"Экономическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях современной дошкольной организации"
статья (подготовительная группа) на тему
Выступление на Республиканской научно-практической конференции "Воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mrio_vystupl._na_konf.docx | 26.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республики Мордовия
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Мордовский республиканский институт образования»
Выступление
На Республиканской научно-практической конференции «Воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»
На тему: «Экономическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях современной дошкольной организации».
Подготовила воспитатель
МДОУ «Д/с №16» г. о.Саранск
Артемьева Л. В.
Саранск, 2017
На современном этапе развития экономических отношений в России в педагогике актуальна тема «Экономическое воспитание старших дошкольников». Поскольку сегодня много говорим о рыночной экономике, о новых взаимоотношениях между потребителями и производителями, о пользе рекламы и т. п.
Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.
Это они в ближайшем будущем будут осваивать новую картину мира, складывающуюся, в том числе и из экономики. Это потребует от них умений правильно ориентироваться в жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Именно в дошкольном возрасте у детей приобретается первичный опыт, формируется основа в создании будущего экономического мышления.
Наш детский сад занимается инновационной деятельностью «Экономическое воспитание детей дошкольного возраста».
Я считаю, что экономическое образование надо начинать как можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста, поэтому данная проблема была выбрана мной в качестве темы для конференции. Целью работы является повышение компетенции старших дошкольников по вопросам экономического воспитания.
Экономика и дошкольник кажутся слишком далекими друг от друга. Но в этом возрасте экономика может быть преподнесена детям в форме элементарных сведений:
- научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;
- с помощью ролевых игр, экономических задач, кроссвордов ввести ребят в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений;
- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – «бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость» – с другой;
- научить правильно относиться к рекламе, разбираться с ней;
- вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.
Говоря о культуре экономического воспитания, необходимо выделить специальную работу по формированию у детей полезных навыков и привычек. Многие из них связаны с воспитанием культуры поведения в быту и общей воспитанностью: выключить свет, когда выходишь из помещения, о бережном отношении к воде – беседа «Цена воды», «Как и зачем экономить воду?».
У детей появляется интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе.
Основной вид деятельности дошкольников – игра. В связи с этим экономическое воспитание осуществляю через игровую деятельность
Методы, приемы и средства обучения экономическому воспитанию старших дошкольников. Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации.
1.Решение проблемной ситуации. Решая проблемную ситуацию (экономического, математического, экологического содержания) ребенок приобщается к экономической действительности, учиться думать, ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий потенциал.
2.Чтение художественной литературы. Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Интересны и удачны авторские сказки, каждая из которых представляет как бы мини-программу ознакомления детей с экономическими понятиями. Одним из примеров может быть книга Кнышовой Л.В., Меньшиковой О.И., Поповой Т.Л. «Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом», которая была использована мной в работе. Дошкольники с интересом слушают истории про Мишу-бизнесмена, наблюдая за судьбами героев, сопереживая им, дошкольник присваивает их опыт, получает значимую информацию о жизни, природе, обществе. Чтение художественной литературы способствует выделению мотивации и поступков героев и характеристике их действий, формирует словарь детей, а главное – даст объяснение многим непонятным экономическим явлениям.
3.В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки»» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.
Детям предлагались следующие дидактические игры:
1.»Самая нужная профессия». Цель: показать необходимость разных профессий в жизни людей, их ценность для общества.
2.»Мамина профессия». Цель: расширить словарный запас детей названиями профессий мужского и женского рода.
3.»Знаешь ли ты свой трудовой город?». Цель: закрепить знания детей о трудовом городе, о продукции предприятий родного города; воспитывать любовь и уважение к родному городу.
4.»Какие бывают доходы?». Цель: уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах.
5.»Угадай, где продаются». Цель: научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нём продаются; развить умение обобщать группы предметов.
6.»Что быстрее купят?». Цель: развить умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой и спросом на него.
4.Сделать экономику понятной помогут сюжетно-дидактические игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
В играх «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство», «Супермаркет» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения.
5.Логические и арифметические задачи, задачи-шутки, выполнение задания по рисунку. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение таких задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы, людей.
6.Занятия расширяют экономический кругозор, уточняют имеющиеся у них представления, знакомят с новыми престижными профессиями, позволяют понять роль труда в жизни человека, специфику товарно-денежных отношений и рекламы, учат разумно расходовать деньги, бережно относиться к вещам (игрушкам, одежде, обуви) и природным ресурсам.
Мною были разработаны конспекты НОД «Путешествие в страну сказок», «Мы юные экономисты».
Занятие «Путешествие в страну сказок» было разработано для старшей группы.
Программное содержание:
1)Уточнить и обогатить знания детей о сказках.
2)Развивать способность правильно оценивать позитивные и негативные поступки героев.
3)Формировать представления о справедливости, добре, сострадании, смелости.
4)Познакомить детей с новыми экономическими терминами: «бартер», «потребность», «рынок».
5)Развивать познавательный интерес к экономике через сказки.
6)Воспитывать интерес и любовь к художественной литературе.
Для занятия были подобраны сказки с экономической направленностью: «Золотой ключик или приключение Буратино», «Муха-Цокотуха», «Золотая рыбка», «Цветик-Семицветик».
Занятие «Мы юные экономисты» было разработано для подготовительной группы.
Программное содержание:
- Развивать представления детей о сущности экономических понятий.
- Формировать экономическое мышление, воображение.
- Развивать умение рассуждать, делать выводы. Развивать речевую активность. Формировать навыки работы в коллективе, взаимодействуя со сверстниками и взрослыми. Формировать интегративные качества старших дошкольников – любознательность, активность, эмоциональную отзывчивость.
- Развивать умения проводить исследовательскую деятельность, делать выводы в процессе эксперимента.
- Воспитывать уважительное отношение друг к другу. Воспитывать самостоятельность в высказываниях, при ответах на вопросы; чувство взаимопомощи и желание оказывать помощь товарищу, умение договариваться, работая в небольших группах.
В нашем детском саду прошёл образовательный семинар 14 декабря 2016г. на тему: «Экономическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях современной дошкольной организации». На данном семинаре с детьми подготовительной группы было показано занятие «Мы юные экономисты». Дети показали блестящие познания из мира экономики. На занятие в гости к ребятам приходила Копеечка, которая рассказала историю возникновения денег. Также на занятии был представлен эксперимент: Что нужнее бумажные купюры или металлические монеты? Дети экспериментировали с деньгами и пришли к выводу, что и бумажные купюры и металлические монеты нужны и важны.
Гостям занятие очень понравилось, я и дети услышали самые высокие оценки этому занятию.
7.Математическое развитие детей, прежде всего, направлено на освоение ими предметно-специфического (математического) содержания, формирование познавательных и творческих способностей. Математика вооружает ребенка средствами рационального познания мира. Счет, измерение, элементарные вычисления — это те способы, которые ребенок использует при решении различных задач, в том числе и экономического содержания. Применение этих способов в познавательной и практической деятельности стимулирует поиск, открывает ребенку путь к творчеству. Математические знания можно рассматривать как основу развития у старших дошкольников элементарных экономических представлений. В то же время ознакомление с экономической сферой действительности способствует переходу ребенка от формального усвоения математических знаний к их осознанному применению в новой области.
Также в нашем саду и конкретно в моей группе ведётся проектная деятельность.
Мною был разработан проект «Азбука экономики Лунтика и Фунтика». Цель: формирование элементарных экономических представлений, знакомство с денежными единицами «Лунтики», «Фунтики».
В нашем детском саду каждая группа должна была придумать денежные единицы «Лунтики» и «Фунтики», название во всех группах одно, но внешний вид у всех отличается. Перед тем как деньги реализовать в игре, «Лунтики» и «Фунтики» были представлены на педагогическом совете, были одобрены членами комиссии. Только потом денежные единицы были помещены в магазин и дети, играя в сюжетно-ролевую игру, расплачивались ими за товар.
Представление денежной единицы «Лунтики»:
Весёлый Лунтик озорной,
Вдруг с Луны свалился
С Луны попал он в группу к нам
Чтоб многому учиться
Раз, два, три, четыре, пять
Будем Лунтики считать
И за деньги выдавать
Дарит радость всем вокруг.
Лунтик-самый лучший друг!
Представление денежной единицы «Фунтики»:
Фунтик-тоже друг наш лучший!
Тоже хочет в группу к нам
Очень хочет быть деньгами,
Чтобы дружно все считали
Но пропал он не найдём,
Что случилось не поймём.
-Милый, Фунтик, где ты был?
-С Белодонной в цирк ходил.
-Там билеты я продал
-Много «Фунтиков» набрал.
Также был разработан проект «Экономика-жизнь и игра». Цель: заложить основы экономического мышления у ребёнка-дошкольника.
Анализируя все вышеизложенное, можно сделать объективный вывод о необходимости планомерного экономического воспитания детей. Рассмотренный вариант наглядно показывает целесообразность применения игр с использованием экономических моментов не только в дошкольных учреждениях, но и в семье.
Экономическое воспитание приближает дошкольников к реальной жизни, помогает ориентироваться в происходящем, формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и школой.
Экономическое воспитание дошкольников надо начинать не позднее пяти лет, так как это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера.
В группе создан уголок «Экономическая азбука», в котором расположена карта города, на которую нанесены промышленные центры нашего города и адреса дошкольников, а так же крупные магазины. Развивающую среду пополнила настольно-печатными играми по экономике. К сюжетно-ролевой игре «Магазин» приобретен кассовый аппарат, сделаны чеки и деньги. Оформила картотеку экономических понятий, которую регулярно пополняла по мере изучения материала.
Играя в «Магазин» и «расплачиваясь» за купленный товар, дошкольники не обращают внимания на достоинство денег. Нередко от детей можно услышать: «У меня была одна денежка, а теперь несколько (две, три, пять и т.д.)» поэтому были занятия посвященные ознакомлению дошкольников с денежными знаками России.
Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящему хозяину, умеющему считать деньги.
Основная цель нашей работы – углубить и закрепить знания детей в области экономического воспитания.
Литература
- Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
- Алиева Т. Экономика: жизнь и игра // Обруч. 1999. №1. с.3.
- Белокашина С.В. Экономика для дошкольников // Дошкольная педагогика. 2009. №8. с.63.
- Власова И.В. Готовим ребенка к жизни // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.140.
- Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический педсовет в форме круглого стола «Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста в условиях современного ДОУ».
В конспект педсовета включены теоретическое обоснование основных направлений работы по формированию звуковой культуры речи у дошкольников и практическая часть в форме представленных педагогами мастер-...
Тематический педсовет в форме круглого стола «Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста в условиях современного ДОУ».
Конспект тематического педсовета в форме круглого стола «Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста в условиях современного ДОУ»....
«Анализ работы по инновационной деятельности «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях современного детского сада»
С 2019 года МДОУ «Детский сад № 5» начал работать в инновационном режиме по теме: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в современной дошкольной организации&raq...
«Поликультурное воспитание детей младшего дошкольного возраста в условиях современного детского сада»
Поликультурное воспитание дошкольника – это воспитание ребенка на культуре народов региона, где проживает малыш, с приоритетом для него культуры его национальности....
Реализация проекта «Образовательная среда для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста» в условиях современной дошкольной образовательной организации
В этой статье раскрывается актуальность проблемы проектирования образовательной среды для развития игровой деятельности дошкольников. Представлен проект «Образовательная среда ...
Презентация "ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ"
Цель презентации: обобщить опыт работы по воспитанию детей старшего дошкольного возраста в условиях современной социокультурной ситуации развития в ДОУ....
Проект «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»
Проект разработан для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому восп...