"Использование игровых образовательных ситуаций в речевой активности детей дошкольного возраста"
статья
"Использование игровых образовательных ситуаций в речевой активности детей дошкольного возраста"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Верхнекетский детский сад»
Верхнекетского района Томской области
Использование игровых образовательных ситуаций в речевой
активности детей дошкольного возраста.
Выполнила: Чиркова Е.Ю.,
воспитатель высшей кв. категории
2021 г.
Дошкольный возраст — это период интенсивного развития ребенка, это мощнейший процесс становления, развития и совершенствования всех сторон речи. Задачи развития речи детей в игровой деятельности решаются более продуктивно, так как в дошкольном возрасте данный вид деятельности является ведущим.
Играя, ребенок учится общаться с миром людей и предметов, в игре проявляется его личность и складывается характер. Касаясь вопроса о влиянии игры на формирование всех психических процессов у ребенка, советский психолог Д.Б. Эльконин совершенно определенно делает вывод: «Специальные экспериментальные исследования показывают, что игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных психических процессов до самых сложных».
В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, отношения с людьми. В процессе игры зарождаются и развиваются новые виды деятельности дошкольника. Именно в игре впервые появляются элементы обучения. Игра создает «зону ближайшего развития ребенка».
Но детей интересует не только игра, гораздо сильнее они стремятся к общению – как между собой, так и с окружающими взрослыми. К ребенку на помощь должен прийти взрослый, чтобы он овладел механизмами эффективного игрового общения. Таким образом, именно взрослый может и должен создать для детей условия, необходимые для развития детской игры и полноценного игрового общения. К этим условиям, можно отнести:
- обогащение детей впечатлениями об окружающем мире;
- привлечение внимания к содержанию деятельности детей и их взаимоотношений (беседы, организация наблюдений, совместное чтение, обсуждение событий из жизни и т.д.);
- активную позицию ребенка в деятельности, прежде всего совместной.
Для развития полноценного игрового общения педагоги могут использовать такую форму речевой работы с детьми, как игровые обучающие ситуации (ИОС). Известно четыре вида ситуаций:
- ситуации-иллюстрации,
- ситуации-упражнения,
- ситуации-проблемы,
- ситуации-оценки.
Ситуации-иллюстрации, чаще всего используют в младшей группе. Педагог разыгрывает простые сценки из жизни детей. Рекомендуется использовать иллюстрации, кукольный театр, игрушки.
Со средней группы, параллельно с использованием ситуаций-иллюстраций предлагаются игровые Ситуации-упражнения. Дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет; учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Темы хорошо прорабатываются в дидактических играх н-р: «Путешествие в лес, в теплицу», «Как вести себя в лесу», «На пикнике», « и т.д.
Участие детей в ситуациях партнерского взаимодействия (ситуациях-проблемах), где дети усваивают основные социальные отношения, своего поведения в мире людей. Где ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их.
В ситуациях-проблемах каждый ребёнок находится в активной действующей позиции.
Проблемные ситуации:
• Свойства бумаги. Завяжем бумажный бантик кукле Маше. Что произойдет?
• Свойства песка. Сделать пирожки из сухого и мокрого.
• Почему ёж колючий?
• Свойства воды. На окне два стакана. Один стакан накрыт, другой нет. Почему исчезла вода?
• Смогут ли существовать люди, животные, растения без солнца?
• Что случится, если не будет растений?
• Как папа узнал, что ночью был дождь?
• Помоги собрать грибы для доброй феи и злой колдуньи. Какие и почему?
• Почему заяц и белка линяют?
Детям предлагаются различные игры:
• игры для ознакомления с флорой и фауной, направленные на ознакомление детей с образом жизни растений и животных;
• игры для ознакомления с окружающей средой, направленные на ознакомление со взаимосвязями между живыми объектами и окружающей средой;
• игры для ознакомления с созданной человеком средой обитания людей и животных, направленные на ознакомление детей с различными профессиями и разнообразной деятельностью человека в окружающем мире.
Дидактические игры:
• "Птичья столовая"
• "Домик для животных"
• "Расскажи сказку"
• "Путешествие в лес"
• "Растения нашего леса"
• "Узнай гриб"
• "Парные картинки"
• "Опиши животное"
• "Когда это бывает"
• "Найди маму"
В старшей группе начинают использоваться ситуации-оценки, оценки со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать и обосновать принятое решение, оценить его.
Примеры ситуации-оценки:
– Кто в доме главный?
– Как можно узнать настроение человека?
– Мои поступки.
– Если бы я был (была) волшебником?
Основу игровой обучающей ситуации составляет сценарий активизирующего общения. Сценарий общения может включать различные формы проведения ИОС:
- разговор воспитателя с детьми,
- игры - путешествия,
- игры - беседы,
- игры - драматизации,
- игры - импровизации.
Такие формы предполагают включение в сценарий изобразительной деятельности, конструирования, имитационных упражнений, обследования предметов (рассматривание игрушек, предметов, картин).
Предлагаю детям игровые ситуации, направленные на развитие социально-коммуникативных навыков детей дошкольного возраста. Все они основываются на сюжетных сказках, поступках сказочных героев. Например: Придумай сказке другой конец.
Игровые обучающие ситуации позволяют успешно решать задачи, которые являются уже традиционными для методики развития речи: обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка, развитие связной речи.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
У словия, необходимые для развития детской игры: обогащение детей впечатлениями об окружающем мире; привлечение внимания к содержанию деятельности детей и их взаимоотношений (беседы, организация наблюдений, совместное чтение, обсуждение событий из жизни и т.д.); активная позиция ребенка в деятельности, прежде всего совместной.
Игровые обучающие ситуации: ситуации-иллюстрации, ситуации-упражнения, ситуации-проблемы, ситуации-оценки.
Проблемные ситуации: • Свойства бумаги. Завяжем бумажный бантик кукле Маше. Что произойдет? • Свойства песка. Сделать пирожки из сухого и мокрого. • Почему ёж колючий? • Свойства воды. На окне два стакана. Один стакан накрыт, другой нет. Почему исчезла вода? • Смогут ли существовать люди, животные, растения без солнца? • Что случится, если не будет растений? • Как папа узнал, что ночью был дождь? • Помоги собрать грибы для доброй феи и злой колдуньи. Какие и почему? • Почему заяц и белка линяют?
Дидактические игры : • "Растения нашего леса" • "Узнай гриб" • "Парные картинки" • "Опиши животное" • "Когда это бывает" • "Найди маму" • "Птичья столовая" • "Домик для животных" • "Расскажи сказку" • "Путешествие в лес"
Примеры ситуации-оценки: – Кто в доме главный? – Как можно узнать настроение человека? – Мои поступки. – Если бы я был (была) волшебником?
Ф ормы проведения ИОС: - разговор воспитателя с детьми, - игры-путешествия, - игры-беседы, - игры- драматизации, - игры-импровизации.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Верхнекетский детский сад» Верхнекетского района Томской области Использование игровых образовательных ситуаций в речевой активности детей дошкольного возраста. Выполнила: воспитатель Чиркова Е.Ю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование маркеров игрового пространства для развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
laquo;…Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»В. А. Сухомлинский«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только н...
Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"для детей дошкольного возраста
Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности&qu...
План самообразования на тему: «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
Игра для ребёнка – это жизнь. Отсутствие активной игровой деятельности может привести к серьёзным нарушениям личностного развития ребёнка. Психологи определяют игру, как особый вид детской деяте...
"Музыкально- игровая деятельность, как средство развития речевой активности детей дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей....
Использование игровых образовательных ситуаций в речевой активности детей
Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного во...
Развитие речевой активности детей дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий
В статье рассматриваются вопросы развития речевой активности детей дошкольного возраста с применением современных образовательных технологий....
ПОВЫШЕНИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В данной статье рассматриваются способы повышения речевой активности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность. Описываются различные игры и упражнения, направленные на развитие речевых ...