Консультация для педагогов ДОУ "Народные традиции , как средство патриотического воспитания старших дошкольников"
консультация

Мулина Инна Леонидовна

Народное творчество это беценнное сокровище  народных знаний и опыта, которым мы можем поделиться с детьми в игровой форме. Обогатить их внутренний мир, развить потенциальные музыкальные, речевые, ритмические возможности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное дошкольное учреждение

«Доскинский детский сад»

Народные традиции,

как средство патриотического воспитания старших дошкольников.

Выполнила

 музыкальный руководитель

 Мулина И.Л.

2020 г.


«Воспитание, созданное самим народом и основанное

на народных началах, имеет ту воспитательную силу,

которой нет в самых лучших системах, основанных на

абстрактных идеях или заимствованных у другого народа»

К. Д. Ушинский.

Одним из важнейших условий формирования духовно-нравственных качеств младших школьников является приобщениям к народным традициям места, где проживает школьник, области, страны. Особенностью народных традиций является то, что в условиях изменяющегося мира они остаются неизменными целыми веками и столетиями, поэтому эти традиции проносят народную мудрость, опыт, нравственные ценности. Они имеют познавательную, культурную, развивающую, развлекательную и другие функции, которые представляют важнейший аспект в формировании духовно-нравственных качеств.

Изучение народных традиций всегда актуально, поскольку оно обращено прежде всего к духовному миру ребенка, к его настоящему и будущему. Через века и тысячелетия нам старались сохранить и передать народные традиции.

Изучение народных традиций как средство духовно-нравственных качеств стало приоритетным в современных условиях. Нельзя забывать, что истоком педагогики является народное начало. Творческое применение и развитие исторически сложившихся народных воспитательных традиций должно стать одним из основных направлений духовно-нравственного развития детей

Истинная народная культура - это не только народное творчество, а это и история народа, его язык, обычаи и традиции.

Изучение народных традиций надо начинать с восстановления в памяти семейной и культурной. Ииспользование народных традиций, национального искусства, нравственно-эстетических идеалов народа — один из главных путей духовного воспитания ребенка.

Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении драгоценностей мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной, личностной культуры. Социальную основу проблемы усвоения детьми культурного наследия и преемственности культур составляет разработка вопросов гармонии общечеловеческого и национального, общегосударственного и регионального в трудах философов, историков, культурологов и искусствоведов А. И. Арнольдова, Н. А. Бердяева, А. Н. Дмитриева, В. И. Добрынина, М. С. Кагана, Н. М. Карамзина, Д. С. Лихачева, В. С. Соловьева, В. В. Розанова и др. [2].

Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Поэтому,наша задача сегодня: помочь ребенку вспомнить свою национальную и родовую память; уважительно относиться к своим древним корням; чтить и уважать память предков; систематическое и целенаправленное приобщение детей к истокам народной культуры.

Народ – единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей. Великие художники, композиторы, поэты черпали вдохновение в народе, из народного творчества. Поэтому их творения во все эпохи были доступны и близки народу. У народа же главным мерилом духовности и эстетической ценности всегда оставался труд. Эстетическое воспитание осуществлялось в тесной связи с трудовым.Даже больше: оно главным образом, осуществлялось в процессе труда.

Сочетание трудового и эстетического воспитания проявляется и в том, что труженики искусно и тонко украшали орудия труда (сани, телеги, прялки, гребень и др.). Трудовой люд создавал красоту в любой сфере своей жизни и деятельности.

Столь же высокая, как эстетика быта была нравственность у простого народа.

А сколько детских сказок, загадок, скороговорок в народном творчестве. Все они преследовали определенные педагогические цели.

Погружение детей в традиционную фольклорную среду – один из факторов воспитания. Он не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы поведения. Причем все это делается в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной. Народные традиции, передаваемые из поколения в поколения создают в себе разнообразные средства и формы воспитания.

Одним из средств передачи традиции являются песниНародные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека. Ребенок должен быть счастлив сегодня, а не завтра. Ребенок счастлив, когда поет. Главное назначение песни – привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Большинство колыбельных песен раскрывает огромную силу материнской любви.

Каждому возрасту соответствуют свои песни. Они сопровождают человека от рождения до смерти. Воздействия на чувства человека, они одновременно влияют на его сознание и поведение. Вот почему их с полным основанием можно отнести к комбинированным средствам народного воспитания. Мы должны знать различные песни, уметь убеждать родителей в необходимости разучивать их с детьми.

Сказки являются важными воспитательными средствами, в речении столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь убедительно доказала педагогическую ценность сказок. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа, должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение.

Образность – важная особенность сказок.В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера: отвага, трудолюбие, остроумие; такие черты как физическая сила, смелость, мужество. Важнейшей особенностью сказок является – дидактизм, который носит поучительный характер «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

В сказках поднимаются многие проблемы народного воспитания.

Национальное своеобразие сказочного фольклора у каждого народа выражается в оригинальных сюжетных решениях, в приемах передачи национальной речи, быта, обычаев, в композиции [3].

Одним из средств народной культуры являются пословицы.В пословицах много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы, осуждения. «Что мать в голову вобьет, того и отец не выбьет»«Родительское слово мимо не молвится».

К пословицам примыкают поговорки. Народные поговорки — это широко распространенные образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление, дающие ему выразительную эмоциональную оценку. Поговорки в отличие от пословиц употребляются только в связи с определенными лицами и их поступками, имеют свое совершенно конкретное содержание, представляют собой образно-эмоциональную характеристику людей, создают их яркие внешние портреты, передают внутреннее душевное состояние, т. е. те или иные качества человека, особенности его характера [4].

Из явлений, прямо и непосредственно связанных с воспитанием, ближе всего к природе стоит игра. Это величайшее чудо из чудес, изобретенных человеком сообразно природе. Игра – удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное. Она связана с песней, танцами, плясками, сказками, загадками и другими видами народного творчества как средствами воспитания народной культуры«Пока молоды, резвитесь, играйте, смейтесь, чтобы не сожалеть позднее!»

Воспитательное значение народных игр трудно переоценить, вот почему учитель должен уметь использовать их в учебно-воспитательном процессе и во внеклассной работе. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой.

Игра как способ педагогической деятельности заключает в себе большие возможности для формирования межличностной и инструментальной составляющей готовности к познанию, протекающему в условиях яркой эмоциональной окрашенности и социально-психологической комфортности обучения. [7,с. 14].

Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.

Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народа. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народТрадиции, как элемент общественной жизни, имеют свою специфику. В образовании народных традиций важное место занимают обычаи, исполнение которых было обязательно «Свой обычай в чужой дом не вноси»«Не сошлись обычаями, не бывать дружбе»«Обычай крепче закона». Эти пословицы наглядно показывают, как уважительно и почтенно относились к обычаям и традициям наши предки, какое огромное воспитательное значение имели они у разных народов.

Традиционны в народе многие праздники. Например, празднование Рождества слилось с языческими колядками, составляя вместе с ними единую традицию.

Раскрывая роль традиций в воспитании подрастающего поколения, мы берем в качестве отправной точки народную мудрость«Без большого корня древа не бывает».

Обряды, традиции, обычаи сопутствовали каждому шагу человека от рождения до смерти, организуя его трудовую, социальную и личную жизнь.

Бережно передаваемые из рода в род, традиции выполняли роль исторической памяти, осуществляя связь поколений.

Масленица – переломная пора, любимый народный праздник.

В наше время устраиваются ярмарки, фестивали, концерты, праздничные гуляния. Ну и, конечно, дома и в гостях, на школьном вечере и уличной ярмарке самое главное угощение – блины.

На масленицу дарили пряники с надписями«Чин чина почитай, а подарок не забывай». На Пасху дарили друг другу крашеные пряники. Возвращение крестьянина с ярмарки ознаменовалось обязательными гостинцами.

Каждое время имеет свой, характерный для него подарок.

Обязательно дарение подарков на Рождество. Чаще всего это символические подарки – фигурки из теста, их полагается тут же съесть, на счастье. Поскольку этот праздник тихий, домашний, где за столом собираются только члены семьи и самые близкие, то можно подарить немудреные самоделки – вышивку, плетение, рисунки.

В последнее время самым распространенным подарком стали изделия художественного промысла, произведения народного искусства. Они возвращают человека к его корням, напоминают о связи поколений, о том, что он не первый на этой земле, и не последний, и что поэтому ответственен перед прошлым и будущем своей Родины. [6].

Традиция живет в старом и новом. Дети до сих пор любят старинный способ выбора считается в игре и придумывают новые.

Важнейшее в воспитании детей, всегда имеющее непреходящее значение и очень актуальное в современных условиях – это бережное отношение к ценностям, созданным трудом человека и природой. [8].

У крестьянина издревле обожествлялась земля, вода, хлеб. Поэтому в народе укоренились обычаи, связанные с хлебом, например, попробовать хлеб считалось выражением искреннего уважения к хозяину, любая клятва закреплялась богом и хлебом «Кто не уважает хлеб, тот ослепнет»«Хлеб натопчешь, бог накажет – земля проглотит». Эти пословицы внушают надежду на бережливость, трудолюбие, терпение. В этой традиции проявляется чувство любви к своей земле, ее плодами и результатами труда.

Традиция жива, пока ее чтут, берегут. И даже пение народных песен для одних детей будет просто концертом, а для других, прикоснувшихся к культуре своих предков – естественной частичкой бытия.

Много нас живет на родной земле. И все мы такие разные. Много разных народов на земле и в нашей стране.

У каждого – свои обычаи, песни, сказки, предания. И очень важно, ценить и понимать других людей. Важно ценить все народы Земли вместе со своими.

Те обряды, которые дошли до наших дней, в силу многих исторических причин претерпели значительные изменения. Нельзя допустить их полной утраты и забвения. Мы – потомки и духовные наследники людей, заложившие их основу великой культуры, должны ее сохранить, развивать и передать нашим детям.

Библиографический список:

1. Овчаренко Л. А. Сценарии народных календарных праздников. / Волгоград. Учитель., 2009.- 136 с.

2. Козлова С. Нравственное воспитание детей в современном мире // Школьное воспитание. 2001. № 9. - С. 98-101.

3. Косарева В. А. Народная культура и традиции /В. А. Косарева. –Волгоград: Учитель, 2012 г. – 93 с.

4. Кузина Т. Ф., Батурина Г. И. Занимательная педагогика народов России /Т. Ф. Кузина, Г. И. Батурина. — М.: Просвещение, 2001. — 276 с.

5. Кульневич С. В., Лакоцетина Т. П. Нетрадиционные уроки в начальной школе / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоцетина. — Ростов н/Д: Учитель, 2002. — 159с.

6. Макаренко А. С. О воспитании в семье. - М.: Учпедгиз. - 1955. - 320 с.

7. Степанова С. В. Начальная школа. Москва. 2012. № 11 .с. -14-16

8. Субботский Е. В. Нравственное развитие дошкольника // Вопросы психологии. 1999. № 4. - С. 29-37.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественная литература как средство патриотического воспитания старших дошкольников

В данной статье описаны способы использования удоественной литературы с детьми дошкольного возраста в целях патриотического воспитания. Представлен перечень проанализированных и подобранных в соответс...

Проект «Фольклор как средство патриотического воспитания старших дошкольников в ДОУ»

1 слайд Вашему вниманию представляется педагогический проект «Фольклор как средство патриотического воспитания старших дошкольников в ДОУ» Автор проекта Карнаухова Ирина Михайловна, воспитатель муници...

Экскурсия в музей как средство патриотического воспитания старших дошкольников (2017 г.)

Дошкольный возраст – самый благоприятный период воспитания патриотизма, любви к Родине, воспитания таких нравственных качеств, которые позволят вырасти дошкольнику человеком – гражданином ...

Русские традиции в нравственно - патриотическом воспитании старших дошкольников

Традиция — та часть нашего прошлого, которой мы помогаем перебраться в будущее....

Мастер-класс для педагогов на тему: «Игровая деятельность как средство патриотического воспитания старших дошкольников»

Знакомство педагогов с реализацией темы патриотического воспитания дошкольников посредством ознакомления с родным городом в образовательном процессе детского сада посредством игровой деятельности....

Мастер-класс для педагогов на тему: «Игровая деятельность как средство патриотического воспитания старших дошкольников»

Знакомство педагогов с реализацией темы патриотического воспитания дошкольников посредством ознакомления с родным городом в образовательном процессе детского сада посредством игровой деятельности....