Презентация. Формирование социокультурной компетенции учащихся основной школы в процессе работы с этнокультурной лексикой бурятского языка
презентация
Формирование социокультурной компетенции учащихся основной школы в процессе работы с этнокультурной лексикой бурятского языка
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Введение Актуальность исследования обосновывается тенденцией обращения педагогической мысли к этнокультурному наследию России и регионов. Современный образовательный процесс должен быть направлен на сохранение и передачу общечеловеческих, национальных и этнических ценностей. Этническая культура любого народа содержит в себе огромный воспитательный потенциал. Формирование нравственного и толерантного подрастающего поколения не представляется возможным без учета понимания и принятия разнообразия и богатств этнокультурных традиций, опыта многих поколений. Это имеет особое значение для многонациональной России, где разнообразие языковых сообществ и культур, являясь бесценным уникальным наследием, должно стать не фактором, препятствующим диалогу между представителями различных культур, а средством взаимопонимания народов.
Ставится цель воспитания человека, который будет адекватно воспринимать ценности мировой и отечественной культуры, культуры своего народа, включать эти ценности в свой внутренний мир. В этой связи приоритетное значение приобретает проблема подготовки выпускников общеобразовательной школы с осознанием и пониманием этнокультурных ценностей, успех которой во многом зависит от уровня сформированности социокультурной компетенции учащихся. Поставленные цели образования касаются преподавания бурятского языка в школе. Ученые-методисты обновление методики обучения бурятскому языку как государственному видят в обновлении содержания, а именно обращения к культуросберегающему и культуроотражающему ресурсу бурятского языка. Это с одной стороны.
С другой стороны, «обучение бурятскому языку на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: 1. развитие коммуникативной компетенции на бурятском языке в совокупности ее составляющих - речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной» Реализация содержания, включающая культуросберегающий и культуроотражающий ресурс бурятского языка, направленная на достижение предметных, метапредметных, и, значимых для современного этапа образования, личностных результатов, связана с формированием социокультурной компетенции школьников. Проблема формирования социокультурной компетенции учащихся изучалась многими учеными-методистами, учителями-практиками: Е.А. Быстровой, А.Д. Дейкиной , Т.К. Донской, Т.Н. Волковой, С.И. Львовой, и др.
Видение этой проблемы и пути культуроориентированного преподавания русского и иностранного языков освещены в работах ученых Е. М. Верещагина, В. В. Воробьева, В. Г. Костомарова, В. В. Сафоновой, П. В. Сысоева. Вопросами касающимися методики преподавания иностранного языка занимались (И. Н. Верещагина, Н. Д. Гальскова, Ф. М. Рабинович, Г. В. Рогова, В. Н. Скалкин). Однако за рамками их исследования остались вопросы применения этнокультурного лексического материала как безусловно эффективный по формированию социокультурной компетенции учащихся. Общеизвестно, что этнокультурная лексика отражает кумулятивную функцию языка, и возможности ее при организации культуроориентированного обучения бурятскому языку несомненны. Потому работа с этим языковым материалом на уроках бурятского языка как государственного необходима.
Недостаточная теоретическая и практическая разработанность реализации социокультурного компонента содержания обучения бурятскому языку как государственному, необходимость поиска и проверки на практике реальных путей формирования социокультурной компетенции учащихся, укрепления их интереса к истории и культуре Бурятии, воспитания патриотических и толерантных чувств в процессе изучения бурятского языка как государственного в средней школе обусловили выбор темы магистерской диссертации. Разрабатывая тему исследования, было решено ограничиться рамками содержания обучения бурятскому языку как государственному учащихся 6 класса.
Объект исследования – процесс формирования социокультурной компетенции на бурятском языке у учащихся основной школы. Предмет исследования – формирование социокультурной компетенции учащихся 6 класса в процессе работы с этнокультурной лексикой бурятского языка. Цель исследования – теоретически обосновать и разработать систему работы по формированию социокультурной компетенции на основе этнокультурной лексики бурятского языка в основной школе.
В основу диссертационного исследования положена следующая гипотеза - работа с этнокультурной лексикой, способствующая углублению знаний и формированию лексических навыков и умений учащихся 6 класса, может стать более эффективным средством формирования социокультурной компетенции при условии: а) выделения этнокультурной лексики как содержания обучения бурятскому языку как государственному, в котором отражены материальные и духовные ценности бурятского народа; б) включения работы с этнокультурной лексикой в содержание уроков бурятского языка как государственного в процессе изучения и повторения темы «Праздники»; в) использования оригинальных приемов и форм организации работы учащихся 6 класса с этнокультурной лексикой бурятского языка: тематические уроки, интегрированные и нестандартные уроки-проекты.
Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы требовалось решение ряда задач : - проанализировать сущность и структуру социокультурной компетенции; - изучить этнокультурную лексику бурятского языка, связанную с традиционными праздниками у бурят « Сагаалган », « Сурхарбан »; - выявить возможности работы с этнокультурной лексикой бурятского языка как средства формирования социокультурной компетенции; - продиагностировать уровень сформированности социокультурной компетенции у учащихся 6 класса; - разработать систему работы по формированию социокультурной компетенции на основе изучения с этнокультурной лексики; - провести опытно-экспериментальную работу по формированию социокультурной компетенции учащихся основной школы в процессе работы с этнокультурной лексикой бурятского языка.
Теоретической основой исследования являются труды по ученых-филологов, методистов: - определяющие суть и структуру социокультурной компетенции (А.В. Хуторской, Б.Ю. Эльконин, И.Л. Бим., В.П. Сысоев, М.Р. Коренева, Ж. Л. Витлин, И. Л. Плужник и др.); - представляющие технологию формирования социокультурной компетенции учащихся на уроках иностранного, бурятского языков (Е.А. Быстрова, И. Н. Верещагина, Н. Д. Гальскова, Ф. М. Рабинович, Г. В. Рогова, О.А. Дареевой , Г. М. Тарбаевой и др.) - характеризующие этнокультурную лексику бурятского языка (В.И. Рассадин, В.Д. Патаева , Ц.Ц. Бальжинимаева , Ц.Б. Базарова, В.Д. Бабуева и др.); - описывающие методы, приемы, организационные формы работы с этнокультурной лексикой (Т.В. Яковлева, Е.А. Быстрова, Н.Л. Мишатина , Т.Ф. Новикова, Л.И. Новикова, Л.П. Сычугова , Л.А. Ходякова , О.А. Дареева и др.);
В качестве методологической основы приняты: -идея о культуросообразном обучении и воспитании (Ф.И. Буслаев, А.Ф. Дистервег , К.Д. Ушинский и др.); - идеи реализации культуроведческого подхода в обучении родному языку (Е.С. Антонова, Е.А. Быстрова, А.Д. Дейкина , Т.К. Донская, Л. И. Новикова, Т.Ф. Новикова, М.Р. Львов, С.И. Львова, О.Н. Левушкина, Н.Л. Мишатина , Л.А. Ходякова , Н.М. Шанский , Л.В. Юлдашева и др.); - идеи, определяющие понятие компетенция (А.В. Хуторской, А.Л. Андреев, В.А. Болотов и др.). Методы исследования : теоретические: анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, моделирование, выдвижение гипотезы; практические: изучение учебно-методической литературы, наблюдение, анкетирование, собеседование, опытно-экспериментальное обучение, и др.)
Научная новизна исследования заключается в том, что: – выдвинута и подтверждена возможность этнокультурной лексики бурятского языка в формирования социокультурной компетенции учащихся; – определены виды работы с этнокультурной лексикой бурятского языка и предложена модель, алгоритм реализации системы работы: поурочная словарная работа – анализ текста – работа со словарями – творческие работы – уроки развития речи – интегрированные и нестандартные уроки-проекты как оригинальная система обучения бурятскому языку как второму, способствующая формированию социокультурной компетенции учащихся 6 класса. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: – предложен и реализован словарь этнокультурной лексики бурятского языка для учащихся, созданный на основе действующего УМК по бурятскому языку « Алтаргана » для 6 класса; – теоретически обоснована и проверена в режиме опытно-экспериментального обучения система поэтапной работы с этнокультурной лексикой по формированию социокультурной компетенции учащихся в процессе изучения бурятского языка в 6 классе.
Практическая значимость: – в режиме опытно-экспериментального проверена состоятельность организации работы с этнокультурной лексикой по модели, алгоритму: поурочная словарная работа – анализ текста – работа со словарями – творческие работы – уроки развития речи – интегрированные и нестандартные уроки-проекты - систематизированы тематические дидактические материалы, конспекты уроков, методические рекомендации для учителей; – подготовлен и используется школьный словарь тематического типа для учащихся 6 класса; – разработаны диагностические комплексы и мониторинговые методики (тесты, анкеты, творческие задания и др.); Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечена адекватностью методов поставленным целям и задачам; обоснованностью исходных методологических позиций, определенных на основе анализа данных научной литературы; достоверность полученных результатов подтверждается успешной апробацией методической системы в учебном процессе МАОУ «Бурятская гимназия № 29» г. Улан-Удэ.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования были использованы автором при создании словаря по этнокультурной лексике для школьников, в разработке уроков бурятского языка. Основные положения диссертационного исследования докладывались и обсуждались на научных и научно-практических конференциях разных уровней: международной научно-практической конференции «Филологическое образование в современном мире: содержание, технологии, учебно-методическое обеспечение», 25-28 марта 2015 г., III-м международном летнем лингвистическом лагере монголоведов, 20-23 августа 2015 г., научно-практической конференции «Бурятский мир: от истоков к будущему», 29-30 июня 2016 г.
Глава I. Теоретические основы формирования социокультурной компетенции учащихся 6 класса в процессе работы с этнокультурной лексикой бурятского языка 1.1. Социокультурная компетенция: сущность, структура Разделяя понятия «компетенция» и «компетентность», мы понимаем под компетенцией качество, которое необходимо сформировать, а под компетентностью – уже сформировавшееся качество. То есть компетенция – то, чем должен овладеть человек. Компетентность – результат овладения компетенциями. социокультурную компетенцию как качество, необходимое для межкультурной коммуникации в конкретных социальных условиях. Обобщив имеющиеся представления о структурных компонентах социокультурной компетенции, мы выделяем в ее структуре три компонента: когнитивный, функциональный и поведенческий.
1.2. Этнокультурная лексика бурятского языка, связанная с традиционными праздниками у бурят « Сагаалган », « Сурхарбаан » Л ексика – совокупность слов того или иного языка. Этнокультурная лексика – слова с национальными, этнокультурными значениями (названия природных явлений, лексика материальной, духовной культуры и т.д.) Рассмотрели семантику этнокультурной лексики бурятского языка, связанную с традиционными праздниками у бурят « Сагаалган », « Сурхарбан » в контексте описания и сочетаемости рассматриваемых слов.
1.3. Работа с этнокультурной лексикой бурятского языка как средство формирования социокультурной компетенции Социокультурный аспект в преподавании родного языка может быть реализован за счет широкого и многоаспектного использования на разных этапах обучения на уроках бурятского языка работ с этнокультурной лексикой, отражающих особенности национального мышления, национального образа жизни, общественного поведения, речевого поведения в целом. Работа с этнокультурной лексикой позволяет возродить некоторые забытые традиции, дает возможность находить общие и специфические элементы в разных этнических культурах, что постепенно приводит к сближению народов и взаимопониманию людей. Такие методы работы имеют не только научно-познавательное, но и практическое значение, так как они могут способствовать улучшению современной модели воспитания.
Глава 2. Содержание работы по формированию социокультурной компетенции учащихся основной школы в процессе работы с этнокультурной лексикой бурятского языка 2.1. Выявление уровня сформированности социокультурной компетенции у учащихся 6 класса С целью выявления уровня сформированности социокультурной компетенции у учащихся 6 класса нами была разработана анкета (Приложение 1.) предполагающая выявить: - объем знаний ( знаниевый компонент – знание определения этнокультурной лексики, умение различать этнокультурную лексику в текстах, встречающихся в учебниках бурятского языка, понимание их лексического значения, и др.), - сформированность умений (деятельностный компонент – освоение различных способов, приемов деятельности, видов языкового анализа, умение строить письменное высказывание, доказывать и обосновывать свои суждения, понимание пословиц, благопожеланий и т.д. с этнокультурной лексикой, подготовка проектных заданий и творческих работ),
- развитие языкового сознания , формирование отношения к бурятскому языку как личной и национальной ценности (мотивационно-ценностный компонент – становление системы ценностей, рост мотивации к изучению бурятского языка, к анализу языковых фактов, понимание необходимости изучения этнокультурной лексики, появление оценочных суждений, характеризующих отношение к языку и культуре). Учащиеся должны были дать определение этнокультурной лексике, привести их примеры, а также дать толкование слов данной лексической группы в половицах, поговорках, благопожеланиях. шестиклассникам давалась и возможность высказать свое мнение по поводу необходимости изучения этнокультурной лексики, свое отношение к некоторым понятиям, народным играм.
В начале 2016-2017 учебного года проводился констатирующий эксперимент в 6-х классах МАОУ «Бурятская гимназия № 29». только 6,6% учащихся 6 а класса и 13,3% 6 б класса имеют знания по этнокультурной лексике, смогли определить понятие этнокультурная лексика, имели представление о ее социокультурном значении и пр.; со средним уровнем знаний в 6 а классе – 13,3%, столько же и в 6 б классе: с низким уровнем – 33,4% и в 6 а, и в 6 б классах; - не справившихся с заданиями в 6 а классе 46,7%, и в 6 б классе – 40%,
В целом анкетирование учащихся 6-х классов выявило, что современные школьники не владеют необходимым минимумом этнокультурной лексики, испытывают трудности в объяснении лексического значения, кроме того, не осознают значимости ее изучения. Но, с другой стороны, нельзя не отметить, что учащиеся проявляют интерес к данной области знания, и этот интерес следует использовать в целях повышения мотивации к изучению бурятского языка, формировании лингвистического мировоззрения. Произведенный анализ УМК “ Алтаргана ” для 6-го класса, анкетирование, имеющийся педагогический опыт и наблюдения за учебным процессом подвели нас к выводу, что при условии включения информации по этнокультурной лексике возможно возникновение социокультурного фона на уроках бурятского языка. Необходим поиск, осмысление традиционных и апробация новых приёмов и форм введения сведений по этнокультурной лексике.
2.2. Система работы по формированию социокультурной компетенции на основе изучения с этнокультурной лексики Системная поэтапная работа с этнокультурной лексикой осуществляется по алгоритму: поурочная словарная работа – уроки по темам – уроки развития речи – интегрированные уроки и нестандартные уроки-проекты. Работа со словом – один из главных приемов работы на уроке бурятского языка, может быть реализована на различных этапах урока. Хотели бы описать некоторые приемы словарной работы, реализованные нами в процессе обучающего эксперимента. Это различные виды словарных диктантов для 6 класса («Найди такое же слово в русском языке», «Найди слова которые относятся к белой пище» (мясной пище, мучной пище), «Одно предложение», «Угадай, что это», «Ассоциация»).
Один из видов диктанта: «Угадай, что это». Учащимся нужно распределить данную этнокультурную лексику по 5 тематическим группам: хубсаһан , эдеэн , наадан , 5 хушуу мал, 12 жэл . Школьникам можно сделать следующую подсказку: в каждой тематической группе должно быть по 5 слов. Хоргодолсоон , тэхэ , хонин , туулай , дүрбэн бэрхэ , адуун , хуса , мори урилдаан , луу , гахай , ёохор , шанаһан зөөхэй , бообо , орооһоной шүлэн , ботогон , сиидэм , һээр шаалга , буруу , бууза , бар. Еще один вид диктанта – «Ассоциация». Этот диктант носит творческий характер. Учащиеся имеют возможность поделиться своими размышлениями по поводу одного из предложенных слов. Этот вид работы носит воспитательный характер, так как направлен на выявление ценностных установок школьников. Задание звучит так: «Ребята, выберите из предложенного списка безэквивалентной лексики одно и напишите, с чем оно ассоциируется у вас, что вы вкладываете в это понятие, что оно значит для вас. Объем высказывания не должен превышать 5 предложений». Дүгжүүбэ , хадаг , золголго , сагаан эдеэн и др.
Одной из целей разработанной нами системы уроков, направленных на формирование социокультурной компетенции учащихся 6 классов была цель познакомить учащихся с традиционными праздниками « Сагаалган », « Сурхарбаан » на материале этнокультурной лексики. Система подобных уроков начиналась с беседы по теме «Традиционная культура бурят», на котором дети знакомились с традициями, обрядами бурят. На всех уроках активно использовалась этнокультурная лексика, где серьезное внимание уделялось словарной работе На следующем уроке мы рассказали детям о традиции бурят – золгохо (приветствовать). Слово « золгохо » было проанализировано с точки зрения лексического значения, состава, грамматической формы. Учащиеся выполняли индивидуальные задания: готовили сообщения «Как встречают Сагаалган в нашей семье».
Ребят очень заинтересовала тема угощения, подготовки праздничного стола, изготовления пищи. Среди названий пищи есть слова, обозначающие блюда, которые возникли в древние времена и были основой питания бурят. К этой группе относятся названия основных традиционных блюд бурятской кухни, которые веками не теряют свою значимость в жизни народа: меняются технологии их приготовления, совершенствуется их состав, но названия сохраняются в языке в течение столетий: айрһан , ааруул (сушеный творог), ээзгэй (творог) Разрабатывая уроки бурятского языка, мы стремились показать, каким образом, на каких этапах урока можно этот материал естественно включить. Используемый учебник бурятского языка – УМК « Алтаргана » Содномов С.Ц., Надагурова А.А.
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию социокультурной компетенции учащихся 6 класса в процессе работы с этнокультурной лексикой бурятского языка На завершающем этапе экспериментального обучения проводилась проверка уровня сформированности социокультурной компетенции: установление объема знаний ( знаниевый компонент – знание определения этнокультурной лексики, умение различать этнокультурную лексику в текстах, встречающихся в учебниках бурятского языка, понимание их лексического значения, и др.), сформированность умений (деятельностный компонент – освоение различных способов, приемов деятельности, видов языкового анализа, умение строить письменное высказывание, доказывать и обосновывать свои суждения, понимание пословиц, благопожеланий и т.д. с этнокультурной лексикой, подготовка проектных заданий и творческих работ),
развитие языкового сознания , формирование отношения к бурятскому языку как личной и национальной ценности (мотивационно-ценностный компонент – становление системы ценностей, рост мотивации к изучению бурятского языка, к анализу языковых фактов, понимание необходимости изучения этнокультурной лексики, появление оценочных суждений, характеризующих отношение к языку и культуре). Первые два компонента проверялись по результатам анкеты, Проверить сформированность социокультурной компетенции по последнему критерию ( мотивационн о-ценностный компонент), непросто, его уровень устанавливался нами методом анкетирования учащихся, а также в процессе устных бесед с учащимися. После анкетирования и в ходе проверки результатов проводилась беседа, предполагающая более развернутое обсуждение этих вопросов, комментирование примеров и выдвинутых суждений.
На «исходном рубеже» в 2016-2017 уч. г., только 6,6% учащихся 6 а класса и 13,3% по окончании экспериментального обучения, таких учащихся выросло до 80% в 6 а классе, и до 53,3% в 6 б классе. И наоборот, если не справившихся с заданиями в начале было в 6 а классе 46,7%, и в 6 б классе 40%, то по результатам итогового эксперимента снизилось до 0%, и низкий уровень сформированности социокультурной компетенции показали 0% детей в 6 а классе, и 20 % - в 6 б. классе.
Высокий уровень сформированности социокультурной компетенции у учащихся экспериментального класса, на 26,7% превышающий этот же уровень у учащихся контрольного класса убедительно свидетельствует в пользу выбранного нами пути формирования социокультурной компетенции школьников путем системной работы с этнокультурной лексикой. Знание этнокультурной лексики базируется на знании истории Бурятии, культуры, а это в свою очередь формирует у школьников интерес к культурному прошлому своей страны, к своему языку, укрепляет духовно-ценностные ориентации. Это дает базу для понимания и уважения и соседствующих культур. Таким образом, экспериментальное обучение в течение учебного года в 6 а классе МАОУ «Бурятская гимназия № 29» г. Улан-Удэ сопоставление констатирующих срезов и результатов обучающего эксперимента подтвердили состоятельность предлагаемой системы работы по формированию социокультурной компетенции учащихся путем работы с этнокультурной лексикой.
Заключение Исследование, проведенное в рамках нашей работы показало, что внедрение этнокультурной лексики как содержания обучения бурятскому языку как государственному способствует формированию социокультурной компетенции. Системное обращение на уроке бурятского языка к работе с этнокультурной лексикой позволяет создать культурный фон в обучении и способствует развитию интереса учащихся к изучению второго языка, усилению мотивации к приобретению знаний, облегчает работу по анализу художественных текстов, создает условия для развития гражданских и нравственных качеств личности. В ходе опытно-экспериментальной работы, созданая нами система работы по формированию социокультурной компетенции на основе этнокультурной лексики бурятского языка, показала себя результативной. Системная поэтапная работа с этнокультурной лексикой осуществлялась по алгоритму:
поурочная словарная работа – уроки по темам – уроки развития речи – интегрированные уроки и нестандартные уроки-проекты, и проводилась в виде работы со словарями, электронными ресурсами в сети интернет (Бурятская википедия , радио Буряад -ФМ), игровыми сценапрями и др. Мы убедились в эффективности разработанных нами инновационных и занимательных форм и приемов словарной работы с этнокультурной лексикой «Подбери синоним», «Неполногласные слова», «Одно предложение», «Угадай, что это», «Ассоциация», «Разложи слова правильно» Этнокультурная лексика на основе слов представленных этот языковой массив в виде школьного словаря этнокультурной лексики, дополняющего основные учебники и пособия. Для обеспечения доступности словаря предпочтительно его представление в виде электронного ресурса.
Электронный словарь этнокультурной лексики расширяет арсенал современных средств, используемых на уроках бурятского языка в 6 классе, и способствует реализации коммуникативно-деятельностного подхода в школьном языковом образовании. Теоретическими обобщениями, практическими наработками и экспериментальными данными, представленными в диссертации, проблема, разумеется, не исчерпывается. Перспективы дальнейшей работы в избранном направлении мы связываем с расширением тематических групп этнокультурной лексики представленной в словаре, с конкретизацией тематики проектной деятельности на основе исследования и систематизации этнокультурной лексики, работы со словарями и художественными текстами.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Формирование творческих компетенций детей в процессе рисования нетрадиционными техниками и материалами"
Для детей среднего и старшего дошкольного возраста...
Формирование социокультурных компетенций здорового образа жизни на логопедических занятиях
Статья опубликована в сборнике Всероссийская научно-практическая конференция на тему «Социально-экономические и психолого-педагогические аспекты формирования ценности здорового образа жизн...
Формирование социокультурных компетенций здорового образа жизни на логопедических занятиях
Материал подготовлен для участия во второй научно-практической конференции на тему "Социально-экономические и психолого-педагогические аспекты формирования ценности здорового образажизни"...
Современные подходы в подготовке ребенка к школе. "Формирование речевой готовности детей к школе в процессе работы кружка "По дороге к азбуке"
Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, что является залогом успешного освоения грамоты и чтения: ведь письменная речь формируется на основе устной....
Презентация «Формирование основ музыкальной культуры старших дошкольников » (из опыта работы)
Представлен опыт работы по теме «Формирование основ музыкальной культуры старших дошкольников». ...
«Формирование социокультурной компетенции у детей старшего дошкольного возраста посредством проведения тематических праздников на занятиях по английскому языку».
Одно из основных направлений воспитательной работы детского сада – нравственное развитие детей, направленное на формирование у дошкольников модели нравственного поведения, освоение ими гум...
Презентация "Формирование у дошкольников основ экологической культуры в процессе использования современных педагогических технологий"
Экологическое воспитание дошкольников - приоритетное направление дошкольного образовательного учреждения. Дошкольный возраст-самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. ...