Проект "Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"
проект по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Развитие тонкой моторики рук важно для детей. Так как в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_-_melkoy_motoriki_2015.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

              МБДОУ  «Детский  сад комбинированного вида с группами для детей

                                                     с нарушениями речи №68»

                                                 Проект

«Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с  общим недоразвитием  речи»

                                                                                                      Составила:

                                                                                                    Воспитатель I категории

                                                                                                       Ермохина Т.А.

 

                                               г. Нижнекамск, РТ

Я, Ермохина Татьяна Анатольевна, воспитатель коррекционной группы Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Детский  сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями речи №68», Нижнекамского муниципального района, г.Нижнекамск, Республика Татарстан. Я хочу ознакомить Вас с проектом на тему «Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».

        Почему я выбрала этот проект? Работая воспитателем коррекционной группы много лет я выявила, что у детей с речевыми нарушениями отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а так же отклонения в развитии движения пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Поэтому проблема сенсорного развития детей с речевой патологией приобретает всё большее значение.

        Возраст детей: 5-6 лет

          Направленность развития детей:  игровая

          Участники проекта: дети, учитель-логопед, воспитатели группы, родители.

          Вид проекта: практико-ориентированный.

          Вид проекта по продолжительности: длительный.

Цель проекта: формирование артикуляционной моторики, слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти посредством развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Задачи проекта:

Развивающие

Формирование мелкой моторики пальцев и кистей рук; развитие точности и координации движений рук, гибкости пальцев рук, ритмичности движений; развитие графических навыков, подготовки руки к письму.

Совершенствуя движения рук, развивать психические процессы: память, речь детей; произвольное внимание; логическое мышление; зрительное и слуховое восприятие.

Обучающие:

Умение действовать по словесным инструкциям, самостоятельно выполнять поставленные задачи; контролировать собственные действия.

Воспитывающие:

Воспитывать культуру речевого общения; дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, заниматься сообща.

Этапы моего проекта:

I этап -  Подготовительный.

  • Разработка темы;
  • Формулировка цели проекта;
  • Подбор и изучение методической литературы по данной теме;
  • Подбор упражнений по моторному развитию детей в соответствии с возрастом;
  • Подбор дидактического материала и пособий.

II этап – Основной.

На данном этапе проводилась следующая работа:

  • Проведение фронтальной, подгрупповой и индивидуальной деятельности на развитие мелкой моторики рук:
  • Использование пальчиковой гимнастики т физкультурных минуток в воспитательно-образовательном процессе;
  • Игры с использованием дидактических игрушек;
  • Художественно-эстетическое развитие (лепка, рисование, аппликация, ручной труд);
  • Совместная деятельность воспитателей, детей и педагогов ДОУ.

Реализация поставленный задач осуществлялась на фронтальной, подгрупповой и индивидуальной деятельности, на которых использовались традиционные и нетрадиционные формы работы. Основная задача тренировочных упражнений состояла в том, чтобы сделать эти упражнения доступными и легко выполнимыми для ребёнка. Достигнуть этого можно было лишь путём постепенного развития ручной умелости, достигаемого в результате перехода к всё более и более сложным для ребёнка заданиям.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук проводили систематически по несколько раз в день. Каждодневно мы использовали пальчиковую гимнастику сидя за столами или стоя, так же примерно в середине занятия проводили физкультминутки, где вместе с текстом выполняли движения руками. Пальчиковые гимнастики и физкультминутки старались подбирать на заданные лексические темы, например, по теме «Семья»: пальчиковая гимнастика - «Дружная семейка», а физкультминутка - «Семейная зарядка»; тема «Зима»: »: пальчиковая гимнастика - «Мы пошли во двор гулять», а физкультминутка - «Снежная баба» и т.д. На занятиях по ознакомлению с окружающим, с художественной литературой брали проговаривание стихов одновременно с движениями, что преобладало рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, чёткой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.

В качестве совместной деятельности на данном этапе нами производились:

  • Совместный труд в группе и на участке на развитие моторики рук «Умелые ручки»;
  • Оформление коррекционного уголка в группе.

Перечень возможных видов деятельности для развития у ребёнка ручной моторики можно продолжать до бесконечности. Неограниченный простор в этом отношении даёт сама жизнь, нужно только умело и своевременно привлекать ребёнка к доступным для него видам деятельности (весной – посадка лука, семян на окошке в группе, летом – посадка, прополка и полив грядок на огороде детского сада, сбор урожая выращенного на грядках и многое другое). Благодаря всем этим систематическим и разнообразным упражнениям руки ребёнка, постепенно приобретают точность, силу и дифференцированность движений.

        В группе создана развивающая предметная среда, был сделан коррекционный уголок, где нашлось место сенсорики.

Самостоятельная деятельность:

  • Игры с использованием дидактических игрушек - «Занимательный куб», кукла «Буквоежка»;
  • Игры в коррекционном уголке - «Мозаика», «Волшебные верёвочки», «Крупотерапия»;
  • Обведение различных трафаретов.

Во время самостоятельной игровой деятельности так же развиваем мелкую моторику. Большую радость детям доставляют игры с мелкой мозаикой, крупотерапия, волшебные верёвочки, изготовление разноцветных бус, мягкие пазлы и конструкторы, трафареты для обводки и т.д.

        Для развития мелкой моторики активно применяются дидактические игрушки. Данные пособия вызывают у ребёнка желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия. Кроме того, игры с предметами ставят ребёнка перед необходимостью запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны взрослым, т.е. развивать память и воображение. Поэтому дидактические игрушки не только развивают и обогащают чувственный опыт ребёнка, но и учит их мыслить.

        Нами был изготовлен «Занимательный куб». Его применение: для развития мелкой моторики, тактильного восприятия и получения положительных эмоций. На его гранях располагаются съёмные коврики, сшитые из различных материалов и соединённых между собой пуговицами различных размеров, застёгивание и расстегивание разъёмных и неразъёмных молний, завязывание узлов, бантиков, выполнение шнуровки. В таких практических действиях, как соединение, разъединение, нанизывание предметов развиваются мыслительные операции: анализа, синтеза, обобщения.

III этап – Заключительный.

Заключительным этапом было

  • Создание в группе «Маминой школы», где родители изучали и осваивали азы пальчиковой гимнастики и развитие мелкой моторики рук в целом.
  • Велась работа с родителями:

- проводились групповые собрания, на которых были продемонстрированы интегрированные занятия;

-  выпуск консультаций для родителей по данной теме;

-  изготовление пособий на мелкую моторику совместно родителей и детей.

Ожидаемый результат:

  • Работая по данной проблеме, мы заметили, что дети, у которых хорошо развита моторика пальцев рук, которая даёт в свою очередь развитие речи дошкольного возраста;
  • Дети лучше овладели правильным произношением звуков;
  • При обучении элементам письма продемонстрировали лучший нажим, вели более уверенные линии, ровнее держали строчку;
  • Дети заметно лучше справлялись с программными требованиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста

В статье даны советы по развитию мелкой моторики рук в домашних условиях....

Статья по теме "Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в различных видах изобразительной деятельности"

Развитие и совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста  в различных видах изобразительной деятельности и создание развивающей среды в логопедической группе для обе...

«Пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста».

ТЕ Содержание 1.Введение.2.Высказывания учёных о взаимосвязи между развитием мелкой моторики рук и развитием всех видов деятельности.3. Перечень пальчиковых игр для детей старшего дошкольног...

Совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения техники оригами

«Мои педагогические исследования»Тема:«Совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения техники оригами» 1.Введение...

Презентация "Совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения техники оригами"

Совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения техники оригами....

Консультация для родителей "Квиллинг - как один из способов развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста"

Одним из интересных способов развития тонких движений пальцев рук является конструирование из бумаги....