"Музыкально- игровая деятельность, как средство развития речевой активности детей дошкольного возраста"
консультация по развитию речи
Консультация для воспитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalno-_igrovaya_deyatelnost_kak_sredstvo_razvitiya_rechevoy_aktivnosti.docx | 25.73 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 76 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара.
Консультация:
«Музыкально - игровая деятельность,
как средство развития речевой активности детей дошкольного возраста»
Подготовила:
Музыкальный руководитель Рубцова В. В.
2022 г.
Музыкальная деятельность детей — это различные способы, средства познания музыкального искусства (а через него — и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие.
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. Основная задача музыкального воспитания: воспитывать любовь и интерес к музыке. Эта задача решается путем развития музыкального восприятия и слуха. Основополагающим принципом проведения музыкальных занятий является взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом.
Музыка создает особое воздействие, направленное на исправление разнообразных речевых устройств, а введение слова в упражнение позволяет сохранить принцип ритмичности в движениях. В.Сухомлинский писал: «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки…. Без этого он засушенный цветок».
Все виды музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, музыкально - ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах) можно использовать в работе над развитием речи.
Первым и ведущим видом в детской музыкальной деятельности является слушание – восприятие. Этот вид деятельности развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса. Большое значение имеет вопросы и задания, которые дети получают перед слушанием и в процессе анализа произведения. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания, следовательно, словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке. Умение представить и воспроизвести высоту звуков в мелодии так же предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, что так же влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка. В играх на развитие художественного словаря закрепляются слова художественного словаря, характеризующие настроение музыкального произведения и музыкальный образ ( «Копилка», «Волшебный сундучок», «Хитрая шляпа», «Говорящий коврик» (см. «Музыкальный руководитель» №4 2009г.).
В играх, основанных на двигательном и пантомимическом моделировании характера музыки (невербальные средства общения), развивается эмоциональная отзывчивость, музыкальное мышление, воображение, посредством передачи характера и содержания музыки движением. Такие игры побуждают к осознанию свойств музыкальной речи, различению выразительных интонаций, пауз, акцентов, особенностей характера, динамики, темпа, регистров ( «Танцующие звуки», «Художники», «Поющие
руки», «Живая картина», «Скульпторы». (см «Музыкальный руководитель» №4 2009г.).
Один из важнейших видов музыкальной деятельности детей - пение.
Не случайно пение давно используют как одно из реабилитационных средств для заикающихся и для тех, кто имеет другие нарушения речи. Пение способствует развитию психических процессов и свойств личности (внимание, память, мышление, воображение и т.д.); расширению кругозора, нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного), развитию речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны (звукопроизношение, ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика).
В процессе пения у детей развиваются не только музыкальные способности (музыкальный слух, память, чувство ритма), оно также способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Известно, что пение давно используется для развития речи за счет улучшения произносительной стороны (звукопроизношение и ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика); нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного); развития связной речи за счет расширения кругозора, словаря и высокохудожественных текстов песен.
В работе над пением большое внимание необходимо уделять упражнениям по формированию певческих навыков – чистоте интонирования, дыханию, дикции, правильному звукопроизношению (звукообразованию). Для этого используются разнообразные приемы, игры и упражнения.
В работе над дикцией важен показ, когда подключается весь артикуляционный аппарат, полезно проговаривать текст одними губами. Это позволяет детям следить за правильным положением губ (игра «Испорченный телефон»).
В работе над дикцией очень полезно пропевание знакомых песен в быстром темпе, что хорошо активизирует артикуляционный аппарат.
В работе над дыханием используется собственный показ или жест, помогающий вовремя взять дыхание. Можно после вступления к песне предложить детям «понюхать цветок» и сразу начинать петь.
Работая над чистотой интонирования, необходимо обращать внимание на эффективность следующих упражнений, заданий, распевок, которые также способствуют развитию речи:
*Пропевание несложных мелодий с каким-либо гласным звуком (о, а, у), затем транспонируя мелодию и меняя звук.
*Пропевание слогов «ми-мэ-ма-мо-му» на одном звуке, затем тоже самое на последующих.
*Пропевание имени ребенка, состоящего из трех слогов (Ма-шень-ка), пропевание ребенком коротной фразы на ту же мелодию («Я-и-ду») или («Маша», «Я здесь»).
*Пропевание слов «здравствуйте, до свидания» с разной интонацией, с разной мимикой (пропевание этих слов педагогом и повторение той же мелодии отдельными детьми или хором).
*Будем музыкантами – сыграем мелодию на дудочке, фортепиано, балалайке, скрипке, колокольчике, т.е. пропевание мелодии на слог «ду», «ля», «трень», «ти-ли-ли», «динь», сопровождаемое имитационными движениями пальцев рук. ( Песня «Сыграем и споем» слова и музыка С.Г. Насауленко)
Музыкально - ритмическое движение под музыку оказывает на детей коррекционное воздействие, развивает внимание, память ориентировку в пространстве, координацию движений. «Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребенка» (Л.Генералова). Даже если ребенок молчит, но движениями передает характер музыкального произведения, выражает своё отношение к нему, если правильно выполняет двигательные упражнения по заданию педагога,- значит, он реагирует на слово, думает. «От слова – к музыке, от движения – к мышлению» (Т.Боровик).
На музыкальных занятиях используются следующие упражнения:
на освоение основных движений, на развитие ориентировки в пространстве,
общеразвивающие упражнения, упражнения, регулирующие мышечный тонус, воспитывающие музыкально-ритмическое чувство, активизирующие внимание, упражнения в танцевальных движениях.
Неоценимую роль в овладении танцевальными движениями оказывают «подговорки». «Подговорки» - это малый фольклорный жанр, в котором в стихотворной форме раскрывается техника исполнения танцевального движения, его название. Использование «подговорок» способствует усвоению не только танцевальных движений, но и развитию речи. В процессе работы следует обращать внимание на четкость, выразительность, эмоциональность произношения текста, что в свою очередь влияет на характер, качество исполнения движения. Необходимо следить за метрической стороной произношения текста, т.к. это определяет темп выполнения движения. Хороши «подговорки» еще и тем, что дети их используют в самостоятельной деятельности, совершенствуя не только движения, но речь.
Подговорки.
1.Носок-пятка, перетоп,
Носок-пятка, перетоп.
Вот такие молодцы,-
Мы ребята удальцы. (Ковырялочка)
2.Скок, скок, скок, скок!
Вот какой у нас подскок!
Ножку дружно поднимаем.
И носочек книзу тянем. («Подскок»)
Игровая форма разучивания движений помогает ребенку правильно выполнять ритмический рисунок.
К музыкально – ритмическим движениям относятся танцы: парные, с пением, хороводы, сюжетные, национальные, характерные. Особенно положительно влияют на развитие речи детей танцы с пением и хороводы, поскольку помогают детям координировать пение и движение, упорядочивают темп движения, а также могут использоваться не только на занятиях с музыкальным сопровождением, но и в самостоятельной музыкальной деятельности («Буги-вуги», «Лавата», «Если нравится тебе…» и т. д.)
Музыкальные игры имеют большое значение не только в музыкальном развитии детей, но и в развитии речи. С их помощью в интересной и непринужденной форме можно успешно решать стоящие задачи. В музыкальном воспитании чаще всего используют игры инструментальные (сюжетные и несюжетные), с пением, словом, а также музыкально-дидактические.
- Сюжетные инструментальные игры отличаются яркими музыкально-игровыми образами. В этих играх есть персонажи, события, отношения между действующими лицами. Все это заставляет детей реагировать эмоционально и действовать творчески, в соответствии с развивающимся сюжетом. Более раскрепощенные, раскованные дети легче включаются в игры, быстрее соглашаются на роль ведущего. Для детей с проблемами в речевом развитии такие игры представляют определенную трудность, в тоже время именно они могут оказать большое воспитательное и коррекционное воздействие. При этом, чем больше внимания уделяется личностному развитию каждого ребенка и совершенствованию его эмоционально-волевой сфере, тем легче сюжетные игры входят в жизнь детей. Игры: «Колобок» подготовительная группа, «Лиса и зайцы» старшая группа, «Прогулка с куклами» средняя группа, «Кошка и котята» младшая группа.
- С помощью игр с пением можно решать многие задачи музыкального воспитания (формирование интереса к музыке и пению, развитие музыкального слуха, памяти, чувства ритма, чистоты интонирования), а также коррекционные задачи (нормализация психических процессов и свойств, тренировка двигательного аппарата, упорядочивание темпа движения и пения). К достоинствам игр с пением относится и то, что с их помощью легче отрабатывать коррекцию пения и движения. Зная, огромное значение этих игр в развитии речи воспитатели затем вносят их в повседневную жизнь, да и сами дети включают их в самостоятельную музыкальную деятельность («Игра с гномом» Л.А.Старченко, старшая группа; «Пугало» Т.В.Бокач средняя группа; «Бабка – Ежка» подготовительная группа).
- Игры со словом так же, как и игры с пением, своими корнями уходят в фольклор, в том числе в потешки, прибаутки. Игры со словом развивают речь, расширяют кругозор, улучшают звукопроизношение, позволяют закрепить сложные двигательные навыки, автоматизируют движения, развивают чувство ритма, интонационный и поэтический слух, музыкальность, голосовые возможности детей, координацию движений со словом. ( «Скок-поскок», «Из-за леса, из-за гор», «Ваша-то Наташа-то», «Трактора» и т.д.). Игры со словом, обладающие четким ритмом, динамикой, эмоциональной насыщенностью, побуждают ребенка к действию.
- Большую роль в работе по развитию речи принадлежит подвижной игре, особенно игре, созданной на основе поэтического текста (народной, детской поэзии). Эмоциональная отзывчивость ребенка на художественный образ находится в тесной связи с ритмическими движениями, выполняемыми под стихотворный текст. В подвижной речевой игре со словом дети легко улавливают музыкальность, напевность, ритмичность речи, познают мягкость и выразительность языка.
- Одним из видов речевых игр, используемых на музыкальных занятиях, является ритмодекламация. Это ритмичное произнесение текста на фоне звучащей музыки. Её можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется. Однако исполнение ритмодекламации отличается более чётким произношением и утрированной интонацией. При этом поэтическая звуковая ткань взаимодействует с узорами музыкальных длительностей и пауз, что многократно усиливает эмоциональный эффект от прослушивания и, несомненно, является важным развивающим фактором для ребёнка.
Игра на детских музыкальных инструментах развивает творческие способности детей. Дети с удовольствием играют на детских музыкальных инструментах, т.к. это не требует особой подготовки, специальных навыков и доступно практически каждому ребенку. В ходе игры решаются задачи воспитания, чувство единения, развитие музыкальных способностей (чувство ритма, звуковысотного и тембрового слуха, формирование интереса к инструментальному творчеству). Вопросы при знакомстве с инструментом «На что похож?», « Из чего сделан?», «Как извлечь звук?» побуждают детей не только исследовать инструмент, но и расширить кругозор.
Основное назначение музыкально-дидактических игр и пособий – формирование у детей музыкальный способностей; в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте; развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух; побудить к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.
Музыкально-дидактические игры, дидактические упражнения и задания, способствуют развитию фонетико-фонематического слуха («На каком инструменте играю?», «Отгадай и сыграй как я», «Музыкальные молоточки», «Птички» Е.Тиличеевой, «Медведь» М.Красева, «В лесу» и «Угадай по голосу» Е.Тиличеевой, «Бубенчики» Е.Тиличеевой).
Значение музыкально-дидактических игр не ограничивается лишь помощью в развитии фонетико-фонематического слуха.
Произносительная сторона речи обладает определенной окраской (просодикой): как и в музыке в речи используются такие средства выразительности, как темповые изменения, характерный ритм, определенная звуковысотность, динамическая и тембровая окраска. Поэтому музыкально-дидактические игры, направленные на развитие звуковысотного, тембрового и динамического слуха, окажут косвенное воздействие и на развитие речевой просодики. Кроме того музыкально-дидактические игры помогают в развитии внимания, памяти, мыслительных процессов, т.е. оказывают большую помощь в развитии речи. («Музыкальная лесенка», «Бубенчики», «Барабанчики», «Кто поет?» и т.д.)
Таким образом, музыкальное воспитание, все виды музыкально - игровой деятельности оказывают большую помощь в развитии речи детей. Под влиянием музыкальных упражнений, игр, танцев, песен положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь. И не случайно, особенно в последние годы музыкальное воспитание включено в систему, комплекса методик артпедагогики и арттерапии в специальном образовании.
Литература:
1. Ветлугина Н. А. «Музыкальное воспитание в детском саду». – М.: Просвещение, 1981
2. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду /М.Ю. Картушина. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.;
3. Максаков А.И. «Воспитание звуковой культуры речи дошкольников». Пособие для пед. дошк. учреждений. 2-е изд.-М.:Мозаика-Синтез,2005.
4. Улашенко Н.Б. Музыка. Нестандартные занятия. / - Волгоград: Издательско-торговый дом «Корифей» , 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для начинающих педагогов «Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Только игра, как ведущий вид деятельности ребёнка-дошкольника способна в полной мере развивать речь ребёнка....
Игровая деятельность, как средство развития речи детей дошкольного возраста.
Уважаемые коллеги!Мы с Вами знаем, что игра является ведущей деятельностью ребёнка дошкольного возраста...
Собственный инновационный педагогический опыт «Игровая деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста" воспитателя МБДОУ "Коммунарский детский сад "Солнышко" Акишевой Екатерины Вячеславовны
Игра - самое чистое и самое духовное проявление человека!...
Сообщение для воспитателей: "Музыкально-игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста"
Сообщение для воспитателей....
Презентация: "Музыкально-игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста"
Сообщение для воспитателей...
Методическая разработка на тему:- «Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Мы с вами знаем, что игра является ведущей деятельностью ребёнка дошкольного возраста, в которой развиваются все психические процессы. Сегодня мы рассмотрим как это происходит...
МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Консультация для родителей...