«Формирование социокультурной компетенции у детей старшего дошкольного возраста посредством проведения тематических праздников на занятиях по английскому языку».
консультация (средняя группа)

Недавняя Елизавета Игоревна

Одно из основных направлений воспитательной работы детского сада – нравственное развитие детей, направленное на формирование у  дошкольников модели нравственного поведения, освоение ими гуманистических норм. В содержание обучения вводятся программы и курсы, посвященные жизни и культуре разных народов («глобальное воспитание»). Ведущей деятельностью дошкольного периода является игра, в детских садах  в учебных целях используются игровые методы: игры-упражнения, драматургия, ролевые, сюжетные игры. Особое внимание уделяется подготовке воспитателя, поскольку ему необходимо при поведении игры излагать правила игры, добиваться активного включения в игру каждого ребенка, организовывать обсуждение полученных результатов. Была поставлена проблема исследования: «Как формируется социокультурная компетенция у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада». Также  выявлены объект: «Формирование социокультурной компетенции у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада» и предмет исследования: «Праздники, как организационная форма, позволяющая сформировать социокультурную компетенцию у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада». Цель исследования состоит в том, чтобы проверить эффективность модели формирования социокультурной компетенции в условиях детского сада, созданной на основе анализа современной психолого-педагогической литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование социокультурной компетенции у детей старшего дошкольного возраста посредством проведения тематических праздников на занятиях по английскому языку».

На наш взгляд, эта тема актуальна на сегодняшний день. Социокультурная ситуация начала третьего тысячелетия существенно изменила требования, предъявляемые обществом к системе образования в целом. Обществом определены основные требования, предъявляемые к трудящемуся человеку:

  • Высокий уровень общего развития;
  • Критическое мышление, умение  принимать самостоятельные решения;
  • Желания и умения приобретать новые знания, переучиваться;
  • Умение работать в группе, коммуникабельность.
  • Толерантность

Все вышеперечисленное обусловливает задачу формирования «национального европейского сознания», решать которую призваны национальные системы образования на всех ступенях. Перспективным направлением в решении данной задачи является компетентностный подход в образовательной деятельности. Данный подход позволяет организовать работу по совершенствованию дошкольного образования в направлении его гуманизации.

Одно из основных направлений воспитательной работы детского сада – нравственное развитие детей, направленное на формирование у  дошкольников модели нравственного поведения, освоение ими гуманистических норм. В содержание обучения вводятся программы и курсы, посвященные жизни и культуре разных народов («глобальное воспитание»). Ведущей деятельностью дошкольного периода является игра, в детских садах  в учебных целях используются игровые методы: игры-упражнения, драматургия, ролевые, сюжетные игры. Особое внимание уделяется подготовке воспитателя, поскольку ему необходимо при поведении игры излагать правила игры, добиваться активного включения в игру каждого ребенка, организовывать обсуждение полученных результатов.

Была поставлена проблема исследования: «Как формируется социокультурная компетенция у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада». Также  выявлены объект: «Формирование социокультурной компетенции у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада» и предмет исследования: «Праздники, как организационная форма, позволяющая сформировать социокультурную компетенцию у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада». Цель исследования состоит в том, чтобы проверить эффективность модели формирования социокультурной компетенции в условиях детского сада, созданной на основе анализа современной психолого-педагогической литературы. В работе были поставлены следующие задачи:

  1. на основе анализа современной психолого-педагогической и методической литературы определить методологию модели формирования  социокультурной компетенции в дошкольном учереждении;
  2. создать теоретическую модель  формирования у детей старшего дошкольного возраста социокультурной компетенции;
  3. проверить  эффективность данной модели на практике.

Гипотеза:  Социокультурная компетенция формируется у детей 5-6 лет при организации следующих условий:

  • учебно-воспитательная работа организуется малыми группами, в соответствии с требованиями к организации занятий для детей данной возрастной группы;
  • годовой цикл занятий включает в себя социокультурные события «Рождество», «Пасха», «Карнавал»;
  • основным методом организации  занятий является игровой метод; методикой проведения занятий является «Cookie and friends» - трехуровневый, основанный на истории, курс с богатым пакетом ресурсных материалов. Курс предоставляет преподавателю все, что нужно для создания оживленных, отлично структурированных и разнообразных уроков, акцентируя внимание учащихся на ключевых сферах развития ребенка, таких как моторные навыки и осознание себя. Эта методика была создана английскими авторами Kathryn Haper, Vanessa Reilly и Charlotte Covill.
  • наличие у педагога сформированной профессиональной компетенции,   включающей коммуникативную и социокультурную составляющие.

Была создана модель формирования социокультурной компетенции для детей старшего дошкольного возраста. Модель создана на основании научных знаний о педагогическом моделировании (работы Монахова Р. М. и Глинского Б. А.). Она находятся в раздаточном материале.  Модель состоит из трех блоков. Первый блок - методологические основания. Для моего исследования были актуальными:

1.  современные научные представления о социкультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста;

2. научные представления о возрастных особенностях  детей старшего дошкольного возраста;

3.  культурологические знания по теме «Праздники»;

Второй блок содержит систему педагогических условий  формирования социокультурной компетенции. Таковыми является:

1. компетентность педагога;

2. согласие и участие родителей;

3.  педагогическая организация образовательной среды (отдельное помещение, наглядный материал, технические средства);

И последний, третий блок содержит критерии оценивания успешности  процессов формирования социокультурной компетенции:

1. знания о праздниках, их особенностях и правилах проведения в Англии;

2. опыт празднования праздников;

В настоящее время исследовательская работа находится на экспериментальном этапе.   Практическая работа проводилась на базе Детского развивающего центра (Педагогический колледж №8 СПб)  с детьми старшего дошкольного возраста.

  В своей работе мы основывались на утверждении о том, что у дошкольников 5–6 лет игра является ведущим видом деятельности. Именно игра позволяет сделать обучение эффективным. Но обучение, даже в процессе игры, должно быть адекватно возможностям интеллектуального развития ребенка. Необходимо отметить, что особый интерес для детей дошкольного возраста представляет знакомство с обычаями, традициями разных стран. Процесс ознакомления легко может быть организован в игровой, то есть, привычной и интересной детям форме. Исходя из выше сказанного, нам представляется возможным формировать социокультурную компетентность в процессе организации тематических праздников.

Цель, задачи и методика исследования

  Цель: проверить эффективность модели формирования социокультурной компетенции в дошкольном образовательном учреждении, созданной на основе анализа современной психолого-педагогической литературы и методической литературы.

  Задачи исследования

-  провести первичную и итоговую диагностики сформированности социокультурной компетентности детей 5-6 лет

-   реализовать программу проведения тематических праздников «Карусель веселых дней»

-  провести беседу на предмет выявления отношения родителей  к  реализации программы проведения тематических праздников

  Методы, использованные в исследовании:

-  опрос детей

-  включенное наблюдение

-  анализ продуктов детского творчества, и их интерпретации.

Программа проведения экспериментов:

Этапы

эксперимента

Содержание

Этапа

Сроки проведения

Отметка о

Выполнение

констатирующий

эксперимент

выявление общего уровня

сформированности

культурологической компетентности

путем выяснения уже имеющихся у детей

представлений об особенностях

английской культуры;

проведение

диагностика «Знаете ли Вы?»

Октябрь

Выполнено

Формирующий эксперимент

комплекс занятий, включающий в себя подготовку и празднование Нового года, Карнавала и Пасхи

Новый год

ноябрь – декабрь

Карнавал

февраль – март

Пасха

апрель - май

Контрольный эксперимент

повторное выявление общего уровня  сформированности

культурологической  компетентности

май

Также была проведена диагностика Знаете ли вы? В результате проведения диагностики выяснилось, что дети имеют представление о культуре страны изучаемого языка.  Карнавал и Пасха являются незнакомыми понятиями. Однако в ходе проведения опроса был выявлен интерес детей, которые хотели узнать, что это такое. Таким образом, можно сделать вывод, что на начало эксперимента у детей данной подгруппы не сформирована социокультурная компетентность.

Нами также было проведена беседа с  родителями с целью выявления их отношения к проблеме познания традиций культур других стран. Она показала, что большинство родителей заинтересованы в том, чтобы их дети изучали традиции иных культур уже в детском саду, так как уверенны, что это способствует интеллектуальному развитию детей

Беседа с родителями. Вопросы.

  1. Как вы думаете, необходимо ли изучать иностранный язык детям в старшем дошкольном возрасте?
  2. Необходимо ли детям изучать культуру других стран?

В связи с этим, мы считаем, что необходимо провести комплекс занятий, направленных на изучение англоязычных праздников и обычаев.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагога-психолога и воспитателей по формированию коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста как одного из компонентов психологической готовности к школе

Формирование коммуникативной компетенции в старшем дошкольном возрасте является крайне актуальным направлением профессиональной деятельности воспитателя. К сожалению, реалии современной жизни таковы, ...

«Использование кейс-технологии для формирования коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей по использованию кейс- технологии для формирования коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста....

Психолого-педагогические условия формирования социальной компетенции у детей старшего дошкольного возраста.

Развитие личности не может осуществлятся самостоятельно, это не хаотичный процесс, неоходимо целенаправленно воздействовать на него, создавая для этого психолого-педагогические условия....

Создание предпосылок для формирования читательских компетенций у детей раннего дошкольного возраста посредством развивающих игр

1.     Дети первой  младшей группыК трем годам появляется способность к речевому анализу . В этом возрасте идет интенсивное усвоение грамматики . Темпы овладения речью у детей...

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста посредством технологии проблемно-диалогического обучения»

В практике современной педагогики всё чаще в качестве эффективных средств развития коммуникативной компетенции старших дошкольников используется технология проблемно-диалогического обучения. Приёмы да...

Формирование базовых математических компетенций у детей старшего дошкольного возраста посредством STEM образования.

Проблема математического развития дошкольников на всех этапах развития образования является одной из актуальных, так как развитие у детей логического мышления является необходимым условием умственного...

Методическая разработка «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проведения праздников»

Методическая разработка содержит рекомендации по проведению праздника Дня Защитника Отечества и сценарий самого праздника с фотографиями....