"Использование современных образовательных технологий и форм работы педагогов с детьми дошкольного возраста"
статья

Елена Викторовна Самойлова

В настоящее время происходит интенсивное внедрение современных и инновационных технологий в работу педагогов дошкольных образовательных организаций, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности ребенка. На данный момент насчитывается больше сотни образовательных технологий. В статье представлены некоторые из них, которые широко используются в дошкольной организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_samoylova_e.v.docx23.63 КБ

Предварительный просмотр:

"Использование современных образовательных технологий и

форм работы педагогов с детьми дошкольного возраста"

    Е.В. Самойлова, старший воспитатель

                                МБДОУ Детский сад № 178 "Россияночка" г. Архангельска

В настоящее время происходит интенсивное внедрение современных и инновационных технологий в работу педагогов дошкольных образовательных организаций, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности ребенка. На данный момент насчитывается больше сотни образовательных технологий. Мы с вами остановимся на некоторых из них.

К технологиям по познавательному развитию детей дошкольного возраста относятся: проектная деятельность, технология исследовательской деятельности, проблемно-игровая технология, ТРИЗ технология познавательного развития [3], портфолио (дошкольника, семьи, спортивное, группы, детского сада, воспитателя и др.) [2].

Квест - это вид сюжета, в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоления ряда трудностей. Это игра, которая включает в себя различные задания соревновательного характера и имеющая определенный сюжет.

Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематические недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольной образовательной организации. Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию.

Технология социализации ребенка - Клуб выходного дня [1].

На сегодняшний день одной из важных задач ДОО является обогащение содержания взаимодействия и форм работы педагогов с семьями воспитанников. Одним из возможных направлений расширения содержания и форм взаимодействия семьи и дошкольной организации во время выходных дней. В группе ВК сообщество Технологии эффективной социализации [4]. Все желающие могут присоединиться к реализации данной технологии, регулярно проводятся семинары и обучение.

Посткроссинг проект по обмену почтовыми открытками, переписка между детскими садами разных городов, видео открытки – набирает большую популярность. Целью проекта является воспитание у детей патриотических чувств, любовь к Родине, гордость за свою страну, формирование у детей представлений о стране, в которой мы живём посредством почтовой переписки.

Наш детский сад № 178 «Россияночка» начал использовать посткроссинг с декабря 2018 года. Переписка с МБОУ "Начальная школа – Детский сад Марии Монтессори" Архангельская область, Устьянский район, п. Октябрьский, с 2019 года с детскими садами городов России (Санкт Петербург, Казань и др).

     Акция - это одна из интерактивных форм работы со всеми участниками образовательного процесса.

Социальные акции — одно из направлений позитивной социализации дошкольников. Акции направлены на формирование активной жизненной позиции, они дают представления о том, что от каждого человека, в том числе и от него зависит состояние окружающей нас среды. С помощью акции можно быстро, без назидательности донести до большого количества родителей нужную идею, привлечь внимание к проблеме. В детских садах проводятся акции "Покорми друга"; "Покорми птиц зимой", "Подари книгу в группу" и др. Многие организации открывают пункты сбора пластиковых крышечек для проекта Крышечки на БЛАГО. Ребята делают добро для детей с ограниченными возможностями в г. Архангельск и г. Северодвинск.

Дети с родителями с 2018 года принимают активное участие в социальной акция "Бессмертный полк", посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне (19 дошкольная рота). В сложившихся условиях деятельность педагога переформатируется, изменив основные формы работы с детьми и родителями на дистанционный режим. В 2020 году акция «Бессмертный полк» проведена в online режиме. Также проводились в этом году акции «Свеча памяти», «Открытка ветерану», «Окна России» и много других акций в online-режиме.

Использование интерактивных технологий и методов обучения в современном детском саду дает характеристику профессиональной компетенции педагога дошкольной образовательной организации. Интерактивные технологии широко используются в детских садах города,  опыт данных технологий представляют коллеги детских садов на городских семинарах-практикумах, в рамках окружных ресурсных центров, в конкурсах разного уровня. К примеру, в рамках секционного заседания окружного ресурсного центра Октябрьского территориального округа МБДОУ Детский сад № 178 городская конференции руководящих и педагогических работников в 2020 году проходила в формате видеопанорамы «Фестиваль педагогических идей» в дистанционном режиме, где был представлен опыт работы педагогов города по использованию разнообразных интерактивных технологий и форм работы с дошкольниками.

Лего-технологии в детском саду. Новизна состоит в комплексном использовании элементов современных ранее известных методик детского экспериментирования и лего-технологии с учетом интеграции образовательных областей основной образовательной программы дошкольного образования ДОО. Интегративным результатом реализации требований ФГОС ДО является создание развивающей образовательной среды.

Лего-конструирование и робототехника. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено. На современном этапе, благодаря разработкам в области робототехники, появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов.  Собирая робота, ребенок, играя, начинает узнавать множество фактов из разных сфер научно-технической деятельности. Дополнительное образование по лего-конструированию и робототехнике дети дошкольного возраста могут получить не только в детских садах, но и в центре дополнительного образования «Архангел» и других центах города Архангельска.

Кейс технологии - это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная формирование новых качеств и умений. В образовательной деятельности педагог, используя кейс-технологии мотивирует детей на исследование различных проблем, тем самым развивает способность находить решение из проблемных ситуаций и развивает умение работать с информацией.

Таким образом, можно сделать вывод. Внедрение современных технологий в образовательный процесс ДОО способствует более эффективному воспитанию ребенка, который стремится творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций и хочет получать новые знания об окружающем мире.

Представленные современные технологии актуальны в наше время и активно используются в работе педагогов с детьми дошкольных образовательных организаций.

Список литературы:

1. Гришаева Н.П.  Современные технологии эффективной социализации ребенка в образовательном комплексе / Н.П. Гришаева. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 184 с.

2. Зехова М.С. Современные образовательные технологии в дошкольной образовательной организации: учебное пособие / М.С. Зехова. – Архангельск: АО ИОО, 2017 г. – 70 с.

3. Новоселов Е.В., Беркова В.Н., Нечаев А.В.  "Живая смекалка": сборник открытых развивающих задач для детей и их родителей с разбором решений" / Е.В. Новоселов, В.Н. Беркова, А.В. Нечаев. -  КТК "Галактика", 2019 г. – 202 с.

4. Технологии эффективной социализации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vk.com/socialization2014 (дата обращения: 15.10.2020)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс для воспитателей "Здоровьесберегающие технологии в работе педагогов с детьми дошкольного возраста"

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей д...

Целевой образовательный проект «Математика – это интересно!» «Использование современных образовательных технологий, как условие повышения интереса детей дошкольного возраста к деятельности, направленной на формирование элементарных математических предст

Образовательный проект включает в себя план  обновления содержания математического образования в конкретном ДОУ в соответствии с ФГОС ДО и "Концепцией развития математического образования в ...

Применение социоигровой технологии в работе педагогов с детьми дошкольного возраста ДОУ. Семинарское занятие для педагогов ДОУ

Опыт работы, который педагог - психолог может использовать в работе с педагогами ДОУ знакомству и  формированию у них профессиональных навыков использования социоигровой технологии в работе с дет...

Использование современных образовательных технологий в работе педагогов ДОУ

Cовременные образовательные технологии, на которых хочется  обратить внимание специалистов; сайтостроение , синквейн, кластер, интеллектуальная игра, которые дают возможность детям дошкольного во...

Конспект физкультурного досуга с использованием современных образовательных технологий «День здоровья» для детей старшего дошкольного возраста

материал будет полезен инструкторам по физической культуре и воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. Конспект физкультурного досуга с использованием современных образовательны...

Методическая разработка : "Применение современных игровых технологий в работе педагогов с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ

Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого ребенка. Поэтому, одной из приоритетных задач дошкольного образования является успешная адаптация...