Проект "Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"
проект по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Развитие тонкой моторики рук важно для детей. Так как в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_-_melkoy_motoriki_2015.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида с группами для детей
с нарушениями речи №68»
Проект
«Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Составила:
Воспитатель I категории
Ермохина Т.А.
г. Нижнекамск, РТ
Я, Ермохина Татьяна Анатольевна, воспитатель коррекционной группы Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями речи №68», Нижнекамского муниципального района, г.Нижнекамск, Республика Татарстан. Я хочу ознакомить Вас с проектом на тему «Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».
Почему я выбрала этот проект? Работая воспитателем коррекционной группы много лет я выявила, что у детей с речевыми нарушениями отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а так же отклонения в развитии движения пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Поэтому проблема сенсорного развития детей с речевой патологией приобретает всё большее значение.
Возраст детей: 5-6 лет
Направленность развития детей: игровая
Участники проекта: дети, учитель-логопед, воспитатели группы, родители.
Вид проекта: практико-ориентированный.
Вид проекта по продолжительности: длительный.
Цель проекта: формирование артикуляционной моторики, слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти посредством развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи проекта:
Развивающие
Формирование мелкой моторики пальцев и кистей рук; развитие точности и координации движений рук, гибкости пальцев рук, ритмичности движений; развитие графических навыков, подготовки руки к письму.
Совершенствуя движения рук, развивать психические процессы: память, речь детей; произвольное внимание; логическое мышление; зрительное и слуховое восприятие.
Обучающие:
Умение действовать по словесным инструкциям, самостоятельно выполнять поставленные задачи; контролировать собственные действия.
Воспитывающие:
Воспитывать культуру речевого общения; дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, заниматься сообща.
Этапы моего проекта:
I этап - Подготовительный.
- Разработка темы;
- Формулировка цели проекта;
- Подбор и изучение методической литературы по данной теме;
- Подбор упражнений по моторному развитию детей в соответствии с возрастом;
- Подбор дидактического материала и пособий.
II этап – Основной.
На данном этапе проводилась следующая работа:
- Проведение фронтальной, подгрупповой и индивидуальной деятельности на развитие мелкой моторики рук:
- Использование пальчиковой гимнастики т физкультурных минуток в воспитательно-образовательном процессе;
- Игры с использованием дидактических игрушек;
- Художественно-эстетическое развитие (лепка, рисование, аппликация, ручной труд);
- Совместная деятельность воспитателей, детей и педагогов ДОУ.
Реализация поставленный задач осуществлялась на фронтальной, подгрупповой и индивидуальной деятельности, на которых использовались традиционные и нетрадиционные формы работы. Основная задача тренировочных упражнений состояла в том, чтобы сделать эти упражнения доступными и легко выполнимыми для ребёнка. Достигнуть этого можно было лишь путём постепенного развития ручной умелости, достигаемого в результате перехода к всё более и более сложным для ребёнка заданиям.
Работу по развитию движений пальцев и кисти рук проводили систематически по несколько раз в день. Каждодневно мы использовали пальчиковую гимнастику сидя за столами или стоя, так же примерно в середине занятия проводили физкультминутки, где вместе с текстом выполняли движения руками. Пальчиковые гимнастики и физкультминутки старались подбирать на заданные лексические темы, например, по теме «Семья»: пальчиковая гимнастика - «Дружная семейка», а физкультминутка - «Семейная зарядка»; тема «Зима»: »: пальчиковая гимнастика - «Мы пошли во двор гулять», а физкультминутка - «Снежная баба» и т.д. На занятиях по ознакомлению с окружающим, с художественной литературой брали проговаривание стихов одновременно с движениями, что преобладало рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, чёткой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.
В качестве совместной деятельности на данном этапе нами производились:
- Совместный труд в группе и на участке на развитие моторики рук «Умелые ручки»;
- Оформление коррекционного уголка в группе.
Перечень возможных видов деятельности для развития у ребёнка ручной моторики можно продолжать до бесконечности. Неограниченный простор в этом отношении даёт сама жизнь, нужно только умело и своевременно привлекать ребёнка к доступным для него видам деятельности (весной – посадка лука, семян на окошке в группе, летом – посадка, прополка и полив грядок на огороде детского сада, сбор урожая выращенного на грядках и многое другое). Благодаря всем этим систематическим и разнообразным упражнениям руки ребёнка, постепенно приобретают точность, силу и дифференцированность движений.
В группе создана развивающая предметная среда, был сделан коррекционный уголок, где нашлось место сенсорики.
Самостоятельная деятельность:
- Игры с использованием дидактических игрушек - «Занимательный куб», кукла «Буквоежка»;
- Игры в коррекционном уголке - «Мозаика», «Волшебные верёвочки», «Крупотерапия»;
- Обведение различных трафаретов.
Во время самостоятельной игровой деятельности так же развиваем мелкую моторику. Большую радость детям доставляют игры с мелкой мозаикой, крупотерапия, волшебные верёвочки, изготовление разноцветных бус, мягкие пазлы и конструкторы, трафареты для обводки и т.д.
Для развития мелкой моторики активно применяются дидактические игрушки. Данные пособия вызывают у ребёнка желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия. Кроме того, игры с предметами ставят ребёнка перед необходимостью запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны взрослым, т.е. развивать память и воображение. Поэтому дидактические игрушки не только развивают и обогащают чувственный опыт ребёнка, но и учит их мыслить.
Нами был изготовлен «Занимательный куб». Его применение: для развития мелкой моторики, тактильного восприятия и получения положительных эмоций. На его гранях располагаются съёмные коврики, сшитые из различных материалов и соединённых между собой пуговицами различных размеров, застёгивание и расстегивание разъёмных и неразъёмных молний, завязывание узлов, бантиков, выполнение шнуровки. В таких практических действиях, как соединение, разъединение, нанизывание предметов развиваются мыслительные операции: анализа, синтеза, обобщения.
III этап – Заключительный.
Заключительным этапом было
- Создание в группе «Маминой школы», где родители изучали и осваивали азы пальчиковой гимнастики и развитие мелкой моторики рук в целом.
- Велась работа с родителями:
- проводились групповые собрания, на которых были продемонстрированы интегрированные занятия;
- выпуск консультаций для родителей по данной теме;
- изготовление пособий на мелкую моторику совместно родителей и детей.
Ожидаемый результат:
- Работая по данной проблеме, мы заметили, что дети, у которых хорошо развита моторика пальцев рук, которая даёт в свою очередь развитие речи дошкольного возраста;
- Дети лучше овладели правильным произношением звуков;
- При обучении элементам письма продемонстрировали лучший нажим, вели более уверенные линии, ровнее держали строчку;
- Дети заметно лучше справлялись с программными требованиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по курсу " Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа ( курс 4 месяца)...
Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста
В статье даны советы по развитию мелкой моторики рук в домашних условиях....
Статья по теме "Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в различных видах изобразительной деятельности"
Развитие и совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в различных видах изобразительной деятельности и создание развивающей среды в логопедической группе для обе...
«Пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста».
ТЕ Содержание 1.Введение.2.Высказывания учёных о взаимосвязи между развитием мелкой моторики рук и развитием всех видов деятельности.3. Перечень пальчиковых игр для детей старшего дошкольног...
Совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения техники оригами
«Мои педагогические исследования»Тема:«Совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения техники оригами» 1.Введение...
Презентация "Совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения техники оригами"
Совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения техники оригами....
Консультация для родителей "Квиллинг - как один из способов развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста"
Одним из интересных способов развития тонких движений пальцев рук является конструирование из бумаги....