Консультация для педагогов "Организация воспитательно- образовательного процесса в условиях проектной деятельности"
консультация по теме
консультация для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vop_v_usloviyakh_proektnoy_deyatelnosti_-_31.10.2012.docx | 517.65 КБ |
Предварительный просмотр:
«Федеральные Государственные требования к основной образовательной программе» учитывают, что содержание дошкольного образования должно охватывать все направления развития личности ребенка-дошкольника.
Одной из приоритетных задач современной системы образования становится формирование творчески, смело и свободно мыслящего человека, обладающего высокой культурой, широкими и глубокими, постоянно обновляющимися и развивающимися знаниями. Необходимыми параметрами развития признаются мышление, творческие способности, личностные качества.
Важнейшими средствами развития детей дошкольного возраста выступают содержание и технологии обучения. Одна из эффективных педагогических технологий – метод проектов – направлен на развитие творческого потенциала личности ребенка, его ценностно- смысловой сферы. Большое внимание проектному методу обучения уделял еще в начале прошлого века один из создателей новой школы и педагогики в России Станислав Теофилович Шацкий. Он исходил из того, что школа должна готовить учащихся к жизни и разрешение детского вопроса не в том, чтобы все дети были грамотными, а в том, чтобы они умели жить.
С.Т. Шацкий считал, что воспитание человека должно быть воспитанием его самостоятельности в процессе самостоятельной творческой деятельности. Условиями эффективности метода проектов как личностно-ориентированной технологии являются дифференцированная организация учебной деятельности детей, основанная на учете возрастных особенностей, уровня умственного развития, типа мышления, интересов, возможностей при выполнении проектной деятельности.
В качестве условия эффективности метода проектов выступает позиция педагога, которая заключается в организации соответствующей развивающей среды, находясь в которой, ребенок опирается на личностный потенциал и соответствующую технологию обучения. Исходя из этого нами, прежде всего, была создана соответствующая предметно развивающая среда в группе с учетом принципа интеграции образовательных областей.
Но одной соответствующей среды мало, так как на множество возникающих в процессе деятельности интересующие вопросы дошкольники самостоятельно ответить не могут. Тут на помощь приходим мы, взрослые, которые помогают ребенку познать окружающий мир. «Развитие происходит только в деятельности, вне деятельности нет никакого развития» В.И.Волынкин, поэтому на протяжении года дети были включены в проектную деятельность. Тему проекта, его форму и подробный план действия разрабатываем коллективно. Основные действия при планировании проектной деятельности:
- На основе изученных проблем детей определяем цель проекта.
- Разрабатываем план достижения цели (обсуждаем план с родителями).
- Привлекаем специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
- Составляем план-схему проекта.
- Собираем материал.
- Включаем в план-схему занятия, игры и другие виды деятельности.
- Предлагаем родителям домашнее задание для самостоятельного выполнения.
- Представляем проект в виде презентации, открытого занятия.
Основные действия при планировании проектной деятельности
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей |
I | 1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта. 2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. 3. Формулирует задачу | 1. Вхождение в проблему 2. Вживание в игровую ситуацию. 3. Принятие задачи. 4. Дополнение задач проекта. |
II | 4. Помогает в решении задачи. 5. Помогает спланировать деятельность. 6. Организует деятельность. | 5. Объединение детей в рабочие группы. 6. Распределение ролей. |
III | 7. Практическая помощь (по необходимости). 8. Направляет и контролирует осуществление проекта. | 7. Формирование специфических знаний, умений и навыков. |
IV | 9. Подготовка к презентации. 10. Презентация | 8. Продукт деятельности готовят к презентации. 9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности. |
Тематика проектов, предлагаемая для совместной реализации, относится к конкретному практическому вопросу, актуальному для повседневной жизни, вместе с тем, требующему привлечения знаний детей не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков.
Проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью, формировать навыки исследовательской деятельности, развивать познавательную активность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
Одна из важнейших задач повышения качества дошкольного образования – сотрудничество родителей воспитанников с педагогами, и сотрудниками. Привлечение родителей к совместной деятельности способствуют укреплению детско-родительских отношений, и улучшает взаимоотношения педагогов и родителей.
Чтобы привлечь родителей к совместной деятельности в нашей группе был разработан и реализован первый проект «Дикие животные нашего леса». В него вошли все направления работы ДОУ: познавательная, художественно-эстетическая, социальная, игровая, физическая.
В течение недели дети и родители должны быть участниками проекта.
Процесс проектирования протекает по трем этапам:
1-й этап – мотивационно-ориентировачный (разработка проекта). Была разработана цель, задачи проекта.
2-й этап – поисковый (это модель реализации и поэтапный план действий).
3-й этап – практический (анализ результатов).
В проекте родителями была проведена поисковая работа:
- подбор иллюстрации по теме;
- подбор специальной литературы;
- оформление предметно- развивающей среды ( настольные игры и т.д)
Результатом совместного творчества детей и родителей стала выставка работ «Дикие животные».
«Последний» этап проекта – защита – всегда самый зрелищный. На защиту приглашаем гостей, родителей. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала, и её необходимо усилить социальной значимостью проекта. Объясняю, для чего он создавался и зачем он нужен. Форму защиты проекта продумываю так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя.
Также интересным проектом будет «Семейные традиции», результатом этого проекта может быть проведено развлечение для детей и родителей «Праздник народных игр».
Таким образом, внедряя технологию проектирования, повысится уровень познавательного интереса у детей. Метод проектирования позволит изменить стиль работы с детьми, вовлечь родителей и других членов семьи в общеобразовательный процесс ДОУ, тем самым внося изменения в воспитательно- образовательный процесс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Привлечение родителей к воспитательно-образовательному процессу, как условие повышения компетентности в воспитании и развитии детей раннего возраста».(из опыта работы)
В данном тексте изложен опыт работы по взаимодействию и общению с родителями воспитанников.Для повышения их компетентности в вопросах воспитания и развития ребёнка....
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного о...
Проектирование воспитательно-образовательного процесса в условиях ФГТ в старшей группе на основе проектного метода
Данный проект может использоваться как специализированный для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию, а так же в рамках работы по «Прогр...
Проектирование воспитательно-образовательного процесса в условиях ФГОС в старшей группе на основе проектного метода "Луна - царица ночи"
Среднесрочный практико-ориентированный проект для детей старшего возраста...
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Тема "Структура и содержание примерных основных образовательных программ дошкольного образования" http://file1.inet21.com/05/26/42/filestore/ДОУ_сборник.pdf...
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
http://file1.inet21.com/05/26/42/filestore/ДОУ_сборник.pdf...
«Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДО»рименение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДО»
laquo;Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДО»рименение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ...