Мастер- класс для воспитателей: Социо- игровая педагогическая технология.
материал
Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению социо- игровой технологии в работе с дошкольниками. Построение эффективного командного взаимодействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsio-igrovaya_ped.tehnologiya.docx | 33.4 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Ремонтненский детский сад «Родничок»
Тема методической недели:
«Современные педагогические технологии как фактор совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО»
Мастер-класс для воспитателей «Социо-игровая педагогическая технология»
Ковалева Елена Григорьевна-
воспитатель высшей категории
с. Ремонтное
2019 г.
Пояснительная записка.
Для того, чтобы человеку быть активным участником общественной жизни, и реализовать себя как личность необходимо постоянно проявлять творческую активность, быть самостоятельным, иметь возможность развивать свои способности, постоянно познавать новое и самосовершенствоваться. Помочь соответствовать этому может такая современная педагогическая технология как социо-игровая, авторами которой являются: Е. Е. Шулешко, А. П. Ершова и В. М. Букатов.
Данная технология позволяет решать многие задачи, определённые ФГОС ДО, дети могут реализовать себя как личность, проявлять лидерские качества, научиться эффективно взаимодействовать друг с другом, ощущать помощь сверстников, преодолевать страх и неуверенность, быть на равных, развивать познавательный интерес и творческую деятельность. Эта технология наиболее интенсивно развивает коммуникативные и интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционными методами обучения, способствует познавательному, социальному, художественному, физическому развитию детей, даёт положительные результаты в области эмоционально-волевой сферы.
Технология: мастер-класс.
Цель : повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению социо-игровой технологии в работе с дошкольниками. Построение эффективного командного взаимодействия.
Задачи: 1. Сформировать представление у педагогов о возможностях применения социо- игровой технологии при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС;
2. Обучить приемам социо - игровой технологии;
3. Вызвать у участников мастер-класса интерес к социо - игровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал.
4. Развивать творческую активность педагогического коллектива.
Оборудование:Ноутбук, экран, «волшебная палочка», музыкальные инструменты, текст скороговорок, кузовок, листы и краски, фломастеры, кисти, вода, картинки бытовых приборов, 2 платочка, чудесный мешочек, геометрические фигуры, буклеты для воспитателей.
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на своем мастер - классе по теме "Социо - игровая технология в ДОУ".
Я предлагаю улыбнуться всем,
Кто пришел с хорошим настроением.
И поделиться с нами
Своим талантом, творчеством, умением.
Давайте скажем "Здравствуйте" руками!
Скажем "Здравствуйте" глазами!
Скажем "Здравствуйте" плечами,
Скажем "Здравствуйте" словами.
Как стало радостно кругом!
Давайте мастер начнём!
Теоретическая часть
Поскольку игра в дошкольном возрасте является ведущей, особое значение имеет создание условий для ее формирования, как деятельности. Немаловажную роль в этом играет применение социо-игрового стиля обучения, при котором утомительная принудиловка уступает место увлеченности. Подобное происходит, когда на занятии используется работа малыми группами и когда обучение сочетается с двигательной активностью детей. Соединение этих двух условий создает социо-игровую атмосферу на занятиях.Отсюда термин: Социо- игровая технология это- педагогическое искусство, позволяющее соединить движение, вариативность и работу в малых группах.
Девиз социо-игрового стиля работы с детьми: “Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки”.
Социо-игровая технология направлена на развитие коммуникативности у детей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей между собой, со взрослым. На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. Дети очень любят задавать вопросы. У них ярко выражена потребность в познании. Именно благодаря познавательным потребностям, ребенок овладевает человеческим опытом. Познание начинается с вопроса. Вопрос обычно рассматривается как форма выражения проблемы. Вопрос направляет ребенка на поиск ответа, таким образом, пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду. Задавая вопросы, дети выстраивают логическую цепочку, ответы которой помогают им подойти к выводу.
Авторами социо-игровой технологии являются: Евгений Евгеньевич Шулешко, Алексанра Петровна Ершова и Вячеслав Михайлович Букатов. Впервые термин «социо-игровой» появился в 1988 г. По замыслу авторов, первая часть - социо - означает малый социум (не социальный), поэтому правильное написание названия технологии через дефис. Вторая часть - игровой - подразумевает игровую деятельность: добровольную, увлекательную, протекающую в обществе сверстников, с принятием игровых правил, с двигательной активностью, с непредсказуемостью, т. е. интерактивную.
Если на занятии одного из них в наличии не будет, то технологическая конструкция занятия может оказаться шаткой и ненадежной.
Отсутствия ДВИЖЕНИЙ – раз!Если дети на занятии были малоподвижны, то социо - игрового стиля на таком занятии скорее всего не было.
Отсутствия смены, разнообразия, ВАРИАТИВНОСТИ – два!Если на занятии не было хотя бы двух-трех смен в ролях, и в видах деятельности детей, то смело можно утверждать, что «режиссура занятия» была не вполне социо - игровой.
Отсутствия работы в МАЛЫХ ГРУППАХ – три!Если по ходу занятия дошкольники не объединялись в малые группки, или эти группки между собой не вступали в общение (а только с воспитателем, то социо - игровая технология на таком занятии и «близко не лежала».
9 ПРАВИЛ СОЦИО-ИГРОВЫХ ПОДХОДОВ К ПЕДАГОГИКЕ
1. Позиция воспитателя: воспитатель - равноправный партнёр, с которым всегда интересно.
2.Снятие судейской роли с педагога (способствует снятию страха ошибки у детей).
3. Свобода и самостоятельность детей в выборе знаний, умений и навыков.
4. Смена мизансцен (т.е. обстановки). Дети могут общаться в разных уголках группы.
5. Ориентация на индивидуальные открытия и возможности детей.
6. "То, что трудно - интересно".
7. Движение (или активность). Чтобы дети могли двигаться, договариваться, предполагать и по-своему понимать.
8. Жизнь детей в малых группах (3-6 человек).
9. Соблюдение принципа полифонии ("за 133 зайцами погонишься, глядишь, и наловишь с десяток").
Я расскажу вам одну легенду.
"Жил мудрец на свете, который знал все. Но один человек захотел доказать обратное. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?"А сам думает: "Скажет - живая я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу".Мудрец подумав, ответил:"Все в твоих руках". Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя любимым, красивым, нужным, а главное успешным.Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться.
Поэтому для воспитания сегодня как никогда актуально "лучшее правило политики - не слишком управлять. " - т. е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни.
Существует определённая последовательность введения игр социо-игровой направленности (классификация):
1. Игра для рабочего настроя.
2. Игры разминки.
3. Игры социо-игрового характера.
4. Игры творческого самоутверждения.
5. Игры вольные, требующие передвижения.
Данную технологию можно использовать как на занятиях, так и при организации свободной деятельности детей. Это даёт возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением её в коллективную, где каждый ребёнок сможет почувствовать себя частью этого коллектива.
Практическая часть
Сейчас мы рассмотрим приёмы данной технологии.
Один из приемом называется «Волшебная палочка», можно использовать не палочку, а какой - нибудь предмет. Она передается от человека к человеку и дается задание: нужно назвать свою любимую игру из детства, затем задание усложняется, назвать игру и объяснить почему она вам нравилась.
Я показала вам один прием, а вы в это время озвучили три золотые правила технологии.
- Двигательная активность обучаемых.
- Смена мезансцен и ролей в ходе деятельности.
- Работа в малых группах.
Вот эти три основных правила заложены в основу социо - игровой технологии
А теперь я вам предлагаю представить себя детьми и поиграть в игры, которые предлагают авторы данной технологии.Игры для рабочего настроя:главные задача игр – пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела.
Для начала встанем в круг—сколько радости вокруг,
Мы все за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся! Мы готовы поиграть, можно встречу начинать!
Можно поиграть в «Волшебный клубок», «Комплименты»,«Волшебная шкатулка». Я вам предлагаю несколько ритуалов приветствия «Добрый день». Предлагаю взяться за руки и сказать шёпотом, зевая, обычным голосом, прокричать.
А чтобы наша работа была слаженной я вам предлагаю поиграть в игру «Поиграем в оркестре». Данная игра способствует сплочению коллектива, развивает внимание. Выберите по музыкальному инструменту. Сейчас я буду делать хлопки или топать ногой. Когда хлопну, те, кто одет в брюки играют на своих музыкалных инструментах. А когда топну играют те, кто одет в юбки или платья. Причем это нужно делать всем одновременно. (игра повторяется несколько раз, пока все играющие не сделают одновременно).
Игры –разминки
Задачи: снять напряжение у ребенка; поднять настроение, дать возможность размяться, развивать координацию движений.
В группе провожу такие игры, как: «Карлики – великаны», «Замри», «День наступает – все оживает», «Хороводы», «Ухо – нос», «Испорченный телефон», «Выкуп фантов», «Чепуха».
Мы с вами обыграем такую игру:
«Руки-ноги» - проводиться со всей аудиторией.
Задание: один хлопок – команда рукам (поднять или опустить).
Два хлопка – команда ногам (встать или присесть).
«Неиспорченный телефон» - с микрогруппами.
Ход: «Дети» стоят в 2-х шеренгах напротив друг друга. Это две телефонные линии.
Задание: передать скороговорку на скорость. Посыльные получают скороговорку от педагога.
Варианты: «У Сени и Сани в сетях сом с усами»; «На дворе-трава, на траве-дрова».
Игры социо-игрового характера (для приобщения к делу).
Задачи: развивать познавательную мотивацию, умение сотрудничать, принимать решение самостоятельно; формировать стремление достижения успеха; повышать уверенность в себе.
К этому разделу относятся следующая группа игр: «Летает – не летает», «Замри, запомни, повтори, оживи», «Буква по воздуху», «Разведчики», «Чемодан», «Слепой поводырь», «Стулья».
Игра-задание «Кузовок»
Педагог: «Вот вам кузовок, кладите в него что есть на «ОК»
Дети: «Я положу в кузовок – замок, сучок, мешок, чулок, сахарок, клубок и т. д.»
В своей работе вы используете прием деления детей. Какие? Назовите?
Игра-задание «Деление на команды».
Деление может проходить разными способами:
- по разрезным картинкам (две большие картинки разрезаются на части, смешиваются, затем пазлы собираются);
- по договору в парах: солнце-луна;
- по расчету: апельсин – яблоко;
Дальше нужно выбирать лидера – капитана:
- по жеребьевке (палочки, одна короче);
- по метке (карточки, одна с меткой);
- по считалке.
Есть такой прием, который авторы социо-игровой технологии назвали «Разведчики». Вам нужно посмотреть друг на друга, первый с кем вы встретитесь глазами, будет вашей парой. Вы поделились на пары и сейчас будете работать в парах. Теперь каждая пара самостоятельно приготовит себе рабочее место стол и стульчики. Когда вы предоставляете организовать свое рабочее место, почему это важно? Это важно занять комфортное место.Я умышленно этого не сделала. Когда ребёнок сам выбирает и готовит место для своей деятельности – результат его работы приобретает наибольшую значимость. Даже если ребёнок не рационально выбрал место с вашей точки зрения, уступите ему, значит ему так комфортно.
Каждая пара сейчас должны, узнать друг у друга какая рука является умелой не ведущей, а умелой, потом озвучить какая умелая рука у вашего партнера. Почему умелая, потому что я умею, что то делать данной рукой. Вы будете рисовать осенний пейзаж. Подумайте, что вы сможете умело нарисовать. Рисовать вы должны вместе на одном листе умелой рукой, а на другом листе вы нарисуете пейзаж, но уже неумелой рукой и тоже вместе.
А теперь, вы должны описать то, что нарисовали. (Каждый член микрогруппы рассказывает, что изображено на рисунке и высказывает свое мнение о успехах или трудностях, возникших во время совместного творчества).
Игры творческого самоутверждения.
Задачи: Развивать умения выражать свои чувства и способности, используя разные средства: пластику, мимику, жесты; умение владеть своим телом. Учить понимать внутренний мир окружающих людей.
Мною используются такие игры, как игры-пантомимы, игры-инсценировки, хороводы, «Стихи по ролям», «Кривое зеркало», «По правде, понарошку», «Животные» и др.
«Представь и покажи» - в микрогруппах.
Задание 1-ой команде: представить, какое лицо бывает у мамы, когда она сердится; кастрюля
Задание 2-ой команде: представьте лицо ребенка, которого обидели.
«Подбери нужное слово». Например: Тепло- солнце, печка, пирожки, огонь,..
Холодно- снегурочка,снежная королева, морозко… Большой- гоблин, великан, дворец…… Маленький- карлик, дюймовочка,горошинка, мальчик с пальчик…
Игра «Бытовые приборы.
Подойдите к столу и выберите любую геометрическую фигуру из чудесного мешочка.
У нас образовалось три команды.
Посыльные берут картинку ( с изображением, какого-то бытового прибора: пылесос, стиральная машина, фен). Не показывать.
- Команды посовещайтесь, как вам показать действие доставшихся приборов. Затем по очереди покажите «работу» своих приборов, чтобы другие команды смогли отгадать ваш прибор.
- Оценивается оригинальность и точность исполнения.
Весь смысл этого задания состоит в дружном исполнении определенного игрового движения, жеста или действия. Тренируется взаимное внимание друг к другу. И что они все вместе, и каждый из них может помочь каждому.
Игры вольные:
Задачи: Развивать интерес к подвижным народным играм, хороводам; способствовать развитию внимания, воображения, активности, уверенности в себе. Формировать чувство группового единства.
Любимыми играм у детей являются: «Прятки», «Тише едешь- дальше будешь», «Золотые ворота», «Горелки», «Горшки», «День наступает – все оживает», «След в след», «Воробьи – вороны» и др.
Вас приглашаю поиграть в хороводную игру «Жмурки».
Ход: выбирают два ведущих: Маша и Яша. Обоим завязывают глаза и кружат на одном месте, что бы они потеряли возможность ориентироваться.
Остальные образуют вокруг водящих замкнутый круг.
«Яша», вытянув руки, начинает искать и звать: «Где ты, Маша?»
«Я тут, Яша!» - отвечает Маша.
Когда «Яша» находит свою «Машу» их заменяет новая пара.
Итог:Уважаемые коллеги, я показала Вам некоторые игры и приемы социо-игровой технологии.
Работая в данном направлении, я предполагаю, что в результате применения социо-игровой технологии в работе с дошкольниками мы сможем достигнуть следующих результатов:
* дети будут уметь договариваться, приходить к согласию, слушать и слышать друг друга;
* у детей будет сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе; развито речевое взаимодействие;
* дети смогут разумно и доброжелательно возражать взрослым, отстаивать свою позицию;
* у них не будет чувства страха за ошибку.
А ещё я вам хочу дань несколько советов:
Первый совет: Быть готовым к собственным промахам.
Второй совет: Не разжёвывать смысл задания.
Третий совет: Обращать внимание на интересные неожиданности.
Четвёртый совет: Видеть в детских отказах ценные подсказки.
Пятый совет: Умейте порадоваться шуму.
И самое главное, мы все должны помнить главный принцип в работе с детьми: «Не рядом и не над, а вместе!»
Дружно хлопнули в ладоши, вместе топнули ногой,
Всё, во что мы здесь играли, мы запомнили с тобой!
Творческих Вам успехов!
Хотелось бы услышать несколько слов о сегодняшней совместной деятельности.
- Как вы чувствовали себя в позиции обучающихся?
- Возник ли у вас интерес к использованию в практике социо-игровых заданий и упражнений?
Передаю волшебную палочку, прошу высказываться и передавать дальше…
Спасибо за участие!
Список использованных источников и литературы
Социальная сеть работников образования nsportal.ru
Игры для детского сада: Развитие талантов ребёнка через игру.
Под редакцией Вячеслава Михайловича Букатова. Творческий центр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для воспитателей Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология.
Девиз социо-игрового стиля работы с детьми: “Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффек...
Мастер-класс для воспитателей "Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология".
На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка.В ФГОС содержится указание на то, какие виды деятельности мож...
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Социо-игровая педагогическая технология»
Для того чтобы человеку быть активным участником общественной жизни, и реализовать себя как личность необходимо постоянно проявлять творческую активность, быть самостоятельным, иметь возможность разви...
Мастер-класс для педагогов «Социо-игровая педагогическая технология»
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению социо-игровой технологии в работе с дошкольниками. Задачи: ...
Мастер-класс «Социо-игровые педагогические технологии в работе с дошкольниками»
Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению социо-игровой технологии в работе с дошкольниками....
Мастер -класс Социо -игровая педагогическая технология"
Мастер-класс "Социо-игровая педагогическая технология"...
Мастер-класс для педагогов «Социо-игровая педагогическая технология»
Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению социо-игровой технологии в работе с дошкольниками.Задачи: Поз...
- Мне нравится (2)