Консультация для педагогов «Структура организации образовательного процесса по финансовому просвещению дошкольников»
учебно-методический материал
Ведущей идеей организации нашей работы по финансовому просвещению стало – дать возможность ребёнку научиться в реальной жизни самому рационально распределять собственные средства. Ведь даже небольшой, но собственный личный бюджет даёт навыки бережного отношения с деньгами.
Размышляя над тем, как воплотить нашу идею в жизнь, мы пришли к осознанию того, что необходимо создать совершенно новую модель финансового просвещения, отвечающую всем требованиям к образовательному процессу. Итогом нашей работы в данном направлении стало открытие в нашем детском саду Дошкольной Академии финансов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 99.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Иркутская область
город Братск
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 105»
Муниципального образования города Братска
Консультация
для педагогов
«Структура организации образовательного процесса по финансовому просвещению дошкольников»
Подготовили:
Денисенко Елена Викторовна
Заведующий МБДОУ «ДСОВ № 105»
Молчанова Ирина Леонидовна
Старший воспитатель высшей кв. категории
г. Братск
Одной из важнейших задач дошкольной педагогики на сегодняшний день является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений. Это обусловлено переменами в социальной жизни всех членов общества, значимостью подготовки ребёнка к реальной жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой. Дошкольник и экономика лишь на первый взгляд кажутся слишком далёкими друг от друга. Область экономической действительности – одна из жизненно важных областей, в которую ребенок «включается» с детских лет.
Дошкольное учреждение – это первая ступень в цепочке социальных институтов, которое должно оказать помощь будущему гражданину страны в адаптации к современным экономическим условиям, и облегчить вхождение в школьную и взрослую жизнь с самых ранних лет.
По словам американского экономиста И. Колемана: «Лучше обеспечить минимум экономической грамотности на раннем этапе жизни, чем бороться против стихийно полученной экономической грамотности в дальнейший период жизни».
Современный ребенок способен понять, что такое деньги, их ценность, назначение, потому что рано включается в экономическую жизнь семьи и овладевает финансово-экономической информацией на житейском уровне. Если взрослые вовремя не объяснят ребенку, что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то у него сложиться об этой теме собственное мнение. После четырех лет ребенка, обычно, очень трудно перестроить к иному отношению к семейным финансам.
Поэтому ведущей идеей организации нашей работы по финансовому просвещению стало – дать возможность ребёнку научиться в реальной жизни самому рационально распределять собственные средства. Ведь даже небольшой, но собственный личный бюджет даёт навыки бережного отношения с деньгами.
Размышляя над тем, как воплотить нашу идею в жизнь, мы пришли к осознанию того, что необходимо создать совершенно новую модель финансового просвещения, отвечающую всем требованиям к образовательному процессу. Итогом нашей работы в данном направлении стало открытие в нашем детском саду Дошкольной Академии финансов.
Разрабатывая планирование образовательного процесса в Академии, мы задались вопросом: как спроектировать педагогический процесс таким образом, чтобы он соответствовал требованиям ФГОС ДО?
Работая в данном направлении, мы сделали вывод, что одним из условий успешного формирования финансовых представлений у детей дошкольного возраста станет педагогический процесс, спроектированный на базе единства цели, содержания форм и методов обучения и основанный на установлении взаимодействия по типу «педагог-ребенок-родитель», при наличии специально созданной предметно-пространственной среды.
Это условие мы реализуем в Дошкольной Академии финансов в форме совместной деятельности взрослых и детей в рамках освоения образовательных областей и режимных моментов, а также в самостоятельной деятельности детей, в условиях созданной педагогами мотивирующей предметно-пространственной среды, позволяющей детям взаимодействовать со сверстниками и действовать индивидуально.
Нашей творческой группой разработана структура планирования образовательного процесса по финансовому просвещению. В академии функционируют три факультета: дети, родители и педагоги. На каждом факультете четыре предмета.
В старших группах дети знакомятся с темами «Денежная азбука» и «Банк и банковские продукты». В подготовительных группах с темами «Домашнее хозяйство» и «Карманные деньги». Каждый предмет проходит по определённому маршруту, который состоит из тематических занятий. Освоение каждого предмета в среднем проходит в течение 3 месяцев. В результате за два года все воспитанники полностью осваивают программу академии.
Последовательность прохождения предметов выбрана неслучайно.
Первый предмет «Денежная азбука».
Задачи:
Познакомить с историей рождения денег; раскрыть причину их возникновения.
Дать дошкольникам элементарные знания о сущности денег; функциях и видах; о денежных единицах различных государств.
В рамках данного предмета дети знакомятся с историей появления денег, с валютой разных стран, у детей формируется понимание, откуда берутся деньги, как их надо зарабатывать и как с ними обращаться.
После знакомства с бумажными и металлическими деньгами мы начинаем формировать представления о безналичной форме оплаты.
Предмет «Банк и банковские продукты»
Задачи:
Познакомить дошкольников со спецификой работы в банке, его услугах и особенностях.
Формировать первичные представления безналичной форме денежного обращения.
Этот предмет интересен детям тем, что они не просто знакомятся с различными понятиями, такими как банкомат, пластиковая карта, сейф, бейджик, банкнота, а учатся моделировать специальные воображаемые условия, в которых они могут воспроизводить деятельность взрослых в банке и выполнять определённые функции работников банка.
С видами оплат дошкольники познакомились. А теперь самое время формировать представления о семейном бюджете.
Предмет «Домашнее хозяйство»
Задачи:
Формировать представления о ведении домашнего хозяйства, обязанностях членов семьи; семейном благополучии.
Способствовать пониманию сущности семейного бюджета, определить, с какой целью он составляется, выяснить его роль в домашнем хозяйстве.
В рамках данного предмета мы отправляемся с детьми в увлекательное путешествие по стране «Семейная экономика», во время которого они узнали, что такое домашнее хозяйство, доходы и расходы семьи, из чего складывается семейный бюджет и как его правильно рассчитывать.
Когда детям даны представления о ведении домашнего хозяйства, мы переходим к формированию навыков экономного распределения собственных средств.
Предмет «Карманные деньги»
Задачи:
Совершенствовать навыки рационального распределения собственных средств, использования жизненного опыта и знаний, полученных в рамках образовательной деятельности, на практике.
Воспитывать социально-личностные качества, активную жизненную позицию, уважение к труду членов семьи.
Карманные деньги – это не награда за хорошее поведение или хорошие оценки. Они приучают детей к самостоятельности, умению планировать и экономить бюджет, строить «взрослые» отношения.
Главная цель работы по нашему предмету – научить ребёнка тратить деньги, делая различные покупки по своему выбору, при этом, не отчитываясь перед родителями.
Дошкольная академия финансов – это игровая модель организации работы с детьми по финансовому просвещению. Ведь все мы хорошо знаем, что ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – это игра. Поэтому обыгрывая нашу модель, дети комфортно входят в мир финансов, знакомятся с понятием, что такое деньги и их роль в жизни человека, и имеют возможность реализовать полученный опыт в повседневной жизни.
Таким образом, основным содержанием образовательной деятельности в Дошкольной Академии финансов станет решение комплекса взаимосвязанных задач и мероприятий, направленных на организацию работы по финансовому просвещению всех участников образовательных отношений.
Важно, чтобы с раннего возраста каждый ребёнок понимал свою роль в семье и имел обязанности. От умения рационально распределять свои собственные средства зависит не только материальное благосостояние семьи, но в значительной мере ее моральное благополучие, а, в конечном счете, и прочность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для педагогов"Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий."
консультация для педагогов"Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий."...
Консультация для педагогов "Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста"
Для правильной организации педагогической работы с малышами в ДОУ необходимо знать возрастные особенности детей раннего возраста, которые отличают их от детей более старшего возраста и от возраста....
Консультация для педагогов «Структура организованной образовательной деятельности »
В данном материале Вотражены следующие аспекты:Содержание обучения в дошкольном учрежденииСодержание ООД Структура организованной образовательной деятельностиТриединая цель организованной образователь...
Метод проектной деятельности - один из способов организации образовательного процесса в работе с дошкольниками.
Впервые о «Методе проектов» заговорил Джон Дьюи (1859-1952), американский педагог-демократ, автор более тысячи книг и статей по проблемам философии, психологии, этики, ...
Консультация для педагогов «Особенности организации образовательного процесса детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения»
Создание специальных условий для образования и воспитания детей с ОВЗ...
Памятка для педагогов "Показатели организации образовательного процесса"
В памятке приведены показатели организации образовательного процесса...
Квест-игра как форма организации образовательного процесса по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге
Актуальность проблемы формирования у дошкольников основ безопасного поведения на дороге заключается в необходимости подготовки детей к безопасной жизни в окружающем мире, в формировании у дошкольников...