Уголок уединения в детском саду: помогаем малышам жить в гармонии с собой
презентация
В данной презентации вы узнаете:
- что такое уголок уединения;
- каково назначение уголка уединения;
- как правильно его оформить;
- каким должно быть наполнение уголка уединения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ugolok_uedineniya_v_detskom_sadu_-_kopiya.pptx | 1.57 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Согласно существующим требованиям к организации развивающей среды в образовательных учреждениях, является необходимым создание в ДОУ комфортных условий не только для активной деятельности воспитанников, совместных игр, занятий под руководством педагога, но и для психологической разгрузки, отдыха детей. При пребывании целый день в шумном коллективе ребенку может потребоваться личное пространство. Для этого размещают в детском саду «Уголок уединения» (или, согласно ФГОС, центр уединения и релаксации )
Назначение «Уголка уединения» в детском саду Помочь малышам-дошкольникам пережить расставание с родителями, облегчить адаптацию к новым условиям и требованиям детского садика. Для этого в уголке уединения располагают привычные детям мягкие предметы, игрушки, вызывающие позитивные переживания и помогающие детям расслабиться и отвлечься. Научить ребёнка выражать негативные эмоции: гнев, обиду, злость в форме, безопасной для неокрепшей психики. Для этих целей в уголке могут оформить зону с мягкими предметами для битья или обнимания, коробочки или баночки, в которых ребёнок закрывает свои негативные эмоции. Помочь детям научиться управлять своим эмоциональным настроем, обрести уверенность в себе. С этой целью там находится доска или лист бумаги, на которых дошкольники изображают своё настроение, различные предметы, иллюстрирующие эмоции: радость, печаль, гнев, страх. Повысить самооценку застенчивых и робких детей. Научить дошкольников решать конфликты, возникающие при общении со сверстниками, мириться после споров и ссор. Этим целям соответствует островок примирения – специальный коврик или огороженное место, на котором дети должны решать свои разногласия.
Рекомендации по оформлению Размеры уголка уединения не должны быть слишком большими, так как ощущение покоя и уюта для детей создаётся маленькими убежищами: домиками, палатками, шатрами. Цветовая гамма уголка уединения должна быть неяркой, свет приглушённым, так как цель этого места – успокаивать, умиротворять, расслаблять. На полу должен быть постелен коврик или мягкая подстилка, подушки. Предметы , которые наполняют уголок уединения, должны быть развивающего характера, побуждать детей к творчеству, самосовершенствованию. В уголке уединения для создания ощущения стабильности должна оставаться неизменной определённая часть предметов, нахождение остальных может носить периодический характер, подпитывая в дошкольниках интерес к этому месту. При создании зоны релакса воспитателям следует учитывать возраст своих подопечных. Игрушки должны отвечать требованиям эстетики и гигиены. Обязательно должны соблюдаться требования безопасности: отсутствие острых и бьющихся предметов . Обратите внимание! В уголке уединения можно сделать окошко, которое позволяет периодически наблюдать за ребёнком, чтобы убедиться в его безопасном состоянии и хорошем самочувствии. При этом оно не должно нарушать личного пространства малыша.
Оформление центра уединения для дошкольников разного возраста При общем оформлении уголка уединения педагог должен ориентироваться на возраст воспитанников. Так , в младшем дошкольном звене будет актуален дизайн «Норка» — небольшое пространство с маленьким входом, которое подарит ребёнку ощущение уюта и безопасности. Там малыш сможет отсидеться или отлежаться в компании плюшевых игрушек, которые можно обнять (ведь в 3–4 года очень важен тактильный контакт) и других предметов. Обязательные атрибуты «норки» — мягкий коврик и подушки.
Для среднего и старшего возраста подойдёт дизайн «Шатёр». Домик уже будет более высоким и объёмным. Место маленького круглого входа занимают занавески или ширма. Мягких игрушек здесь уже гораздо меньше (а может и вовсе не быть). Оформление такой зоны даёт возможность воспитателю проявить всё своё творчество и фантазию. Шатёр может трансформироваться в сказочную пещеру, дом гномика, солнечную комнатку, подводное царство и т. д.
Наполнение уголка уединения в детском саду Важнейшая составляющая зоны отдыха — наполняющие её предметы. Здесь можно выделить три основные группы : предметы для выражения негативных эмоций предметы , выполняющие успокаивающую и релаксационную функцию пособия для развития эмоциональной сферы
Предметы для выражения негативных эмоций Отрицательные переживания воспитанники ДОУ могут выразить с помощью ряда предметов : Подушки для битья , подушки-поплакушки (чтобы выплакаться). « Стаканчик гнева» (как вариант, это может быть коробка, корзина, сундук и т. п.). Это красиво оформленный стакан (лучше с чёрным фоном) с крышкой, в котором ребёнок может оставить свои нехорошие слова и мысли. Когда малыш выговорится, он плотно закрывает стакан и прячет его. « Коврик злости». Это маленький коврик из грубой пряжи или из шероховатой ткани. Дошкольник разувается и вытирает ножки до тех пор, пока не перестанет злиться. « Островок примирения». Это небольшой коврик, красиво оформленный, сделанный своими руками. Поссорившиеся дети становятся на него и разрешают конфликт, мирятся. Для аналогичных целей можно использовать трубочку или варежки: картонная труба интересно раскрашивается или декорируется аппликацией, двое детей просовывают в трубу руку каждый со своей стороны, во втором случае это варежки, связанные верёвочкой. Зеркало для хорошего настроения . Когда воспитатель замечает, что малыш не в духе, то предлагает ему сесть в уголке перед зеркалом, взглянуть на своё отражение и улыбнуться. Кружка «Кричалка». Как известно, вместе с криком у человека выходят наружу отрицательные эмоции. Чтобы не создавать шума и не пугать других детей, ребёнку предлагается покричать в такую кружку.
Предметы , выполняющие успокаивающую и релаксационную функцию Сенсорные игрушки. В младшем дошкольном возрасте это шнуровки, мозаики, деревянные пазлы-вкладыши. В более старшем возрасте сюда можно добавить картины, которые ребята формируют своими руками: с помощью липучек присоединяют на общий фон отдельные элементы (цветы, растения, насекомых). Красивый настольный фонтан, водопад . Плеер с релаксационными композициями : шум моря, звуки леса, дождя. В младшем возрасте его включает воспитатель, старшие дошкольники способны делать это самостоятельно. Музыкальные игрушки (например, шкатулка), игрушки, издающие звуки (для младших дошкольников это могут быть обычные «пищалки»). Фотоальбом с групповыми и семейными фото (интересно разглядывать семьи всех воспитанников), фото домашних питомцев, альбом с изображениями любимых героев сказок и мультфильмов. Игрушечный телефон для воображаемых звонков маме и папе. Массажёры , небольшие мячики-ёжики, тактильные мешочки (наполненные песком, мукой, крупой, солью и пр.). Коллекции морских ракушек, магнитов . Корзинка с клубочками разного цвета и фактуры. Материалы для изодеятельности (в первую очередь, для лепки — пластилин, цветное тесто).
Пособия для развития эмоциональной сферы В уголке уединения содержатся предметы, помогающие ребёнку лучше понять своё настроение и самочувствие, а также расширить спектр эмоциональных переживаний: Дидактические игры : «Угадай эмоцию», «Хорошие и плохие поступки», «Эмоции в сказках», «Мои чувства», «События и эмоции». Их можно приобрести в готовом виде либо изготовить самостоятельно. Маски (например, грустный и весёлый клоун), волшебные предметы (шляпа, башмачки, плащ, палочка). Назначение этих предметов — снять с ребёнка чувство скованности, зажатости, помочь перевоплотиться из грустного в весёлого. « Куб настроения», на каждой стороне которого изображена определённая эмоция. Дошкольник выбирает ту, которую он чувствует в данный момент или хотел бы почувствовать. Аналогичное пособие — «Цветок эмоций». « Книга доброты». Это альбом с изображениями только добрых сказочных и мультяшных героев, сюжетными картинками со сценами хороших поступков. « Подушка-обнимушка». Если подушка для битья даёт выход отрицательным эмоциям, то этот вариант позволяет ребятам поделиться своим настроением, рассказать о своих мечтах. Для этих целей можно использовать куклу (желательно мягкую тряпичную ). Педагог обстоятельно знакомит воспитанников с каждым атрибутом и пособием, демонстрирует способы взаимодействия с ним. Ведь именно от этого зависит эффективность деятельности дошкольника в уголке уединения.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности с элементами экспериментирования в средней группе детского сада "Помогая другу, открываю мир".
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с элементами экспериментирования в средней группе детского сада "Помогая другу, открываю мир".Конспект занятия, на котором дети отправляются ...
"Мальчики и девочки будут все дружить,в нашем детском саду,вместо дружно жить!"
НОД по гендерному воспитанию детей старшего возраста....
«Мальчики и девочки будут все дружить, в детском саду вместе дружно жить!»
Конспект интегрированного занятия для старшей группы на тему: «Мальчики и девочки будут все дружить, в детском саду вместе дружно жить!»...
Дидактическая игра для детского сада «Помоги Красной Шапочке найти дорогу» своими руками (ПДД)
Игровой макет «Помоги Красной Шапочке найти дорогу» своими руками....
Конспект ОД по математике в средней группе детского сада "Помоги Незнайке"
Математика в средней группе...
Как жить в гармонии с собой и уметь найти общий язык с детьми.
Говоря о дошкольных образовательных учреждениях, все чаще звучат призывы к широкому применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми. И это, безусловно, важно, однако не стоит забывать, что...
Краткосрочный творческий проект в подготовительной группе детского сада «Помогите птицам!»
Цель: пополнение и обогащение знаний детей по теме: «Зимующие птицы».Задачи:Расширять знания детей о зимующих птицах;Расширить представление о внешнем виде птиц в зимний период;Формир...