Самообразование
методическая разработка
«Формирование у детей раннего возраста культурно - гигиенических навыков»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_1_god.docx | 33.38 КБ |
samoobrazovaniyu_2_god.docx | 30.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы по индивидуальной методической теме
воспитателя 1 группы детей раннего возраста
Тема: «Формирование у детей раннего возраста культурно - гигиенических навыков» (1-й год)
Проблема: Режимные процессы (кормление, укладывание на сон, подъём, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимают существенную часть времени бодрствования. Дети нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого.
Воспитывать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Поддерживать стремление детей к самостоятельности. Соблюдать принцип постепенности включения каждого ребенка в режимный процесс.
Актуальность: заявленной темы объясняется тем, что гигиеническое воспитание – это часть общего воспитания, а гигиенические навыки – это неотъемлемая часть культурного поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.
Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. «Одна из важнейших задач детского сада, - писала Н.К. Крупская – привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье. С раннего возраста надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и так далее».
В раннем детстве ребёнок проходит операционно-технический этап, так как осваивается большинство культурно-гигиенических навыков.
Период раннего детства – благоприятный период для формирования культурно-гигиенических навыков. Ребёнок старается узнать, как можно действовать с предметами, для чего они нужны. Дети в этом возрасте узнают, что для умывания нужно мыло и полотенце, для еды нужна ложка и тарелка. Освоение детьми бытовых навыков помогает формированию культурно-гигиенических навыков. Освоение бытовых процессов позволяют детям раннего возраста удовлетворять потребность в самостоятельности. Навык – это частично автоматизированное действие, формируемое в результате многократных повторений и упражнений. Для того чтобы у ребёнка выработался навык, взрослый показывает ему каждую операцию, составляющую действие, и, комментируя её, отмечает предметы и условия, в которых она протекает. Затем взрослый действует вместе с малышом, выполняя сопряжённые действия. Например, берёт его руки в свои, намыливает и подставляет под струю воды. Так у ребёнка складывается сенсомоторный образ действия, а также образ составляющих действие операций и условий, в которых оно протекает. Постепенно взрослый предоставляет малышу большую самостоятельность, контролируя выполнение операций и результат, а затем только результат.
Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.
Формирование культурно–гигиенических навыков – процесс длительный, в связи с этим одни и те же задачи могут многократно повторяться. Поэтому воспитание культурно – гигиенических навыков необходимо планировать в режиме дня.
Режим дня, в формировании культурно–гигиенических навыков, имеет большое значение. Режим дня - это четкий распорядок жизни в течение суток. Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребенок осваивает серию культурно–гигиенических навыков. По мере усвоения культурно–гигиенические навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности – игры.
Культурно–гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности – труда по самообслуживанию. Самообслуживание характеризуется тем, что действия ребенка направлены на самого себя. Освоение культурно–гигиенических навыков влияет не только на игровую и трудовую деятельность, но и на взаимоотношения ребенка с взрослыми и сверстниками. Освоение культурно – гигиенических навыков дает возможность сравнить себя с другими детьми. Так через сравнение себя с другими складываются предпосылки для формирования самооценки, осознания своих возможностей и умений, а так же предпосылки для самоконтроля.
Культурно-гигиенические навыки направлены на самого ребенка. Выполняя санитарно-гигиенические процедуры, малыш осознает самого себя. У него формируется представление о собственном теле. При одевании или умывании, малыш, рассматривая свое отражение в зеркале, приходит к пониманию некоторых изменений, происходящих в нем самом в ходе бытового процесса: лицо из грязного превратилось в чистое, волосы из растрепанных стали красиво причесанными. Ребенок начинает контролировать свой внешний вид: обращает внимание на грязные руки, замечает неполадки в одежде, просит взрослого помочь привести себя в порядок, у малыша формируется потребность в чистоте и опрятности. Формирование культурно-гигиенических навыков связано с использованием соответствующих предметов: мыла, полотенца, ложки, чашки и т. д. При правильном отношении взрослого к этим вещам и ребёнок бережно к ним относится.
В период от года до трёх лет у малыша закладываются основы культуры поведения. Он осваивает правила поведения в быту: например, не мешать другим во время еды, есть спокойно, не отвлекаясь; не выходить из-за стола до окончания еды; говорить «спасибо» после еды. Постепенно ребёнку становится понятным смысл соблюдения тех правил, последствия выполнения или нарушения которых он наглядно видит: не сложил одежду перед сном – она помялась, стала некрасивой. Освоение правил происходит в ходе приучения, когда взрослый систематически выдвигает требования и контролирует их выполнение, которое подкрепляет положительной оценкой. Так навыки превращаются в привычки – действия, выполнение которых становится потребностью.
В быту малыш встречается с разнообразными предметами и явлениями, которые наталкивают его на первые открытия, стимулируют познавательные интересы и любознательность. Ребёнок видит, что полотенце было сухим, а когда вытерли руки, оно стало мокрым; мыло было большим, а после употребления уменьшилось. Если взрослый постоянно обращает внимание ребёнка на подобные преобразования предметов, малыш скоро начинает замечать всё, на его взгляд, необычное и пытаться объяснить, установить простейшие причинно-следственные связи.
С возрастом по мере овладения культурно – гигиеническими навыками малыш осознает правила поведения, которые их определяют. Он сдерживает свои непосредственные чувства и стремления, подчиняет свои действия ранее поставленной цели, может отказаться от желаемого, если этого требует общественное правило поведения. Таким образом, освоение культурно – гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника.
Выбор темы связан с необходимостью решать проблему воспитания культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста.
Цель: воспитание культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста через педагогическую технологию организации режимных моментов.
Задачи:
1. Формировать умения овладевать культурно -гигиеническими навыками, и навыками самообслуживания.
2. Разработать методические рекомендации по воспитанию культурно - гигиенических навыков у детей раннего возраста.
3. Побуждать детей к самостоятельности
4. Оснастить предметно - развивающую среду учебно – дидактическим комплексом пособий по воспитанию культурно - гигиенических навыков у детей раннего возраста.
5. Повысить педагогическую компетентность родителей в воспитании у детей раннего возраста культурно -гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
Прогнозируемый результат:
1. Овладение культурно – гигиеническими навыками и навыками самообслуживания детьми данной группы
2. Повышение педагогической компетентности родителей по воспитанию культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста
3. Оснащение предметно развивающей среды учебно - дидактическим комплексом: дидактическими играми, пособиями.
№ | Мероприятие | Срок | Примечание |
Изучение периодической печати, методической литературы | в течение учебного года | ||
Знакомство со средствами массовой информации по теме самообразования | в течение учебного года | ||
Изучение современных образовательных технологий | ноябрь | ||
Консультация для родителей: «В детский сад без слёз: адаптация к условиям детского сада» | декабрь | ||
Оснащение предметно развивающей среды учебно - дидактическим комплексом: дидактическими играми, пособиями. | в течение учебного года | ||
Консультация для родителей: «Роль отца в воспитании ребенка | февраль | ||
Фотоотчет «Воспитание культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей 1 – 2 лет» | май |
Воспитатели: __________________ О. А. Ковеза
Чтение
рассказ «Маша обедает» С. Капутикян
«Кто скорее допьёт» стихотворение
А. Барто «Девочка чумазая».
К. Чуковский «Мойдодыр»
И. Муравейка «Я сама»
потешки:
«Ладушки, ладушки»
«Тушки, тутушки»
«Водичка, водичка»
«Буль – буль – буль журчит водица»
«Наша Маша маленькая»
«В небе солнышко гуляет»
«Петушок – петушок»
«Вот они сапожки»
«У бабушки калачи»
«Пошел котик на торжок»
«Подберем куклам одежду»
«Приведи куклу в порядок»
"Хитрые башмачки"
«Ай лады, лады, лады»
«Раз, два, три, четыре, пять-собираемся гулять»
«Я состряпаю калач».
Дидактическая игра
«Покажем Зайке как нужно правильно держать ложку»
«Кукла заболела»
«Оденем куклу Машу на прогулку»
«Разденем куклу после прогулки»
«Покажи свое полотенце»
«Накормим куклу Машу»
«Водичка, водичка»
«Умоем куклу»
«Купаем куклу Катю»
«Что нужно кукле?»
«Это нужно нам зачем?» (с предметами туалета)
«Куклы в гостях у детей»
«Каждой вещи свое место»
«Кукла проснулась»
Рассматривание и беседа по картинкам
«Дети моют руки»
«Мама моет дочку»
«Девочка чумазая»
«Девочка аккуратная».
Дидактические упражнения
«Как мы моем ладошки и отжимаем ручки»
«Причешем куклу»
«Туфельки поссорились _ подружились»
«Разложи одежду по местам», «Уложим куклу Олю спать»
«Покажем Хрюше, как надо правильно кушать»
«Покажем мишке, как нужно вытираться своим полотенцем»
«Расскажем Хрюше, как надо правильно кушать»
«Как я умею аккуратно кушать»
Игровая ситуация
«Как мама учила мишку правильно кушать»
«Расскажем зайке, как пользоваться носовым платком»
«Мишка пригласил в гости зайку и ёжика»
«Покажем, как нужно складывать одежду перед сном»
«Мы обедаем»
«Вымой кукле руки»,
«Умывалочка»
Сюжетно-ролевая игра
«В гостях у Мишки», «Парикмахерская» «Дом» «Семья»; игры детей в кукольном уголке с предметами столовой посуды
Игры детей в кукольном уголке
«Накроем столик для кукол», «Кукла Катя пьёт чай».
Родительское собрание : «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста »
Памятка для родителей «Возрастные особенности детей с 1-2 лет»
Беседы с родителями
«Приучаем детей дома одеваться на улицу в правильном порядке».
Воспитатели: _____________ О. А. Ковеза
______________ Ю. А. Мальцева
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы по индивидуальной методической теме
воспитателя 1 группы детей раннего возраста
Тема: «Формирование у детей раннего возраста культурно - гигиенических навыков» (2-ой год)
Проблема:
Режимные процессы (кормление, укладывание на сон, подъём, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимают существенную часть времени бодрствования. Дети нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого.
Воспитывать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Поддерживать стремление детей к самостоятельности. Соблюдать принцип постепенности включения каждого ребенка в режимный процесс.
Актуальность: Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Для того, чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия.
Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, она продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.
Кроме того, воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Содержание данной программы соответствует современным тенденциям обновления дошкольного образования и федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС).
Цель: формировать культурно-гигиенические навыки у детей первой младшей группы (2-3 года) в режимных моментах в детском саду;
наладить тесную связь детского сада с родителями по воспитанию культурно-гигиенических навыков.
Задачи:
1. Продолжать учить детей правилам выполнения культурно-гигиенических навыков.
2. Создать условия для формирования и закрепления культурно-гигиенических навыков.
3. Приучать детей следить за своим внешним видом.
4. Формировать умение с помощью взрослого приводить себя в порядок.
5. Формировать простейшие навыки поведения за столом, пользоваться салфеткой, не крошить хлеб, во время еды учить правильно, держать ложку.
6. Формировать навыки пользования индивидуальными предметами.
7. Обучать детей порядку одевания и раздевания.
8. Продолжать учить детей под присмотром взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать руки и лицо личным полотенцем.
9. Формировать потребность у детей в соблюдении культурно-гигиенических навыков в детском саду и дома.
Прогнозируемый результат:
- ребёнок способен самостоятельно выполнять гигиенические процедуры в детском саду и дома;
- пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, расческой, горшком);
– самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания;
– имеет элементарные представления о необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни в детском саду и дома;
– умеет замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых;
– ребёнок с желанием и интересом принимает участие в играх, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков.
№ | Мероприятие | Срок | Примечание |
Изучение периодической печати, методической литературы | в течение учебного года | ||
Знакомство со средствами массовой информации по теме самообразования | в течение учебного года | ||
Изучение современных образовательных технологий | октябрь | ||
Консультация для родителей: «Какие навыки самообслуживания можно привить детям раннего возраста». | декабрь | ||
Оснащение предметно развивающей среды учебно - дидактическим комплексом: дидактическими играми, пособиями. | в течение учебного года | ||
Консультация для родителей: «Авторитет родителей – необходимое условие правильного воспитания детей». | февраль | ||
Фотоотчет «Любим, любим, умываться по утрам и вечерам». | май |
Воспитатель: __________________ О. А. Ковеза
Чтение
рассказ «Маша обедает» С. Капутикян
«Кто скорее допьёт» стихотворение
А. Барто «Девочка чумазая».
К. Чуковский «Мойдодыр»
И. Муравейка «Я сама»
потешки:
«Ладушки, ладушки»
«Тушки, тутушки»
«Водичка, водичка»
«Буль – буль – буль журчит водица»
«Наша Маша маленькая»
«В небе солнышко гуляет»
«Петушок – петушок»
«Вот они сапожки»
«У бабушки калачи»
«Пошел котик на торжок»
«Подберем куклам одежду»
«Приведи куклу в порядок»
"Хитрые башмачки"
«Ай лады, лады, лады»
«Раз, два, три, четыре, пять-собираемся гулять»
«Я состряпаю калач».
Дидактическая игра
«Покажем Зайке как нужно правильно держать ложку»
«Кукла заболела»
«Оденем куклу Машу на прогулку»
«Разденем куклу после прогулки»
«Покажи свое полотенце»
«Накормим куклу Машу»
«Водичка, водичка»
«Умоем куклу»
«Купаем куклу Катю»
«Что нужно кукле?»
«Это нужно нам зачем?» (с предметами туалета)
«Куклы в гостях у детей»
«Каждой вещи свое место»
«Кукла проснулась»
Рассматривание и беседа по картинкам
«Дети моют руки»
«Мама моет дочку»
«Девочка чумазая»
«Девочка аккуратная».
Дидактические упражнения
«Как мы моем ладошки и отжимаем ручки»
«Причешем куклу»
«Туфельки поссорились _ подружились»
«Разложи одежду по местам», «Уложим куклу Олю спать»
«Покажем Хрюше, как надо правильно кушать»
«Покажем мишке, как нужно вытираться своим полотенцем»
«Расскажем Хрюше, как надо правильно кушать»
«Как я умею аккуратно кушать»
Игровая ситуация
«Как мама учила мишку правильно кушать»
«Расскажем зайке, как пользоваться носовым платком»
«Мишка пригласил в гости зайку и ёжика»
«Покажем, как нужно складывать одежду перед сном»
«Мы обедаем»
«Вымой кукле руки»,
«Умывалочка»
Сюжетно-ролевая игра
«В гостях у Мишки», «Парикмахерская» «Дом» «Семья»; игры детей в кукольном уголке с предметами столовой посуды
Игры детей в кукольном уголке
«Накроем столик для кукол», «Кукла Катя пьёт чай».
Родительское собрание : «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста »
Памятка для родителей «Возрастные особенности детей с 1-2 лет»
Беседы с родителями
«Приучаем детей дома одеваться на улицу в правильном порядке».
Воспитатели: _____________ О. А. Ковеза
______________ Ю. А. Мальцева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...