Консультация для педагогов "Мнемотехника в образовательном процессе ДОУ".
консультация

Кичигина Олеся Владмировна

В материале рассказывается о технологии МНЕМОТЕХНИКА, применяемой в образовательной работе ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_mnemotehnika_v_dou.docx372.4 КБ

Предварительный просмотр:

                    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №384 г. Челябинска»

Росийская Федерация 454136, г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев 68-Б,

Телефон (8-351)741-24-21

Консультация для педагогов и родителей

Тема «Мнемотехника в образовательном

процессе ДОУ»

                                                                     Выполнила: воспитатель

                                                                                      Кичигина О. В.

                                                                                        (I категория)        

2020

Консультация для педагогов


Мнемотехника в образовательном процессе ДОУ.

        

"Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам
- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету".
(К.Д.Ушинский)

Что такое мнемотехника

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже - техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания.

Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей. Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане и делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминать любую точную информацию, которая традиционно считается не запоминаемой.

Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.

 МНЕМОНИКА - искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

 МНЕМОТЕХНИКА - это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов.

В педагогике и психологии под «МОДЕЛЬЮ» понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства, качества и связи предметов.

Методология

При экспериментальном обследовании дошкольников выяснилось, что многие знания, которые ребёнок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослым действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями, отражающими существенные черты изучаемых явлений.

Существуют следующие подходы в работе с технологией мнемотехника:

 Системный - технология мнемотехника используется в системе обучения и воспитания;

 Личностный - с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка;

 Деятельностный - развитие ребенка происходит в деятельности, он читает предложенные воспитателем схемы, таблицы и составляет свои;

 Диалогический - процесс обучения происходит в форме диалога;

 Культурологический - ребенок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить;

 Информационный - ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире;

Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие принципы:

1. Принцип развивающего образования, то есть главной целью является развитие ребенка;

2. Принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание работы должно учитывать возрастные психологические особенности детей и иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.

В дидактике выделены три вида моделей:

1. Предметная модель - модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения. Например, план постройки.

2. Предметно-схематическая модель -  выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков.

Структура такой модели должна быть подобна главнейшим компонентам изучаемого объекта и тем связям, отношениям, которые становятся предметом познания. Предметно - схематическая модель должна обнаружить эти связи, отчётливо представить их в изолированном, обобщённом виде. Примером простой предметно - схематической модели может служить модель для раскрытия детям понятия о маскировочной окраске, как проявлении связи животного со средой обитания (лист картона определённой расцветки и фигура животного; если их цвета совпадают, то животное не видно).

3. Графические модель - обобщённо передает разные виды отношений с помощью графиков, формул, схем. Этот вид моделей используется в школе, хотя последние исследования свидетельствуют о доступности их в детском саду.

Чтобы модель как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

а) быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;

б) ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;

в) быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней;

г) должна быть создана атмосфера, свобода творчества, у каждого ребёнка может быть своя модель - такая, какую он себе мыслит и представляет;

д) не нужно злоупотреблять этим методом, использовать его без необходимости, когда свойства и связи предметов лежат на поверхности;

е) нужно создать такую ситуацию, в которой бы дети почувствовали необходимость создания модели, поняли, что без модели им будет трудно.

 Алгоритм работы с моделью:

В работе с опорными схемами можно выделить несколько этапов:

I этап. Это введение элементов схем, символов.

Например, обозначения:

- цвета:

- формы:

- величины:

- действия:

II этап. Использование элементов опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности, т.к. у ребёнка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области, потому что символ универсален.

III этап. Введение отрицаний.

Например,

- не большой

- не круглый

- не съедобный

IV этап. Сочетание символов, «чтения» цепочки символов.

V этап. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. Задачей этого этапа является активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.

VI этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

VII этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

VIII этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших самостоятельно

Использованием мнемотаблиц на занятиях по изобразительной деятельности.

Важно не только пробуждение в ребенке творческого начала и овладение им навыками изобразительной деятельности, но и получение определенных представлений в области изобразительной деятельности и различных искусств. Практика показывает, что с прогрессированием развития навыков изобразительной деятельности показатели в области представлений детей об искусстве значительно отстает. Для многих детей это трудно усваиваемая информация, по некоторым темам довольно объемная.

Как раз использование мнемотаблиц по изодеятельности позволяет детям в игровой форме быстрее и прочнее запоминать предложенную информацию.

Работа с мнемотаблицами не должна сводится лишь к чисто механическому их заучиванию. Важно не «напичкать» ребенка информацией, а заинтересовать его, постараться затронуть эмоции. Для этого можно ввести элемент игры, сказки. А главным героем может стать, например, Красная Краска, Королева Кисточка, Фея Радуга или другой сказочный персонаж, живущий в стране Красок. Именно этот герой посылает детям свои таблицы-загадки и просит отгадать.

Введение мнемотаблиц в работу на занятиях по изобразительной деятельности способствует овладению детьми более прочными представлениями с одной стороны, и развитию большего интереса к изобразительной деятельности- с другой стороны. Эта методика способствует развитию памяти, образного мышления, ассоциативного мышления, а так же побуждает детей фантазировать.

Поэтому применение мнемотаблиц по изобразительной деятельности при проведении совместной образовательной деятельности с детьми является актуальным, полезным и необходимым.

Цель работы с мнемотаблицами: способствовать более быстрому и прочному запоминанию новых представлений при ознакомлении детей с искусством.

Задачи:

  • способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, ассоциативного и логического мышления;
  • поощрять составление рассказов, развивая речь детей.

Содержание работы: ведущая роль принадлежит педагогу, его внутреннему настроению, выразительности его речи. Дети получают новую информацию без эмоционального и психологического напряжения.

Таблицы вносятся с использованием игрового персонажа – Феи Радуги и

представляются, как её загадки.

На первом этапе работы с мнемотаблицами используется показ и рассматривание того, что на ней изображено - группировка информации.

На втором этапе - дети с помощью педагога "расшифровывают" информацию - перерабатывают символы в образы.

Вариант работы с мнемотаблицами в перспективном планировании.

СЕНТЯБРЬ:

Таблица №1  Тема «Основные цвета»

Таблица №1  Тема «Теплые цвета»

Таблица №1  Тема «Холодные цвета»

ОКТЯБРЬ:

Таблица №1  Тема «Натюрморт»

Таблица №1  Тема «Натюрморт»

Таблица №1  Тема «Что нужно художнику»

НОЯБРЬ:

Таблица №1  Тема «Пейзаж»

Таблица №1  Тема «Виды пейзажа»

Таблица №1  Тема «Смешение цветов»

ДЕКАБРЬ:

Таблица №1  Тема «Портрет»

Таблица №1  Тема «Виды портрета»

Таблица №1  Тема «Цветовой спектр»

ЯНВАРЬ:

Таблица №1  Тема «Виды народных игрушек»

Таблица №1  Тема «Материалы, используемые в разных промыслах»

Таблица №1  Тема «Народные художественные промыслы»

ФЕВРАЛЬ:

Таблица №1  Тема «Народная художественная роспись»

Таблица №1  Тема «Виды художественной росписи»

Таблица №1  Тема «Художественная резьба по дереву»

МАРТ:

Таблица №1  Тема «Дымковский промысел»

Таблица №1  Тема «Дымковская игрушка»

Таблица №1  Тема «Виды изобразительного искусства»

АПРЕЛЬ:

Таблица №1  Тема «Народная вышивка»

Таблица №1  Тема «Виды вышивки»

Таблица №1  Тема «Жанры изобразительного искусства»

МАЙ:

Работа со всеми видами таблиц по закреплению и систематизации знаний

Предметом изучения и составления соответствующих мнемотаблиц могут быть различные художественные промыслы: «Хохлома», «Гжель», «Мезенская роспись», «Городецкая роспись», «Филимоновские игрушки», «Матрешки», «Кружево», «Волшебные лоскутки – виды рукоделия», «Каслинское литье», «Резьба по камню», «Виды резьбы», «Соломка» и др.,

 также разные нетрадиционные техники рисования.

ВАРИАНТ МНЕМОТАБЛИЦЫ

Картинки по запросу "мнемотаблицы по изодеятельности"

Картинки по запросу "мнемотаблицы по изодеятельности"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Технологии в образовательном процессе"

Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Надо отметить, что применение проектных ...

консультация для педагогов"Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий."

консультация для педагогов"Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий."...

консультация для педагогов "Организация коррекционно-образовательного процесса с использованием здоровьесберегающих технологий"

консультация проводилась в форме семинара-практикума и сопровождалась мультимедийной презентацией, в конце вручались буклеты, в котором содержались краткие тезисы представленного материала...

Консультация на тему "Мнемотехника в образовательном процессе ДОУ"

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам,он будет долго и напрасно мучиться,но свяжите двадцать таких слов с картинками,и он их усвоит на лету.Чтоже такое мнемотехника? Это техника запоминани...

Консультация для педагогов "Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста"

Для правильной организации педагогической работы с малышами в ДОУ необходимо знать возрастные особенности детей раннего возраста, которые отличают их от детей более старшего возраста и от возраста....

Консультация для педагогов «Структура организации образовательного процесса по финансовому просвещению дошкольников»

Ведущей идеей организации нашей работы по финансовому просвещению стало – дать возможность ребёнку научиться в реальной жизни самому рационально распределять собственные средства. Ведь даже небо...