Традиционные и нетрадиционные формы и методы работы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)

Рыбак Любовь Алексеевна

Опираясь на исследования Г.С. Альтшуллера, Л.С. Выготского, В.Н. Дружинина, Т.В. Кудрявцева, можно выделить следующий компонентный состав творческих способностей дошкольников:

  • творческое мышление;
  • творческое воображение;
  • и применение методов творчества детьми в процессе выполнения проблемных и творческих заданий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Традиционные и нетрадиционные формы и методы работы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста

Опираясь на исследования Г.С. Альтшуллера, Л.С. Выготского, В.Н. Дружинина, Т.В. Кудрявцева, можно выделить следующий компонентный состав творческих способностей дошкольников:

  • творческое мышление;
  • творческое воображение;
  • и применение методов творчества детьми в процессе выполнения проблемных и творческих заданий.

Согласно Н.А. Ветлугиной, к последним относятся:

  • дополнения, изменения, вариации, преобразования уже знакомого материала;
  • создание новой комбинации из усвоенных, старых элементов;
  • применение известного в новых ситуациях;
  • самостоятельные поиски, пробы наилучшего решения задания;
  • нахождение новых приемов решения, когда старых уже недостаточно, самостоятельность и инициатива в их применении;
  • быстрота реакции, находчивость в действиях, хорошая ориентировка в новых условиях; подражание образцу, но применение его при воплощении новых образов;
  • нахождение своих оригинальных приемов решения творческих заданий.

При этом выделяется исследователями – Г.В. Тереховой, Н.Ю. Посталюк и др. авторами – выделяется несколько направлений работы с детьми по развитию их творческих способностей, каждому их которых соответствуют свои группы традиционных и нетрадиционных форм и методов педагогического воздействия.

Первое направление работы – реализация системы творчески заданий, ориентированных на познание объектов, ситуаций, явлений, которая способствует:

  • накоплению творческого опыта познания действительности через изучение объектов, ситуаций, явлений на основе выделенных признаков (цвет, форма, размер, материал, назначение, время, расположение, часть – целое);
  • рассмотрение их в противоречиях, обуславливающих их развитие;
  • моделирование явлений, учитывая их особенности, системные связи, количественные и качественные характеристики, закономерности развития систем.

Методы, которые здесь используются: наглядно-практические методы, в основном, методы сериации и классификации (традиционные) и методы формирования ассоциаций, установления аналогии, выявления противоречий (нетрадиционные) и др. Основными формами работы с детьми являются занятия и экскурсии.

Второе направление работы – реализация системы творческих заданий, ориентированных на использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, обеспечивает накопление опыта творческого подхода к использованию уже существующих объектов, ситуаций, явлений. Выполнение заданий данной группы позволяет:

  • рассматривать объекты ситуации, явления с различных точек зрения;
  • находить фантастические применения реально существующим системам;
  • осуществлять перенос функций в различные области применения;
  • получать положительный эффект путем использования отрицательных качеств систем, универсализации, получения системных эффектов.

В основном, здесь традиционно используются словесные и практические методы. Нетрадиционно – целый ряд приемов в рамках игрового метода: прием аналогии, прием «оживления», прием изменения агрегатного состояния, увеличение-уменьшение, прием «матрешки», прием «наоборот», прием обращения вреда в пользу и др. Основными формами работы здесь являются подгрупповые занятия и организация самостоятельной деятельности детей.

Третье направление работы – реализация системы творческих заданий, ориентированных на преобразование объектов, ситуаций, явлений, которая способствует:

  • приобретению творческого опыта в осуществлении фантастических (реальных) изменений внешнего вида систем (формы, цвета, материала, расположения частей и др.);
  • изменению внутреннего строения систем;
  • учету при рассмотрении системы свойств, ресурсов, диалектической природы объектов, ситуаций, явлений.

Среди традиционных методов работы – экологические опыты и экспериментирование с изобразительными материалами, среди нетрадиционных – метод фокальных объектов и синектики, метод усовершенствования игрушки, методы развития творческого мышления и творческого конструирования. Основные формы работы – конкурсы детско-родительского творчества (традиционно), организация подгрупповой работы детей в лаборатории (нетрадиционно).

Четвертое направление работы – реализация системы творческих заданий, ориентированных на создание новых объектов, ситуаций, явлений, которая обеспечивает:

  • развитие умений создания оригинальных творческих продуктов на основе получения качественно новой идеи субъекта творческой деятельности;
  • ориентирование при выполнении творческого задания на идеальный конечный результат развития системы;
  • переоткрытия уже существующих объектов и явлений с помощью элементов диалектической логики.

Среди традиционных методов работы здесь выступают диалоговые методы и метод экспериментирования. Среди нетрадиционных – методы проблематизации, мозгового штурма, методы развития творческого воображения и др. Основные формы работы – организация детских  выставок (традиционно), организация проектной деятельности детей и взрослых (нетрадиционно). При этом существует целый ряд нетрадиционных техник создания творческого образа, в частности, изобразительного.

При работе с детьми младщего дошкольного возраста «нетрадиционность» применяемых техник касается, в основном, средств изображения (восковыми мелками, углем, кусочками поролона и т.д.), реже – способов (печатание, рваная техника изображения и т.д.). Это связано с недостаточно совершенными зрительно-двигательными, графо-моторными и изобразительными умениями и навыками воспитанников. К таким техника относятся: живопись пальцевая, печатание, отпечатывание, рисование кусочками поролона и др.

В старшем дошкольном возрасте арсенал применимых нетрадиционных техник изображения расширяется. Интересно, что при этом значительное место занимают игровые и эвристические методы и приемы работы с детьми. Нетрадиционные техники изображения используются здесь уже не для того, чтобы наблюдать за процессом создания нового образа, но для того, чтобы внести в традиционное восприятие мира нечто свое, авторское. Приведем примеры: рисование мылом, рисование щеткой, рисование свечой, шелкография и кляксография и др.

Такие картины всегда являются уникальными, авторскими и выступают одним из самых сильных стимулов к формированию мотивации достижения у детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Система работы по развитию  творческих способностей детей дошкольного возраста посредством тестопластики»

ull;Одной из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе является формирование творческой личности. Решение ее начинается в дошкольном возрасте.•Дошкольный возраст &md...

Нетрадиционные техники рисования как эффективное средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Нетрадиционные техники рисования как эффективное средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ...