Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе "Путешествие в Волшебный город"
план-конспект занятия (старшая группа)

Биржева Гульнара Дамировна

11111

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_rpid.docx54.79 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                             Описание: C:\Users\User\Pictures\3.png

Конспект занятия РПИД в старшей группе

 «Путешествие в Волшебный город»

Выполнила: Биржева  Г.Д.

Надым 2020г

Тема: Конспект занятия РПИД в старшей группе «Путешествие в волшебный город»

Возрастная группа: старшая «Б»

Цель: Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.

Детская цель: помочь жителям волшебного города вернуть феи волшебную палочку

Задачи:  Образовательные:

Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое

мышление.

Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.

Объяснить «волшебные явления» с точки зрения химии и физики (распускание цветов в воде, танцующее молоко).

Развивающие:

Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.

Познакомить со свойствами воды.

Воспитательные:

Воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации.

Воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.

Методы и приемы:

Словесные: вопросы, художественное слово.

Материалы и оборудование:  волшебная палочка, игрушка Фея цветов, разнос с водой, набор бумажных цветов, кукла Балерина, молоко, тарелки по количеству детей, гуашь, ватные палочки, жидкое мыло, воздушные шары.

Этапы мероприятия

Этапные задачи

Деятельность педагога

Осуществляемая деятельность

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

Введение в ситуацию

(1-2 мин.)

Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность (помочь …..)

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в деятельность.

Дети собираются около воспитателя.

- Ребята, сегодня на почту нашего детского сада пришло письмо, как вы думаете от кого? Дети видят изображение феи на конверте и догадываются от кого письмо. От феи волшебного города.

Дети с воспитателем открывают конверт и читают письмо.

«Ребята, мне срочно нужна ваша помощь, по дороге домой в волшебный город, я потеряла волшебную палочку и теперь не могу её найти. Как же я буду управлять Волшебным городом без волшебной палочки?»

- Ребята, хотите помочь фее? А сможете?

постановка детской цели: Зачем?

Целеполагание

Фиксация затруднения в деятельности

Обдумывание и планирование своих действий

Вопросы: Хотите?

Сможете?

Актуализация знаний (3-4мин.)

Организация познавательной деятельности, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, знания и опыт, детей, необходимые им для «открытия» нового знания;

- Ребята, посмотрите, что фея нам ещё прислала, это карта подсказка, здесь изображён её путь. Сначала мы куда отправимся? К фее цветов. Вы готовы?  Воспитатель предлагает детям встать в круг, взяться за руки , закрыть глаза и покружится.

- Фея цветов здравствуйте, подскажи нам, не находили ли вы волшебную палочку феи волшебного города?

Фея цветов: - Здравствуйте! Я отвечу вам на вопрос, если вы мне  украсите мой волшебный пруд.

 

В.: -Проходим за столы, какой опыт мы с вами можем провести с тем, что у нас есть на столах?

Дети: Цветы пустить по воде и они расцветут.

Опыт «Цветок расцвёл»

Цель:

Дети опускают в воду бумажные цветы со сложенными лепестками. В воде волокна бумаги разбухают – цветы «распускаются».

Воспитатель: -Почему распустились цветы?

Дети: -Бумага промокла.

Какие свойства бумаги вы знаете? Мнется, рвется, намокает, сгибается.

Фее очень понравилось наше волшебство, но она говорит, что неё нет волшебной палочки и направила нас к фее воды. Отправляемся дальше, встаём в круг закрываем глазки.

Ты неси нас шарик, шарик золотой.

Прям в Волшебный город, шарик золотой.

Где чудеса волшебные, где превращения интересные.

Закружи нас, заверти и в Волшебный город нас отнеси.

- Ой, ребята, посмотрите, вот мы и оказались у феи воды.

- Фея воды здравствуйте, подскажи нам, не оставляла у вас фея волшебного города свою волшебную палочку?

Фея: - Я отвечу вам на вопрос, если вы отгадаете загадки о воде и покажете мне волшебство с водой

Опыт «Вода прозрачная» «У воды нет вкуса»

Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой - с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком - нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком - нет.

Вывод: вода прозрачная, а молоко - нет.

Предложите детям попробовать через соломинку воду.

Вопрос от феи: А  есть ли у воды вкус?

Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная. Дайте им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть еще раз попробуют воду. Вы должны доказать им, что у воды нет вкуса. Дело в том, что дети часто слышат от взрослых (в том числе и в детском саду), что вода очень вкусная. У них формируется соответствующий стереотип, представление. Объясните, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.

А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много разных солей. Ее человек не может пить.

Фея воды: Молодцы ребята! У меня тоже нет волшебной палочки, отправляйтесь к фее Балерине

Отправляемся дальше, встаём в круг закрываем глазки.

Ты неси нас шарик, шарик золотой.

Прям в Волшебный город, шарик золотой.

Где чудеса волшебные, где превращения интересные.

Закружи нас, заверти и в Волшебный город нас отнеси.

- Ой, ребята, посмотрите, вот мы и оказались у феи Балерины.

- Фея Балерина здравствуйте, подскажи нам, не оставляла у вас фея волшебного города свою волшебную палочку?

Фея:- Я отвечу вам на вопрос, но сначала ответьте на мои вопросы. Вы любите молоко? Я тоже очень люблю молоко. А кто даёт нам молоко?  Какое молоко называют «парным молоко»?

Ответ: это молоко, которое только что дала корова.

Есть выражение: «молоко убежало». Но у молока нет ног, почему так говорят?

Ответ: Молоко убегает при кипячении, оно поднимается вверх, и если вовремя не убрать с плиты кастрюлю с молоком, то существенная часть молока из неё просто вытечет.

Предлагают варианты решения проблемы, опираясь на опыт и знания

Мотивация к самостоятельной деятельности

Фиксирование в речи затруднения и его причины

Затруднение в ситуации (3-4 мин)

Моделирование ситуаций, в которой дети сталкиваются с затруднением, организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения;

А я слышала, что молоко не только умеет «бегать» но еще и «танцует», но незнаю, как это происходит. А вы знаете,  как молоко умеет танцевать? Нет, незнаем.

Воспитатель:  А что нужно сделать, если мы чего – то незнаем (Узнать у взрослого или у того, кто знает, прочитать в книге). У кого будете спрашивать? Узнаем из книги. Открываем книгу.

Анализ детьми возникшей ситуации

Умение фиксировать свои затруднения и выявлять их причину

Выявление уровня затруднения

Открытие нового знания (способа действия)

(1-2 мин.)

Вовлечение детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиск и открытие новых знаний, формирование опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин;

 - Ребята, в молоке есть жиринки, а жир боится моющее средство, когда моющее средство попадает в молоко, жир разбегается в разные стороны. А теперь пройдем к столам и сами понаблюдаем волшебство в молоке.

Формирование опыта успешного преодоления затруднения

Умение определять способы и средства для достижения цели

Теперь вы знаете как?

Включение нового знания в систему знаний  и умений (1-2 мин)

Создание ситуации, в которых дети используют новое знание, совместно с освоенными ранее способами

Опыт «Танцующее молоко».

В: - Итак, наливаем в тарелку молоко, чтобы оно полностью покрыло дно. Дайте ему немного постоять. Теперь капаете пищевой краситель на молоко в центре тарелки. Дальше берем сухую ватную палочку и касаемся ей молока. Что получилось? Верно, ничего. Теперь окуните палочку в жидкое мыло и коснитесь, просто коснитесь, молока в центре на протяжении 10-15 секунд и наблюдайте «волшебство в молоке».

В: - Почему так получилось, как вы думаете?

В: - Красивый узор? На что похоже? (на радугу, на небе облака, гром, северное сияние.  Молодцы ребята, за ваши знания вручаю вам волшебную палочку. До свидания! Закрываем глаза и ощущаемся в волшебном городе, вручаем феи её волшебную палочку. Фея благодарит

Практическое выполнение задания

Умение действовать по инструкции, контролировать и адекватно оценивать свои действия

Самоконтроль

Осмысление (1 мин)

Побуждение детей к осмыслению своей деятельности, фиксация достижений цели и определению условий, которые позволили её достичь

Ребята, кому мы сегодня помогали? А что делали? Смогли мы это сделать? Почему у нас получилось найти палочку? Что нового вы узнали? Как молоко умеет танцевать

Рефлексия (личная оценка)

Умение достигать поставленной цели

Что хотели сделать? Получилось? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментированию во второй младшей группе «Волшебная водичка»

Познакомить детей со свойствами воды; развить внимание, наблюдательность, логическое мышления во время поисковой деятельности, навыки анализа и умение делать выводы....

Конспект занятия по экспериментированию в первой младшей группе "Волшебная вода"

Конспект занятия по экспериментированию в первой младшей группе «Волшебная вода» Цель • Познакомить детей со свойствами воды; • Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление во время п...

Конспект занятия по экспериментированию во второй младшей группе «Волшебная капелька».

Данный материал предлагается для проведения экспериментальной деятельности с детьми 3-4 лет. В нем дети в игровой форме знакомятся с основными свойствами воды.Материал эмоционально насыщен.Перед детьм...

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Волшебный песок»

Конспект занятия в старшей группе "Волшебный песок"...

конспект занятия по экспериментированию в старшей группе "Волшебный снег"

конспект занятия по экспериментированию в старшей группе "Волшебный снег"...

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Волшебная вода»

Цель: развитие познавательно – исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования с водой...