Применение социоигровой технологии в работе педагогов с детьми дошкольного возраста ДОУ. Семинарское занятие для педагогов ДОУ
методическая разработка
Опыт работы, который педагог - психолог может использовать в работе с педагогами ДОУ знакомству и формированию у них профессиональных навыков использования социоигровой технологии в работе с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_sotsioigrovoy_tehnologii_v_rabote_pedagogov_s_detmi_doshkolnogo_vozrasta_dou.docx | 27.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад комбинированного вида № 7 "Дарование"
Применение социоигровой технологии в работе педагога с детьми дошкольного возраста ДОУ
Семинарское занятие для педагогов ДОУ
Юрга 2020
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов ДОУ через знакомство и отработку у них навыков применения социоигровых технологий.
Задачи:
- Познакомить педагогов с понятием и возможностью применения социоигровой технологии в работе с детьми.
- Раскрыть составляющие социоигровой технологии.
- Поделиться алгоритмом использования правила «72 часа».
Материал для работы: наборы фломастеров, бумага формата А4.
Ход выступления.
- Теоретическая часть
Современные методы обучения в детском саду:
социоигровая технология
Социоигровая технология, возникла на сопряжении театральной педагогики, детских фольклорных игр и идей Е. Е. Шулешко. А. Ершовой и В. Букатова.
Социоигровая технология –это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками.
Данная технология предполагает интеграцию всех видов детской деятельности; способствует познавательному, социальному, художественному, физическому развитию детей; даёт положительные результаты в области эмоционально-волевой сферы; позволяет реализовать личностно-ориентированное обучение.
Наиболее интенсивно развивает коммуникативные и интеллектуальные способности детей (по сравнению с традиционными методами обучения).
Взгляды традиционной педагогики | Взгляды социоигровой технологии |
1.Педагоги на занятии стремятся достичь научного результата. | 1.Педагоги на занятии воссоздают жизнь. |
2. Оценка педагога – «хорошо –нехорошо», «правильно – неправильно». | 2. Ребенок способен оценить себя собственными усилиями. |
3. Опора на дискретность: Цель – задачи – приёмы – результат. | 3. Принципы взаимно пересекаются как волокна составляющие нить. |
4. Педагог в роли «судьи». | 4. Педагог в роли «советчика». |
5. Главные положительные качества детей: послушание, исполнительность, бесконфликтность, аккуратность | 5. Главные качества детей: развитие самосознания; умение сравнивать свои знания со знаниями других детей; оказание друг другу помощи и принятие её когда это нужно; тренировка речи, развитие внимания, умения услышать, запомнить услышанное, умения сообща решать задачи, обсуждать разные вопросы, следить за ходом общего дела. |
6. Педагог в позиции «над», «рядом» . Дети смотрят на педагога как на главный источник порицания и поощрения. | 6. Педагог занимает позицию «рядом», «вместе». |
7. Дружеские связи, склонность играть вместе и действовать не является предметом целенаправленного воспитания но оценивается положительно. | 7. Особое внимание уделяется развитию коммуникативных умений. |
8. Организация занятия с использованием социо-игровых приёмов. | 8. Организация занятия как игры – жизни между группами и одновременно каждым из них. |
9. Педагог не выходит за границы намеченного. | 9. Педагог должен идти от детей. |
10. Дети работают на педагога. | 10. Дети работают на себя. |
Сущность технологии состоит в организации занятий как игры - жизни между микро группами детей (малыми социумами), отсюда и термин.
Особенности социоигровой технологии
- Используется работа малыми группами. Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами в младшем возрасте в пары и тройки, в старшем по 5-6 детей. Деятельность дошкольников в малых группах - самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, взаимопонимания. Можно поделиться: по цвету волос, глаз, одежды; чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой; кто на каком этаже живет; четный-нечетный, однозначный-двузначный номер квартиры; найти на цельных и разнообразных открытках что-нибудь одинаковое и по этому «одинаковому» объединится в тройки; кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришел пешком и т.д.
- Смена лидерства. Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.
- Обучение детей сочетается с их двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т.д..
- Смена темпа и ритма. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.
- Интеграция всех видов деятельности. Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, фонематический слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом: «Слухачи», «Эстафета», «За себя не отвечаю», «Волшебная палочка», «Города с небывальщиной» и т.д
- Ориентация на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток». Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше.
Принципы руководства в работе с детьми по социоигровой технологии:
- Воспитатель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.
- Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.
- Не навязывать детям свои представления, а создавать условия для высказывания детьми собственных представлений. Ребенок на практике осознает, как ему надо организовать общение в микрогруппе, чтобы выполнить учебную задачу.
- Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.
- Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.
- Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что просто, а что трудно – то интересно.
- Принцип полифонии.
Структура образовательной деятельности с использованием социоигровых приемов обучения:
- Организационный момент: игры-задания для рабочего настроя.
- Мотивация, актуализация знаний: игры для социоигрового приобщения к делу во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом.
- Создание проблемной ситуации.
- «Открытие» нового знания или способа действия (игры-задания для творческого самовыражения).
- Закрепление нового знания или способа действия.
- Рефлексия (игры-разминки, игры-разрядки могут быть организованы на любом из этапов в зависимости от ситуации).
2.Практическая часть
- Упражнение «Образ моего настроения»
Инструкция: постарайтесь понять свое настроение и подберите для него соответствующий образ. Поделитесь и при желании прокомментируйте почему именно так (Спасибо).
- Упражнение «Работа с образом»
Инструкция: все мои задания постарайтесь сделать медленно, вдумчиво, прочувствовать все, что происходит;
- встаньте, выпрямитесь, расправьте плечи, подтяните живот, макушкой головы потянитесь к потолку, поднимите подбородок, поднимите руки над головой и зафиксируйте плечи (как – будто Вы стоите около стены);
- опустите руки вниз, улыбнитесь и в таком образе сделайте круг по залу, смотря перед собой и улыбаясь окружающим;
- вернитесь на свое место;
- что – то поменялось в Вашем состоянии? Кто хочет, поделитесь с нами. Спасибо.
- Упражнение «Ответь комплиментом на неприятность»
Инструкция: встаньте в круг. Сейчас каждому по очереди нужно будет своему правому соседу сказать какую – нибудь неприятность. Это может быть фраза, типа: ой, ты выглядишь такой усталой или почему в Вашем детском саду заставляют так много делать поделок родителям с детьми дома? (можно вспомнить опыт, какой вы с кем пережили).
Человеку, к которому обратись с неприятным посланием, нужно постараться ответить комплементом, нейтральным относительно высказывания (за что – то похвалить, восхитится, отметить хорошее и т.д.) – нейтрализовать и противостоять негативу человека внутри себя. При этом, ни обидеть, ни ранить, ни унизить человека.
Примечание: подобное упражнение - в своем воображении выбрать и сделать подарок человеку, с которым не очень хорошие отношения (не понимание, напряжение и т.д.)
- Упражнение «Колесо» (моей жизни, профессионализма и т.д.)
Инструкция: нарисовать круг, разделить на сектора и проставить процент сфорированности каждого критерия.
Жизнь: работа, здоровье, друзья, общение, хобби.
Работа: администрация, коллеги ДОУ, родители, дети, коллеги города.
Профессиональная компетентность воспитателя: 5 образовательных сфер.
Алгоритм проработки: соединить крайние точки и посмотреть насколько колесо может крутиться легко и эффективно. Проанализировать, где провалы, что для этого нужно сделать (прописать); что нужно сделать в ближайшее время (прописать); что сделать сегодня? Во сколько? (прописать).
Примечание: немецкий бизнес-консультант Бодо Шефер считает, что от реализации любой идеи человека отделяет всего лишь 72 часа.
Именно за такой период времени с момента появления идеи он рекомендует сделать хотя бы первый шаг к достижению долгосрочной цели.
По мнению Шефера, если вы отложили выполнение задуманного больше, чем на 72 часа (или 3 суток), скорей всего, вы никогда этого уже не сделаете.
Если вы начнете действовать в течение 72 часов, у вас есть 99% из 100 на то, что вы добьетесь успеха, и лишь 1% — на провал. Все, что для этого нужно, — лишь принять осознанное решение реализовать свою идею.
- Рефлексия
Инструкция: возьмите яркие фломастеры, маркеры, обведите на листе бумаги свою ладошку. В каждом пальце пропишите слова: полезно, интересно, возьму, сделаю, применю в …..
Список литературы
1. Букатов, В. М. Нескучные уроки. Обстоятельное изложение социо/игровых технологий обучения / В.М. Букатов, А.П. Ершова [Текст] - М.: Школьная лига, 2013. - 256 c. 2. Дашков, Л.П. Организация, технология и проектирование торговых предприятий / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц [Текст] - М.: Маркетинг, 1995. - 257 c. 3. Игровая технология формирования у старших дошкольников направленности на мир семьи. Учебно-методическое пособие [Текст] - М.: Центр педагогического образования, 2014. - 450 c. 4. Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников / Л.Н. Волошина и др. [Текст] - М.: Учитель, 2013. - 144 c. 5. Кузнецова, Т.В. Делопроизводство. Организация и технологии документационного обеспечения управления / Т.В. Кузнецова, Л.В. Санкина, Т.А. Быкова, и др. [Текст] - М.: Юнити-Дана, 2002. - 359 c. 6. Лашко, С.В. Проектирование технологии пайки металлических изделий / С.В. Лашко, Н.Ф. Лашко, И.Г. Нагапетян [Текст] - М.: [не указано], 1983. - 466 c. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер- класс для воспитателей "Здоровьесберегающие технологии в работе педагогов с детьми дошкольного возраста"
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей д...
Мастер - класс для педагогов «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ПЕДАГОГОВ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
презентация к мастер - классу...
Методическая разработка по обучению педагогов применению здоровьесберегающих технологий в индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста
Методическая разработка по обучению педагогов применению здоровьесберегающих технологий в индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста...
Особенности использования социоигровой технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
. В развитии данных качеств личности у детей дошкольного возраста может помочь социоигровая технология....
Здоровьесберегающие технологии в работе педагогов с детьми дошкольного возраста
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более, чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и формирование здорового образа жизни заняли прочное место...
Мастер-класс для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в работе педагогов с детьми дошкольного возраста»
Мастер-класс для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в работе педагогов с детьми дошкольного возраста»...
- Мне нравится (1)