Педагогическая гостиная «Событийный подход - новое условие развития и воспитания детей дошкольного возраста»
презентация на тему
Коспект Педагогичесой гостиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedgostinnaya.docx | 21.49 КБ |
ped.gostinaya.pptx | 1.61 МБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая гостиная
«Событийный подход - новое условие развития и воспитания детей дошкольного возраста»
Подготовила Макарова С.С.
Цель: выработать единое понимание об образовательном событии, определить пути ее реализации в ДОУ. Мотивировать педагогов изучать и применять технологию проведения образовательных событий для формирования всесторонне развитой личности дошкольников.
Задачи:
- определить понятия «образовательное событие»;
- познакомить с этапами проведения образовательных событий и способами организации совместной деятельности;
- сформулировать требования к организации и проведению образовательных событий;
- обосновать роль образовательных событий в условиях реализации ФГОС ДО;
- обеспечить реализацию различных образовательных событий в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования;
Изменения в Российском образовании побуждают педагогов искать
новые подходы к реализации задач дошкольного образования. Изменения
коснулись не только программных документов, но и, главным образом,
деятельности педагогов с детьми.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В связи с этим, основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности. А педагогические технологии способствуют этому.
Сегодня в рамках нашей педагогической гостиной мы рассмотрим событийный подход , как новое условие развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Мы прослушаем консультации педагогов по теме:
- «Событийный подход в современном образовательном пространств» - Тихонова Н.А.
- «Организация образовательного события в ДОУ» - Свирина Н.Н.
- «Образовательное событие — способ интеграции образовательного пространства для успешного развития и социализации воспитанников» - Кондратьева И.С.
Уважаемые коллеги вы прослушали три сообщения по теме, сейчас я предлагаю вам разделиться на пары и выполнить практическое задания.
исходя из услышанного сегодня материала и на основе просмотренных образовательных событий выделите, пожалуйста, принципы деятельности педагога при организации образовательном событии.
Итак, при организации ОС нужно придерживаться следующих принципов:
Принципы деятельности
- Самое главное – подходить к организации события творчески.
- Предоставить детям действовать самостоятельно, избегая прямых инструкций.
- Стараться не сдерживать инициативы детей.
- Не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно.
- Помогать детям формировать навыки самостоятельного решения проблемы.
- Стараться избегать оценочных суждений.
Скажите, чем отличается образовательное событие от занятий, от НОД?
Можем ли мы в нашем ДОУ организовывать ОС и как часто (что для этого требуется?)
Образовательное событие в ДОУ, представляет обучающий процесс, интегрированный в новое пространство, благодаря чему, помимо образования, он также помогает улучшать социальные навыки его участников.
Обсуждение открытого просмотра и видео показа образовательного события.
Рефлексия Анкета-газета
На ватмане или большом листе бумаги участникам предлагается выразить свое отношение, дать оценку состоявшегося взаимодействия, в виде рисунков, дружеских шаржей, карикатур, стихотворных строк, небольших текстов, пожеланий, замечаний, предложений, и т.д. После того как в оформлении и выпуске газеты все приняли участие, она вывешивается на всеобщее обозрение.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Повестка дня 1. Вступительное слово Макарова С.С. 2. Консультация для педагогов « Событийный подход в современном образовательном пространстве » Тихонова Н.А. 3. . Консультация для педагогов « Организация образовательного события в ДОУ » Свирина Н.Н . 4. Консультация для педагогов « Образовательное событие — способ интеграции образовательного пространства для успешного развития и социализации воспитанников » Кондратьева И.С. 5. Практическое задание Все педагоги. 6. Обсуждение открытого просмотра и видео показа образовательного события . Все педагоги.
Изменения в Российском образовании побуждают педагогов искать новые подходы к реализации задач дошкольного образования. Изменения коснулись не только программных документов, но и, главным образом, деятельности педагогов с детьми. В связи с этим, основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно -образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности. А новые педагогические технологии способствуют этому.
«Событийный подход в современном образовательном пространстве» Подготовила Тихонова Н.А.
Идея событийного подхо да в воспитательном процессе возникла как планирование жизненного пути человека. Событийный подход рассматривается как педагогическая технология организации и осуществления значимых событий в жизни коллектива и отдельной личности. С обытие - источник личностного опыта, обновление его, встреча с другой личностью, с иной культурой, которая затрагивает, деформирует мышление и поведение, развивает их . В.В. Сериков С точки зрения психологии событие – значимое жизненное изменение. Изменение, оцениваемое человеком как значимое для его образования и активно включенное в межсобытийные связи. Чем больше связей, тем событие более значимое.
Традиционный педагог ориентирован на «организацию деятельности » , а не на создание ситуации или условий . Педагоги , изучающие событийный подход предлагают в создании условий ставить акцент на детской инициативности, самостоятельности, комплексной организации занятий. Научные основы событийного подхода . Было доказано, что лучше всего усваивается ребенком то, что он делает по собственному желанию. Было показано, что для проявления ребенком активности необходимо обучать его обобщенным способам действия. Выяснилось , что ребенку не безразлично, что и зачем он выполняет.
Главными принципами взаимодействия педагога и ребенка в событийном подходе выступают принцип эмпатии , подразумевающий создание положительных, доверительных, открытых отношений с ребенком, учет его состояний, сопереживание и поддержку; а также опора на детские деятельности (игра, рисование, конструирование и пр.), позволяющая реализовывать содержательное общение на доступном ребенку уровне понимание. Существо и принципы событийного подхода: Событийная организация дня: для ребенка на первый план выходит какое-то значимое и данное через переживание событие. В рамках события ребенок занимается различными детскими деятельностями (игрой, рисованием, физической активностью и т.д.), которые увязаны в одну сюжетную канву.
Со- бытийность для детей... У детей раскрываются способности, активизируется стремление к самостоятельности, развивается творческое отношение к собственной деятельности и желание участвовать в коллективной деятельности, доводить начатое дело до конца. Все дети самостоятельно ищут пути для решения ими же самими поставленных целей, выбирают средства, проверяют правильность решения. Постановка детской цели и планирование деятельности детьми помогает им сконцентрировать внимание при выполнении последующих действий .
Со- бытийность для педагогов... Со- бытийность способствует повышению мотивации к саморазвитию и самообразованию. Ведь детские вопросы порой такие, что обращаешься к разным источникам – энциклопедиям, методической литературе. Воспитатель является равноправным участником деятельности наравне с детьми. Единицей проектирования в событийном подходе выступает - Образовательное событие.
«Организация образовательного события в ДОУ» Подготовила Свирина Н.Н.
« Образовательное событие - специальная форма организации и реализации образовательной деятельности, выстроенная как интенсивная встреча реальной и идеальной форм порождения и оформления знания» Д.Б. Эльконин . Другими словами : Образовательное событие- это то , что привлекло внимание, произвело впечатление, взволновало и даже потрясло. Цель образовательных событий: • усвоение учебных знаний через нетрадиционные формы, повышение познавательной активности детей, вовлечение родителей в образовательный и воспитательный процесс. Основной принцип , на который опирается образовательное событие – «От сотрудничества – к содружеству, от содружества к сотворчеству и соуправлению ».
Этапы организации образовательных событий в ДОУ : 1 этап – определение тематики образовательных событий. Мероприятия фиксируются в комплексно- тематическом планировании, годовом плане работы учреждения, планах воспитательной работы, 2 этап – определение целей и задач предстоящего образовательного события, планирование этапов подготовки . 3 этап – подготовка к образовательному событию. 4 этап - проведение образовательного события, самый замечательный и долгожданный момент действия . 5 этап – рефлексия, эффект от участия в образовательном событии.
Подготовка к образовательному событию – это творческий процесс и совместная деятельность педагога, детей, родителей, где каждый находит себе место и познает новые возможности своих личностных качеств.
«Образовательное событие — способ интеграции образовательного пространства для успешного развития и социализации воспитанников » Подготовила Кондратьева И.С.
О риентиры , дошкольного образования : • содействие развитию ребенка во взаимодействии с родителями; • желание сделать жизнь детей более интересной; • формирование инициативного, активного и самостоятельного ребенка; • сокращение и упрощение содержания образования для детей дошкольного возраста за счет установления целевых ориентиров для каждой образовательной области . Сущность образовательного события заключается в том, что организуются специальные условия для детского действия, полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой, цели. Л юбой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого – свои смыслы, своя деятельность, свои переживания, - но поле выбора такое, что в выборе ограниченных (содержанием и временем) ресурсов ребенок должен иметь неограниченные возможности.
В основу реализации комплексно-тематического планирования положены следующие подходы: • яркое событие в природе, социальной жизни общества или праздник; • яркое событие в литературном художественном произведении; • яркие события, специально смоделированные воспитателем, путем внесения новых, необычных интересных предметов; • объект субкультуры дошкольников (элемент ценностей внутри возрастной группы). Примерные темы образовательных событий (Н. В. Федина): • события, формирующие чувство гражданской принадлежности ребенка (День России, День защитника Отечества); • явления нравственной жизни (Дни «спасибо», доброты, друзей); • явления окружающей природы (Дни воды, земли, птиц, животных); • мир искусства и литературы (Дни поэзии, детской книги, театра); • традиционные праздничные события семьи, общества и государства (Новый год, Праздник весны и труда, День матери); • наиболее важные профессии (Дни воспитателя, врача, почтальона, строителя).
Обоснование интегративных возможностей образовательных событий: 1. В ходе реализации образовательных событий используются современные образовательные технологии: проектного обучения, проблемного обучения. 2. Образовательные события способствуют интеграции учебно-воспитательного процесса. 3. Образовательные события формируют эффективное образовательное пространство, направленное на формирование целостной, разносторонне развитой личности. 4. Образовательные события позволяют систематизировать, обобщить и свести знания в единую гармоничную картину окружающего мира. 5. Образовательные события способствуют повышению мотивации воспитателя к педагогической деятельности, а ребенка к обучению. 6. Образовательные события развивают творческое отношение к собственной деятельности, дают возможность адекватно ее оценивать, вырабатывать навыки саморазвития и самообучения. 7. Образовательные события способствуют успешной социализации личности.
Особенностью деятельности педагога является то, что она носит гибкий, дифференцированный характер и включает элементы спонтанности и импровизации , требует наличия ряда профессиональных умений и навыков , среди которых – умение наблюдать за деятельностью, поведением и взаимоотношениями детей, анализировать текущие события, интерпретировать полученные результаты.
Определите Принципы деятельности педагога при организации образовательного события Самое главное – подходить к организации со-бытия творчески. Предоставить детям действовать самостоятельно, избегая прямых инструкций. Стараться не сдерживать инициативы детей. Н е делать за них то, что они могут сделать самостоятельно. Помогать детям формировать навыки самостоятельного решения проблемы . Стараться избегать оценочных суждений.
ВЫВОД: Образовательное событие в ДОУ, представляет обучающий процесс, интегрированный в новое пространство, благодаря чему, помимо образования, он также помогает улучшать социальные навыки его участников.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему "Педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности"
В статье говорится о наиболее важных условиях успешного развития детского художественного творчества....
Педагогический опыт на тему :" Современные подходы в работе по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста"
Родина, Отчизна, Отечество, Отчий край. Так мы называем землю, на которой родились. И нет ничего дороже у человека. Родина, красота которой открылась ему однажды, как чудо. И перед нами, педагогами, с...
Психолого-педагогические условия физического развития и воспитания детей дошкольного возраста
Психолого-педагогические условия физического развития и воспитания детей дошкольного возраста...
Консультация : « Создание условий для реализации индивидуально-личностного подхода в развитии и воспитании детей дошкольного возраста»
Индивидуализация образовательного процесса и индивидуальный подход в профессиональной деятельности педагога в доу...
Основные подходы к вопросу музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. (Эффективные практики; современные подходы)
Основные подходы к вопросу музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. (Эффективные практики; современные подходы)Основные подходы к вопросу музыкально-эстетического воспитания дет...
Консультация : « Создание условий для реализации индивидуально-личностного подхода в развитии и воспитании детей дошкольного возраста»
Индивидуальный подход – это работа педагога с детьми с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, он имеет большое значение для формирования личности ребенка, он пронизывает...
Педагогический опыт на тему: «Современные подходы в работе по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста».
Родина, Отчизна, Отечество, Отчий край. Так мы называем землю, на которой родились. И нет ничего дороже у человека. Родина, красота которой открылась ему однажды, как чудо. И перед нами, педагогами, с...