Современные формы и методы оздоровления детей дошкольного возраста
материал по физкультуре по теме

Жукова Ирина Борисовна

Оздоровительные мероприятия, закаливание в условиях ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formy_i_metody_ozdorovl.doc157 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

МДОУ ЦРР – Д\С №26 «ПЕТУШОК»

№ п/п

Формы и методы

           Содержание

Контингент детей

1

    2

           3

4

1

Обеспечение здорового ритма жизни

- щадящий режим (адаптационный период);

- гибкий режим

Все группы

2

Физические упражнения

- утренняя гимнастика;

 - физкультурно-оздоровительные занятия;

- подвижные и динамичные игры;

- профилактическая гимнастика (дыхательная,

   звуковая, улучшение осанки, плоскостопия)

- гим-ка для глаз.

   

 - спортивные игры;

 - терренкур (дозированная ходьба)

Все группы

3

Гигиенические и водные процедуры

- умывание;

- мытье рук до локтя прохладной

  водой;

- игры с водой;

 

Все

группы

4

Свето-воздушные ванны

- проветривание помещений;

- прогулки на свежем воздухе;

- обеспечение температурного режима и

   чистоты воздуха

Все

группы

5

Активный отдых

- развлечение, праздники, игры, забавы;

 - дни здоровья;

 - каникулы

Все

группы

6

Арома- и фитотерапия

- ароматизация помещений;

Все

группы

7

Диетотерапия

- рациональное питание,

Все

группы

8

Свето-цвето-терапия

- обеспечение светового режима;

- цветовое и световое сопровождение среды и

   учебного процесса

Все

группы

9

Музыко-терапия

- муз.сопровождение режимных моментов;

 - муз.оформление фона занятий;

 - муз.театральная деятельность

Все

группы

10

Аутотренинг

и психогимнастика

- игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы;

- игры тренинга на подавление отрицательных эмоций и     снятия невротических состояний;

 - коррекция поведения

ясельная группа средняя, старшая группы

11

Спец

закаливание

- босоножье, игровой массаж;

-дыхательная гимнастика

Все группы

12

Стимулирующая терапия

- адаптогены и стимуляторы

 (по плану оздоровительных мероприятий)

Все группы


ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

  1. Четкая организация теплового и воздушного режима в помещении  

         (проветривание согласно графика).

  1. Следить за рациональной одеждой детей (в групповых комнатах дети

         находятся в облегченной одежде, одежда для прогулок должна

         соответствовать времени года и характеру погоды).

  1. Ежедневно проводить утреннюю гимнастику, организовывать с детьми

        подвижные игры и упражнения (в летний период проводить эти занятия

         на свежем воздухе).

  1. Строго выполнять стереотипно повторяющиеся режимные моменты:

         время приема пищи, дневной и ночной сон, общая длительность

         пребывания ребенка на открытом воздухе.

     5. Ежедневное пребывание детей на свежем воздухе не менее 4-х часов.

         Строго учитывать характер погоды при проведении подвижных игр, если

         температура ниже -15° С проводить с детьми игры с наиболее

         интенсивной двигательной нагрузкой, в теплую погоду - спокойные игры.

  1.  Уделять особое внимание беговым упражнениям для тренировки и

         совершенствования общей выносливости.

     7.  Исключить шумные игры за 30 минут до возвращения детей с прогулки.

     8. Обеспечить условия для преобладания положительных эмоций во всех

         видах двигательной активности и ежедневном распорядке дня ребенка.

     9.  Обеспечить спокойную обстановку в подготовке детей ко сну.

    10. Строго соблюдать время, отведенное для сна.

    11. Специальные меры закаливания: воздушные ванны в сочетании с

         физическими упражнениями для ног, плеч, туловища, рук, на дыхание

         (упражнения выполнять после сна, лежа в постели).

    12.. Полоскание рта кипяченной водой комнатной температуры после приема

          пищи. При каждом полоскании использовать около 1/3 стакана воды.

    13. В летний период:

           хождение босиком по траве, земле, асфальту;

           игры детей с водой;

            все виды занятий, кроме ИЗО, проводить на свежем воздухе.

           использовать босохождение по нестандартному физкультурному

           оборудованию.

     14.  Проводить контрольное обследование детей в группах сада.


ИГРОВОЙ МАССАЖ

Интерпретация и адаптированный вариант методик спецзакаливания детей

А. Уманской и К. Динейки.

ЗАКАЛИВАЮЩЕЕ ДЫХАНИЕ

Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2-3 раза в день.

«Поиграем с носиком»

I.        Организационный момент.
«Найди и покажи носик».

Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому.

II.        Основная часть.

Игровые упражнения с носиком.

«Помоги носику собраться на прогулку».

Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой носик самостоятельно или с помощью взрослого.

«Носик гуляет».

Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.

Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос.

«Носик балуется».

На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.

«Носик нюхает приятный запах».

Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.

«Носик поет песенку».

На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет: «Ба-бо-бу».

«Погреем носик».

Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно.

Таким образом, делается как бы растирание.

III. Заключительный этап.

«Носик возвращается домой».

Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.

Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:
Подходи ко мне, дружок,
И садись скорей в кружок.
Носик ты быстрей найди,
Тете        покажи.

Надо носик очищать,

На прогулку собирать.

Ротик ты свой закрывай,

Только с носиком гуляй.

Вот так носик-баловник!

Он шалить у нас привык.

Тише, тише, не спеши,

Ароматом подыши.

Хорошо гулять в саду

И поет нос: «Ба-бо-бу».

Надо носик нам погреть,

Его немного потереть.

Нагулялся носик мой,

Возвращается домой.


МАССАЖ РУК

Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

«Поиграем с ручками»

I. Подготовительный этап.

Дети растирают ладони до приятного тепла.

II. Основная часть.

  1. Большим и указательным пальцами одной руки массируем - растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.
  2. Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытье рук.
  1. Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.
  2. Переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.

5. Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.
III. Заключительный этап.

Дети встряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.

Примечание. Упражнение можно сопровождать стихами:

Эй, ребята, все ко мне.

Кто стоит там в стороне?

А ну, быстрей лови кураж

И начинай игру-массаж.

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь со всеми,

Никого не обойду.

С ноготками поиграю,

Друг о друга их потру.

Потом ручки разогрею,

Плечи мягко разомну.

Затем руки я помою,

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Вытяну я пальчики,

Пусть бегут, как зайчики.

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

Вот и кончилась игра,        ,

Отдыхает детвора.


МАССАЖ ВОЛШЕБНЫХ ТОЧЕК УШЕК

Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний. Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.

«Поиграем сушками»

I.        Организационный момент.

Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их в круг.

  1. Основная часть.

Упражнения с ушками.
«Найдем и покажем ушки».

Дети находят свои ушки, показывают их взрослому (если мешают волосы, их закалывают вверху).

«Похлопаем ушками».

Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.

«Потянем ушки».

Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.

«Покрутим козелком».

Ребенок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, и указательным пальцем прижимает козелок - выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20-30 секунд.

«Погреем ушки».

Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину.

III. Заключительный этап.

Дети расслабляются и слушают тишину.

Примечание. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей. В среднем это составляет 7-8 раз, для малышей достаточно 5-6 раз. Действия можно сопровождать стихами:

Подходи ко мне, дружок,

И садись скорей в кружок.

Ушки ты свои найди

И скорей их покажи.

Ловко с ними мы играем,

Вот так хлопаем ушами.

А сейчас все тянем вниз.

Ушко, ты не отвались!

А потом, а потом

Покрутили козелком.

Ушко, кажется, замерзло,

Отогреть его так можно.

Раз, два! Раз, два!

Вот и кончилась игра.

А раз кончилась игра,

Наступила ти-ши-на!


ЗАКАЛИВАЮЩИЙ   МАССАЖ    ПОДОШВ

Закаливающий массаж подошв как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делается ежедневно. Если массаж стопы валиком или скалкой проводится утром и вечером по 3-10 минут, то полный массаж достаточно выполнять раз в неделю.

«Поиграем с ножками»

I. Подготовительный этап.

  1. Удобно сесть и расслабиться.
  2. Смазать подошвы ног смягчающим кремом или растительным маслом(1-2 капли на ладошку).

II.        Основная часть.

1.        Одной рукой, образуя «вилку» из большого и остальных пальцев, обхватить лодыжку и зафиксировать стопу. Другой погладить стопу от пальцев до щиколотки.

2.        Сделать разминание стопы всеми пальцами.

3.        Погладить стопу граблеобразным движением руки по направлению к пальцам.

  1. Похлопать подошву ладонью.
  2. Согнуть стопу вверх с произвольным падением вниз.
  3. Покатать ногами (подошвами) палку, несильно нажимая на нее.
  4. Растереть подушечкой большого пальца руки закаливающую зону, расположенную в центре подошвы.

III. Заключительный этап.

  1. Погладить всю стопу от пальцев до щиколотки.
  2. Посидеть спокойно, расслабившись.

Примечание.  Дозировка должна соответствовать возрасту детей.

Комплекс можно сопровождать стихами:

Мы ходили, мы скакали,

Наши ноженьки устали.

Сядем рядом, отдохнем

И массаж подошв начнем.

На каждую ножку

Крема понемножку.

Хоть они и не машины,

Смазать их необходимо!

Проведем по ножке нежно,

Будет ноженька прилежной.

Разминка тоже обязательна,

Выполняй ее старательно.

Растирай, старайся

И не отвлекайся.

По подошве, как граблями,

Проведем сейчас руками.

И полезно, и приятно,

Это всем давно понятно.

Рук своих ты не жалей

И по ножкам бей сильней.

Будут быстрыми они,

 Потом попробуй, догони!

Гибкость тоже нам нужна,

Без нее мы никуда.

Раз - сгибай, два - выпрямляй

Ну, активнее давай!

Вот работа, так работа,

Палочку катать охота.

Веселее ты катай

Да за нею поспевай.

В центре зону мы найдем,

Хорошенько разотрем.

Надо с нею нам дружить,

Чтобы всем здоровым быть.

Скажем все: «Спасибо!»

Ноженькам своим.

Будем их беречь мы

 И всегда любить.


«Босопожье»

Это отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма ребенка к резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Проводится в любое время дня. Дозировка определяется возрастом. Желательно начинать в теплый период года.

Группа

Виды ходьбы и дозировка

Теплый период

Время

Холодный период

Время

1

2

3

4.

5

Ранний возраст

Ходьба и бег по одеялу и деревянному настилу

5-30 минут

Ходьба и бег по ковру в носках

5-30 минут

Младшая группа

Ходьба и бег по теплому песку и траве

минут

Ходьба по ковру босиком

5-30 минут

Средняя группа

Ходьба и бег по мокрому и сухому песку, траве, асфальту

5-60 минут

Ходьба босиком по ковру и в носках по полу. Бег босиком по полу

5-30 минут

Старшая группа

Ходьба и бег по земле, воде, асфальту

5-90 минут

Ходьба и бег босиком по полу группы

5-30 минут

Подготовительная группа

Ходьба и бег по различным видам почвы, покрытиям земли

От 5 минут и неограниченно

Свободный бег и ходьба в группе

5-30 минут


ГИМНАСТИКА МАЛЕНЬКИХ ВОЛШЕБНИКОВ

Для того чтобы точечный массаж не выполнялся чисто механически, необходимо создать соответствующий эмоциональный настрой. Можно предложить детям игру «Скульптор». Заниматься точечным массажем при создании образа можно только «руками любви», так как в этом случае ответственность за эмоциональное состояние полностью перекладывается на подсознание дошкольника. Точечный массаж - это надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения осязательных и проприоцептивных точек и разветвлений нервов. Точечный массаж как элемент психофизической тренировки способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения. Применяется чаще всего с целью улучшения протекания нервных процессов путем воздействия на некоторые активные точки. В основном это самомассаж активных точек на подошве и пальцах ног, некоторых точек на голове, лице и ушах, а также на пальцах рук.

Если боль ощущается от легкого надавливания пальцами, то следует массировать активную точку пальцами правой руки легко, быстро и поверхностно по центробежной спирали от себя вправо (тонизирующее воздействие). Если же боль появляется только от сильного нажатия на точку, то нужно оказать успокаивающее воздействие, нажимая прямо на эту точку со средней силой большим пальцем правой руки, а затем растирать ее целенаправленно по центростремительной спирали - от себя влево. При проведении «гимнастики маленьких волшебников» происходит целенаправленное надавливание на биологически активные точки. Но в отличие от лечебного применения известного метода шиацу, ребенок здесь не просто «работает» - он играет, лепит, мнет, разглаживает свое тело, видя в нем предмет заботы, ласки, любви.

Делая массаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он действительно творит что-то прекрасное, развивает у ребенка позитивное ценностное отношение к собственному телу.

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

(проводятся во всех группах)

/. Потягивание.

И. П. - из позиции «лежа на спине».

1)        На вдохе левая нога тянется пяточкой вперед по полу, а левая рука - вдоль туловища вверх. Дыхание задерживается, ноги и руки максимально растянуты. На выдохе, расслабляясь, ребенок произносит: «ид-д-да-а-а».

Цель: почувствовать удовольствие от растяжки мышц левой стороны тела.

  1. Правая нога тянется пяточкой вперед по полу, а правая рука - вверх, вдоль туловища - вдох. После задержки дыхания на выдохе произносится «пин-гал-ла-а».
  2. Обе ноги тянутся пяточками вперед по полу, обе руки - вверх вдоль туловища. Дыхание задержать и на выдохе медленно произнести «су-шум-м-м-на».

2. Массаж живота. И. П. - лежа на спине.

1)        Ребенок поглаживает живот по часовой стрелке. Похлопывает ребром ладони, кулачком, снова поглаживает, пощипывает, имитирует движения тестомеса, замешивающего тесто, снова поглаживает.

Цель: улучшить работу кишечника.

2)        С левой стороны пальчиками нажимает несколько раз более глубоко, словно палочкой проверяет готовность теста.

3. Массаж грудной области.
И. П. - сидя по-турецки.

  1. Поглаживание области грудной клетки со словами: «Я милая (милый), чудесная (-ый), прекрасная (-ый).
  2.  «Заводим машину».

Ребенок ставит пальчики на середину грудины от вилочковой железы вниз (кроме больших пальцев, все восемь остальных ставятся на одной линии сверху вниз), делает вращательные движения 5-6 раз по часовой стрелке со звуком «ж-ж-ж-ж». Затем 5-6 раз вращательные движения против часовой стрелки.

3) Сняв все пальцы с грудины со звуком «пи-и-и», нажимает на точку между грудными отделами в области сердца (сигнал - «машина завелась»).

4.        Массаж шеи.

И. П. - сидя по-турецки.

  1. Поглаживает шею от грудного отдела к подбородку.
  2. Развернув плечи, гордо поднимает голову на вытянутой шее.
  3. Ласково похлопывает по подбородку тыльной стороной кисти рук.

5.        Массаж ушных раковин.

И. П. - сидя по-турецки. Ребенок лепит ушки для Чебурашки или для доброго слоника.

  1.  Поглаживает ушные раковины по краям, затем по бороздкам внутри раковин, за ушами.
  2.  Ласково оттягивает ушные раковины вверх, вниз, в стороны (по 5-6 раз в каждую сторону).
  3.  Нажимает на мочки ушей (вешает на них «красивые сережки»).
  4.  Лепит ушки внутри. Пальцами внутри раковин делает 7-8 вращательных движений по часовой, затем против часовой стрелки (пусть ушки будут чистыми и всеслышащими).

5) С усилием «примазывает глину» вокруг ушных раковин -проверяет прочность, заглаживает поверхность вокруг ушных раковин на расстоянии 1-1,5 см.

6.        Массаж головы.

  1. Сильным нажатием пальчиков имитирует мытье головы.
  1.  Пальцами, словно граблями, ведет от затылка, от висков, от лба к середине головы, словно сгребает сено в стог.
  2.  Спиралевидными движениями ведет пальцы от висков к затылку.
  1. «Догонялки»: сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавиатуре, «бегает» по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то догоняют друг друга.
  2. С любовью и лаской расчесывает пальцами, словно расческой, волосы и представляет, что его «прическа самая красивая на конкурсе причесок».

7.        Массаж лица. Лепит красивое лицо.

  1.  Поглаживает лоб, щеки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукивает по коже, словно уплотняет ее, чтобы она была упругой.
  2.  Надавливает пальцами на переносицу, середину бровей, делает вращательные движения по часовой, затем против часовой стрелки по 5-6 раз.
  3.  С усилием, надавливая, рисует желаемый изгиб бровей, затем щипками лепит густые брови от переносицы к вискам.
  4.  Мягко и нежно лепит глаза, надавливая на их уголки и расчесывая длинные пушистые реснички.
  5.  Надавливая на крылья носа, ведет пальчики от переносицы к носовым пазухам, подергивает себя за нос и представляет, какой красивый нос для Буратино у него получился.

Цель: предотвращение простудных заболеваний путем воздействия на активные точки лица.

8.        Массаж шейных позвонков.
Игра «Буратино».

Буратино своим длинным носом рисует солнышко, морковку, дерево.

  1.  Мягкие круговые движения головой по часовой стрелке. Затем против часовой стрелки.
  2.  Повороты головы в стороны, вверх, вниз.
  3.  Наклоны головы во время «рисования» вправо, затем влево.

9.        Массаж рук.

1) «Моют» кисти рук, активно трут ладошки до ощущения сильного тепла.

  1.  Вытягивают каждый пальчик, надавливают на него.
  2.  Фалангами пальцев одной руки трут по ногтям другой, словно по стиральной доске.
  3. Трут «мочалкой» всю руку до плеча, сильно нажимают на мышцы плеча и предплечья; «смывают водичкой мыло», ведут одной рукой вверх, затем ладошкой вниз и «стряхивают воду».

Игра «Солнечные зайчики».

Дети встряхивают кистями рук (кисти в расслабленном состоянии) сверху вниз, словно обрызгивая друг друга. Представляют, как капельки воды, словно солнечные зайчики, блестят на солнце. Какого цвета эти солнечные зайчики? Куда летят брызги? Мысленно дети строят радугу из водяных капелек, любуются цветом и блеском. Тянут ладошки вверх к солнцу, представляя, как добрая сила вливается в них.

Игра «Птичка».

  1. Руки сложены ладошками перед грудью. Птичка в клетке бьется, пытаясь освободиться, - руки напряжены и с усилием двигаются то вправо, то влево.
  2. «Птичка вырвалась на свободу». Тело в расслабленном состоянии. Руки поднимаются вверх и, разъединившись в свободном парении, опускаются.

Манипуляция руками в свободном парении - в зависимости от фантазии ребенка.

10.        Массаж ног.

И. П. - сидя по-турецки.

1) Подтягивая к себе стопу левой ноги, ребенок разминает пальцы ног, поглаживает между пальцами, раздвигает пальцы. Сильно нажимает на пятку, растирает стопу, щиплет, похлопывает по пальцам, пятке, выпуклой части стопы. Делает стопой вращательные движения, вытягивает вперед носок, пятку, затем похлопывает ладошкой по всей стопе. То же с правой ногой.

2) Поглаживает, пощипывает, сильно растирает голени и бедра, «надевает» воображаемый чулок, затем «снимает его и сбрасывает», встряхивая руки.


ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С НЕЗНАЧИТЕЛЬНОЙ И УМЕРЕННОЙ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКОЙ

Игра с пальцами (I младшая группа).

Дети сидят перед воспитателем, воспитатель читает стихи, сопровождая их показом. Дети подражают ему, а в дальнейшем самостоятельно двигают пальцами. Игра начинается с мизинца на левой руке.

Мой Мизинчик, где ты был?

С Безымянным щи варил.

А со Средним кашу ел,

С Указательным запел,

А Большой меня встречал

И конфеткой угощал.

Указательный на правой

Вел в поход нас всей оравой.

Средний брат несет рюкзак,

Безымянный ходит так.

А Мизинец стал играть,

Братьев слушать, приглашать.

Раз-два-три-четыре-пять.

Игру можно повторять два-три раза.

Игра «Пальчик о пальчик» (I-II младшие группы). 

Дети сидят перед воспитателем, под песенку взрослого повторяют за ним движения:

Пальчик о пальчик тук да тук.       (Повторить 2раза.)
Хлопай, хлопай, хлопай.        (Хлопают в ладоши.)

Ножками топай, топай.        (Повторить 2 раза.)

Спрятались, спрятались.        (Закрыть лицо руками.)

Пальчик о пальчик тук да тук.       (Повторить 2 раза.)

Игра «Какой мяч больше ?» (I—II младшие группы).

Дети стоят перед столом, на котором лежат в вперемешку мячи большие и маленькие (диаметром 10-20 см.). Воспитатель стоит на


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные методы оздоровления детей дошкольного возраста

Современные методы оздоровления детей дошкольного возраста : цветотерапия, песочная терапия, сказкотерапия, ароматерапия и т.д....

Методы оздоровления детей дошкольного возраста

Методы оздоровления детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей "Нетрадиционные методы оздоровления детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Нетрадиционные методы оздоровления детей дошкольного возраста" знакомит родителей с простыми, но эффективными способами оздоровления ребенка без лекарств....

Доклад музыкального руководителя по теме: «Музыкотерапия, как метод оздоровления детей дошкольного возраста».

ДОКЛАДМузыкального руководителя  по теме: «Музыкотерапия,  как метод  оздоровления  детей  дошкольного возраста».              ...

Доклад музыкального руководителя по теме: «Музыкотерапия, как метод оздоровления детей дошкольного возраста».

ДОКЛАДМузыкального руководителя  по теме: «Музыкотерапия,  как метод  оздоровления  детей  дошкольного возраста».              ...

Доклад музыкального руководителя по теме: «Музыкотерапия, как метод оздоровления детей дошкольного возраста».

Доклад  музыкального руководителя   по теме: «Музыкотерапия,  как метод  оздоровления  детей  дошкольного возраста»....