План по самообразованию «Традиционные и нетрадиционные формы и методы оздоровления детей»
статья

Сауленко Галина Анатольевна

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов, это бесценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл -2131387213.docx69.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное бюджетное учреждение

«Ромненская средняя общеобразовательная школа имени И.А.Гончарова» -

детский сад  «Сказка»

План по самообразованию

«Традиционные и нетрадиционные формы и методы

оздоровления детей»

Воспитатель

первой квалификационной категории

Сауленко

Галина Анатольевна

2020 г.

Актуальность темы

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов, это бесценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем.

 В современных условиях наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей. По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н.А. Семашко, в России около 40% детей можно считать условно здоровыми.

Приходя в детский сад, большинство детей уже имеют целый букет заболеваний.

Появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями.

Следовательно, укрепление здоровья детей в дошкольных учреждениях – первостепенная задача педагогического и медицинского персонала. С древних времен было замечено, что закаливание способствует укреплению здоровья. Поэтому закаливающие мероприятия должны составлять основу воспитательно-оздоровительного процесса, цель которых – снизить заболеваемость детей.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает следующую задачу «охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия».

Здоровье детей во многом зависит от образа жизни, который они ведут. Важными факторами сохранения и укрепления здоровья является рациональное питание, занятие спортом, отсутствие вредных привычек, экологическая обстановка на территории проживания.

Поэтому я считаю необходимым развивать у дошкольников элементарные представления о здоровом образе жизни, формировать поведение, адаптированное к социальным и природным условиям окружающей среды, с целью сохранения и укрепления здоровья, достижения психологического комфорта, всестороннего развития потенциальных возможностей личности на основе понимания взаимосвязи состояния здоровья и образа жизни. Особенно важной задачей считаю организацию двигательной активности детей. Ведь движение – одна из составляющих здорового образа жизни человека любого возраста.

На помощь педагогу приходят здоровьесберегающие технологии – технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Применение на практике здоровьесберегающих технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Поэтому считаю тему самообразования «Использование традиционных и нетрадиционных форм и методов оздоровления детей» актуальной.

Эффективным средством укрепления здоровья, снижения заболеваемости детей является закаливание организма. При определении системы закаливания необходимо помнить дидактические принципы:

  • комплексное использование всех факторов природы: солнце, воздух, вода;
  • учёт индивидуальных особенностей;
  • систематичность;
  • постепенность в увеличении силы воздействия;
  • проведение закаливающих процедур как в состоянии покоя, так в движении на фоне теплового комфорта для организма ребёнка.

Солнце, воздух и вода – мощные природные факторы, при систематическом воздействии которых повышается устойчивость организма к меняющимся погодным условиям.

 Закаливание – одно из эффективных средств укрепления здоровья и профилактики заболеваний. Оно положительно действует на механизмы приспособления к холоду, жаре, ослабляет негативные реакции нашего организма на изменения погоды, повышает устойчивость к вирусным и бактериальным заражениям, создает прочный щит от простудных заболеваний и тем самым значительно продлевает срок активной творческой жизни человека. Закаливать свой организм необходимо каждому.

Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействуют созданию привычек здорового образа жизни. Мы разработали систему закаливания, предусматривающую разнообразные формы и методы, а так же изменения в связи со временем года, возрастом и индивидуальными особенностями здоровья детей. Это обеспечивает постепенное увеличение мер воздействия. В течение года рекомендации по проведению закаливающих процедур дает врач.

При закаливании следует руководствоваться  определенными принципами, к числу таких относятся: постепенность, систематичность, учет индивидуальных особенностей ребенка.

Цель работы по теме самообразования:  повышение уровня компетентности в вопросе укрепления детского здоровья средствами закаливания.

Задачи:

1) изучить теоретическую и методическую литературу по вопросу закаливания детского организма;

2) изучить состояние здоровья детей группы;

3) разработка картотеки закаливающих мероприятий;

4) реализация закаливающих мероприятий в группе;

5) просвещение родителей в аспекте закаливания детей дошкольного возраста.

Этапы работы по самообразованию:

Теоретический этап

1 Изучение теоретической и методической литературы

  • Артюхов, Ю. А. Как закалить свой организм. - Минск: Харвест, 1999.
  • Апарин В., Крылов, В. О пользе хождения босиком // Наука и жизнь. – 2001.
  • Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей. Материалы конф. - Дубна, 1992.
  • Анохин, П. К. Закаливание детей различного возраста. – М. : Медгиз, 1980. – 56 с. Ноябрь Составление памятки для родителей: «Правила закаливания детского организма».
  • Проведение беседы с детьми «Солнце воздух и вода – наши лучшие друзья»

Практический этап

  • Изучение здоровья воспитанников совместно с медсестрой
  • Проведение анкетирования родителей: «Как часто болеет ваш ребенок?»
  • Сбор методик и средств закаливания, планирование работы по закаливанию детей.
  • Составление картотеки закаливающих мероприятий.

Работа с детьми

  • Включение в режимные моменты мероприятий по закаливанию.

Работа с родителями

  • Материалы для родителей на тему «Закаливание детей дошкольного возраста»

Ожидаемые результаты:

1. Снижение  уровня межсезонного заболевания дошкольников.

2. Укрепление  физического  состояния  детей  и повышение уровня сопротивляемости  детского организма.

3. Приобщение детей и родителей к основам здорового образа жизни, как важнейшей составляющей  в режиме дня.

Традиционные формы закаливания

  • Воздушные ванны;
  • Солнечные ванны;
  • Закаливание водой;
  • Прогулки на воздухе;
  • Закаливание воздухом.
  • Обтирание;
  • Хождение босиком;
  • Холодное обтирание;
  • Водные процедуры для ног;
  • Контрастный душ;
  • Закаливание горла;
  • Дыхательная гимнастика;
  • Гимнастика после сна.

Воздушные ванны

Дозировка воздушных ванн осуществляется двумя путями: постепенным снижением температуры воздуха и увеличением продолжительности процедуры при той же температуре. 

Начинать прием воздушных ванн надо в комнате независимо от времени года при температуре не ниже 15-16° С, и только спустя некоторое время можно переходить на открытый воздух. Их принимают в хорошо проветренном помещении. Обнажив тело, следует оставаться в таком состоянии в начале курса закаливания не более 3-5 минут (в дальнейшем увеличивая время). При приеме прохладных и особенно холодных ванн рекомендуется совершать активные движения: гимнастические упражнения, ходьбу, бег на месте.

Закаливание солнцем

Солнечные инфракрасные лучи обладают ярко выраженным тепловым действием на организм. Они способствуют образованию дополнительного тепла в организме. В результате этого усиливается деятельность потовых желез и увеличивается испарение влаги с поверхности кожи: происходит расширение подкожных сосудов и возникает гиперемия кожи, усиливается кровоток, а это улучшает кровообращение воздушных ванн всех тканях организма. Инфракрасное облучение усиливает влияние на организм УФ радиации.

Закаливание водой

Мощное средство, обладающее ярко выраженным охлаждающим эффектом, так как ее теплоемкость и теплопроводность во много раз больше, чем воздуха. При одинаковой температуре вода нам кажется холодней воздуха. Показателем влияния водных закаливающих процедур служит реакция кожи. Если в начале процедуры она на короткое время бледнеет, а затем краснеет, то это говорит о положительном воздействии, следовательно, физиологические механизмы терморегуляции справляются с охлаждением.

Обтирание

Процедура обтирания: полотенце, губку или специальную рукавичку из материи смачивают  в воде и слегка отжимают.

Затем последовательно производят обтирание рук (в направлении от пальцев к плечам), шеи, груди, живота,  спины и ног.

После этого тело

растирают сухим жёстким полотенцем до покраснения и появления приятного ощущения теплоты.

Хождение босиком

Хождение босиком испокон веков использовалась для профилактики и лечения многих заболеваний. Современная наука подтверждает пользу босохождения. Прогулка по свежему снегу на первых порах должна быть не более 2 – 4 минут. Ходьба босиком – это сильнейшее профилактическое и целительное средство, одна из составляющих системы здорового образа жизни.

Закаливание воздухом

Закаливающее действие воздуха на организм способствует повышению тонуса нервной и эндокринной систем. Под влиянием воздушных ванн улучшаются процессы пищеварения, совершенствуется деятельность сердечно - сосудистой  и дыхательной систем, изменяется морфологический состав крови (в ней повышается количество эритроцитов и уровень гемоглобина). Пребывание на свежем воздухе улучшает общее самочувствие организма, оказывая влияние на эмоциональное состояние, вызывает чувство бодрости, свежести.

Прогулки на воздухе

Проводятся в любое время года независимо от погоды. Длительность прогулок устанавливается индивидуально для каждого человека в зависимости от состояния его здоровья и возраста. Увеличение времени прогулок должно проводиться постепенно с учетом как перечисленных факторов, так и степени тренированности организма, а также температуры воздуха.

Закаливание горла

Особенно полезно детям с частыми респираторными заболеваниями. Проводить желательно в первую половину дня с целью гигиенического эффекта и закаливания горла. Следует полоскать горло водой при температуре 33-36˚, а затем после привыкания снижать на 1˚, каждые 5 дней доведя до 16-18˚.Но если ребенок болен, то снижать температуру через 7 дней.

Используемые нетрадиционные методы закаливания  детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Кроме традиционных форм и методов закаливания детей  будут использоваться:

Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов. Для детей самомассаж - это и профилактика простудных заболеваний. Он благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже.

Главная ценность массажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему малыша, помогает ребенку снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка.

Приемы самомассажа проводят в такой последовательности: поглаживание, растирание, разминание и вибрация (потряхивание).

Продолжительность самомассажа для детей 5-7 минут, в зависимости от поставленной задачи.

Задачи самомассажа:

  • Воспитывать интерес к оздоровительному массажу.
  • Обучать элементам массажа.
  • Закреплять технику выполнения различных видов игровых массажей.
  • Повышать сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.
  • Предотвращать простудные заболевания путем воздействия на активные точки.
  • Развивать интеллектуальные функции.
  • Развивать двигательную память.
  • Воспитывать бережное отношение к своему телу.
  • Развивать коммуникативные навыки и тактильное восприятие.

Виды самомассажа:

  • Игровой самомассаж - нетрадиционный вид упражнений, помогающий естественно развиваться организму ребенка, функционально совершенствоваться его отдельным органам и системам. «Игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, с музыкальным сопровождением, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.
  • Самомассаж Су-Джок шарами.

Дети знакомы с ним под названием «Ежик» - симпатичный шарик с острыми шипами, лёгкий и гигиеничный, простой в обращении и доступный в любой момент. Его остроконечные выступы воздействуют на биологически активные точки, неизменно вызывая улучшение самочувствия, снимая стресс, усталость и болевые ощущения, повышая общий тонус организма. С помощью шаров – «ежиков» детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи. Главными достоинствами Су-Джок терапии является высокая эффективность, абсолютная безопасность применения, доступность метода.

  • Точечный массаж.

На лице любого человека расположены массажные зоны, связанные с регуляцией иммунитета и закаливанием организма (А.А.Уманская). Локальное воздействие на эти зоны мы называем точечным массажем. Точечный массаж введен со средней группы. Он включает в себя пять основных зон: на лбу (середина лба), у внутренних концов бровей (параллельно), у крыльев носа (параллельно), у уголков рта (параллельно) и между большим и указательным пальцами (сначала на одной руке, затем на другой). Эти точки доступны детям с 4-5 –летнего возраста.

Точечный самомассаж для детей выполняется путем нажимания подушечками пальцев на кожу и мышцы в местах расположения активных точек. Этот вид массажа может служить расслабляющим или же возбуждающим средством, при использовании в комплексе оказывает на организм ребенка положительный эффект. Используется он в основном для нормализации нервных процессов и чаще всего это самомассаж подошв и пальцев ног, кистей рук, головы и лица. Точечный массаж детям очень полезен для поднятия иммунитета. При возникновении первых симптомов простуды или после контакта с заболевшим человеком его нужно делать каждый день на протяжении недели. Если выполнять все манипуляции правильно, то можно достичь потрясающих результатов и значительно улучшить состояние здоровья малыша.

Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием и индивидуальной реакцией детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Игровой самомассаж может быть использован в индивидуальной работе виде отдельного 5-минутного занятия ежедневно, как часть занятия по познавательному развитию в виде динамической паузы, а также в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей.

Правила закаливания

  • Начинай закаливание в теплую погоду, когда можно одновременно принимать воздушные и солнечные ванны. Это время отдыха, игры, прогулок (пеших и на велосипеде). Водные процедуры начинай во время купания в реке, озере;
  • Ходи босиком по лесной тропинке, песку, мягкой траве, гальке;
  • Продолжительность закаливающих процедур вначале должна быть небольшой, а температура воздуха и воды соответствовать рекомендуемым
  • Температуру воды для обливания, обтирания, душа и ножных ванн надо снижать постепенно каждые три дня на 1-2ºС;
  • После водных процедур разотри тело сухим полотенцем до легкого покраснения;
  • Если начал закаляться, то делай это каждый день! Если пропустил 1-2 недели, то надо начинать все сначала;
  • Выполняй закаливающие процедуры только будучи здоровым!

     Модель закаливания   детей дошкольного возраста

фактор

мероприятия

место в режиме дня

периодичность

Дозировка

вода

полоскание рта

после каждого приема пищи

ежедневно

3 раза в день

50-70 мл воды

t воды +20

полоскание горла с эвкалиптом

Вечером (дома)

ежедневно

50-70 мл р-ра нач.t воды +36 до +20

обливание ног

после дневной прогулки

июнь-август

ежедневно

нач.t воды +18+20

20-30 сек.

умывание

после каждого приема пищи, после прогулки

ежедневно

t воды +28+20

воздух

облегченная одежда

в течении

дня

ежедневно,

в течение года

-

одежда по сезону

на прогулках

ежедневно,

в течение года

-

прогулка на свежем воздухе

после занятий, после сна

ежедневно,

в течение года

от 1,5 до 3часов, в зависимости от сезона и погодных условий

утренняя гимнастика

на воздухе

-

июнь-август

в зависимости от возраста

физкультурные занятия на воздухе

-

в течение года

20 мин., в зависимости от возраста

воздушные ванны

после сна

ежедневно,

в течение года

5-10 мин.,в зависимости от возраста

на прогулке

июнь-август

-

выполнение режима проветривания помещения

по графику

ежедневно,

в течение года

6 раз в день

дневной сон с открытой фрамугой

-

в теплый период

t возд.+15+16

бодрящая гимнастика

после сна

ежедневно,

в течение года

дыхательная гимнастика

во время утренней зарядки, на физкультурном занятии, на прогулке, после сна

ежедневно,

в течение года

3-5 упражнений

дозированные солнечные ванны

на прогулке

июнь-август

 с учетом погодных условий

с 9.00 до 10.00 ч. по графику до 25 мин.  до 30 мин.

рецепторы

босохождение в обычных условиях

в течение дня

ежедневно,

в течение года

3-5 мин

пальчиковая гимнастика

перед завтраком

Ежедневно

5-8 мин

контрастное босохождение (песок-трава)

на прогулке

июнь-август

с учетом погодных условий

от 10 до 15мин

самомассаж

после сна

в течение года

2 раза  в неделю

массаж стоп

перед сном

в течение года

1 раз в неделю

План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Примечание

Работа с детьми

Сентябрь-май

Физкультинутки, закаливающие мероприятия, подвижные игры, гимнастика для глаз, ритмопластика, психогимнастика, игротерапия, утренняя гимнастика и гимнастика пробуждения, физкультурные занятия.

Ежедневная работа в течение года.

Октябрь

Дыхательная гимнастика.

Полоскание горла

Постепенное введение.

Ноябрь

Хождение по дорожкам здоровья

Постепенное введение

Январь-февраль

Точечный массаж

Обширное умывание

Постепенное введение

Апрель

Сон без маек

Обтирание

Май

Спортивные игры.

Игры на прогулках.

Работа с семьей

Анкетирование родителей с целью выявления социально-педагогических условий формирования представления о ЗОЖ в семье.

Анкета «О здоровье всерьёз».

Консультация «Оздоровительное закаливание детей дошкольного возраста»

Консультация

«Польза закаливающих процедур для дошкольника».

Стендовая информация «Закаливание в домашних условиях»

Мастер - класс

«Растим малыша здоровым, играя» (о точечном массаже)

Список используемой литературы:

1. Белая К. Ю., Зимонина В. А. «Как обеспечить безопасность дошкольников: конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста» М.: Просвещение, 2000 – 94 с.

2. Глазырина Л. Д. Физическая культура дошкольникам: программа и программные требования М.: 1999 – 144 с.

3. Зимонина В. А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М. ;ВЛАДОС,2003-304 с

4. Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М.: АРКТИ, 2002 – 64 с.

5. Моргунова О. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж, 2005 – 127 с.

6. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста М.: 2004

7. Семёнова Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой в школе здоровья. СПб. 2004 – 87 с.

8. Чупаха И. В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М: 2003 - 143 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

таблица для инструкторов по ФИЗО "Формы и методы оздоровления детей дошкольного возраста"...

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

Глухой к другим людям- останется глухим к самому себе: если ему будет не доступно самое главное в самовоспитании, эмоциональная оценка собственных поступков...  В.А. Сухомлинский...

Современные формы и методы оздоровления детей дошкольного возраста

Оздоровительные мероприятия, закаливание в условиях ДОУ...

Традиционные и нетрадиционные формы и методы работы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста

Опираясь на исследования Г.С. Альтшуллера, Л.С. Выготского, В.Н. Дружинина, Т.В. Кудрявцева, можно выделить следующий компонентный состав творческих способностей дошкольников:творческое мышление;творч...

Традиционные и нетрадиционные формы и методы воспитания и обучения детей дошкольного возраста

Эффективность воспитания и обучения зависит от правильно подобранных методов и средств, а также от формы организации педагогического процесса....

Мастер – класс для педагогов «Нетрадиционные формы и методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

Познакомить участников мастер-класса со здоровьeсберегающими технологиями в ДОУ, а также с нетрадиционными формами оздоровления детей.    Познакомить с методом - Су-Джок терапия....

Семинар-практикум «Нетрадиционные формы и методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОО»

Семинар-практикум разработан с целью повышения знаний педагогов о значении освоение нетрадиционных методов оздоровления и здоровьесберегающих технологий в жизни детей. Дать определение понятию здоровь...