Консультация для педагогов "Методика проведения образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной к школе группе".
консультация
Данный материал предназначен для педагогов детского сада. ФЭМП дошкольников входит в образовательную область "Познание" и предполагает развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального продвижения посредством развития познавательно-исследовательской деятельности, формирования целостной картины мира и расширение кругозора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_doshkolnogo_obrazovaniya.docx | 21.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей.
Тема: «Методика проведения образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной к школе группе»
ФЭМП дошкольников входит в образовательную область «Познание» и предполагает развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального продвижения посредством развития познавательно-исследовательской деятельности, формирования целостной картины мира и расширение кругозора.
С ранних лет важно не только сообщать детям готовые знания, но и развивать умственные способности детей, научить их самостоятельно, осознанно получать знания и использовать их в жизни.
Обучение в повседневной жизни носит эпизодический характер. Для математического развития важно, чтобы все знания давались систематически и последовательно. Знания в области математики должны усложняться постепенно с учетом возраста и уровня развития детей.
Важно организовать накопление опыта ребенка, научить его пользоваться эталонами (формы, величины и др.), рациональными способами действия (счета, измерения, вычислений и др.).
Учитывая незначительный опыт детей, обучение идет преимущественно индуктивным путем: сначала накапливаются с помощью взрослого конкретные знания, затем они обобщаются в правила и закономерности. Необходимо использовать и дедуктивный метод: сначала усвоение правила, затем его применение, конкретизация и анализ.
Образовательная деятельность является основной формой развития элементарных математических представлений в детском саду.
Принципы обучения математике дошкольников:
- Сознательность и активность.
- Наглядность.
- Систематичность и последовательность.
- Прочность.
- Постоянная повторяемость.
- Научность.
- Доступность.
- Связь с жизнью.
- Развивающее обучение.
- Индивидуальный и дифференцированный подход.
Методы формирования элементарных математических представлений:
- словесный (объяснение, беседа, инструкция, вопросы и др.);
- наглядный (демонстрация, иллюстрация, рассматривание и др.);
- практический (предметно-практические и умственные действия, дидактические игры и упражнения и др.);
Особенности практического метода:
- выполнение разнообразных предметно-практических и умственных действий;
- широкое использование дидактического материала;
- возникновение математических представлений в результате действия с дидактическим материалом;
- выработка специальных математических навыков (счета, измерения, вычислений и др.);
- использование математических представлений в быту, игре, труде и др.
Особенности наглядного метода
Виды наглядного материала:
- демонстрационный и раздаточный;
- сюжетный и бессюжетный;
- объемный и плоскостной;
- специально-счетный (счетные палочки, абак, счеты и др.);
- фабричный и самодельный.
Методические требования к применению наглядного материала:
- новую программную задачу лучше начинать с сюжетного объемного материала;
- по мере усвоения учебного материала переходить к сюжетно-плоскостной и бессюжетной наглядности;
- одна программная задача объясняется на большом разнообразии наглядного материала;
- новый наглядный материал лучше показать детям заранее.
Требования к самодельному наглядному материалу:
- гигиеничность (краски покрываются лаком или пленкой, бархатная бумага используется только для демонстрационного материала);
- эстетичность;
- реальность;
- разнообразие;
- однородность;
- прочность;
- логическая связанность (заяц — морковь, белка — шишка и т. п.);
- достаточное количество
Особенности словесного метода
Вся работа построена на диалоге воспитатель - ребенок.
Требования к речи воспитателя:
- эмоциональная;
- грамотная;
- доступная;
- четкая;
- достаточно громкая;
- приветливая;
- в младших группах тон загадочный, сказочный, таинственный, темп небыстрый, многократные повторения;
- в старших группах тон заинтересовывающий, с использованием проблемных ситуаций, темп достаточно быстрый, приближающийся к ведению урока в школе...
Приемы формирования элементарных математических представлений:
- Демонстрация (обычно используется при сообщении новых знаний).
- Инструкция (используется при подготовке к самостоятельной работе).
- Пояснение, указание, разъяснение (используются для предотвращения, выявления и устранения ошибок).
- Вопросы к детям.
- Словесные отчеты детей.
- Предметно-практические и умственные действия.
- Контроль и оценка.
Требования к вопросам воспитателя:
- точность, конкретность, лаконизм;
- логическая последовательность;
- разнообразие формулировок;
- небольшое, но достаточное количество;
- избегать подсказывающих вопросов;
- умело пользоваться дополнительными вопросами;
- давать детям время на обдумывание...
Средства формирования элементарных математических представлений
- Оборудование для игр и занятий (наборное полотно, счетная лесенка, фланелеграф, магнитная доска, доска для письма и др.).
- Электронная картотека игр по ФЭМП.
- Комплекты дидактического наглядного материала (игрушки, конструкторы, строительный материал, демонстрационный и раздаточный материал, наборы «Учись считать» и др.).
- Литература (методические пособия для воспитателей, сборники игр и упражнений, книги для детей, рабочие тетради и др.)...
Учебной программой дошкольного образования предусмотрена работа с воспитанниками по нескольким разделам:
- Количество и счет,
- Величина,
- Геометрические фигуры и формы предметов,
- Пространство,
- Время.
Математическая образовательная деятельность в подготовительной группе имеет определённую структуру, в которой, независимо от его разновидностей, можно выделить три ключевые части:
- начало
- основной этап
- окончание (итоговая часть)
Задача педагога - сделать образовательную деятельность педагога по ФЭМП занимательной и необыкновенной, превратить её в царство смекалки, фантазии, игры и творчества.
Следуя древней пословице:
«Я слышу - я забываю, я вижу - и я запоминаю, я делаю - и я понимаю».
Призываю всех педагогов делать это - внедрять в практику работы с детьми лучшее, что создано педагогической наукой и практикой.
Литература:
И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование ЭМП»
Н. А. Арапова-Пискарёва «ФЭМП». М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.
А. В. Белошистая «Обучение математике в ДОУ» Методическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2005 г.
А. В. Белошистая «Формирование и развитие математических способностей дошкольников» Вопросы теории и практики. М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 2003 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывной образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по мотивам сказки В.Сутеева «Кто сказал мяу»
Помогает в игровой форме формировать интерес к математике у детей подготовительной к школе группы....
КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной к школе группе детского сада
Воспитывать у детей стойкий интерес к математике, продолжать учить решать задачи, способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания....
Непосредственно образовательная деятельность по ФЭМП в подготовительной к школе группе "Олимпийские игры"
Занятие игра на тему Олимпийские игры. На занятии дети закрепляют знания не только по математике, но и обобщают представления о зимних видах спорта....
Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной к школе группе с детьми с ОНР.
Закрепление счета в пределах 9....
Непосредственно образовательная деятельность Познание (фэмп) в подготовительной к школе группе. Тема: «С математикой в космический полет»
итоговое занятие по ФЭМП в подготовительной группе...
Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной к школе группе
Открытое занятие для детей старшего дошкольного возраста...
План-конспект проведения непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной к школе группе
План-конспект проведения непосредственно образовательной деятельности по математике в подготовительной к школе группе Тема: Квартира в многоквартирном доме...