Технологии
материал
Предварительный просмотр:
Технология
Познавательно-исследовательской деятельности в ДОО
Авторы:
Дыбина О.В.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………………....1
- Цель.
- Основные задачи.
- Ожидаемые результаты.
Перспективное планирование по познавательно – исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста………………………….4
- Средняя группа
- Старшая группа
- Подготовительная группа.
Диагностика…………………………………………………………………24
Сравнительные таблицы результатов оценки исследовательской
активности в условиях экспериментирования.
Выводы
Список литературы
Пояснительная записка
Детская любознательность,
если её удаётся сохранить,
даёт постоянный стимул к развитию.
Н.С. Лейтес
На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологии обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Одним из таких методов является детское экспериментирование.
Несмотря на многие позитивные стороны, экспериментирование как метод пока не получило широкого распространения, что обусловлено рядом противоречий.
Во – первых, анализ изученной литературы и методических изданий позволяет сделать вывод о том, что исследователи данной проблемы подходят к ней неоднозначно, определяя экспериментирование то как деятельность дошкольников, то как метод обучения.
Во –вторых, педагоги испытывают затруднения при моделировании совместной деятельности познавательного цикла с элементами экспериментирования, оформлении развивающей среды с соответствующим материалом, организации самостоятельной деятельности детей с применением данного метода.
Таким образом, выделенные противоречия подтверждают недостаточное внимание со стороны педагогов к данному методу обучения дошкольников. А ведь очень важно понять, что дошкольникам присуще наглядно – действенное и наглядно – образное мышление, поэтому экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются основными и более прочными.
Основной целью экспериментальной деятельности является развитие познавательно – исследовательской активности детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
- Совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы.
- Развивать поисково – познавательную деятельность детей как интеллектуально – личностное, творческое развитие.
- Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Содержание исследований предполагает формирование следующих представлений.
О мире животных и растений: как звери живут зимой, летом; овощи, фрукты и т.д.; условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).
О материалах: глина, бумага, ткань, дерево, металл, пластмасса.
О человеке: мои помощники – глаза, нос, уши, рот.
О природных явлениях: времена года, явления погоды, объекты живой и неживой природы – вода, лёд, снег и т.д.
О предметном мире: посуда, мебель, игрушки, обувь, транспорт.
О геометрических эталонах: круг, прямоугольник, призма, ромб.
В процессе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчёт об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Структура проведения игры – эксперимента:
- Постановка, формулировка познавательной задачи.
- Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.
- Выдвижение предположения, отбор способов проверки, выдвинутых детьми.
- Проверка гипотезы.
- Проверка итогов, вывод.
- Фиксация результатов.
- Вопросы детей.
Использование основных методов и приемов при обучении детей экспериментированию:
— эвристические беседы;
— постановка и решение вопросов проблемного характера;
— наблюдения, опыты;
— моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
— фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
— «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
— подражание голосам и звукам природы;
— использование художественного слова;
— дидактические игры, игровые обучающие и творчески обучающие ситуации;
— трудовые поручения, действия.
Подготовка и оснащение уголка экспериментирования, с учетом возраста детей группы, в который включены перечень предметов и материалов:
— прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма (пластиковые бутылки, стаканы, ковши, миски);
— мерные ложки и мензурки, сита и воронки разного размера и материала;
— резиновые и силиконовые груши разного объёма;
— пипетки с закруглёнными концами, пластиковые шприцы без игл;
— гибкие пластиковые и силиконовые шланги и трубочки, соломка для коктейля;
— гигиенически безопасные пищевые красители; растворимые ароматические вещества (ваниль); продукты питания (соль, сахар, кофе, чай);
— природный материал: камни (галька, гравий, керамзит); ракушки; шишки; желуди; орехи; семена: цветов, деревьев; скорлупа; кусочки коры; листья; веточки; мех; перья; пух; гербарий (растения, произрастающие в нашей местности и на территории Кольского полуострова; образцы песка; глины;
— бросовый материал: бумага разной фактуры цвета; кусочки материалов: кожи поролона, резины, пластмассы; металлические предметы;
— магниты; увеличительные стёкла; микроскоп; линейки; часы: песочные, механические; весы; мельницы: песочные, водяные;
— дидактический материал: картотеки экологических загадок, опытов и экспериментов; карточки-схемы проведения опытов, экспериментов; модели — панно; дидактические игры; иллюстрационный материал.
Ожидаемые результаты
- Сформированность эмоционально – личностного отношения к окружающему миру.
- Проявление познавательного интереса к играм – экспериментам, улучшение речевого развития.
- Сформированность основ логического мышления.
- Усвоение основ целостного видения окружающего мира.
- Сформированность коммуникативных навыков.
- Использование результатов в игровой деятельности.
Рекомендуется несколько раз в течение учебного года проводить собрания с родителями, на которых педагог освещает работу детей в рамках опытно-экспериментальной деятельности. Родителям сообщаются цели и задачи детского экспериментирования, они должны понимать его значимость для становления личности ребёнка. Познавательная активность и стремление к проведению практических исследований необходимо поощрять и в домашних условиях.
- Поддержка опытно-экспериментальной деятельности детей осуществляется через реализацию следующих задач:поощрение любознательности ребёнка, инициативности в экспериментировании;
- проявление интереса к занятиям в детском саду;
- мотивировать личным примером.
На консультациях для родителей педагог предоставляет примерные темы для совместной опытно-экспериментальной деятельности с детьми в домашних условиях и на прогулках (для инициативных родителей — темы краткосрочных исследовательских проектов): сезонные наблюдение на улице, описание выполнения опытов в ванной комнате, на кухне. Следует указать на важность фиксирования результатов практических исследований: родители совместно с детьми могут вести дневники и журналы, рисовать плакаты, делать коллажи из фотографий и лэпбуки (книжки-раскладушки на тему проведённых опытов — «Три формы воды», «Условия роста растений», «Способы очистки почвы», «Свойства воздуха»). Экспериментирование в кругу семьи (с мамой и папой, братьями и сёстрами, дедушками и бабушками) — это не только приобретение знаний, но и положительные эмоции.
Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе
Живая природа
Месяц | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
Сентябрь | Семена растений | У кого какие детки. | Выделить общее в строении семян (наличие ядрышка). Побудить к называнию частей строения семян: ядрышко, оболочка. | Овощи, фрукты, ягоды, подносы, лупа, молоточек, изображения растений, коллекция семян. |
Октябрь | Растения | Как развивается растение? | Выделить циклы развития растения: семя-росток-растение-цветок-плод-семя. | Семена, предметы ухода за растениями; влажная ткань, лупа. |
Ноябрь | Мех | Зачем зайчику другая шубка? | Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. | Кусочки плотного и редкого меха, рукавички из тонкой, плотной ткани и меховые. |
Декабрь | Гнездо птиц (на дереве) | Из чего птицы строят гнезда? | Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной. | Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки, камешки. |
Неживая природа
Месяц | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
Декабрь | Вода | Окрашивание воды | Выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной; в воде растворяются некоторые вещества; вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества. | Емкость с водой (холодной и теплой), кристаллический ароматизированный краситель, палочки для размешивания, мерные стаканчики. |
Вода | Изготовление цветных льдинок. | Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - твердым и жидким. Выявить свойства и качества воды: превращается в лед (замерзает на холоде, принимает форму емкости, в которой находиться). | Емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки. | |
Январь | Снег | Возьмем с собой снеговика. | Формировать у детей представление о том, что снег и лед в тепле тают, и образуется вода. Установить зависимость изменений в природе от сезона. | Снеговик с носом из сосульки, емкость. |
Февраль | Воздух | Что в пакете? | Выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, Сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды). | Два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом), алгоритм описания свойств воздуха и воды. |
Март | Песок, глина. | Почему песок хорошо сыплется? | Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость. | Емкости с песком и глиной; емкости для пересыпания; лупа, сито. |
Песок, глина. | Где вода? | Определить, что песок и глина по разному впитывают воду. | Прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой. |
Физические явления
Месяц | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
Март | Цвет | Волшебная кисточка. | Получить оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски. | Палитра, краски, по четыре контурных изображения воздушных шаров. |
Магнит | Волшебная рукавичка. | Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. | Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым внутрь магнитом. | |
Свет | Свет вокруг нас | Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, назначение, некоторые особенности строения рукотворных источников света. | Картинки с изображением источников света (солнце, луна, звёзды, месяц, светлячок, костёр, лампа, фонарик и т.д.). Несколько предметов, которые не дают света. |
Человек
Месяц | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
Апрель | Орган обоняниия | «Умный» нос. | Определить по запаху предметы, познакомить с особенностями работы носа. | Различные цветы, продукты с характерным запахом, емкости, содержащие пахучие вещества, картинки, с изображением соответствующих продуктов. |
Орган осязания. | Язычок – помощник. | Познакомить со строением и значением языка, поупражняться в определении вкуса продуктов. | Набор разнообразных продуктов питания (горький, сладкий, кислый, соленый вкус). |
Рукотворный мир
Месяц | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
Май | Стекло. | Стекло, его качества и свойства. | Узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, теплопроводность). | Стеклянные стаканчики и трубочки, окрашенная вода, спички, спиртовка, алгоритм описания свойств материала. |
Резина. | Резина, ее качества и свойства. | Узнавать вещи, сделанные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность), | Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки; спички, алгоритм описания свойства материала. | |
Металл. | Металл, его качества и свойства. | Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск). | Металлические предметы, магниты, емкости с водой, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала. |
Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе
Живая природа
Месяц | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
Сентябрь | Растение | Может ли растение дышать? | Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений. | Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа. |
Растение | На свету и в темноте. | Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. | Лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей. | |
Растение | Где лучше расти? | Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние почвы на рост и развитие растений, выделить почвы разные по составу. | Черенки традесканции, чернозем, глина, песок. | |
Растение | В тепле и в холоде. | Выделить благоприятные условия для роста и развития растений. | Зимние или весенние ветки деревьев, цветы с клумбы вместе с частью почвы (осенью). | |
Октябрь | Животные | Как устроены перья у птиц? | Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. | Перья куриные, гусиные, лупа, замок «молния», свеча, волос, пинцет. |
Животные | Дышат ли рыбы? | Установить возможность дыхания рыб в воде. | Аквариум, прозрачная емкость с водой, лупа, палочки, трубочки для коктейля. |
Неживая природа
Месяц | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
Ноябрь | Вода | Как достать предмет, не опуская руку в воду. («Умная галка») | Познакомить детей с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы. | Мерная емкость с водой, камешки, предмет в емкости. |
Вода | Откуда берётся вода? (Дождик). | Познакомить детей с процессом конденсации. | Емкость с горячей водой, охлажденная металлическая крышка. | |
Декабрь | Воздух | Ветер в комнате («Живая змейка»). | Выявить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. | Две свечи, «змейка» (круг прорезанный по спирали и подвешенный на нить). |
Воздух | Подводная лодка. | Обнаружить, что воздух легче воды; выявить, как воздух вытесняет воду, как воздух выходит из воды. | Изогнутая трубочка для коктейля, прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой. |
Физическое явление
Месяц | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
Декабрь | Магнит | Притягиваются – не притягиваются. | Выявить материалы, взаимодействующие с магнитом, определить материалы, не притягивающиеся к магниту. | Пластмассовая емкость с мелкими предметами (из бумаги, ткани, пластмассы, резины, меди, алюминия), магнит. |
Январь | Электричество | Волшебный шарик. | Установить причину возникновения статического электричества. | Воздушные шары, шерстяная ткань. |
Звук | Где живет эхо? | Подвести к пониманию возникновения эха. | Пустой аквариум, ведра пластмассовые и металлические, кусочки ткани, веточки, мяч. |
Человек
Месяц | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
Февраль | Уши человека | Сколько ушей? | Определить значимость расположения ушей по обеим сторонам головы человека, познакомить со строением уха, его ролью для ориентировки в пространстве. | Картинки с контурным рисунком головы человека, на которых есть ошибки в изображении ушей (одно, три уха, уши животных и т.д.), схема строения уха человека. |
Март | Глаза человека | Наши помощники – глаза. | Познакомить со строением глаза. | Зеркало, пиктограммы: брови, ресницы, веко, глазное яблоко, модель глаза. |
Рукотворный мир
Месяц | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
Апрель | Бумага | Мир бумаги | Узнавать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная), сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обуславливают способ его использования. | Бумага разных видов, ножницы, емкость с водой. |
Май | Ткань | Мир ткани | Учить узнавать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материала обусловливают его употребление. | Кусочки ткани (вельвет, бархат, лен, шерсть, капрон), ножницы, емкость с водой, алгоритм деятельности. |
Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе
Живая природа
Месяц | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
Сентябрь | Растения | Запасливые стебли. | Доказать, что в пустыне стебли некоторых растений могут накапливать влагу. | Губки, бруски неокрашенные деревянные, лупа, емкости с водой. |
Растения | Бережливые растения | Познакомить с растениями, которые могут расти в пустыне и в саване | Растения: фикус, сансевьера, фиалка, кактус. | |
Октябрь | Природные зоны | Почему в тундре всегда сыро? | Объяснить некоторые особенности природно – климатических зон Земли. | Ёмкости с водой, макет почвенного слоя тундры, термометр, макет «Солнце – Земля». |
Ноябрь | Молоко | Растущие малютки. | Выявить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы. | Емкости с крышкой, молоко. |
Хлеб | Заплесневелый хлеб. | Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков), нужны определенные условия. | Полиэтиленовый пакет, ломтики хлеба, пипетка, лупа. |
Неживая природа
Месяц | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
Декабрь | Вода | Замерзание жидкостей. | Познакомить с различными жидкостями. Выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей. | Емкости с одинаковым количеством обычной и соленой воды, молоком, соком, растительным маслом, алгоритм деятельности. |
Вода | Вода двигает камни. | Узнать, как замерзшая вода двигает камни. | Соломинки для коктейля, пластилин. | |
Вода | Фильтрование воды. | Познакомиться с процессом очистки воды разными способами. | Промокательная бумага, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости. | |
Январь | Воздух | Парашют. | Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха. | Парашют, игрушечные человечки, емкость с песком. |
Физические явления
Месяц | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
Январь | Свет | Разноцветные огоньки. | Узнать, из каких цветов состоит солнечный луч. | Противень, плоское зеркало, лист белой бумаги. |
Электричество | Как увидеть «молнию»? | Выяснить, что гроза – проявление электричества в природе. | Кусочки шерстяной ткани, воздушный шар, рупор (микрофон). | |
Февраль | Звук | Спичечный телефон. | Познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстояние. | Два спичечных коробка, тонкая длинная нить, иголка, две спички. |
Теплота | Как не обжечься. | Выяснить, что предметы, из разных материалов нагреваются по-разному. | Ложки пластмассовые, деревянные, алюминиевые, нержавеющий металл, скрепки, кусочки парафина или пластилина. |
Человек
Месяц | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
Апрель | Органы чувств | Как органы человека помогают друг другу? | Сформировать представление о том, что органы в определенных условиях могут заменять друг друга. | Шарф для завязывания глаз, емкость с мелкими предметами, ширма, предметы, с помощью которых можно издавать звук, небольшие кусочки продуктов. Полоски полиэтиленовой пленки, в каждую из которой завернуты пахнущие предметы. |
Руки | Зачем человеку руки? | Познакомить детей со значением рук при помощи метода игры и экспериментирования. | Блюдца с небольшим количеством смеси разных круп с крупными зернами, лист бумаги, карандаш, ножницы, книга, ложка, стакан с водой. |
Рукотворный мир
Месяц | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
Май | Ткань | Мир ткани | Учить различать и называть некоторые ткани (ситец, шерсть, капрон, драп, трикотаж); сравнивать ткани по их свойствам; понимать, что эти характеристики обуславливают способ использования ткани при пошиве изделий. | Образцы тканей, емкости с водой, ножницы. |
Металл | Мир металлов | Называть разновидность металлов (алюминий, жесть, серебро, медь, сталь), сравнивать их свойства; понимать, что характеристики металлов обуславливают способы их использ. Использовать знания, полученные в ходе поисковой. | Кусочки алюминиевой, стальной, медной проволоки, полоски жести, изделие из серебра, ножницы. | |
Часы | Мир часов | Использовать знания, полученные в ходе поисковой деятельности. Придавать работе законченный характер, проявлять творческий потенциал в ходе выполнения работы. | Картон, фломастеры, проволока, ножницы. |
Диагностическое обследование детей по критериям:
1. Проявление интереса к опытно исследовательской деятельности.
2 .Умение планировать свою деятельность.
3. Использование разнообразных материалов и оборудования в проведении опытов.
4. Умение делать выводы.
Низкий уровень.
Познавательный интерес неустойчив, слабо выражен. Не всегда понимает проблему. Малоактивен в выдвижении идей по решению проблемных ситуаций. С трудом понимает выдвинутые гипотезы другими детьми. Стремление к самостоятельности не выражено. Тяготеет к однообразным, примитивным действиям, манипулируя с предметами. Затрудняется сделать вывод даже с помощью других.
Средний уровень.
В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес.
Видит проблему иногда самостоятельно, или с подсказкой взрослого. Высказывает предположения, выстраивает гипотезу. Самостоятельно готовит материал для опытов, исходя из их качеств и свойств. Формулирует выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои рассуждения.
Высокий уровень.
Познавательный интерес устойчив. Проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность.
Осознанно выбирает материалы для проведения опытов. Действует планомерно. Доводит дело до конца. Делает выводы. Устанавливает причинно следственные связи.
Выводы
Ребёнок в дошкольном возрасте активно познаёт окружающий мир. Именно в детские годы закладываются основы активного познавательного отношения к действительности. В результате организации детского экспериментирования, я пришла к выводу, что у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисковой – исследовательской деятельности.
Результаты проведенной работы показали, что познавательно –экспериментальная деятельность оказала влияние на:
- повышение уровня развития любознательности; развитие исследовательских умений и навыков детей (анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент);
- развиваются навыки планирования своей деятельности, умение выдвигать гипотезы и предположения, делать выводы;
- речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы);
- развитие личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, креативности, умения сотрудничать друг с другом, потребности отстаивать свою точку зрения);
Расширяется кругозор детей, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и т.д.), о применении их человеком в своей деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе в воде, свойствах магнита, электричества, света. Используя в играх-занятиях приборы, оборудование, объекты неживой и неживой природы, наглядность в виде картин, иллюстраций, альбомов у детей повысился интерес к исследовательской деятельности. Опыты, проводимые с детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действий путём результатов. Знания, полученные в играх – экспериментах дети чаще стали использовать в различных видах деятельности.
Список используемых источников
- Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. – М.: 2013 Мозаика – Синтез.
- Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. Второе издание, исправленное. – М.: 2013 ТЦ«Сфера»
- Зыкова О.А. Экспериментирование с живой и неживой природой. - М.: ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» 2013.
- Михайлова З.А., Бабаева Т.И., Кларина Л.М., Серова З.А. Развитие познавательно - исследовательских умений у старших дошкольников – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе с использованием современных образовательных технологий (технологии наглядного моделирования, игровые технологии, технологии: презентация Microsoft Pow
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия ...
Конспект организованной образовательной деятельности с использованием современных технологий: элементы моделирования, игровая технология, здоровьесберегающая технология. Познание. Формирование целостной картины мира. «Весна» (для детей 2-3 лет)
Конспект на тему: "Весенние изменения в природе"....
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных познавательных технологий: Мнемотехника, игровые технологии, здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных обра...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Сравнение бурого и белого медведей". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексические темы:...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Игра - путешествие "Едем в деревню". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексичес...
Конспект НОД ОО Познавательное развитие ФЭМП в подготовительной группе от 6 до 7 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотр
Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 6 – 7 лет Задачи:Образовательная: Продолжать учить составлять арифметическую задачу на сложение на наглядном...