Формирование социокультурных компетенций здорового образа жизни на логопедических занятиях
материал (подготовительная группа) по теме

Бадертдинова Гульназ Юнусовна

Статья опубликована  в сборнике  Всероссийская научно-практическая конференция на тему «Социально-экономические и психолого-педагогические аспекты формирования ценности здорового образа жизни»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsiokulturnye_kompetentsii.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Бадертдинова Г. Ю.

г. Нижнекамск

МБДОУ «ЦРР д/с№89»

Формирование социокультурных компетенций

здорового образа жизни на логопедических занятиях

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,  прочность знаний, вера в свои силы»

                                       В.А. Сухомлинский

За последние годы увеличилось количество детей имеющих те или иные речевые нарушения. Среди них не мало малышей с тяжёлыми нарушениями речи.  Почти каждый из ребят  наблюдается у невропатолога. Многие соматически ослабленные, часто болеющие дети. Поэтому  в настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Проблема  формирования социокультурных компетенции здорового образа жизни на данный момент актуальна, своевременна и в тоже время сложна. Известно, что в дошкольном возрасте закладываются фундамент психофизического здоровья. Именно на этом этапе происходит быстрое развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, привычки, отношение к себе и к окружающим. Именно на этом этапе важно сформировать базу навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в соблюдении личной гигиены, систематических занятиях физической культурой и спортом, обучении приёмам сохранения собственного здоровья.

Таким образом, целевой установкой воспитания культуры здоровья дошкольников в работе учителя – логопеда является: создание условий для гармоничного развития личности дошкольника, учитывая индивидуальные показатели здоровья детей, создание устойчивой мотивации к здоровому и продуктивному стилю жизни и формирование здорового духовного, психически, социально адаптированного, физически развитого человека. С целью реализации поставленной задачи составление годового плана, конспектов занятий проводимых с детьми, ведётся с учётом: возрастных и индивидуальных психофизических особенности детей. Воспитание  социокультурных компетенций здорового образа жизни дошкольников на занятиях логопеда осуществляется через использование следующих здоровье сберегающих технологий:

артикуляционной гимнастики (развитие артикуляционного аппарата, беседы о гигиене полости рта)

дыхательной гимнастики (обучение правильному диафрагмальному дыханию, беседы о гигиене органов дыхания)

голосовой гимнастики (развитие голоса, беседы о гигиене голосовых связок)

пальчиковой гимнастики (развитее мелкой моторики рук)

использование подвижных игр, физкультминуток

использование Су – джок терапии

логопедической  ритмики

использование ипликатора Кузнецова

гимнастического массажного коврика

массажных мячей, экспандера

Здоровье сберегающие технологии осуществляются с опорой на определённые принципы:

«Не навреди!»;

сознательности и активности;

непрерывности здоровье сберегающего процесса;

систематичности и последовательности;

доступности и индивидуальности;

всестороннего и гармоничного развития личности;

системного чередования нагрузок и отдыха;

постепенного наращивания оздоровительных воздействий;

возрастной адекватности здоровье сберегающего процесса.

Главными воспитателями детей, являются близкие. Каждый ребёнок берёт пример, в первую очередь, с собственного родителя, поэтому и они вовлечены в процесс освоения детьми социокультурных компетенций здорового образа жизни. Для реализации поставленной цели с родителями проводятся индивидуальные консультации, родительские собрания, групповые тренинги, мастер-классы, совместные с детьми практикумы, развлечения, игры, беседы.  

На индивидуальных консультациях я веду разговор с родителем о проблемах имеющихся у ребёнка в речи и здоровье. При необходимости рекомендую получить консультацию психолога, дефектолога, отоларинголога, окулиста, невропатолога или психиатра, психотерапевта. Дети, имеющие проблемы в здоровье, проходят, назначенный врачом курс медикаментозного лечения, массажа, физиолечения.

На групповых тренингах родители учатся приёмам логопедического массажа, азам логоритмики, разучивают дыхательные упражнения.

На совместных с детьми практикумах учатся правильно проводить артикуляционную и голосовую гимнастику. Знакомятся с приёмами Су Джок массажа.

На мастер – классах знакомлю взрослых со сказкотерапией, которая используется в моей работе для психотерапевтической и развивающей работы. Учу родителей, читая детям сказки, правильно строить беседы по ним, делать совместные выводы, учить детей пересказывать сюжет произведения, сочинять собственные сказки.

Таким образом проводимая мною работа позволяет привлечь родителей к совместной работе по оздоровлению ребёнка дошкольника в течении коррекционного процесса.

Немаловажную роль играют в коррекционном процессе воспитатели и узкие специалисты работающие в детском саду. Каждый из них делает свой вклад в формирование социокультурных компетенций здорового образа жизни. С целью улучшения качества коррекционной работы веду консультирование воспитателей:

на консультациях-практикумах  обучаю их приёмам Су Джок терапии;

на групповых тренингах обучаю азам артикуляционной и пальчиковой, дыхательной, голосовой гимнастики;

готовлю папки передвижки с описанием методик проведения логоритмических упражнений.

Совместно с педагогом психологом разрабатываю план  индивидуальной работы с детьми с учётом их психофизиологических особенностей.

Профилактика нарушений речи у самых маленьких ведётся посредством логоритмики, совместно с музыкальным руководителем нашего детского сада на занятиях в группе кратковременного пребывания. Родители грудничков с большим удовольствием разучивают песенки и потешки способствующие развитию голоса, артикуляционного аппарата, общей моторики со своими младенцами. Для детей первой и второй младшей групп разработан план работы по развитию речи и профилактике речевых нарушений. Его реализация ведётся со

Дети, имеющие нарушения в общей моторике, посещают специально созданный совместно с нашим инструктором по физической культуре лечебно оздоровительный комплекс.

Таким образом, проводимые мной мероприятия позволили привлечь воспитателей, узких специалистов, родителей к формированию социокультурных компетенций здорового образа жизни у детей посещающих наш детский сад.

Результаты диагностики за последнее время показали снижения числа детей имеющих те или иные отклонения в здоровье.

Из этого следует, что применение в работе здоровье сберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно - образовательного  процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка появляется стойкая мотивация на здорового  образа жизни.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Введение понятий о здоровом образе жизни Использование игровых ситуаций в повседневной жизни в формировании понятий о здоровом образе жизни.

Здоровье - это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным. В формировании понятий о здоровом образе жизни. Что нужно делать, чтобы ...

Формирование социокультурных компетенций здорового образа жизни на логопедических занятиях

Материал подготовлен для участия во второй научно-практической конференции на тему "Социально-экономические и психолого-педагогические аспекты формирования ценности здорового образажизни"...

Занятее по формированию знаний о здоровом образе жизни в средней группе. Тема: «Лукошко здоровья».

Задачи:             Обучающие:Формировать знания о здоровом образе жизни  продолжать формировать культурно гигиенические навыки  з...

«Игры с картонными втулками в логопедической работе, как пример использования нетрадиционных приемов для развития детей дошкольного возраста и формирования у них здорового образа жизни».

Использование игр с персонажами из картонных втулок в логопедической образовательной деятельности - это помощь учителю-логопеду в развитии внимания детей дошкольного возраста, их памяти, воображения, ...

Конспект занятия по формированию у детей здорового образа жизни для детей среднего дошкольного возраста. Тема: «Береги здоровье».

Конспект занятия по формированию у детей здорового образа жизни для детей среднего дошкольного возраста.Тема: «Береги здоровье»....

Формирование представлений о здоровом образе жизни в процессе логопедических занятий с детьми 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи

Логопедическое сопровождение формирования представлений о здоровом образе жизни у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи является одним из важных аспектов их развития. Создание особых условий, испо...

Беседы, рассказы, сказки о здоровом образе жизни (формирование у дошкольников здорового образа жизни)

Цель: Формирование и популяризация знаний и представлений о здоровом образе жизни.Задачи: Познакомить детей с правилами здорового образа жизни.Углублять и систематизировать знания о принципах здоровье...