Конспект организационной образовательной деятельности в форме итогового занятия с детьми подготовительной к школе группе (6-7) лет
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель: первоначальное освоение детьми социокультурной категории «ТРАДИЦИИ ДЕЛА»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_mastera_i_rukodelnitsy_dlya_detey_6-8_let.docx | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. НЯГАНЬ
«ДЕТСКИЙ САД №10 «ДУБРАВУШКА»
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ФОРМЕ ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ
С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ (6-7) ЛЕТ
Выполнила:
Балакадашева Гульмира Халиловна
воспитатель МАДОУ МО г.Нягань
«Детский сад № 10 «Дубравушка
г.Нягань
НОД проводится на основе книги 4 для развития детей 6 -7 лет «Мастера и рукодельницы» (часть первая)
Тема осваиваемой социокультурной категории (в соответствии с содержанием курса пропедевтики «Истоки»): ТРАДИЦИИ ДЕЛА
Тема НОД (с указанием ведущей образовательной области): «Мастера и рукодельницы», социально-коммуникативное развитие.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие + познавательное развитие + речевое развитие + художественно-эстетическое развитие
+ физическое развитие
Цель: первоначальное освоение детьми социокультурной категории «ТРАДИЦИИ ДЕЛА»
Задачи.
- создать условия для присоединения детей к отечественной традиции «ДЕЛА»;
-раскрыть для детей содержание социокультурных понятий «Мастера» и «Рукодельницы»;
- формировать интерес к традиционным видам человеческого труда;
- создать условия для выбора старшими дошкольниками будущей профессии.
развивать в детях:
- качество трудолюбия;
- мотивацию к общению со сверстниками и педагогом;
- коммуникативно-речевые умения, умение эффективно общаться с педагогом и сверстниками;
- управленческие способности (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать положительных результатов).
воспитывать в детях:
уважительное отношение к людям труда;
-желание сохранять и передавать в будущем трудовые традиции родного народа;
- качества старания и терпения, необходимые для настоящего мастера своего дела.
Виды образовательной деятельности: коммуникативная, речевая, восприятие художественной литературы, игровая, познавательная, музыкально-художественная, двигательная.
Формы организации: подгрупповая, 10-12 человек (совместная деятельность взрослого и детей) и индивидуальная (самостоятельная деятельность детей).
Формы реализации детских видов деятельности: Беседа. Самостоятельная художественная речевая деятельность (чтение фольклорных текстов наизусть). Ситуативный разговор. Создание игровой ситуации. Игра. Музыкально-ритмические движения. Разговор в ресурсном круге. Художественно-творческая деятельность родителей по оформлению страницы Альбома.
Оборудование: книга для развития детей 6 -7 лет «Мастера и рукодельницы»; выставка книжек-малышек с пословицами и поговорками о труде, оформление выставки изделий народных промыслов вологодской области, магнитофон, диапроектор.
Предварительная работа
Познавательное развитие:
- Беседа с детьми о мастерах и мастерстве на основе сказа П.П.Бажова «Каменный цветок»;
- поисково-исследовательская деятельность детей и родителей по народным промыслам Вологодского края
- образовательная деятельность в рамках познавательного развития на тему
«Мастерство народных рук»;
- работа с детьми по пословицам о труде;
- просмотр презентации «Мастера и рукодельницы»;
- организация и проведения занятия с родителями по программе «Моя семья» по теме
«Мастера и рукодельницы»;
- рассматривание иллюстраций к сказу «Каменный цветок» П. Бажова;
- работа в книге для развития «Мастера и рукодельницы»;
- Размышления с детьми о смысле пословиц о труде.
Социально – коммуникативное развитие:
Социализация.
Игровая деятельность.
- Дидактическая игра «Где мы были?»
- Русская народная игра «Кто с нами?»
Сюжетно – ролевые и режиссёрские игры на темы труда на селе: «Ферма», «Труд землепашца» и др.
Речевое развитие.
- Чтение художественной литературы:
- Восприятие художественной литературы.
- Сказ П.П. Бажова «Каменный цветок»
- Рассказ К.Д.Ушинского «Как рубашка в поле выросла» сказов «Уральские самоцветы»
-Совместное чтение родителей и детей первой части книги «Мастера и рукодельницы».
-Отечественная классическая литература.
Поэзия. В.Глущенко «Грядка», П.Засодимский «Откуда взялся хлеб», Т.А.Шорыгина «Жатва», К.Д.Ушинский «На что тебе?»
Художественно-эстетическое развитие.
Музыкальная деятельность.
Пение: «Соберем урожай» муз. С. Насауленко;
«По малину в сад пойдем» А. Филиппенко.
Слушание: «Строим дом» М.И. Красева, запись звуков (работа пилы, молотка…).
Муз. движения: игра – хоровод «Соберем урожай» муз. С. Насауленко, «Яблонька» муз. Е.Тиличеевой, «Огородная – хороводная», муз. Б. Можевелова, сл. А. Пассовой.
Художественное творчество:
- Оформление страницы Альбома «Русские узоры».
Ручной труд.
- Изготовление книжек-малышек с пословицами и поговорками
- изготовление куколок – столбушек в подарок Совместное дело.
«Мастера и рукодельницы» - рукоделие по выбору детей в групповой мастерской с участием педагогов и родителей.
Физическое развитие.
- Подвижные игры:
Народные игры: «Гончары», «Иголочка и ниточка».
Имитационные игры: «Помощники», «Строим дом», «По воду», «Пирожки».
Место проведения: музыкальный зал.
ХОД ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Первая часть (вступительная). Присоединительный этап.
Организационный момент
Звучит спокойная музыка
В.: - Здравствуйте дети! Я рада вас видеть! Детский сад, как дом родной,
Весь наполнен детворой,
Все хотят - и ты, и я –
Дружно жить в нем, как одна семья.
- Давайте возьмемся за руки, почувствуем тепло друг друга и порадуемся друг другу, как в настоящей семье, в которой живут родные и близкие люди.
Уважаемые гости, здравствуйте! Мы очень рады видеть Вас в нашем уютном и тёплом детском саду. Наши дети через свою улыбку передают Вам свою любовь, теплоту и искренность.
Присоединение к теме.
Звучит веселая народная музыка. Педагог задает вопрос:
- Дети, как вы думаете, куда приглашает нас эта народная музыка? Почему вы так решили? (Ответы детей).
(Дети с педагогом приходят на ярмарку народных промыслов).
В.: - Издавна на Руси в разное время года проходили ярмарки, куда мастера и рукодельницы и привозили свои товары. Посмотрите, сколько их здесь! Давайте подойдём поближе и рассмотрим изделия на нашей ярмарке.
-Какие изделия мастеров и рукодельниц вы видите на ярмарке? (Кружева, изделия из бересты, изделия из жести, рубашки вышитые, изделия, выпеченные из муки…)
- Расскажите, какие изделия, представленные на ярмарке, вам понравились? (Дети рассказывают об изделиях, которые им понравились.)
Показать детям обложку книги для развития «Мастера и рукодельницы».
Спросить 2-3 детей:
- Как называется эта книга?
Задать проблемный вопрос:
- Как вы думаете, дети, о чем сегодня на занятии мы будем говорить? (2-3 ответа).
(Предложить детям сесть в круг для общения).
Разговор в круге Воспитатель:
- Сегодня мы с вами побываем в удивительном мире народных умельцев – мастеров и рукодельниц.
Педагог предлагает детям открыть книгу «Мастера и рукодельницы» для развития на стр. 5.
- Рассмотрите иллюстрации на странице 5.
К какому произведению эта иллюстрация? О каком ремесле говорится в сказе П.П. Бажова «Каменный цветок»?
-Какие качества помогли Данилушке стать настоящим мастером? (Смекалка, терпение, усердие, любовь к своему делу, наблюдательность)
- Как вы думаете, почему Данилушко стал любимым учеником мастера? (Предлагаю показать детям видеофрагмент этого сказа, где идет диалог мастера и ученика).
В.: - Наш народ о мастерах и рукодельницах сложил много пословиц и поговорок. Давайте вспомним некоторые из них и вместе поразмышляем над их смыслом. Объясните, как вы понимаете пословицы: «Каков мастер, такова и работа», «Дорога не работа, дорого умение», «Без хорошего труда нет плода».
Педагог предлагает детям открыть книгу для развития на стр. 14.
- К какому произведению эти иллюстрации?
(Рассказ «Как рубашка в поле выросла» К.Д. Ушинского)
- Дома, вместе с родителями, вы выполняли задание к этому рассказу. Расскажите, пожалуйста, о пути от зернышка до рубашки.
Ребенок рассказывает о том, как выполнил задание, а остальные дети высказывают свое согласие или несогласие.
- Каких мастеров – умельцев вы еще знаете?
Чтение детьми стихов наизусть со стр. 16 книги для развития.
- Каждый мастер своего дела в совершенстве владеет инструментом.
- Дети отгадывают загадки, помещенные на стр. 16 книги для развития. В.:- Каждому виду труда характерны определенные действия. Физкультминутка:
Я предлагаю вам поиграть в игру «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем». Дети показывают действия, которые выполняют люди разных профессий, а выбранный водящий отгадывает.
Можно по выбору поиграть и в р.н. игру «Гончары».
Активное занятие
Работа в паре «Мастера и рукодельницы»
- Подготовительный этап.
В.: - Сегодня мы ведем разговор о мастерах и рукодельницах. Кого называют настоящим мастером? А рукодельницей? (Ответы детей)
- Это умелец, человек, который знает свое дело и умело его выполняет. И главное – он любит своё дело, про такого мастера говорят: «Он работает с душой». С любовью выполненная работа мастером и рукодельницей радует и греет душу всем людям.
- Да, они в одном, своем деле, именно в своей профессии талантливы: если он часовщик – мастер, то он отлично разбирается в часах, быстро найдет поломку, качественно выполнит ремонт. Если он учитель, то он легко и понятно объясняет ученикам тему урока. Если он плотник, то он сделает качественную мебель.
- А вот иногда про кого-то говорят с восхищением «Мастер на все руки» Как вы это понимаете? (Ответы детей)
-Да, это тот человек, который умело, качественно может выполнить много разных работ: он умеет и шить, и вязать, и мебель сколотить, и пирогов напечь, и т.д. Ребята, а кого в нашем детском саду можно назвать мастером на все руки? (Ответы детей)
Воспитатель: Именно радость труда побуждала людей встать на путь мастерства. Сократить разговор, времени не хватит.
- Каждая профессия важна и уважаема. Работа, выполненная с любовью мастерами и рукодельницами, радует и греет душу всем людям.
Чтобы стать хорошим мастером надо любить свою профессию и правильно выбрать её. Кто хочет рассказать, кем хочет стать, когда вырастет? (Ответы детей)
Индивидуальный этап
В.: -Дети, откройте, пожалуйста, книгу на странице 17. Внимательно рассмотрите иллюстрации слева, на которых изображены мастера, а справа – их изделия. Соедините линией иллюстрации, соответствующие по содержанию друг другу (мастера и его изделие).
Время выполнения 3 минуты.
По завершении индивидуального этапа прошу всех одновременно закончить работу и внимательно выслушать следующее задание.
Работа в паре.
Детям предлагается сообщить своё решение друг другу и придти к единому мнению.
Задание:
- Еще раз вместе рассмотрите иллюстрации на стр. 18.Соедините линией иллюстрации, соответствующие по содержанию друг другу (мастера и его изделие).
Схема общения:
- первый ребёнок сообщает партнёру свой выбор;
- второй внимательно слушает и выражает своё согласие, знакомит со своим решением. Далее дети пытаются придти к единому решению. Соедините линией те иллюстрации, которые выбрали вместе.
Время работы – 3 минуты.
Воспитатель наблюдает за действиями детей, поощряет тех, кто общается в спокойной, доброжелательной форме. За минуту до окончания данного времени предупреждаю детей о своевременном завершении диалога.
А теперь договоритесь, кто из вас от каждой пары будет представлять совместное решение?
Обсуждение в группе и экспертная оценка.
Воспитатель предлагает одной из пар показать выбранные иллюстрации и объяснить свое решение. Ответ начинать со слов: «Мы решили…», «Мы думаем…», «Мы отметили…», «Мы выбрали…», «Мы посоветовались и решили…».
Предлагаю поднять руку тем детям, кто согласен с данным решением, а далее, тем, кто выполнил эту работу по – другому.
В.: -Дорогие дети! Спасибо вам за дружную работу. Мне было очень приятно видеть, как вы общались, договаривались и приходили к единому мнению. А теперь послушайте, пожалуйста, внимательно, как нужно было правильно выполнить это задание.
Педагог даёт правильный вариант решения и аргументирует его. Обобщает результаты работы, отмечает детей, которые внимательно слушали друг друга, вежливо общались, вовремя справились с заданием.
Экспертная оценка
Оценка воспитателя с опорой на наглядность.
Мастерство кузнеца проявляется даже в таком деле, как изготовление подковы для лошади. В народе говорят «Настоящий кузнец – специалист, достигший высокого уровня мастерства».
Кружевница – большая искусница кружевной сказки.
Художник – его руки умело передают в рисунке красоту природы родного края.
Столяр – мастер по дереву, создаёт добротную мебель
Швея – шьёт красивую одежду.
Плотник строит дом.
Повар печёт вкусные пироги.
У всех мастеров дело спорится. Недаром говорится «Дело мастера боится».
Заключительный этап.
Что вам понравилось в ходе работы в паре?
Оформление страницы Альбома «Русские узоры»
Дети совместно с родителями оформляют страницу Альбома (стр. 15) книги для развития «Мастера и рукодельницы».
Рекомендую страницу Альбома «Русские узоры» оформить до занятия, сделать выставку и поблагодарить детей и их родителей за рисунки.
В конце занятия педагог благодарит всех за интересную совместную работу, предлагает снова взяться всем детям за руки и поблагодарить друг друга за сотрудничество.
Творческое задание детям и родителям. Самостоятельный поиск дополнительной информации по теме «Мастера и рукодельницы».
Родителям, бабушкам и дедушкам предложить на сайте группы, в информационном экране рассказать о том, как они достигали мастерства в своем деле.
Детям рассказать в группе о профессии своих родителей, бабушек и дедушек, сделать на эту тему совместные книжки – малышки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное итоговое занятие с детьми подготовительной к школе группы
Конспект итоговой НОД по областям: социализация, труд, познание, художественное творчество, безопасность, физическая культура, здоровье, художественная литература, коммуникация...
Конспект итогового логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей вида "В школу с Буратино"
Конспект итогового занятия "В школу с Буроатино" предназачен для учителей-логопедов, воспитателей поготовительных к школе компенсирующих групп....
План-конспект итогового занятия с детьми подготовительной к школе группы. Тема: « Путешествие в стану Волшебной математики »
План-конспект занятия по математике для подготовительной к школе группе по учебнику Колесниковой Е.В....
Конспект непосредственно - образовательной деятельности в форме занятия с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Первооткрывателт космоса»
расширить представления детей о космических полётах; развивать стремление к познанию нового....
«Клуб знатоков» – итоговое познавательно-речевое занятие с детьми подготовительной к школе группы
Интеллектуальная готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе (один из аспектов школьной зрелости)....
Интегрированное итоговое занятие с детьми подготовительной к школе группы по ФЭМП
Путешествие в страну Математики Цель: закрепление у детей полученных знаний, при использовании развивающих игр, формировать умение в составлении задач Обучающие задачи:Продолжать учить детей...
Конспект итоговой НОД с детьми подготовительной к школе группы с детьми с ОНР "Секреты волшебного сундучка"
Данный конспект может быть использован в итоговой работе воспитателя с детьми с ОНР, так же в общеобразовательном детском саду по ФММП...