Программа кружка "Все работы хороши!"
рабочая программа (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Министерство образования Красноярского края
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №53 «Радуга» города Лесосибирска»
Принята на заседании «Утверждаю»
педагогического совета Заведующий МБДОУ
от «___»____________ 2020г «Детский сад№53 «Радуга»
Протокол № ____ С.М.Буркова ___________
Приказ № ______________
от «___» ____________2020г
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
дополнительного образования детей
социально - гуманитарной направленности
«Все работы хороши!»
Возраст детей: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год
Авторы-составители:
Ефимова Светлана Вячеславна,
воспитатель
г.Лесосибирск 2020
1.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности «Все работы хороши!» разработана в соответствии с нормативными документами:
1) Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
2) Концепция развития дополнительного образования детей
(Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г.№1726-р);
3) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
4) Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
5) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
6) Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребёнка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребёнка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Вопросу формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий, отводится недостаточное количество времени. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребёнка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии лётчика, полицейского, продавца, но об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество профессий. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребёнка.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире.
Актуальность программы. Детство – удивительная пора! Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня – парикмахер, завтра – строитель. Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем.
Для того, что бы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда. Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребёнка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути. Профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно ещё в дошкольном детстве.
Новизна дополнительной образовательной программы состоит в погружении детей в конкретную профессию.
Отличительная особенность программы. Программа призвана формировать познавательные мотивы дошкольников, дать возможность испытать себя, в приближенной к реальности, игровой ситуации, развивать интеллектуальные и творческие возможности ребёнка на дошкольной ступени образования.
Адресат программы. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы от 5 до 7 лет. Программа «Все работы хороши!» разработана с учётом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста. Количество детей в группе – не более 25 обучающихся (4 подгруппы по 12-13 человек).
Формы и сроки освоения программы. Общеразвивающая программа «Все работы хороши!» разработана на 1 год (с сентября по май). На занятиях используются индивидуальная, групповая и коллективная формы работы.
Уровень освоения программы: ознакомительный.
Режим занятий - 2 раза в неделю, продолжительностью 30 минут.
Объём программы – 72 часа.
Цель: Формирование представлений детей о мире профессий, на основе создания максимально разнообразных впечатлений о разных профессиях, в условиях игровой и практической деятельности дошкольников.
Задачи программы:
- Формировать представление о профессиях, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества.
- Формировать представление о сложных трудовых операциях и механизмах.
- Формировать первичные представления о мотивах труда людей.
- Учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда, имеющих понятный ребёнку результат.
- Знакомить с наиболее распространёнными видами профессиональной деятельности.
Формы работы:
- Познавательная деятельность, беседа, экскурсия
- Коммуникация, игра
- Продуктивная деятельность
- Совместная деятельность
- Самостоятельная деятельность
Методы, используемые для реализации программы
Наглядные методы:
экскурсии
наблюдения
рассматривание иллюстраций
Словесные методы:
чтение литературных произведений
беседы с элементами диалога
обобщающие рассказы воспитателя
загадывание загадок
Игровые методы:
дидактические игры
настольно-печатные игры
Практические методы:
организация продуктивной деятельности детей
изготовление с детьми наглядных пособий
экспериментирование
Планируемые результаты
В результате занятий у детей появится интерес к труду взрослых. Занятия позволят развить творческие способности, самостоятельность, проявлять индивидуальность, фантазию и получать результат своего творчества, сформировать конкретные практические навыки.
Учебно-тематический план
№ недели | Этап программы/тема | Кол-во часов | Форма организации | Программное содержание |
1 | I. Блок. «Будущие экологи» «Природа – наш дом. Планета Земля в опасности!» | 2 | Беседа. Экскурсия. | Акция «Береги природу!» |
2 | «Наш доктор-подорожник» | 2 | Занятие-практикум | Правила сбора лекарственных трав. Создание книги «Лекарственные растения» |
3 | Сбор семян цветов с клумбы детского сада | 2 | Занятие-практикум | Правила сбора и хранение семян. Собрать семена цветов с клумбы. |
4 | «Пернатые- наши друзья» | 2 | Занятие-практикум | Дидактическая игра «Какая птица, где живёт». Ремонт и изготовление кормушек. Акция «Покорми птиц». |
5 | Жизнь осеннего парка | 2 | Занятие-практикум | Измерение температуры воздуха, наблюдение за состоянием растений. Изготовление гербария. Рассматривание листочков через лупу |
6 | Мир растений (дикорастущие, культурные, лекарственные и ядовитые) | 2 | Опыт | Игра-путешествие в страну «Полезных и вредных растений». Создание Красной книги охраняемых растений. |
7 | Камни | 2 | Занятие-практикум | «Камни бывают разные». Опыты с камнями. Загадки о камнях. |
8 | Почва | 2 | Занятие-практикум | Рассматривание разных видов почв (торф, песок, глина, земля, перегной). Опыт (показать, что в почве есть воздух) |
9 | Вода – источник жизни | 2 | Опытно-эксперементальная деятельность | Беседа «Вода вокруг нас». Дидактическая игра «Какой бывает вода». Опыт с водой. |
10 | Воздух | 2 | Опыт | Беседа «Воздух вокруг нас». Практическое задание «Мыльные пузыри». Опыт «Прозрачный невидимка». |
11 | Солнечная система | 2 | Беседа. Эксперимент | Наблюдение за посаженным растением во время роста в темном и светлом местах. Наблюдение за изменением длины дня. |
12 | Десть заповедей друзей природы | 2 | Занятие-практикум | Дидактическая игра «Угадай правило». Рисунки с графическим изображением правил. |
13 | II. Блок «Весёлые поварята» Чтение и обсуждение: «Когда началось приготовление пищи?». Правила безопасности и требования на занятиях кулинарии. Знакомство со столовыми принадлежностями и правилами поведения за столом. | 2 | Беседа. Занятие-практикум. | Обыгрывание ситуаций, которые возникают за столом. Отгадывание загадок. Дидактическая игра «Что чем едят». Мастер-класс «Складывание салфетки». |
14 | Приготовление закуски «Помидор с сыром». | 2 | Занятие-практикум | Чтение и обсуждение: «Почему сыр дырчатый?». Игра: «Собери картинку». Собрать помидоры разной формы и разного цвета. |
15 | Приготовление закуски «Мухоморчики». | 2 | Занятие-практикум | Чтение и обсуждение рассказа Н. Сладкова «Мухомор». Игра: «Что растет?». Обвести зеленым карандашом все что растет, а красным – что делают люди. |
16 | Приготовление закуски «Кораблики». | 2 | Занятие-практикум | Чтение и обсуждение «Когда люди начали есть яйца?» Актуализация словаря по темам: посуда, овощи, фрукты, ягода. Игра «Что лишнее?», «Что изменилось?». |
17 | Приготовление конфет из творога. | 2 | Занятие-практикум | Чтение и обсуждение: «Где появился сахар?». «Кто из героев испек творожные пончики?». Вспомнить кто из мультяшных героев готовил пончики. |
18 | Приготовление чая (черный, зеленый).Дегустация варенья – заготовки из дома. | 2 | Занятие-практикум | Игровое упражнение: сравнение черного и зеленого чая. Чтение и обсуждение: «Давно ли люди пьют чай?». «Как собирают чай» – просмотр м/ф |
19 | Виды бутербродов. Приготовление холодных бутербродов «Мобильный телефон». | 2 | Занятие-практикум | Чтение и обсуждение: «Кто придумал бутерброд? ». Игра: «Разноцветные кастрюли» |
20 | Приготовление закуски из лаваша «Елочка». Чтение и обсуждение: «Кто был первым хлебопеком?». | 2 | Занятие-практикум | Чтение и обсуждение: «Кто был первым хлебопеком?». Игра «Противоположности» |
21 | Приготовление овощного ассорти «Съедобная елочка». | 2 | Занятие-практикум | Чтение и обсуждение: « Когда человек начал пользоваться вилкой и ножом?» Игра: «Вспомни быстрее?». Предложить быстро вспомнить и назвать три овоща круглой формы, три овоща зеленого цвета и т. д. |
22 | Приготовление фруктового салата с йогуртом. Чтение и обсуждение: « Как фрукты и овощи получили названия». | 2 | Занятие-практикум | Чтение и обсуждение: « Как фрукты и овощи получили названия». Дидактическая игра «Найди пару». |
23 | Приготовление салата «Винегрет». Чтение и обсуждение: «Когда человек начал употреблять соль?». | 2 | Занятие-практикум | Чтение и обсуждение: «Когда человек начал употреблять соль?». Игра «Что это?» |
24 | Приготовления коктейля «Апельсиновый». Чтение и обсуждение: «Откуда появилось мороженое?». | 2 | Занятие-практикум | Чтение и обсуждение: «Откуда появилось мороженое?». Игра «Расставь посуду». |
25 | Приготовление пирожного «Башенки». Чтение и обсуждение: « Что такое бисквит?». | 2 | Занятие-практикум. | Чтение и обсуждение: « Что такое бисквит?». Словесная игра «Ждем гостей». |
26 | III. Блок «Мы фотографы» Знакомство с программой обучения кружка. Выяснение базовых навыков у детей. | 2 | Беседа. | Рассказ «Любимое фото». Знакомство с основными правилами фотосъемки. |
27 | История фотографий. | 2 | Беседа. Презентация | Когда появилась фраза «Сейчас вылетит птичка!». Дидактическая игра «Найди 10 отличий». Цветное и черно-белое фото. |
28 | Устройство фотоаппарата. Навыки и умения пользования фотоаппаратом. Работа с цифровым фотоаппаратом. | 2 | Занятие-практикум | Виды фотоаппаратов. Профессиональные и непрофессиональные (любительские). Цифровые и плёночные. Как проверить фотоаппарат, основные неисправности .Фотовспышка. |
29 | Смысловой центр снимка. Пейзаж. | 2 | Занятие-практикум | Предмет изображения. Смысловой центр. Предмет изображения, как ценность. |
30 | Фотожанры | 2 | Занятие-практикум | Что такое образ. Виды образов. Создание портретного образа. Обсуждение, просмотр снимков. Виды фотожанров. |
31 | Фоторепортаж | 2 | Занятие-практикум | Знакомство с понятием фоторепортаж. Фоторепортаж «В гостях у группы «Сказка». |
32 | Экскурсия в салон фотографии и печати. | 2 | Экскурсия | Знакомство детей с профессиями в фотосалоне. Словесная игра «Для чего нужно». |
33 | Фотоохота за приметами весны | 2 | Занятие-практикум | Дидактическая игра «Когда это бывает». Приметы весны. Составление фотоколлажа «Весна». |
34 | Выпуск семейной газеты | 2 | Занятие-практикум | Изготовление семейной газеты на выбранную тематику(традиции семьи, семейные праздники, прогулки всей семьёй). |
35 | Выпуск газеты «Наша «Радуга» | 4 | Занятие-практикум | Изготовление газеты «Наша Радуга» (праздники, занятия, игры) в любимом детском саду. |
Содержание программы
Каждое занятие включает теоретическую и практическую часть. Теоретические сведения — это объяснение нового материала (форма беседа). Практическая часть — опыт, эксперимент, изготовление блюда, фоторепортажа, газеты; их оформление, использование миксера и пылесоса в быту (под строгим контролем взрослых). Практической части занятий отводится большая часть времени. Для преодоления у дошкольника затруднений в процессе работы педагог оказывает помощь:
Особенности РППС
Занятия проводятся в просторной студии, оборудованной умывальниками для необходимых практических действий. Наличие на окнах теневых штор, позволяет демонстрировать презентации, фильмы с помощью проектора и ноутбука.
Материально - техническое оснащение:
- Стулья - 15 шт.
- Столы (детские) - 8 шт.
- Проектор+экран
- Ноутбук
- Наборы для экспериментирования (лупы, пробирки, колбы и т.д.) – на каждого ребенка
- Микроскопы- 6 шт.
- Познавательные видеофильмы «Весёлый этикет»
- Иллюстрации, фото, репродукции,
- Технологические схемы изготовления блюд
- Настольно-печатные игры
- Коллекции камней, семян
- Разделочные доски - на каждого ребенка
- Детские ножи, терки – на каждого ребенка
- Посуда для сервировки – на каждого ребенка
- Печь СВЧ
- Скатерть, салфетки, столовые приборы и посуда
- Фрукты, овощи для салатов и дегустации
- Фотоаппарат
Список используемой литературы:
- Алябьева Е.А. Поиграем в профессии. Занятия, игры, беседы с детьми 5-7 лет/ - М.:Сфера,2018г.
- Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика - Синтез, 2006г.
- Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет./ - М: Мозаика - Синтез, 2005г.
- Нефедова К.П. Тематический словарь в картинках. Мир человека. Современные профессии. К программе «Я - человек»/- М: Школьная пресса, 2008г.
- Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях (Серия «Вместе с дошкольниками) - М: Сфера, 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме «Все работы хороши, все работы нам нужны» Творческий проект для детей среднего дошкольного возраста
Вид проекта: творческий. Продолжительность: средней продолжительности. Участники: воспитатели, родители, дети среднего дошкольного возраста.(4-5 лет) Образовательные области: Познавательное, социально...
Нетрадиционные формы работы с родителями "Все работы хороши"
Конспекты и сценарии работы с родителями на тему "Все работы хороши"...
Нетрадиционные формы работы с родителями "Все работы хороши"
Конспекты и сценарии к проекту "Все работы хороши"....
Программа кружка "Как хорошо уметь читать"
Направление - речевое развитие. Срок реализации - 2 года.Обучение осознаному и выразительному чтению....
проектная работа "Все работы хорошы"
показать как много профессии...
Технологические карты по программе "Посмотри, как хорош, край в котором ты живешь" для старшей группы.
В материале представлены технологические карты занятий по краеведению....
Календарный план коррекционной работы с детьми. Лексическая тема "Все работы хороши"
Лексическая тема: «Все работы хороши». Цель: автоматизация поставленных звуков, формирование фонематического восприятия, артикуляционной моторики....