ПРОЕКТ «Развитие вокальных способностей у детей старшего дошкольного возраста» «Веселые нотки»
проект (старшая, подготовительная группа)
Проект - создания вокального ансамбля на базе детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesyolye_notki_noyabr_2020.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №16
ПРОЕКТ
«Развитие вокальных способностей
у детей старшего дошкольного возраста»
«Веселые нотки»
Музыкальный руководитель
Денисова Елена Александровна
г. о. Чехов
2020
«Музыка начинается с пения…»
Курт Закс
Вид проекта: творческий
Возрастная группа: подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
Участники проекта: дети, музыкальный руководитель, воспитатель, родители
Сроки реализации проекта: (сентябрь – май)
Продукт проекта: вокальный ансамбль «Весёлые нотки»
Актуальность.
Пение – основное средство музыкального воспитания, а также наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, еще не понимая до конца ее содержания. По мере развития мышления, речи, накопления новых представлений усложняются, и переживания ребенка и возрастает интерес, как к самой песне, так и к ее воспроизведению. Голос ребенка – естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг, помогает организовать творческие, сюжетные игры. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем мире, развивается речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.
Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.
Проблема: несмотря на то, что пение один из самых доступных видов деятельности, процесс постановки голоса достаточно сложный и требует определённой системы. В старшем дошкольном возрасте голосовой аппарат отличается хрупкостью, ранимостью, исполнительские навыки не развиты.
Цель – формирование у детей устойчивого интереса к пению и исполнительских вокальных навыков через активную музыкально-творческую деятельность.
Задачи:
- формировать интерес к вокальному искусству;
- развивать умение петь естественным голосом, без напряжения; постепенно расширяя диапазон;
- развивать музыкальный слух, координацию слуха и голоса;
- развивать умение различать звуки по высоте;
- развивать чистоту интонирования, четкую дикцию, артикуляцию;
- развивать умение петь, выразительно передавая характер песен;
- совершенствовать вокально-хоровые навыки.
Планируемые результаты:
- Дети владеют навыками пения: петь легко, не форсируя звук, с четкой дикцией, петь хором и без него, удерживать дыхание до конца фразы, чисто интонировать мелодию на различных интервалах
- Эмоционально откликаются на музыкальные произведения, понимают их, сформирован положительный настрой к воспроизведению песенного репертуара.
- Результаты работы будут отслеживаться следующими способами: умение ребенком применять знакомые народные песни в играх, процессе праздников, развлечений, а также в самостоятельной деятельности, методом наблюдения, способом прослушивания.
- Ребенок владеет определенными способами певческих умений: звуковедения, точности интонирования, певческого дыхания, дикции.
- Может эмоционально передать в пении общий характер песни, смену ярких интонаций, а также особенности взаимодействия различных музыкальных образов, используя отдельные средства выразительности.
- Может исполнять самостоятельно и довольно качественно выученные песни.
- Умеет петь в ансамбле, слушать других детей в процессе пения.
- Ребенок дает оценку своему пению и пению другого ребёнка, выражает свои впечатления после прослушанного.
Основные принципы обучения детей пению:
- Принцип воспитывающего обучения.
Музыкальный руководитель в процессе обучения детей пению одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь.
- Принцип доступности.
Содержание текста песни простое, понятное, доступное; удобный диапазон для исполнения; приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития детей каждой возрастной группы.
- Принцип постепенности, последовательности и систематичности.
В начале года во всех возрастных группах даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому.
- Принцип наглядности.
В процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство дополняют и усиливают слуховое восприятие. Основной прием наглядности – это образец исполнения песни педагогом.
- Принцип сознательности.
Сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром. Немаловажное значение для умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни.
- Принцип прочности.
Выученные детьми песни через некоторое время забываются, если их систематически не повторять: вокальные умения утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Чтобы повторение песен не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового. Закрепление песенного репертуара должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением.
Условия реализации проекта:
В детском саду созданы необходимые условия для реализации данного проекта. В музыкальном зале проходят все виды музыкальных занятий, развлечения, досуги, праздничные утренники, занятия вокального ансамбля «Весёлые нотки». Музыкальный зал хорошо освещен, имеет 2 входа, регулярно убирается и проветривается.
Для работы по музыкальному воспитанию есть все необходимое:
- Музыкальные инструменты: фортепиано, синтезатор, электронное пианино;
- Библиотека методической и музыкальной литературы;
- Аудио- и видеотека, медиатека с учетом национально-регионального компонента;
- Подборка музыкально-дидактических игр и пособий;
- Проектор, экран, колонка, микрофоны;
- Для музицирования собрана коллекция детских музыкальных инструментов для народного и орфовского оркестров;
- Музыкальные игрушки;
- Атрибуты и декорации для игр и театрализованной деятельности;
- Пособия для проведения дыхательной гимнастики.
Этапы реализации проекта
I Этап
- Изучение методической литературы, опыта работы других дошкольных учреждений по вокальному пению через разные аспекты работы в МБДОУ.
- Изучение специфических особенностей слуха и голоса детей 6-7 лет.
- Изучение вокальных данных детей старшего дошкольного возраста.
- Выявление особенностей певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии в соответствии с природным типом голоса, определение ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.
- Работа с педагогами МБДОУ (консультации «Специфические особенности вокального пения дошкольников», «Создание условий для успешного формирования музыкально слуховых представлений»; тренинг: «Воспитание способности тонко чувствовать певческую музыку».
- Работа с родителями (объяснение цели и задач проекта; консультации «Значение социума в музыкально-эстетическом воспитании детей», «Береги голос»
- Определение разделов для содержания работы по вокальному пению.
II Этап
Основная работа по формированию вокально-хоровых навыков:
- Работа над певческой установкой и дыханием.
Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания.
- Работа над дикцией и артикуляцией
Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое проговаривание согласных.
- Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Распевания – разогрев голосовых складок
Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нонлегато и легато стокатто. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры.
- Формирование чувства ансамбля.
Выработка унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Пение с несложными проходящими элементами двухголосия.
- Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.
Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в соответствующем темпе. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога – подбирать репертуар для детей в согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.
Формы и методы реализации проекта:
- Коллективная работа
- Индивидуальная работа
- Беседа
- Распевание
- Упражнения, формирующие правильную певческую осанку
- Дыхательная звуковая гимнастика
- Артикуляционные упражнения
- Игра на детских музыкальных инструментах
- Музыкально-дидактические игры и упражнения.
Приемы обучения пению:
- Показ с пояснениями. Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя, разъясняют смысл, содержание песни. Если песня исполняется не в первый раз, объяснения могут быть и без показа.
- Игровые приемы. Использование игрушек, картин, образных упражнений делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях.
- Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей. К их ответам на вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от того, с какой целью задан вопрос и в какой возрастной группе.
- Оценка качества детского исполнения песни должна зависеть от возраста детей, подготовленности. Неправильная оценка не помогает ребенку осознать и исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно
Методические приемы:
Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:
- знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)
- работа над вокальными и хоровыми навыками;
- проверка у детей качества усвоения песни (исполнение песен по одному, пение хором).
Приемы работы над отдельным произведением:
- пение с полузакрытым ртом;
- пение на определенный слог;
- проговаривание согласных в конце слова;
- произношение слов шепотом в ритме песни;
- выделение, подчеркивание отдельной фразы, слова;
- настраивание перед началом пения (тянуть один первый звук);
- остановка на отдельном звуке для уточнения правильности интонирования;
- анализ направления мелодии;
- использование элементов дирижирования;
- пение без сопровождения;
- зрительная, моторная наглядность.
Приемы звуковедения:
- выразительный показ (рекомендуется, акапельно);
- образные упражнения;
- оценка качества исполнения песни.
III Этап
Результаты проектной деятельности:
- Создание вокального ансамбля «Весёлые нотки»
- Активная концертная деятельность детей
- Отчётные концерты
- Обобщение опыта работы на методических объединениях музыкальных руководителей
- Участие в Муниципальных, Региональных, Всероссийских конкурсах
- Многие наши воспитанники учатся в музыкальной школе и выступают на сцене в общеобразовательной школе
- Размещение опыта работы в СМИ и Интернет-ресурсах.
Перспектива на будущее:
- Определить перспективы дальнейшей работы по вокальному пению с детьми старшего дошкольного возраста
- Опрос родителей с целью выяснения мнения о дальнейшем развитии вокального ансамбля
- Поступление в музыкальную школу дальнейшее развитие музыкального слуха на хоровом отделении.
- Проведение вокальных конкурсов среди воспитанников детских садов города и района
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с творческими профессиями»
Долгосрочный творческий проектМДОУ «Д/с № 69» г.Ухта Тема: «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с творческими профессиями.»...
Использование педагогических технологий в проекте развития социально-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста "Уроки Доброты"
Дошкольное детство – это важный период в жизни ребёнка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающе...
Проект "Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"
Развитие тонкой моторики рук важно для детей. Так как в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем...
"Развитие вокальных способностей у детей старшего дошкольного возраста"
"Развитие –вокальных способностей детейСтаршего-дошкольного возраста."...
Проект «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с творческими профессиями»
Творческий проект...
Развитие вокальных способностей у детей старшего дошкольного возраста
Роль музыкально-дидактических игр в развитии вокальных способностей...
Программа дополнительной платной образовательной услуги по развитию вокальных способностей у детей старшего дошкольного возраста
Программа дополнительной платной образовательной услуги по развитию вокальных способностей у детей старшегодошкольного возраста....