Семинар
план-конспект урока (младшая группа)

Марина Владимировна Кабанюк

Интеллектуальное развитие дошкольнтков через игровую деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_na_30.09.2020.docx22.26 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальное развитие дошкольников через игровую деятельность

Воспитатель второй младшей

Группы «Клубничка»

МБДОУ деского сада№2

«Полянка»

Кабанюк М.В.

2020

Интеллектуальное развитие дошкольников посредством игровой технологии В. В. Воскобовича

Кабанюк Марина Владимировна

Тип проекта: познавательно исследовательский

Вид проекта: долгосрочный (1.09.2020 -31.05.2021)

Цель проекта:Интенсивное интеллектуальное развитие дошкольников посредством игровой технологии В. В. Воскобовича.

Задачи проекта:

• Развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности.

• Развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества.

• Гармоничное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал.

• Формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических, речевых умений.

• Развитие мелкой моторики.

Участники: дети второй младшей группы «Клубничка» и их родители. Воспитатели.

Актуальность темы

Первые игры Воскобовича появились в начале 90-х. "Геоконт", "Игровой квадрат" (сейчас это "Квадрат Воскобовича", "Складушки", "Цветовые часы" сразу привлекли к себе внимание. С каждым годом их становилось все больше - "Прозрачный квадрат", "Прозрачная цифра", "Домино", "Планета умножения", серия "Чудо-головоломки", "Математические корзинки". Появились и первые методические сказки.

Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям.

Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.

Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность.

Еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если интересно построить занятие, корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей здоровый аппетит.

Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями. Народная мудрость создала игру, которая является для ребенка наиболее подходящей формой обучения.

Игры дают хороший результат лишь в том случае, если ясно представляешь, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности проведения этих занятий на ступени раннего детства. Психологами и педагогами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - мертвый груз. Здесь можно выделить работы Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, С. С. Рубинштейна и др.

Занимательность может быть задана необычайной формой обучения.Надо только найти золотую середину: не усложнять - дети не поймут и не упрощать, облегчая учение, - дети будут постоянно искать легкие пути, чтобы поменьше трудиться. Получая пищу для своего ума, ребенок охотно участвует в занятиях, ждет их, радуется им.

С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, сообразительность, задач-шуток уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях.

Занимательный материал не только увлекает ребенка, но и способствует совершенствованию наблюдательности, внимания, памяти, мышления и речи дошкольника. Стихотворный материал, загадки, считалки применяются в зависимости от целей познавательного общения.Возможности их использования широки: на групповых занятиях в детском саду, при индивидуальной работе с детьми в семье, на викторинах, досугах, праздниках, в ходе познавательной беседы, в игротеке, когда дети принимают родителей в гости и играют с ними в математические игры.

Учитывая актуальность значения, которая имеет игровая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, была выбрана тема проекта.

План реализации проекта.

I этап – подготовительный (сентябрь,октябрь, ноябрь)

Заинтересовать родителей в реализации проекта, ознакомить детей и родителей с персонажами сказок, определить задачи, подобрать игровые задания, играть и заниматься с детьми.

II этап – основной (декабрь, январь, февраль)

На этом этапе дошкольники осваивают основные игровые приемы, приобретают навыки конструирования, а затем выполняют задания, требующие интеллектуального напряжения, волевых усилий и концентрации внимания.

Игровые умения детей совершенствуются в творческой деятельности-как самостоятельной, так и совместной с детьми и взрослыми. Взрослый побуждает детей к обогащению игрового содержания, придумыванию названий, сказочных сюжетов, конструированию новых фигур, узоров, предметных форм и т. д. Общение в играх со сверстниками способствует социально-личностному развитию дошкольника.

III этап – этап практической реализации проекта (март, апрель)

На этом этапе больше внимания уделяется развитию творчества и самостоятельности. Дети без помощи взрослых изобретают игровые задания и упражнения, предлагают новые решения предложенных задач, придумывают и конструируют предметные формы, составляют к ним схемы. Взрослым создается творческая атмосфера, поощряется и поддерживается детская инициатива, рассматриваются любые предложения детей.

IV этап - итоговый (май)

Сбор и обработка методических и практических материалов, соотнесение прогнозируемых результатов с полученными, обобщение материалов проекта.

I этап – подготовительный

Оснащение образовательного процесса, педагоги Дети Родители Сроки

Изучение методической литературы. Составление перспективного плана работы. Разработка конспектов занятий с использованием занимательного материала Ознакомить детей с математическими сказками и персонажами сказок. Сообщение «Образовательные и воспитательные задачи по ФЭМП во второй младшей группе» на род. собрании.

Сентябрь

Изготовление дидактической игры по математике. Знакомство с играми Воскобовича«Квадрат Воскобовича» (двухцветный», «Геоконт». Помощь родителей в изготовлении игры «Квадрат Воскобовича» (двухцветный, Октябрь

Подбор настольно-печатных игр. Настольно-печатные игры в совместной деятельности воспитателя и детей.

Помощь родителей в приобретении настольно-печатных игр.

Ноябрь

II этап - основной

Подбор игровых заданий. Знакомство с играми Воскобовича«Восьмёрка»,

«Чудо – соты»,

«Математические корзинки». Рассматривание схем, альбомов, памятки к играм Воскобовича. Консультация «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного материала» Декабрь

Оформление уголка занимательной математики Проведение занятий,

индивидуальная и подгрупповая работа по ФЭМП

с использованием занимательного материала. Папка-передвижка «Игры для развития элементарных математических представлений дома и на улице» Январь

Изготовление дидактической игры «Квадрат Воскобовича» (четырёхцветный) Знакомство с игрой «Квадрат Воскобовича» (четырёхцветный» Помощь родителей в изготовлении игры «Квадрат Воскобовича» (четырёхцветный). Февраль

Подбор сюжетно-дидактических игр Игра-викторина «Секреты математики»

Семинар-практикум «Развитие мелкой моторики рук»

Март

Итоговое занятие «Путешествие на планету математика» Индивидуальная работа с использованием развивающих математических игр Открытое итоговое занятие «Путешествие на планету математика» на родительском собрании Апрель

III этап – заключительный

Презентация проекта в форме открытого занятия для родителей Подведение итогов Индивидуальные беседы и консультации Май

Анализ результативности проекта

• Дети проявляют познавательную активность, творческую инициативу, стараются преодолевать трудности в совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности.

• Повышение педагогической грамотности и заинтересованности родителей в ФЭМП у детей.

• Оформлен уголок занимательной математики.

• Изготовлены дидактические игры по математике«Найди нужный предмет»«Составь предмет из счетных палочек».

• Проведено итоговое занятие «Математическое королевство» для родителей.

Библиографический список:

• Принципы методики Воскобовича. Автор методики Вячеслав Вадимович Воскобович.

• Демидова Н. В. «Развивающие игры Воскобовича». Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2013. – № 5.

• Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова «Математика для дошкольников» - М. ; Просвещение 1992г.

• З. А. Михайлова «Занимательные игры и упражнения математического содержания в самостоятельной детской деятельности» Дошкольное воспитание – 2002 №8

•З. А. Михайлова «Занимательные материалы в обучении дошкольников элементарной математике» – СПб.: Детство-Пресс, 2001.

•З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» – М.: Просвещение, 1990.

• И. Морозова «Развитие элементарных математических представлений:Конспекты занятий: Для работы с детьми 5-6 лет» – М. Мозаика-Синтез, 2007.

•В. П. Новикова «Математика в детском саду


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГМО. Семинар-практикум. Буклет для методического семинара.

laquo;Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО»...

Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци

Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Что такое семинары и семинары-практикумы?

Что такое семинары и семинары-практикумы?...