Педагогический проект "Фольклор как средство патриотического воспитания старших дошкольников"
проект (старшая группа) по теме
Проект разрабатывался для старшей группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pokhvistnevooffice_word_6.docx | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление
1.Актуальность…………………………………………………..2 стр.
2.Цель, задачи……………………………………………………4 стр.
3.Стратегия, методы и механизм реализации проекта………..5 стр.
4.Литература……………………………………………………..6 стр.
5.Этапы реализации проекта……………………………………7 стр.
6.Тематический план ОД в мини-музее………………………..8 стр.
7.Дальнейшее развитие …………………………………………10 стр.
Актуальность
В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. Однако проблема патриотического воспитания детей с позиции кардинальных изменений в общественном сознании практически не затрагивается. Актуальность этого вопроса подчеркивается и нормативными документами, регламентирующими работу ДОУ. Так, в п. 6 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утв. приказом Минобразования науки России от 27.10.2011 № 2562, среди основных задач дошкольного образовательного учреждения указано "воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье".
Патриотизм-это чувство любви к Родине. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Русский народ не может терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи, именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Нельзя сказать, что педагоги раньше этого не понимали. Однако типовая программа воспитания и обучения в детском саду как руководство и основной документ для воспитателей таких задач не ставила. Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре были отрывочны и поверхностны. Эти пробелы могли быть восполнены участием в фольклорных праздниках, посещениями разнообразных выставок народного искусства, в музее - краеведческих экспозиций. Однако для воспитанников детского сада это не всегда возможно, не говоря уж о том, что такие экспозиции рассчитаны на восприятие взрослого человека, а для малышей требуется большая грамотная переработка материала.
Кроме того, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях. А как донести до понимания детей особенности крестьянского быта?
Задача педагога дошкольного учреждения усложнилась многократно, что связано как с объемом содержания предлагаемого детям материала, так и с отбором методических приемов, способных в полной мере донести это содержание до дошкольника и сделать занятие интересным, незабываемым.
Таким образом, возникло противоречие: с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с историей русского народа, его обычаями и традициями, формирование у детей чувства патриотизма и гордости за свою Родину, и с другой -отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.
Цель проекта:
создание условий для системного, целостного освоения детьми традиционной культуры русского народа;
Задачи проекта:
- познакомить детей с особенностями фольклора, культурой русского народа;
-развивать творческие способности и эстетический вкус у воспитанников, привлекая к посильному участию в декоративно – оформительской деятельности при подготовке экспонатов и их размещении, в специально оборудованном месте;
-обогащать и активизировать словарный запас детей;
-дать понятия о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимстве, трудолюбии, доброте и т.д.;
-прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства;
Стратегия, методы и механизм реализации проекта.
Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь - май)
Предполагаемый продукт:
1)Сформирован интерес к устному народному творчеству, способствующему развитию патриотических чувств.
2)Обогащен и активизирован словарный запас
3)Создан мини-музей «Русский быт».
Формы и виды работы с детьми.
-Беседа
-Рассказ
-НОД
-Чтение художественной литературы
-Игра
-Экскурсии
Список литературы.
1. Ветохина А. Я., Дмиренко З. С, Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов.-СПб.: ООО Издательство «Детство – ПРЕСС». 2011-192с.
2. Газзаева З. Ш., Абрамочкина О. Ю. Воспитание ценностных ориентиров личности дошкольника.// Управление ДОУ. – 2010.№ 7. - 97с.
3. Доможакова Т. И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошк. возраста: // Управление ДОУ. – 2006. - № 8. – 80с.
4. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64с.
5. Качанова И. А. Роль народных игр в патриотическом воспитании.// Управление ДОУ. - 2010 № 7. – 70с.
6. Жирякова И.В., Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику.//Управление ДОУ.-2008.-4.-с.77.
7.Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования. Интернет ресурсы http://www.tc-sfera.ru
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап.
Содержание работы | Сроки |
1)Консультация с родителями «Мини-музей в детском саду» | Сентябрь. |
2)Проведение бесед с родителями о создании музея в группе. | |
3)Определение темы, названия музея, разрабатывание его модели, выбор места для его размещения. |
Практический этап.
Содержание работы | Сроки |
1)Создание мини-музея в группе. | Октябрь-ноябрь. |
2)Сбор экспонатов для музея. | |
3)Разработка экскурсий и мероприятий. | |
4)Пополнение музея экспонатами. | В течение года. |
Внедренческий этап.
Содержание работы | Сроки |
1)Торжественное открытие мини-музея. | Декабрь. |
2)Экскурсии. | |
3)Приглашение гостей. | |
4)Проведение образовательной деятельности в музее. | |
5)Создание презентации и альбома мини-музея. | Апрель-май. |
Тематический план образовательной деятельности в мини-музее.
Тема | Образ.области | Цель образовательной деятельности | Сроки |
«Знакомство с русской избой» | Социально-коммуникат., Речевое. | Знакомить с традиционно-бытовой культурой русского народа. Расширять активный словарь словами: изба, горница, каравай. | Декабрь. |
«К бабушке Варварушке в гости на оладушки» | Речевое, познавательное. | Знакомить с предметами быта в избе, их значением и назначением. Развивать интерес к предметам рукотворного мира прошлого, бережного отношения к ним. | Январь. |
«Народная игрушка – матрешка» | Познавательное, речевое, худож.-эстетич. | Знакомить с русской народной игрушкой(матрешкой) как символом русского народного искусства. |
Февраль. |
«Волшебная дудочка» | Речевое, худож.-эстетич. | Знакомить с русским народным музыкальным инструментом. Обогащать словарный запас. Учить различать инструменты по типу: ударные, духовые, струнные. Развивать интерес к русск. народным инструментам. | Февраль. |
«Эх, лапти мои, лапти липовые…» | Физическое, речевое, познавательное,худ.-эстетич. | Формировать потребность в познании рукотворного мира. Развивать связную речь.Воспитывать уважение и восхищение мастерством человеческих рук. | Февраль. |
«Госпожа честная Масленица» | Речевое, познавательное, худож.-эстетич., физическое, социально-коммуникативное. | Знакомить с традициями русского народа (обрядовым праздником) «Масленица». Развивать речь, заучивая заклички, поговорки. | Март. |
«Великий праздник Пасха» | Речевое, познавательное, худож.-эстетич. социально-коммуникативное. | Знакомить с народным обрядовым праздником Пасхой, обычаями, традициями. Ввести в словарь новые слова и их значения. | Апрель. |
«Народная игрушка кукла-самоделка» | Познавательное, худож.-эстетич, речевое. | Знакомить с процессом изготовления куклы-самоделки, закрутки, их роли в жизни человека. Развивать интерес к народной игрушке, желание изготовить игрушку самостоятельно. | Май. |
«Наша изба – на славу хороша»(посиделки, развлечение) | Худож.-эстетическое, физическое, речевое. | Закрепить знание о русской избе, быте русского народа. Привить любовь к родному краю, народу, к самобытной красоте жизни наших предков. | Май. |
Дальнейшее развитие проекта.
По окончании проекта деятельность в выбранном мною направлении, будет продолжена. Мини-музей «Русский быт» будет использоваться для проведения различных занятий, на которых дети воспитываются нравственно, духовно и приобретают первоначальные азы патриотизма. Так же хорошо развивается разговорная речь детей, расширяется словарный запас, дети получаю здесь положительные эмоции, учатся воображать.
Своим опытом по воспитанию патриотических чувств у детей в процессе создания мини-музея и работы с ним , я планирую поделиться с коллегами. Такими способами, как демонстрация тематического планирования, альбомами, созданными в процессе реализации проекта.
В июне планируется начать работу с детьми по знакомству с родным селом, как малой Родиной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественная литература как средство патриотического воспитания старших дошкольников
В данной статье описаны способы использования удоественной литературы с детьми дошкольного возраста в целях патриотического воспитания. Представлен перечень проанализированных и подобранных в соответс...
Проект «Фольклор как средство патриотического воспитания старших дошкольников в ДОУ»
1 слайд Вашему вниманию представляется педагогический проект «Фольклор как средство патриотического воспитания старших дошкольников в ДОУ» Автор проекта Карнаухова Ирина Михайловна, воспитатель муници...
Экскурсия в музей как средство патриотического воспитания старших дошкольников (2017 г.)
Дошкольный возраст – самый благоприятный период воспитания патриотизма, любви к Родине, воспитания таких нравственных качеств, которые позволят вырасти дошкольнику человеком – гражданином ...
статья сюжетно- ролевая игра как средство патриотического воспитание старших дошкольников .
игра-есть образ детство,его школа марали.Д.Б Эльконин...
Опыт работы по теме «Декоративно - прикладное искусство и ремесла Костромского края как средство патриотического воспитания старших дошкольников»
Народное искусство глубоко воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений. Ознакомление с произведениям...
проект на тему "Фольклор как средство патриотического воспитания старших дошкольников в МДОУ"
Проблема патриотизма и его формирования была актуальна уже с древних времён. Тем не менее, стройной, единой системы, отражающей всю полноту данной проблемы, не существует. Главной задачей, приоритетом...
Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания старших дошкольников
В настоящее время, в нашей стране возрождается система патриотического воспитания детей, именно от решения вопроса патриотического воспитания зависит будущее каждого человека, живущего в России. Цель ...