Как жить в гармонии с собой и уметь найти общий язык с детьми.
консультация
Говоря о дошкольных образовательных учреждениях, все чаще звучат призывы к широкому применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми. И это, безусловно, важно, однако не стоит забывать, что во многом здоровье воспитанников дошкольного учреждения определяется педагогом, его здоровьем – не только физическим, но и психологическим. В статье приводятся некоторые методы саморегуляции для избежаия профессионального выгорания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_zhit_v_garmonii.docx | 32.27 КБ |
Предварительный просмотр:
«Как жить в гармонии с собой и уметь найти общий язык с детьми»
Говоря о дошкольных образовательных учреждениях, все чаще звучат призывы к широкому применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми. И это, безусловно, важно, однако не стоит забывать, что во многом здоровье воспитанников дошкольного учреждения определяется педагогом, его здоровьем – не только физическим, но и психологическим.
Неспособность человека регулировать свое настроение может отрицательно сказаться не только на взаимоотношениях с окружающими, но и на качестве выполнения профессиональных обязанностей. Кроме того, многочисленные свидетельства подтверждают, что здоровье человека тесно связано с его психическим состоянием.
Таким образом, длительные нервные нагрузки способны разрушить самый крепкий организм, поэтому каждому крайне важно уметь вовремя заметить воздействие стрессогенных факторов, быстро и эффективно «разрядить» возникшую психическую напряженность, снять негативное эмоциональное состояние, снизить болевые ощущения.
Профессиональный труд воспитателя отличает высокая эмоциональная загруженность, и, как следствие этого, с увеличением стажа педагоги испытывают «педагогический кризис», «истощение», «выгорание». Чтобы педагогу не оказывать негативного влияния на тех, с кем он взаимодействует и жить в мире с самим собой, следует разобраться в себе, в своих проблемах, то есть поработать над собой.
В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорание. Так же установлено, что синдрому профессионального выгорания наиболее подвержены педагоги. Педагоги, как никто другой, чувствуют это на себе, т.к. работа связана с детьми, которым нужна помощь, но прежде чем помогать детям стать психологически здоровыми, нужно научиться контролировать свое эмоциональное состояние, создать благоприятный психологический климат в коллективе. Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями, поэтому педагогу необходимо устраивать себе психологический душ, который поможет ему снять излишнее эмоциональное напряжение.
Каждый прожитый день, должен оцениваться и проходить в понимании того, что любая мелочь, происходящая с нами — является чрезвычайно важной. Жизненный путь складывается из совершенно маленьких временных отрезков, которые называются днями. А день делиться на еще более мелкие части: утро, вечер. Следует понимать, что каждый кусочек по-своему неповторимый, а каждый день состоит из радостей и печалей. Их нужно проживать мудро, а порой и достойно преодолевать негоразды.
Ощущение гармонии с собой также зависит от познания себя. Следует разобраться с тем, чего на самом деле вы желаете, к чему стремитесь. Стараться уделять больше внимание тем вещам и делам, которые действительно доставляют удовольствие. Если с определением того, что нравится, возникают проблемы, очень хорошим способом станет пробовать новое. Нет готового рецепта, каждый человек идет своим путем. Существует множество специальных книг, обрядов и традиций, возможно, что-то из этого станет подсказкой. Каждый человек совершенно индивидуален, кому-то помогает соблюдение инструкций, кто-то любит мантры, а некоторые останавливаются на созерцании падающего листа.
Чтобы жить в гармонии с собой нужно уметь видеть и любить окружающий мир, находить в нем яркие краски и эмоции.
Антистрессовый комплекс упражнений: рекомендации для педагогов
«Бодрое и веселое расположение духа – не только богатый источник жизненного наслаждения, но в то же время и сильная охрана характера».
С. Смайлс
1. Регулярно высыпайтесь.
2. Попробуйте говорить и ходить медленнее.
3. Больше гуляйте на свежем воздухе.
4. Составляйте список дел на сегодня.
5. Ставьте перед собой только реальные цели.
6. Выделяйте в день хотя бы один час для себя.
7. Улыбайтесь и говорите себе комплименты, смотрясь в зеркало.
8. Расскажите о своих неприятностях близкому человеку.
9. Постарайтесь сосчитать про себя до десяти.
10. Приготовьте чашку теплого чая из трав, примите тёплую ванну или душ.
11. Избегайте лишних обещаний, оцените свои возможности.
12. Знайте свои подъемы и спады настроения.
13. Живите сегодняшним днем, не требуйте слишком много для себя.
14. Вспомните свои ощущения, когда все было хорошо.
15. Не старайтесь угодить всем – это нереально.
Методы саморегуляции эмоциональной сферы
Саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя при помощи слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.
Способы, связанные с управлением дыханием
Управление дыханием — это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.
- Сидя или стоя постарайтесь, по возможности, расслабить мышцы
тела и сосредоточьте внимание на дыхании.
На счет 1-2-3-4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна);
– на следующие четыре счета проводится задержка дыхания;
– затем плавный выдох на счет 1-2-3-4-5-6;
– снова задержка перед следующим вдохом на счет 1-2-3-4.
Уже через 3–5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.
- Способ 2. В ситуации раздражения, гнева мы забываем делать
нормальный выдох. Чтобы успокоиться,
– глубоко выдохните;
– задержите дыхание так долго, как сможете;
– сделайте несколько глубоких вдохов;
– снова задержите дыхание.
Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением
Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы.
- Способ 3. Поскольку добиться полноценного расслабления всех
мышц сразу не удается, нужно сосредоточить внимание на наиболее напряженных частях тела.
Сядьте удобно, если есть возможность, закройте глаза;
– дышите глубоко и медленно;
– пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот);
– постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе;
– прочувствуйте это напряжение;
– резко сбросьте напряжение — делайте это на выдохе;
– сделайте так несколько раз.
В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести.
Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью легкого самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы — удивления, радости и пр.).
- В свободные минуты, паузы отдыха, осваивайте
последовательное расслабление различных групп мышц, соблюдая следующие правила:
1) осознавайте и запоминайте ощущение расслабленной мышцы по контрасту с перенапряжением;
2) каждое упражнение состоит из 3 фаз: «напрячь–прочувствовать–расслабить»;
3) напряжению соответствует вдох, расслаблению — выдох.
Можно работать со следующими группами мышц:
– лица; – затылка, плеч; – грудной клетки; – бедер и живота; – кистей рук; – нижней части ног.
Способы, связанные с воздействием слова
Словесное воздействие задействует сознательный механизм самовнушения, идет непосредственное воздействие на психофизиологические функции организма.
Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»).
- Самоприказы.
Самоприказ — это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе. Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, но испытываете трудности с выполнением.
«Разговаривать спокойно!», «Молчать, молчать!», «Не поддаваться на провокацию!» — это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики и правила работы с учащимися.
– Сформулируйте самоприказ.
– Мысленно повторите его несколько раз. Если возможно, повторите его вслух.
- Самоодобрение, самопоощрение.
Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Это — одна из причин увеличения нервозности, раздражения, особенно в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок. Поэтому важно поощрять себя самим.
– В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря:
«Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!»
– Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз.
Способы, связанные с визуализацией (использованием образов)
Визуализация - мысленное представление, проигрывание, видение образов. Она активно воздействует на всю систему чувств и представлений.
Чтобы использовать образы для саморегуляции:
– Специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно, — это ваши ресурсные ситуации.
– При ощущении напряженности, усталости:
1) сядьте удобно, по возможности, закрыв глаза;
2) дышите медленно и глубоко;
3) вспомните одну из ваших ресурсных ситуаций;
4) проживите ее заново, вспоминая все сопровождавшие ее зрительные, слуховые и телесные ощущения;
5) побудьте внутри этой ситуации несколько минут;
6) откройте глаза и вернитесь к работе.
Используя визуализацию, соблюдайте основные этапы
Решите, чего вы хотите добиться: буквально, четко, зримо, в цветах и красках (мысленно создайте точные картины и сцены того, чего вы хотите добиться)
Расслабьтесь. В течение 5 – 10 минут мысленно представляйте желаемую реальность. Как будто создавая видеофильм успешных действий.
Важно, чтобы вы помнили: при визуализации нужна систематичность. Здесь главное – практика. Не надо ждать быстрых результатов. Недостаточно представить себе что-нибудь один или два раза. Результат появится, если образ отпечатывается в сознании вновь и вновь на протяжении недель и даже месяцев. Так что продолжайте упражняться в визуализации, пока ваша цель не осуществится. Не пытайтесь оценить результаты после одной-двух попыток визуализации. Если возникнут сомнения, – избегайте бороться с ними. То, против чего борешься, только сильнее укрепляется. Надо просто проигнорировать свои сомнения. Отрезать их и отбросить!
- «Отрезать, отрубить» - пригоден для работы с любыми
негативными мыслями («у меня опять ничего не выйдет…», «все это бестолку и т.д. и т.п.) Как только почувствуете, что в душу закралась подобная мысль, - немедленно «отрежьте ее и отбросьте», сделав для этого резкий, «отрезающий жест левой рукой и зрительно представив, как вы «отрезаете» и отбрасываете эту мысль.
После этого отбрасывающего жеста продолжайте дальше заниматься визуализацией: поместите на место удаленной негативной мысли другую (конечно же, позитивную). Все встанет на свои места.
- «Лейбл или Ярлык».
Если в голову пришла негативная мысль, надо мысленно отстраниться от нее и наблюдать за ней со стороны, но не позволять этой мысли завладеть собой. Некоторые считают, что действие этой техники усиливается, когда вы представите, как не просто «вытащили» негативную мысль вовне, но произвели в воображении некоторые действия над ней. К примеру, представили, как будто брызнули на нее краской из баллончика, пометили ее (ядовито-зеленая, канареечно-желтая и т.п.) и уже теперь наблюдаете со стороны.
Негативные мысли имеют силу только над вами и только в том случае, если вы реагируете на них страхом, тревогой. Они получают эту силу от вас. Как только вы перестаете на них реагировать, они теряют власть. Скажите: Это всего лишь негативная мысль!
- Преувеличение.
Как только обнаружится негативная мысль, преувеличьте ее до абсурда, сделайте ее смешной.
- «Признание своих достоинств»
Помогает при излишней самокритичности. Одно из противоядий - осознать, что вы – так же, как и другие люди, – не можете и не должны быть совершенством. Но вы достаточно хороши для того, чтобы жить, радоваться и, конечно, быть успешным.
А теперь – самый самоподдерживающий прием. Каждый день, когда вы стоите перед зеркалом и собираетесь на работу, уверенно смотрите в зеркало, прямо в глаза самому себе и говорите не менее трех раз: «Я, конечно, не совершенство, но достаточно хорош (хороша)!». При этом хорошо, если вы улыбнетесь себе!
«Принципы профессионального общения педагога с детьми».
В организации оптимального педагогического общения помогут принципы и правила личностно-ориентированной педагогики:
1. Уважение личности ребенка, его мнения.
Предполагает отношение к ребенку не как к пассивному объекту воздействия педагога, а как к активной, творчески развивающейся личности. Проявляется в конкретных действиях, обращениях и поступках педагога.
• Взрослый признаёт за ребенком право на собственные желания, предпочтения, предоставляя право выбора игр, игрушек, видов деятельности, партнеров по игре и общению.
• В повседневном общении педагог обращается к каждому ребёнку по имени, вежливо и доброжелательно отвечают на вопросы и просьбы детей, проявляют внимание к их настроению, успехам, неудачам.
• Оценивает действия и поступки воспитанника, но не личность.
2. Принятие ребенка таким, какой он есть, и вера в его способности.
Безусловное принятие другого человека подразумевает положительное отношение к ребенку без каких-либо условий, например, «я люблю тебя только тогда, когда ты хорошо себя ведешь». Однако безусловное принятие ребенка относится к восприятию его личности в целом, но не исключает и порицания неправильного поведения. Другими словами, взрослый может выражать ему не только положительные, но и отрицательные чувства, но не имеет права оскорблять его.
3. Учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка: его характера, привычек, предпочтений, темпа восприятия и деятельности.
• Следует помнить, требования, предъявляемые одному ребенку, могут оказаться непосильными для другого.
• Организуя педагогическое общение, педагог стремится точно и адекватно ориентировать речь на конкретного ребенка или группу детей: выбирать скорость речи, последовательность идей, их сочетание и логику, интонирование речи.
4. Установление доверительных отношений, эмоциональная поддержка.
Важнейшей потребностью человека является потребность во внимании и доброжелательности. Она возникает одной из первых и составляет основу человеческих взаимоотношений.
• Если у ребенка эмоциональная проблема, его надо активно ВЫСЛУШАТЬ, соблюдая определённые правила: 1) повернитесь к ребёнку лицом, чтобы ваши глаза находились на одном уровне. Ваше положение и поза по отношению к ребёнку – первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать; 2) возвращайте ему в беседе то, что он вам поведал, обозначив при этом его чувство; 3) умейте «держать паузу». Пауза помогает ребёнку разобраться в своём переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом.
• Если ребёнок находится в состоянии эмоционального аффекта, сильного эмоционального возбуждения, важно просто дать ему понять, что он не один, что вы его слушаете, понимаете и готовы поддержать. Лучше всего при этом действуют реплики: «да-да», «угу-угу». Не следует загонять чувства ребенка внутрь. Они должны быть отредактированы.
• Ни одно чувство ребёнка не должно быть отвергнуто и обесценено. Пренебрежение к его переживанию может обидеть, зародить в нем сомнение, что его любят и хотят помочь. Это относится как к отрицательным, так и к положительным переживаниям. Поддержка нужна и тогда, когда он радуется или удивляется чему-либо.
5. Сотрудничество, совместная деятельность с детьми.
• Воспитатель не навязывает им тот или иной вид деятельности, а старается заинтересовать ею каждого. Предлагая образцы действий, он не требует от детей точного их воспроизведения, а поощряет и поддерживает стремление им следовать, не ограничивая при этом собственную инициативу, изобретательность и фантазию ребенка.
• Принимая участие в совместной деятельности с детьми, взрослый выступает как доброжелательный ценитель успехов и достижений детей. Он хвалит их, когда это уместно, за старание и настойчивость, за конкретные действия и поступки.
• Замечания взрослого должны быть деликатными, относиться к действиям, а не к личности ребенка, включать позитивное содержание. Например, «Я вижу, ты стараешься, но твоя башня все время падает. Попробуй поставить самый большой кубик вниз». По ходу исправления действия можно сказать: «вот как хорошо выходит».
• педагогу необходимо взять за правило: говоря о ребенке, начинать с его положительных качеств. Если они вам неизвестны, это не значит, что их нет.
6. Конструктивное разрешение конфликтных ситуаций.
• Предупреждению возникновения конфликтных ситуаций будет способствовать введение чётких правил и ограничений. Это делает жизнь детей понятной и предсказуемой, создаёт чувство безопасности.
• Конструктивный метод решения конфликтов предполагает несколько шагов: 1) прояснение конфликтной ситуации; 2) сбор предложений с обеих сторон; 3) оценка предложений и выбор наиболее приемлемого; 4) детализация решения.
• Если конфликт слишком затянулся, начинается драка, ее следует прекратить. Можно протянуть между ними руку и сказать: «Я не позволю вам драться, а вы лучше поговорите о том, что происходит». Обучение детей решать конфликты через обсуждение помогает им ладить друг с другом.
Соблюдение педагогом указанных принципов способствует тому, что ребёнок учится уважать себя и других, чувствовать себя уверенно, не бояться ошибок, брать на себя ответственность за свои решения и поступки, адекватно выражать свои чувства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг развития коммуникативных навыков Тема: «Как найти общий язык с другими»
В современном мире технических достижений, где любую информацию можно легко получить в интернете, умение общаться становится всё более ценным навыком. Развитая коммуникабельность помогает ус...
Как найти общий язык с подростком
Как найти общий язык с подросткомКак же быть? Как найти способ быть услышанным? Когда ребенок становится подростком. Для начала, давайте разберем, что же...
Как найти общий язык с ребенком?
Как найти общий язык с ребенком? Как понять ребенка? Как объяснить ребенку?.....
Как найти общий язык с ребенком
Психолого-педагогическая статья, которая поможет подобрать "ключик" к ребенку....
Буклет "Родители и ребенок: как найти общий язык?"
Буклет "Родители и ребенок: как найти общий язык?"...
"Как найти общий язык с ребёнком"
Общение с детьми...
Уголок уединения в детском саду: помогаем малышам жить в гармонии с собой
В данной презентации вы узнаете:- что такое уголок уединения;- каково назначение уголка уединения;- как правильно его оформить;- каким должно быть наполнение уголка уединения....