дошкольном образовании данный подход ориентирует педагогов и родителей на ценностное отношение к детству и создание максимальных условий для активности детей во всем ее разнообразии. При этом особое внимание уделяется ведущим видам деятельности дошкольников и прежде всего творческой игре.

 Системно - деятельностный подход дает возможность детям быть активными участниками, а не выступать в роли пассивных слушателей, которым выдается готовая информация.

Музыкально - эстетическое воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в процессе игр, общения с искусством, природой в условиях коллективной и индивидуальной деятельности. Формирование основ музыкально - эстетической культуры детей дошкольного возраста – это процесс личностного развития ребенка в условиях музыкально- эстетической деятельности, в ходе которой происходит зарождение и становление эмоционально- чувственного и ценностно- смыслового отношения к художественным образам музыкального искусства и окружающей ребенка действительности, развитие способности к творческому самовыражению средствами искусства и игры.

В основе системно - деятельностного подхода лежат определенные принципы, характеризующие процессы музыкально- эстетического воспитания в системе целостного процесса обучения детей дошкольного возраста:

1. Принцип целостности

2. Принцип вариативности

3. Принцип минимакса

4. Принцип деятельности

5. Принцип творчества

6. Принцип психологической комфортности

7. Принцип непрерывности.

 Системно - деятельностный подход в музыкально - эстетическом воспитании детей органично связан с формированием у воспитанников ценностных качеств и воспитания эмоционально - ценностного отношения дошкольников к искусству, миру и самому себе в процессе разнообразных форм музыкально- эстетической деятельности.

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД 

Данный подход обеспечивает направленность музыкально - эстетического воспитания детей дошкольного образования на становление и развитие культурной личности, необходимость создания в детском саду и семье целостного культурно - образовательного пространства, в котором представлены разнообразные культурные образцы жизни взрослых и детей, где происходят культурные события, осуществляется творение культуры и воспитание человека культуры.

Одной из важных задач эстетического воспитания является приобщение детей к искусству как элементу культуры, в котором аккумулируются художественно - эстетические ценности. В искусстве кроется особый опыт личностного развития человека, сконцентрированный в духовно - практическом и ценностно - эвристическом познании мира. Искусство обращается к человеку как к субъекту, уникальной и свободной личности, вступает с ним в духовный контакт, вызывает активное сопереживание и размышления.

Содержание музыкально - эстетического воспитания в дошкольном возрасте предполагает процесс восхождения личности к культуре на основе ценностей музыкально - прекрасного, включает развитие эмоционально - ценностного отношения к явлениям окружающего мира на основе усвоения ценностей музыки, ее художественно - образного, эстетического и этического содержания.

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД 

Данный подход в музыкально - эстетическом воспитании тесно связан с культурологическим и выступает его ядром, т. к. позволяет осуществлять развитие эстетических эмоций на основе приобщения ребенка к общечеловеческим и культурным ценностям. Ценности музыкального искусства обобщают многовековой опыт человечества, который сконцентрирован на самом человеке и его взаимоотношениях с окружающим миром. Музыка как вид искусства через интонацию выражает огромное множество эмоционально - смыслового содержания. Овладение музыкальной культурой становится объективной предпосылкой развития качественного уровня духовности личности, становления ценностных ориентаций и основ эстетического мировосприятия. Ценностями музыкальной культуры являются шедевры музыкального искусства и народного творчества как эталоны красоты в музыке, запечатленные в ее интонациях. Музыка в системе искусств занимает особое место благодаря ее непосредственному комплексному влиянию. Известно, что музыка способна ранее других искусств воздействовать на психику ребенка, стимулировать эмоциональный отклик и положительные эмоции, побуждать к сопереживанию и художественной эмпатии, инициировать фантазию и воображение, вызывать желание общаться и делиться впечатлениями, рассуждать об услышанном.

 Таким образом, во всех видах музыкально - эстетической деятельности проявление самостоятельности и активности связано с характером обучения, которое должно быть ориентировано на создание проблемных ситуаций, поиск и разработку детьми вариантов решения того или иного задания.

СРЕДОВОЙ ПОДХОД

Говоря о среде в музыкально - эстетическом воспитании дошкольников, мы подразумеваем, что она способна влиять на духовный мир человека, развивать эстетические чувства, высокий уровень общих и музыкальных способностей, умения и навыки творческой деятельности. Предметно - пространственная развивающая образовательная, наполненная музыкально - эстетическим содержанием, художественно- образным материалом, погружает дошкольников в эмоционально- эстетическую атмосферу красоты гармонии, соразмерности.  Эстетизация детского образовательного процесса представляет собой комплексную совокупность условий, обеспечивающих особое взаимодействие ребенка с окружающим миром, активизирующих процесс развития эмоционально - чувственной сферы ребенка, его переживаний, способствующих формированию эстетического отношения к действительности.  

 Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей этого возраста. Это объясняется спецификой этого вида искусства и психологическими особенностями дошкольников.

Новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.

          Особое место в моей работе с детьми занимают музыкально-ритмические движения, как вид деятельности, развивающий внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, музыкальность и эмоциональность, творческое воображение, фантазию, способность к импровизации в движении под музыку.

        А пластическое интонирование – это один из способов активизации музыкального восприятия. Под пластическим интонированием мы понимаем воплощение воспринимаемой музыки, прежде всего движением рук. Она представляет собой «пропеваемую и проговариваемую руками» основную мысль сочинения. Свобода, естественность, отсутствие всякого напряжения – вот что должно быть характерным при выполнении детьми музыкально-ритмических движений.

       Для выполнения этой задачи должны учитываться следующие принципы: систематичность, постепенность, последовательность, повторность, доступность и индивидуализация, сознательность и активность, наглядность.

        Опыт работы показывает, что наиболее эффективными являются следующие способы применения музыкально-ритмических движений:

  • пластическое интонирование и тактирование скороговорок, текстов песен;
  • свободное дирижирование;
  • имитация игры на музыкальных инструментах;
  • пластические этюды;
  • инсценирование песни;                
  • танцевальные движения.

         Творческий потенциал детей столь высок, что педагогу следует только направлять их фантазии в нужное русло, а также создавать благоприятную атмосферу на занятиях, помня о том, что лишь доброжелательное общение с детьми освобождает их от эмоциональной и физической зажатости, скованности.

         Показателем творческого развития дошкольников является:

1. Высокий уровень интереса.

2. Способность к фантазированию, воображению и моделированию.

3. Проявление сообразительности и открытие новых для себя знаний, способов действий, поиск ответов на вопросы.

4. Проявление радостных эмоций в процессе работы.

5. Стремление к оригинальности.

7. Проявление самостоятельности в работе, умение преодолевать возникшие трудности.

 Вот несколько примеров использования на музыкальных занятиях технологий пластического интонирования:

      пластический этюд, который называется «Елочные игрушки». Такой пластический этюд можно уже применять в средней группе перед новогодним праздником. Дети еще не обладают большим багажом танцевальных движений. Поэтому вначале необходимо обсудить, пофантазировать, как могут двигаться елочные игрушки. Возможное музыкальное сопровождение любое.

  У детей мобилизируется  восприятие: слух и эмоциональное сопереживание.

         Следующая пластическая игра-фантазия называется «Заколдованный лес»

           Данная форма направлена на развитие координационной свободы движения, чувства ритма, внимания, ансамблевой слаженности, способности к двигательной импровизации.

  Такие пластические игры – движения, помогают ребенку приобрести опыт самовыражения в коммуникативной деятельности, опыт самореализации через близкие и доступные формы, знакомые с детства.

   

    Очень часто в своей работе я использую «Хор рук».

    Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в которой все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих- «дирижеров».

     «Хор рук» - это одна из инновационных музыкально-педагогических технологий.

Особенностями технологии является:

1. Применение формы для самых разнообразных ситуаций: от занятия до концертного показа;

2. Простота в исполнении позволяет быть в роли ведущего любому ребенку, в том числе и тому, кто застенчив, испытывает внутреннюю неловкость, робок, стремится не выказывать личной инициативы. Именно данная форма предлагает каждому их детей попробовать себя в роли лидера.

3. Направлена на развитие двигательной фантазии детей.

4. Способствует развитию чувства ритма.

5. Является одним из универсальных способов подбора и накопления художественно-пластических и двигательных навыков

6. Развивает чувство ансамбля, слаженности общего действия.

7. Ведущим может быть любой взрослый, а не только музыкальный руководитель, поэтому форма используется разными специалистами в своей деятельности

Данная форма направлена на развитие:

• координационной свободы движения,

• чувства ритма,

• внимания,

• ансамблевой слаженности,

• способности к двигательной импровизации.

    Подводя итоги своей работы, хочется отметить, что эта тема очень многогранная, интересная. Я продолжаю искать новые пути, методы, инновационные технологии по данной теме. Ведь не зря говорят, что движение – это жизнь. А ученые доказали, что наша память сохраняет 10% из того, что мы слышим, 50% из того, что мы видим и 90% из того, что мы делаем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные вопросы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современных условиях

   Вопросы социально-нравственного воспитания детей в современных условиях являются одной из актуальных проблем и рассматриваются отечественной педагогикой как приоритетное напр...

ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПЕТЕРБУРГОВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПЕТЕРБУРГОВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Статья "Актуальные вопросы гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста"

Актуальные вопросы гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста...

Подходы по организации условий физического воспитания детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации

Здоровье детей Российской Федерации является одним из приоритетных направлений социальной политики в области образования. Особой значимостью в рамках реализации программы «Образование и здоровье» обла...

Статья на тему "Основы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста"

ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНО – ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАМисюрина Анастасия Анатольевна Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста – это систематический процесс, ...