Консультация для педагогов "Мнемотехника в образовательном процессе ДОУ".
консультация
В материале рассказывается о технологии МНЕМОТЕХНИКА, применяемой в образовательной работе ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_mnemotehnika_v_dou.docx | 372.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №384 г. Челябинска»
Росийская Федерация 454136, г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев 68-Б,
Телефон (8-351)741-24-21
Консультация для педагогов и родителей
Тема «Мнемотехника в образовательном
процессе ДОУ»
Выполнила: воспитатель
Кичигина О. В.
(I категория)
2020
Консультация для педагогов
Мнемотехника в образовательном процессе ДОУ.
"Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам
- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету".
(К.Д.Ушинский)
Что такое мнемотехника
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже - техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания.
Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей. Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане и делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминать любую точную информацию, которая традиционно считается не запоминаемой.
Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.
❖ МНЕМОНИКА - искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
❖ МНЕМОТЕХНИКА - это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов.
В педагогике и психологии под «МОДЕЛЬЮ» понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства, качества и связи предметов.
Методология
При экспериментальном обследовании дошкольников выяснилось, что многие знания, которые ребёнок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослым действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями, отражающими существенные черты изучаемых явлений.
Существуют следующие подходы в работе с технологией мнемотехника:
❖ Системный - технология мнемотехника используется в системе обучения и воспитания;
❖ Личностный - с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка;
❖ Деятельностный - развитие ребенка происходит в деятельности, он читает предложенные воспитателем схемы, таблицы и составляет свои;
❖ Диалогический - процесс обучения происходит в форме диалога;
❖ Культурологический - ребенок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить;
❖ Информационный - ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире;
Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие принципы:
1. Принцип развивающего образования, то есть главной целью является развитие ребенка;
2. Принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание работы должно учитывать возрастные психологические особенности детей и иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.
В дидактике выделены три вида моделей:
1. Предметная модель - модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения. Например, план постройки.
2. Предметно-схематическая модель - выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков.
Структура такой модели должна быть подобна главнейшим компонентам изучаемого объекта и тем связям, отношениям, которые становятся предметом познания. Предметно - схематическая модель должна обнаружить эти связи, отчётливо представить их в изолированном, обобщённом виде. Примером простой предметно - схематической модели может служить модель для раскрытия детям понятия о маскировочной окраске, как проявлении связи животного со средой обитания (лист картона определённой расцветки и фигура животного; если их цвета совпадают, то животное не видно).
3. Графические модель - обобщённо передает разные виды отношений с помощью графиков, формул, схем. Этот вид моделей используется в школе, хотя последние исследования свидетельствуют о доступности их в детском саду.
Чтобы модель как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
а) быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;
б) ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;
в) быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней;
г) должна быть создана атмосфера, свобода творчества, у каждого ребёнка может быть своя модель - такая, какую он себе мыслит и представляет;
д) не нужно злоупотреблять этим методом, использовать его без необходимости, когда свойства и связи предметов лежат на поверхности;
е) нужно создать такую ситуацию, в которой бы дети почувствовали необходимость создания модели, поняли, что без модели им будет трудно.
Алгоритм работы с моделью:
В работе с опорными схемами можно выделить несколько этапов:
I этап. Это введение элементов схем, символов.
Например, обозначения:
- цвета:
- формы:
- величины:
- действия:
II этап. Использование элементов опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности, т.к. у ребёнка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области, потому что символ универсален.
III этап. Введение отрицаний.
Например,
- не большой
- не круглый
- не съедобный
IV этап. Сочетание символов, «чтения» цепочки символов.
V этап. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. Задачей этого этапа является активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.
VI этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
VII этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
VIII этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших самостоятельно
Использованием мнемотаблиц на занятиях по изобразительной деятельности.
Важно не только пробуждение в ребенке творческого начала и овладение им навыками изобразительной деятельности, но и получение определенных представлений в области изобразительной деятельности и различных искусств. Практика показывает, что с прогрессированием развития навыков изобразительной деятельности показатели в области представлений детей об искусстве значительно отстает. Для многих детей это трудно усваиваемая информация, по некоторым темам довольно объемная.
Как раз использование мнемотаблиц по изодеятельности позволяет детям в игровой форме быстрее и прочнее запоминать предложенную информацию.
Работа с мнемотаблицами не должна сводится лишь к чисто механическому их заучиванию. Важно не «напичкать» ребенка информацией, а заинтересовать его, постараться затронуть эмоции. Для этого можно ввести элемент игры, сказки. А главным героем может стать, например, Красная Краска, Королева Кисточка, Фея Радуга или другой сказочный персонаж, живущий в стране Красок. Именно этот герой посылает детям свои таблицы-загадки и просит отгадать.
Введение мнемотаблиц в работу на занятиях по изобразительной деятельности способствует овладению детьми более прочными представлениями с одной стороны, и развитию большего интереса к изобразительной деятельности- с другой стороны. Эта методика способствует развитию памяти, образного мышления, ассоциативного мышления, а так же побуждает детей фантазировать.
Поэтому применение мнемотаблиц по изобразительной деятельности при проведении совместной образовательной деятельности с детьми является актуальным, полезным и необходимым.
Цель работы с мнемотаблицами: способствовать более быстрому и прочному запоминанию новых представлений при ознакомлении детей с искусством.
Задачи:
- способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, ассоциативного и логического мышления;
- поощрять составление рассказов, развивая речь детей.
Содержание работы: ведущая роль принадлежит педагогу, его внутреннему настроению, выразительности его речи. Дети получают новую информацию без эмоционального и психологического напряжения.
Таблицы вносятся с использованием игрового персонажа – Феи Радуги и
представляются, как её загадки.
На первом этапе работы с мнемотаблицами используется показ и рассматривание того, что на ней изображено - группировка информации.
На втором этапе - дети с помощью педагога "расшифровывают" информацию - перерабатывают символы в образы.
Вариант работы с мнемотаблицами в перспективном планировании.
СЕНТЯБРЬ:
Таблица №1 Тема «Основные цвета»
Таблица №1 Тема «Теплые цвета»
Таблица №1 Тема «Холодные цвета»
ОКТЯБРЬ:
Таблица №1 Тема «Натюрморт»
Таблица №1 Тема «Натюрморт»
Таблица №1 Тема «Что нужно художнику»
НОЯБРЬ:
Таблица №1 Тема «Пейзаж»
Таблица №1 Тема «Виды пейзажа»
Таблица №1 Тема «Смешение цветов»
ДЕКАБРЬ:
Таблица №1 Тема «Портрет»
Таблица №1 Тема «Виды портрета»
Таблица №1 Тема «Цветовой спектр»
ЯНВАРЬ:
Таблица №1 Тема «Виды народных игрушек»
Таблица №1 Тема «Материалы, используемые в разных промыслах»
Таблица №1 Тема «Народные художественные промыслы»
ФЕВРАЛЬ:
Таблица №1 Тема «Народная художественная роспись»
Таблица №1 Тема «Виды художественной росписи»
Таблица №1 Тема «Художественная резьба по дереву»
МАРТ:
Таблица №1 Тема «Дымковский промысел»
Таблица №1 Тема «Дымковская игрушка»
Таблица №1 Тема «Виды изобразительного искусства»
АПРЕЛЬ:
Таблица №1 Тема «Народная вышивка»
Таблица №1 Тема «Виды вышивки»
Таблица №1 Тема «Жанры изобразительного искусства»
МАЙ:
Работа со всеми видами таблиц по закреплению и систематизации знаний
Предметом изучения и составления соответствующих мнемотаблиц могут быть различные художественные промыслы: «Хохлома», «Гжель», «Мезенская роспись», «Городецкая роспись», «Филимоновские игрушки», «Матрешки», «Кружево», «Волшебные лоскутки – виды рукоделия», «Каслинское литье», «Резьба по камню», «Виды резьбы», «Соломка» и др.,
также разные нетрадиционные техники рисования.
ВАРИАНТ МНЕМОТАБЛИЦЫ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Организация воспитательно- образовательного процесса в условиях проектной деятельности"
консультация для педагогов...
Консультация для педагогов "Технологии в образовательном процессе"
Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Надо отметить, что применение проектных ...
консультация для педагогов"Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий."
консультация для педагогов"Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий."...
консультация для педагогов "Организация коррекционно-образовательного процесса с использованием здоровьесберегающих технологий"
консультация проводилась в форме семинара-практикума и сопровождалась мультимедийной презентацией, в конце вручались буклеты, в котором содержались краткие тезисы представленного материала...
Консультация на тему "Мнемотехника в образовательном процессе ДОУ"
Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам,он будет долго и напрасно мучиться,но свяжите двадцать таких слов с картинками,и он их усвоит на лету.Чтоже такое мнемотехника? Это техника запоминани...
Консультация для педагогов "Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста"
Для правильной организации педагогической работы с малышами в ДОУ необходимо знать возрастные особенности детей раннего возраста, которые отличают их от детей более старшего возраста и от возраста....
Консультация для педагогов «Структура организации образовательного процесса по финансовому просвещению дошкольников»
Ведущей идеей организации нашей работы по финансовому просвещению стало – дать возможность ребёнку научиться в реальной жизни самому рационально распределять собственные средства. Ведь даже небо...