Проект «Фольклор как средство патриотического воспитания старших дошкольников в ДОУ»
материал (старшая группа) на тему

Карнаухова Ирина Михайловна

1 слайд

Вашему вниманию представляется педагогический проект «Фольклор как средство патриотического воспитания старших дошкольников в ДОУ» Автор проекта Карнаухова Ирина Михайловна, воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Непоседы».

 

2 слайд

В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. Однако проблема патриотического воспитания детей с позиции кардинальных изменений в общественном сознании практически не затрагивается.

Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям и обычаям русского народа не случайно. Всем известно, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает и кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения.

Патриотизм-это чувство любви к Родине. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

 

3 слайд

Все вышесказанное выявило противоречие: между необходимостью воспитания патриотизма у дошкольников и отсутствием обобщенной информации об использовании средств фольклора в этом процессе

 

4 слайд

Выявленное противоречие позволило определить цель  исследования: формирование патриотических чувств у старших дошкольников посредством фольклора.

 

5 слайд

Исходя из цели исследования и выдвинутой гипотезы,  была определена гипотеза: если деятельность по патриотическому воспитанию будет организована в доступной, интересной форме, то это будет способствовать освоению воспитанниками патриотических ценностей

 

6 слайд

Исходя из цели исследования и выдвинутой гипотезы, были поставлены задачи исследования:

-раскрыть содержание патриотического воспитания;

-дать понятие фольклора и его применения в патриотическом воспитании старших дошкольников;

-проанализировать состояние педагогического процесса по формированию патриотических чувств у дошкольников;

-проанализировать результаты работы по патриотическому воспитанию у старших дошкольников с использованием средств фольклора.

 

7 слайд  

Методологическим обоснованием данного исследования послужили труды известных педагогов…

 

 

8 слайд

Первый этап – вводный включал изучение научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме, проведение первичной диагностики по  выявлению представлений о патриотическом воспитании посредством фольклора у детей, создание комплекса педагогических средств и методов,  способствующих  патриотическому воспитанию посредством фольклора детей старшего дошкольного возраста

Второй этап – формирующий предполагал – апробация комплекса педагогических средств и методов, направленных на развитие патриотического воспитания посредством фольклора детей старшего дошкольного возраста.

Третий этап – контрольный  на котором обобщались результаты проведенной работы, делались выводы исследования, подводились окончательные итоги.

 

9 слайд

Было проведено анкетирование родителей.

10 слайд

Методы и приемы патриотического воспитания средствами фольклора могут быть разнообразными, но обязательно должны учитывать психологические особенности дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубину и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимания социальных явлений и др.).

Эта работа должна проходить с широким использованием педагогических средств: иллюстративных материалов, художественной литературы, музыкальных произведений и предметов народно-прикладного искусства, диафильмов, слайдов. При этом нужно стремиться к сочетанию разнообразных методов и интеграции видов деятельности детей.

При отборе произведений важно руководствоваться общими принципами: доступность по содержанию и форме, привлекательность, яркость, эмоциональная насыщенность.

 

В работе по приобщению детей к русской народной культуре использовала следующие методы:

наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий);

словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть по ролям с детьми среднего, старшего возраста, сочинение сказок);

игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры). Детям нравится участвовать в литературных викторинах. Речевые и музыкальные народные игры, танцы, попевки, песни находят отклик в душе каждого ребенка;

практический метод: упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий.

 

11 слайд

В течение всего проекта была запланирована целенаправленная работа с детьми. Основными формами работы по формированию патриотизма являлись:

-занятия художественно-эстетического цикла (рисование, лепка, аппликация, музыка).

-выставки детского творчества «Русь мастеровая»;

-беседы, занятия с детьми - «Край родной, навек любимый».

-викторины, конкурсы, игры: «Вечер общения», «Урок доброты».

-фольклорные праздники - «Масленица», «Осенняя ярмарка»;

-досуги, развлечения - «Богатыри земли Русской»

 

12 слайд

Сравнительная диаграмма показателя уровня развития патриотического воспитания детей посредством фольклора

 

13 слайд

Результаты исследования показали, что применение фольклора как средства патриотического воспитания необходимо в старшем дошкольном возрасте.

         Применение фольклора в патриотическом воспитании влияет на формирование патриотических чувств старших дошкольников, прививает детям любовь к родной природе, к растительному и животному миру, формируется чувство любви к Родине.

 

14 слайд

Опыт работы по проблеме был представлен…

 

15 слайд

Огромную методическую помощь мне оказывают различные педагогические сайты и форумы…

 

16 слайд

В подготовке педагогического проекта мною была использована перечисленная литература.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2poyasnitelnaya_zapiska.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд

Вашему вниманию представляется педагогический проект «Фольклор как средство патриотического воспитания старших дошкольников в ДОУ» Автор проекта Карнаухова Ирина Михайловна, воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Непоседы».

2 слайд

В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. Однако проблема патриотического воспитания детей с позиции кардинальных изменений в общественном сознании практически не затрагивается.

Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям и обычаям русского народа не случайно. Всем известно, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает и кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения.

Патриотизм-это чувство любви к Родине. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

3 слайд

Все вышесказанное выявило противоречие: между необходимостью воспитания патриотизма у дошкольников и отсутствием обобщенной информации об использовании средств фольклора в этом процессе

4 слайд

Выявленное противоречие позволило определить цель  исследования: формирование патриотических чувств у старших дошкольников посредством фольклора.

5 слайд

Исходя из цели исследования и выдвинутой гипотезы,  была определена гипотеза: если деятельность по патриотическому воспитанию будет организована в доступной, интересной форме, то это будет способствовать освоению воспитанниками патриотических ценностей

6 слайд

Исходя из цели исследования и выдвинутой гипотезы, были поставлены задачи исследования:

-раскрыть содержание патриотического воспитания;

-дать понятие фольклора и его применения в патриотическом воспитании старших дошкольников;

-проанализировать состояние педагогического процесса по формированию патриотических чувств у дошкольников;

-проанализировать результаты работы по патриотическому воспитанию у старших дошкольников с использованием средств фольклора.

7 слайд  

Методологическим обоснованием данного исследования послужили труды известных педагогов…

8 слайд

Первый этап – вводный включал изучение научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме, проведение первичной диагностики по  выявлению представлений о патриотическом воспитании посредством фольклора у детей, создание комплекса педагогических средств и методов,  способствующих  патриотическому воспитанию посредством фольклора детей старшего дошкольного возраста

Второй этап – формирующий предполагал – апробация комплекса педагогических средств и методов, направленных на развитие патриотического воспитания посредством фольклора детей старшего дошкольного возраста.

Третий этап – контрольный  на котором обобщались результаты проведенной работы, делались выводы исследования, подводились окончательные итоги.

9 слайд

Было проведено анкетирование родителей.

10 слайд

Методы и приемы патриотического воспитания средствами фольклора могут быть разнообразными, но обязательно должны учитывать психологические особенности дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубину и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимания социальных явлений и др.).

Эта работа должна проходить с широким использованием педагогических средств: иллюстративных материалов, художественной литературы, музыкальных произведений и предметов народно-прикладного искусства, диафильмов, слайдов. При этом нужно стремиться к сочетанию разнообразных методов и интеграции видов деятельности детей.

При отборе произведений важно руководствоваться общими принципами: доступность по содержанию и форме, привлекательность, яркость, эмоциональная насыщенность.

В работе по приобщению детей к русской народной культуре использовала следующие методы:

наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий);

словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть по ролям с детьми среднего, старшего возраста, сочинение сказок);

игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры). Детям нравится участвовать в литературных викторинах. Речевые и музыкальные народные игры, танцы, попевки, песни находят отклик в душе каждого ребенка;

практический метод: упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий.

11 слайд

В течение всего проекта была запланирована целенаправленная работа с детьми. Основными формами работы по формированию патриотизма являлись:

-занятия художественно-эстетического цикла (рисование, лепка, аппликация, музыка).

-выставки детского творчества «Русь мастеровая»;

-беседы, занятия с детьми - «Край родной, навек любимый».

-викторины, конкурсы, игры: «Вечер общения», «Урок доброты».

-фольклорные праздники - «Масленица», «Осенняя ярмарка»;

-досуги, развлечения - «Богатыри земли Русской»

12 слайд

Сравнительная диаграмма показателя уровня развития патриотического воспитания детей посредством фольклора

13 слайд

Результаты исследования показали, что применение фольклора как средства патриотического воспитания необходимо в старшем дошкольном возрасте.

        Применение фольклора в патриотическом воспитании влияет на формирование патриотических чувств старших дошкольников, прививает детям любовь к родной природе, к растительному и животному миру, формируется чувство любви к Родине.

14 слайд

Опыт работы по проблеме был представлен…

15 слайд

Огромную методическую помощь мне оказывают различные педагогические сайты и форумы…

16 слайд

В подготовке педагогического проекта мною была использована перечисленная литература.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ: «Музыкально-валеологическое воспитание старших дошкольников средствами музыкального фольклора»

Цель проекта.Освоение детьми фольклорного наследия средствами валеологических технологий(через постановку фольклорных спектаклей). Задачи:1.Развивать желание знакомиться с разнообразными ж...

Проект на тему: «Использование фольклора в музыкальном воспитании дошкольников»

Знакомить детей с творчеством русского и мордовского народа....

Проект на тему: «Использование фольклора в музыкальном воспитании дошкольников»

Знакомить детей с творчеством русского фольклора.Прививать детям любовь к своей Родине и её традициям....

проект Фольклор в музыкальном воспитании дошкольников

проект Фольклор в музыкальном воспитании дошкольников...