консультация для педагогов "Организация коррекционно-образовательного процесса с использованием здоровьесберегающих технологий"
консультация на тему
консультация проводилась в форме семинара-практикума и сопровождалась мультимедийной презентацией, в конце вручались буклеты, в котором содержались краткие тезисы представленного материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 31.89 КБ |
buklet.docx | 181.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровье — это то, что желает иметь каждый человек. Современное представление о здоровье ребенка неразрывно связано с его речевым развитием. Поэтому возникает необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить ситуацию. Одним из таких путей является организация коррекционно-образовательного процесса с использованием нетрадиционных форм работы, таких как самомассаж — один из видов пассивной гимнастики, оказывающей тонизирующее действие на центральную нервную систему. Это массаж, выполняемый самим ребенком, имеющим речевую патологию. Дети выполняют самомассаж с помощью собственных рук и с помощью тренажров: прищепками, фасолью, шестигранными карандашами, массажными мячиками, бумагой, щетками с ворсом различной жесткости и т. д.
Наибольший эффект приносит система коррекционно-образовательной работы, основанная на применении самомассажа, как способа стимуляции коры головного мозга для развития речевых возможностей ребенка с ОВЗ. Она содействует снижению его двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализации мышечного тонуса, совершенствует навыки пространственной ориентации, развивает память, внимание.
Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. А все виды самомассажа проводятся только в игровой форме и вызывают у дошкольников положительные эмоции, приучают к дисциплине и самоконтролю. Даже гиперактивные дети при проведении игрового самомассажа способны сосредоточиться на выполнении упражнений и гораздо меньше отвлекаются. А потому при правильном, грамотном руководстве со стороны педагога, самомассаж через игру способен творить чудеса.
В работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, целесообразно использовать такие виды самомассажа, как: самомассаж кистей рук, массаж жевательно-артикуляторных мышц, массаж аурикул (ушных раковин), лица, головы, шеи, СУ-джок массаж и т. д. На первом этапе упражнения показывает педагог, дети при этом копируют их. Затем он выполняет их вместе с детьми. После этого дети выполняют самомассаж самостоятельно, по инструкции педагога. Самомассаж лучше сопровождать стихами.
Одним из главных условий проведения самомассажа является следующее правило: во время выполнения движений у ребенка не должно быть ощущений дискомфорта, все движения самомассажа должны приносить ребенку только удовольствие, радость и хорошее настроение.
Для обучения детей приемам самомассажа необходимо придерживаться определенных принципов построения работы с детьми с ОВЗ:
− игровая мотивация;
− от простого к сложному;
− учет индивидуального темпа детей;
− задания разного уровня сложности;
− по подражанию;
− по образцу;
− по речевой инструкции;
− по аутокомандам (проговаривание ребенком своих действий (упражнений), помогая речевыми командами).
Существует большое количество видов самомассажа.
Начинать работу необходимо с самого простого метода — самомассажа, который заключается в поглаживании в направлениях от кончиков пальцев к запястью, а все массажные движения выполняются строго по направлению к лимфатическим узлам — от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. В конце каждого упражнения делать расслабляющие поглаживания, встряхивания рук.
Самомассаж кистей и пальцев рук является связующим звеном между развитием тонких движений пальцев рук и развитием речи, т. е. речевая деятельность формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук, повышается тонус коры головного мозга. Так же самомассаж рук регулирует и работу всех внутренних органов (рефлекторных зон), согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи, развивает чувство ритма и координацию движений, подготавливает руку к письму, поднимает настроение ребенка. Выполнять его необходимо ежедневно.
Формирование словесной речи ребенка с ОВЗ начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, поэтому развитие ручной моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.
Самомассаж кистей и пальцев рук состоит из трех типов упражнений:
- Самомассаж тыльной стороны кистей рук.
- Самомассаж ладоней.
- Самомассаж пальцев рук.
Приведу несколько примеров:
«Мельница» — сцепить пальцы рук и большими пальцами изобразить мельницу.
Закружилась мельница,
Быстро мука мелется.
«Точилка» — сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочередно по одному пальцу другой руки и покручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.
Мы точили карандаш,
Мы вертели карандаш,
Мы точилку раскрутили,
Острый кончик получили.
«Пила» — ребром ладони одной руки «пилим» по ладони другой руки.
Пилим, пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Надо сильно постараться,
И терпения набраться.
Массаж жевательно-артикуляторных мышц — специальный комплекс упражнений, который помогает детям с ОВЗ укрепить многочисленные мышцы артикуляционного аппарата: жевательные, глотательные и мимические. Это упражнения для неба, языка, губ, направленные на улучшение произношения звуков и развитие речи в целом. Особенно эти комплексы артикуляционных мероприятий важны для детей с тяжелыми нарушениями речи, в том числе при дизартрии. Массаж проводится ежедневно с периодичностью 5–7 раз. Каждое упражнение выполняют по 10–15 секунд.
«Улыбочка-хоботок».
Улыбайся народ, («Улыбка» — удержание губ в улыбке, зубы не видны)
Потом губы — вперед!
И так делаем раз шесть.
Все! Хвалю! Начало есть! («Хоботок»- вытягивание сомкнутых губ вперед). «Лопаточка» — рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
Язык широкий покажи
И лопатку подержи.
Самомассаж лица, разработанный Ф. Р. Ауглиным (Швейцария), направлен на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления, интеллекта и что очень важно, развитие речи. Важным моментом в его использовании, как и любого другого вида самомассажа, является регулярное применение и правильное выполнение.
Самомассаж лица и шеи желательно проводить перед каждым занятием по артикуляционной гимнастике. Его продолжительность 3–5 минут. Очень важно, что перед массажем дети должны вымыть руки. Самомассаж необходимо обеспечить показом упражнений и одновременно проговариванием стихов, потешек, сопровождающих движения.
«Хорошее настроение».
Ручки растираем и разогреваем
(потереть ладошки, похлопать)
И лицо теплом своим мы умываем
(ладошками провести по лицу сверху вниз)
Грабельки сгребают все плохие мысли,
(граблеобразные движения от середины лба к вискам)
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.
(растирающие движения ушек вверх-вниз)
Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки
(нагибание ушных раковин вперед, оттягивание вниз)
И потом уходим пальцами за щечки.
Щечки разминаем, чтобы надувались,
Губки разминаем, чтобы улыбались.
(разминаем верхнюю и нижнюю губки)
Мы теперь утятки-клювики потянем,
(губы вытянуть трубочкой)
Разомнем их мягко, не задев ногтями
(большой и указательный пальцы разминают обе губы).
Самым любимым самомассажем для детей оказался самомассаж ложками, который служит хорошей подготовкой к артикуляционной гимнастике.
Ребенок, делая самомассаж ложками, легко усваивает названия частей лица.
Ложкой можно провести такие движения, которые пальцем сделать невозможно.
Движения достаточно просты, и дети их легко усваивают, что позволяет проводить самомассаж в подгруппах.
Применение ложечного самомассажа дает еще и развитие мелкой моторики у ребенка.
С ложкой умеют обращаться все – они просты в применении и безопасны.
Например, такой самомассаж:
Лоб погладили мы нежно и расслабили прилежно
(Поглаживание горками ложек вокруг лобных бугров)
А потом очки надели и читали две недели
(Поглаживание горками ложек вокруг глаз: начинаем от внутреннего угла бровей, ведем к наружному, далее – под глазом к его внутреннему углу)
Как погладить щеки нам, не сдвигая кожу там.
(Круговое поглаживание горками ложек по щекам).
Растереть свои височки, надавив в последней точке.
(Спиральное растирание ложек висков с фиксацией и легким нажатием в конце движения)
Покружиться меж бровей, чтобы стало веселей,
(Спиральное растирание пространства между бровями)
Повернуть боками ложки, вытирать со щечек крошки.
(Движения снизу вверх по щекам боковой поверхностью черепка)
После складочки скребем –
(Скребущее движение по носогубным складкам кончиками ложек.)
Нажимаем их потом.
(Неглубокие, но частые нажатия кончиками ложек по всей длине носогубных складок.)
Поскребем по губкам тоже –
(Скребущее движение по верхней губе кончиками ложек.)
Забывать о них негоже.
(Скребущее движение по нижней губе кончиками ложек.)
И нажмем концами ложек, как нажать их мог бы ёжик.
(Неглубокие, но частые нажатия кончиками ложек по всей длине губ.)
Разомнем получше щечки, круг рисуя там глубокий.
(Круговое разминание горками ложек щёк, начиная от носогубных складок, далее к скулам, к жевательным мышцам и углам рта.)
Там, где губок уголочки, крутим мелкие кружочки.
(Круговое разминание горками ложек возле углов рта.)
Щёки можно посдвигать вверх и вниз, и вверх опять.
(Зигзагообразное разминание горками ложек от углов рта к козелкам. Амплитуда движений – от скуловой кости до нижней челюсти.)
И у мышц жевательных покружить желательно.
(Круговое разминание горками ложек жевательных мышц.)
И у подбородка круг рисуем четко.
(Круговое разминание горкой ложки подбородочных мышц.)
Гладим личико. Опять начинаем разминать.
(Поглаживание горками ложек пространства между бровями, далее вокруг лобных бугров, затем через виски к жевательным мышцам.)
Покатаем по бровям детскою лошадкой,
(Симметричное прокатывание черпаков от кончика ложки к черпаку по линии бровей.)
И покатимся к губам носогубной складкой.
(Симметричное прокатывание черпаков от кончика ложки к черпаку по линиям носогубных складок.)
И к бокам от серединки губ прокатим половинки.
(Симметричное прокатывание черпаков от кончика ложки к черпаку по половинкам губ.)
Прижимаем наши губы, разминаем их негрубо;
(Прижимание сначала верхней, а затем нижней губы к зубам и деснам внешней стороной кончиков ложек.)
А потом прижмем негрубо мы десну над каждым зубом.
(Прижимаем десну через верхнюю губу внешней стороной кончика ложки.)
И под нижней мы пройдем, и под каждой мы нажмем.
(то же действие под нижней губой.)
Под глазами по веснушкам мы пройдем к ушей верхушкам.
(Поглаживание горками ложек от внешних сторон ноздрей к верхним точкам прикрепления ушей.)
Гладим-гладим по щекам от губы и к козелкам.
(Поглаживание горками ложек от углов губ к козелкам.)
Внизу погладим щечки от подбородка к мочке.
(Поглаживание щек горками ложек от подбородка к мочкам.)
Мы пошлепаем по щечкам, словно капельки по кочкам.
(Зажимаем 2-м и 1-м пальцами кончики черпаков и горками ложек стучим по щекам.)
Снизу шлепаем язык: прыг да прыг, прыг да прыг.
(Зажимаем 2-м и 1-м пальцами кончик черпака и горкой ложки стучим по подъязычной области.)
Аурикуломассаж (массаж ушных раковин) также происходит путем соприкосновения пальцев рук с ушными раковинами, т. е. устанавливается рефлекторная связь с органами и частями тела ребенка, идут импульсы к коре головного мозга. При его регулярном выполнении повышается и работа всей иммунной системы организма.
Приведу пример: «Гимнастика для мишки» — взявшись за середину ушной раковины (не за мочки), оттягивать ее вперед, а затем назад, считая медленно до 10.
Оттяну вперед я ушки,
А потом назад.
Словно плюшевые мишки
Пять и шесть и семь.
Не забудь: массаж такой Н
ужно делать всем.
Самомассаж ушных раковин является эффективным методом регуляции и мыслительной деятельности, так как способствует установлению сосредоточенности детей и внимательности, способствует заметному подъему работоспособности, что крайне важно для ребенка с ОВЗ.
Проводить его необходимо одновременно с обеих сторон (сразу двух ушек) подушечками большого и указательного пальцев рук, с помощью приемов разминания, растирания, поглаживания, не более двух минут. Дыхание при самомассаже должно быть ровным, спокойным, темп составляет примерно 6–12 дыхательных движений (вдохов-выдохов в минуту). Выполнять его можно в любой удобной для ребенка позе (сидя, стоя, лежа).
СУ-джок массаж обладает высокой эффективностью, полной безопасностью, универсальностью и простотой. Его основой является традиционная акупунктура, которая является лучшей системой самооздоровления. При выполнении комплексов Су-джок массажа происходит стимуляция речевых зон коры головного мозга, что очень актуально в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Так же Су-джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.
Использование Су-джок массажеров: массажных шариков в комплекте с металлическими кольцами в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических представлений способствует повышению умственной работоспособности детей, формирует базу для быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц, что дает возможность для эффективной целенаправленной речевой работы с детьми с тяжелыми речевыми нарушениями.
На ладони находится множество биологически активных точек, поэтому массаж специальным шариком является действенным способом их стимуляции. − Перебирать мячик пальчиками;
− Сжимать мячик пальчиками;
− Крутить мячик пальчиками;
− Сжимать мячик в руках;
− Подбрасывать и ловить мячик;
− Перекидывать мячик из одной руки в другую;
− Катать мячик в ладонях по кругу;
− Катать мячик от кончиков пальцев к запястью.
Упражнение с шариком массажером Су-джок:
«На полянке, на лужайке»
На полянке, на лужайке (катать шарик между ладонями)
Целый день скакали зайки. (прыгать по ладошке шаром)
И катались по траве, (катать вперед-назад)
От хвоста и к голове.
Долго зайцы так скакали, (прыгать по ладошке шаром)
Но напрыгались, устали. (положить шарик на ладошку)
Мимо змеи проползали, (вести по ладошке)
«С добрым утром!» — им сказали.
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха-мать. (гладить шаром каждый палец).
Массаж эластичным кольцом так же помогает стимулировать работу внутренних органов, передавать импульсы к коре головного мозга, речевым центрам. Пружинные кольца ребенок надевает на пальчики, прокатывается по ним, массируя каждый палец до появления тепла, при этом проговаривая определенные слова (Дети сопровождают действия с колечком стихотворными текстами).
Этот малыш — Илюша, (на большой палец)
Этот малыш — Ванюша, (указательный)
Этот малыш — Алеша, (средний)
Этот малыш — Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою, друзья. (мизинец).
Хорошо развитая речь является одним из важнейших условий всестороннего развития личности. Чем грамотнее и правильнее речь ребенка, тем легче высказывать ему свои мысли, тем обширнее его возможности в познании и адаптации в окружающем мире, полноценнее и гармоничней отношения со сверстниками и взрослыми, стабильней происходит формирование его психических процессов. Огромную вспомогательную роль для детей играет игровой самомассаж.
Игровой самомассаж используются как в регламентированных видах деятельности (НОД, утренняя гимнастика, прогулка), так и в не регламентированных (динамические паузы, гимнастика после сна…).
В заключении можно сделать вывод о том, что использование нетрадиционных оздоровительных видов самомассажа способствует:
− нормализации мышечного тонуса,
− коррекции дизартрических расстройств,
− развитию тактильных ощущений и мелкой моторики, интеллектуальных способностей,
− снятию усталости, раздражительности,
− повышению работоспособности,
− является мощным стимулом речевого развития,
− мотивацией к учебной деятельности ребенка,
− вызывает интерес и потребность в общении,
− улучшает общее состояние,
− ускоряет процесс коррекции речевых нарушений у дошкольников, что очень важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Хочется отметить еще и тот факт, что выполняя самомассаж вместе с детьми, мы укрепляем и свое здоровье тоже.
Предварительный просмотр:
ИГРОВОЙ МАССАЖ
Стихи и песенки для игрового массажа очень нравятся детям, они обеспечивают весёлое общение, снимают напряжение, учат малышей доверять другим и сопереживать. В семье или детско-родительской группах игровой массаж можно проводить с 12 месяцев.
Игровой массаж обеспечивает сенсорное развитие самых маленьких. Дети воспринимают интонации голоса, содержание текста, музыкальные тембры и шумы, темп и ритмы музыки.
При проведении массажа дети выполняют разнообразные движения пальцами и руками, что хорошо развивает крупную и мелкую моторику.
Игровой массаж снимает у детей напряжение. Улучшается кровоснабжение кожи, уменьшается напряжение мышц, дыхание и сердцебиение замедляются. Ребёнок успокаивается и расслабляется.
Игровой массаж способствует социализации детей, формирует у детей доверие и внимание друг к другу, развивает терпение и чувство юмора.
Игровой массаж способствует развитию фантазии детей: бегущий по дереву паучок и капающий на спину дождик, прыгающий по полу мячик и идущий по лесу медведь одинаково ярко, хотя и по разному представляются детям проводящим и «получающим» игровой массаж
Игровой массаж также способствует развитию речи. Стихи и песенки детки быстро запоминают, а движения, иллюстрирующие текст, способствуют выразительному исполнению.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МАССАЖА
Песенки и стихи для массажа следует подбирать с учётом возраста ребёнка. Только в том случае, если они будут интересны малышу, игровой массаж станет для него радостным событием.
Предлагаемые для массажа спины упражнения можно проводить, когда ребёнок лежит на животе, или сидит на стуле.
Прежде чем начинать проводить массаж, следует предварительно прочитать ребёнку стихи или сказать несколько вступительных фраз, чтобы малыш смог представить последующие действия взрослого. Взрослый во время чтения стихов должен делать небольшие паузы для массажа.
Игровой массаж может проводиться поверх рубашечки или футболки, а также, по желанию малыша, на голой спинке.
Первое время массаж лучше проводить, используя соответствующие предметы - кисточку, резиновый ёжик, поролоновую губку, игрушечную машинку, кусочки ваты, бумажные листочки, и др., а также мягкие игрушки в соответствии с текстом песенок. Массаж игрушками забавляет малышей и не требует такой высокой степени доверия, как массаж руками.
!!! Взрослым с длинными ногтями при проведении массажа надо быть очень осторожными и использовать, если возможно, соответствующие тексту песенок игрушки и предметы.
КОМПЛЕКС МАССАЖА ДЛЯ СПИНЫ
ДУБ
(1) Дятел на дубу сидит и стучит, стучит, стучит,
(2) Ищет под корой жучков и съедобных червячков.
(3) Ну а если грянет гром, и польётся дождь потом,
(4) Дятел спрячется в дупло, в нём и сухо и тепло.
1 - положить ладонь на спинку и постукивать указательным пальцем
2 - слегка пощипать
3 - на слово «гром» хлопнуть по спинке, а затем побарабанить пальцами
4 - попытаться сунуть руку за шиворот или подмышку
МАЛЯР
(1) Маляр заборы красит, не любит отдыхать,
Мы тоже взяли кисти и будем помогать!
(2) Метлой наш дворник машет, не любит отдыхать,
Метлу берём, ребята, и будем помогать!
(3) Портной всё шьёт иголкой, не любит отдыхать,
Скорей возьмём иголки и будем помогать!
(4) Вот повар суп мешает, не любит отдыхать,
Мы тоже взяли ложки и будем суп мешать!
(5) Вот плотник пилит доски, не любит отдыхать,
Пилу берём, ребята, и будем помогать!
(6) Косарь косою косит, не любит отдыхать,
Мы тоже взяли косы и будем помогать!
(7) А пианист играет, не любит отдыхать
И мы на пианино решили поиграть!
1 - ритмично водить расслабленными пальцами по спине вверх - вниз
2 - на слова: «метлой», «любит», «метлу», «будем» - спинку сверху вниз «метём»,
как метлой, ладонью и пальцами
3 - нажимаем указательным пальцем – «колем»
4 - круговые движения по спине
5 - растирание ребром ладони – «пилим»
6 - скользящие движения ребром ладони – «косим»
7 - пальцами постукиваем ритм мелодии
ХОДИТ ЁЖИК
(1) Ходит ёжик без дорожек по лесу, по лесу
И колючками своими колется, колется.
(2) А я ёжику-ежу ту тропинку покажу,
(3) Где катают мышки маленькие шишки.
1 – тихонько постукивать мячиком «ежиком» по спинке
2 - провести подушечкой указательного пальца к бочку
3 – немного пощекотать ребёнка
Аурикуломассаж (массаж ушных раковин) также происходит путем соприкосновения пальцев рук с ушными раковинами, т. е. устанавливается рефлекторная связь с органами и частями тела ребенка, идут импульсы к коре головного мозга. При его регулярном выполнении повышается и работа всей иммунной системы организма.
(Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их вокруг.)
Подходи ко мне дружок,
И садись скорей в кружок.
Ушки ты свои найди
И скорей их покажи.
Дети находят свои ушки, показывают их взрослому
А потом, а потом
Покрутили козелком
Ребёнок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок, захватив таким образом он сдавливает и поворачивает козелок во все стороны в течении 20-30 секунд
Ушко кажется замёрзло
Отогреть его так можно.
Ребёнок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трёт ими всю раковину
Ловко с ними мы играем,
Вот так хлопаем ушами.
Ребёнок заводит ладони за уши и загибает их вперёд сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами.
А сейчас все тянем вниз,
Ушко, ты не отвались!
Ребёнок захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.
Раз, два! Раз, два!
Вот и кончилась игра.
А раз кончилась игра,
Наступила ти-ши-на.
Дети расслабляются и слушают тишину
КОМПЛЕКС ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ
ПАЛЬЧИКИ
(1) Наш массаж сейчас начнём,
Каждый пальчик разотрём:
Этот - всех красивей,
Этот - всех ленивей,
Этот пальчик - всех длинней,
Этот пальчик – всех умней,
(2) Вместе – это пять друзей
(3) Пальцы растянуть хочу,
Каждый пальчик покручу,
Этот - всех красивей,
Этот - всех ленивей и т. д.
(4) Каждый пальчик мы возьмём
И сожмём, сожмём, сожмём.
Этот - всех красивей, и т. д.
(5) Каждый пальчик мы возьмём,
На подушечку нажмём
Этот - всех красивей, и т. д.
1 – растирать каждый палец, начиная с мизинца, от основания пальца к кончику
2 – погладить сразу все пальчики
3 - взяв палец за кончик и приподняв, осторожно вращать
4 - сжимаем поочерёдно пальчики в своём кулачке
5 – нажимаем кончиком указательного пальца на кончик пальца малыша у ногтя.
ЗДОРОВЬЯ ВАМ И ВАШИМ ДЕТЯМ!!!
Использованы материалы из пособия
Сергея и Екатерины Железновых.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 47 «Веселинка» города Димитровграда Ульяновской области»
ИГРОВОЙ МАССАЖ
Есть волшебная точка у нас,
Будем крутить её каждый час.
От простуды помогает,
От инфекции спасает.
От безделья, лени - тоже.
Стало грустно – не грустите –
Утром, днём и перед сном
Дружно с точкой мы живём!
Составитель:
воспитатель Шатилова Н.И.
г. Димитровград, 2018 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе
Обобщение педагогического опыта по использованию здоровьесберегающих технологий в практике учителя-логопеда дошкольного учреждения....
«Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе с детьми с ТНР.»
Успешная коррекционная работа и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны, т.к. хорошее здоровье благоприятствует полноценному развитию де...
Методическая разработка: «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе для детей дошкольного возраста с нарушением зрения»
В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Понятие «здоровьесберегающие технологии» прочно вошло во все элементы образовательной системы...
Организация здоровьесозидающего образовательного процесса через использование здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в нашей группе – это в первую очередь технология воспитания валеологической культуры или культуры здоровья малышей. Цель этих технологий &nda...
Организация здоровье созидающего образовательного процесса через использование здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддер...
Консультация для педагогов дошкольного образования на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании дошкольников»
Консультация для педагогов дошкольного образования на тему:«Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании дошкольников»...
Консультация: «Пути привлечения родителей к сотрудничеству в использовании здоровьесберегающих технологий»
Консультация для педагогов...