Консультация для педагогов "Технологии в образовательном процессе"
статья (подготовительная группа) на тему
Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 25.69 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ.
Технология исследовательской деятельности
Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.
Методы и приемы организации экспериментально исследовательской деятельности:
- эвристические беседы;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
- опыты;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
- подражание голосам и звукам природы;
- использование художественного слова;
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
- трудовые поручения, действия.
Информационно-коммуникационные технологии
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи: идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ, сформировать основы информационной культуры его личности, повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей. Решение этих задач не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.
Требования к компьютерным программам ДОУ
- Исследовательский характер.
- Легкость для самостоятельных занятий детей.
- Развитие широкого спектра навыков и представлений.
- Возрастное соответствие.
- Занимательность.
- Классификация программ.
- Развитие воображения, мышления, памяти.
- Говорящие словари иностранных языков.
- Простейшие графические редакторы.
- Игры-путешествия.
- Обучение чтению, математике.
- Использование мультимедийных презентаций.
Преимущества компьютера
- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
- обладает стимулом познавательной активности детей;
- предоставляет возможность индивидуализации обучения;
- в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
- позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
Ошибки при использовании ИКТ
- Недостаточная методическая подготовленность педагога;
- неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях;
- бесплановость, случайность применения ИКТ;
- перегруженность занятия демонстрацией.
ИКТ в работе современного педагога
1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).
2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
Игровая технология
Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
- игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
- группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
- группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
- группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.
В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы. Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
Технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач)
Целью использования данной технологии в детском саду является: развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.
Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы. Можно применять в работе только элементы ТРИЗ (инструментарий), если педагог недостаточно освоил ТРИЗ-технологию.
Схема с применением метода выявления противоречий:
Первый этап – определение положительных и отрицательных свойств качества какого-либо предмета или явления, не вызывающих стойких ассоциаций у детей.
Второй этап – определение положительных и отрицательных свойств предмета или явления в целом. Лишь после того, как ребенок поймет, чего от него хотят взрослые, следует переходить к рассмотрению предметов и явлений, вызывающих стойкие ассоциации.
Зачастую, педагог уже проводит тризовские занятия, даже не подозревая об этом. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.
Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.
Технология проблемного обучения
Технология проблемного обучения - это специально созданная совокупность специфических приемов и методов, которые способствуют формированию самостоятельной познавательной деятельности ребенка и развитию творческого мышления (добывать знания, применять их в решении новых познавательных задач).
Технология проблемного обучения (ТПО) обеспечивает реализацию задач оптимизации социального взаимодействия в системах «взрослый-ребенок», «ребенок-другой ребенок» на основе партнерства и сотрудничества, а также успешной адаптации ребенка к предстоящему школьному обучению.
Основатель проблемного обучения Дж. Дьюи, американского философ, психолог и педагог (1859-1952гг.). Он считал, что ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а удовлетворяя свои потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения. Отечественны психологи - Т.В.Кудрявцева, А.М.Матюшкина, З.И.Калмыковой, утверждают, что суть проблемного обучения в постановке перед ребенком проблемы, познавательной задачи, создания условий для исследования путей и способов ее решения для того, чтобы ребенок сам добывал знания.
Проблемное обучение – это организация непосредственной образовательной деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.
Важно отметить, что знания и способы деятельности при проблемном обучении не преподносятся детям в готовом виде, не предлагаются правила или инструкции. Материал не дается, а задается как предмет поиска. И весь смысл обучения как раз и заключается в стимулировании поисковой.
Данная технология позволяет не только школьнику, но и воспитаннику детского сада освоить позиции исследователя, экспериментатора и научиться применять добытые знания в жизни. В ней отражены требования к современному образованию (по Дьюи):
- собственное добывание знаний ребенком, устраняя, таким образом, противоречие между логикой отдельной научной области знания и логикой процесса познания конкретной личности;
- субъектность присвоения знаний;
- учет интересов и склонностей ребенка, его ценностных ориентаций;
- «радость открытий», получение удовольствия и позитивное подкрепление.
Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, на конструировании дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.
Для того чтобы большинство детей могли видеть и решать проблемы, необходима система проблемных ситуаций, включенных в содержания образования и процесс обучения.
Что же касается содержания учебного материала, то оно подчиняется главному содержательному принципу системы проблемных ситуаций, основанному на выделении в различных областях науки «сквозных» или «аспектных» проблем. Поэтому структуру проблемного обучения можно схематически представить как систему проблемных ситуаций, каждая из которых включает в себя соответствующую задачу или вопрос, систему средств обучения и деятельность по преобразованию условий задачи и получению искомых результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Планирование образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО"
Консультация для воспитателей....
Консультация на тему: "Формирование образовательного процесса по художественно-эстетическому развитию дошкольников в ходе режимных моментов".
Художественно-эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребенка дошкольного возраста. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание ...
Консультация "Вовлечение родителей в образовательный процесс: пути решения"
ВОВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС (ФГОС ДО): ПУТИ РЕШЕНИЯ. «Мамы, папы, нам без вас – все равно, что вам без нас» С. Михалков «Сегодня дети – завтра нар...
Консультация "Метод моделирования в образовательном процессе ДОУ"
для воспитателей...
Консультация "Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса в области математического развития детей средствами игр В.В. Воскобовича"
Консультация "Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса в области математического развития детей средствами игр В.В. Воскобовича" адресова...
Консультация для родителей "Организация образовательного процесса и развивающей образовательной среды ДОО на основе идей личностного развития ребенка, направленная на реализацию ФГОС ДО"
C января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Федеральный государственный образовательный стандарт – новый тип докумен...
Консультация «Использование ИКТ в образовательном процессе»
Консультация «Использование ИКТ в образовательном процессе»Владеет офисными программами MicrosoftWord 2010, Excel,PowerPoint2010, использовать интернет ресурсы в работе с родител...