Проект «Фольклор как средство патриотического воспитания старших дошкольников в ДОУ»
материал (старшая группа) на тему
1 слайд
Вашему вниманию представляется педагогический проект «Фольклор как средство патриотического воспитания старших дошкольников в ДОУ» Автор проекта Карнаухова Ирина Михайловна, воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Непоседы».
2 слайд
В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. Однако проблема патриотического воспитания детей с позиции кардинальных изменений в общественном сознании практически не затрагивается.
Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям и обычаям русского народа не случайно. Всем известно, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает и кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения.
Патриотизм-это чувство любви к Родине. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
3 слайд
Все вышесказанное выявило противоречие: между необходимостью воспитания патриотизма у дошкольников и отсутствием обобщенной информации об использовании средств фольклора в этом процессе
4 слайд
Выявленное противоречие позволило определить цель исследования: формирование патриотических чувств у старших дошкольников посредством фольклора.
5 слайд
Исходя из цели исследования и выдвинутой гипотезы, была определена гипотеза: если деятельность по патриотическому воспитанию будет организована в доступной, интересной форме, то это будет способствовать освоению воспитанниками патриотических ценностей
6 слайд
Исходя из цели исследования и выдвинутой гипотезы, были поставлены задачи исследования:
-раскрыть содержание патриотического воспитания;
-дать понятие фольклора и его применения в патриотическом воспитании старших дошкольников;
-проанализировать состояние педагогического процесса по формированию патриотических чувств у дошкольников;
-проанализировать результаты работы по патриотическому воспитанию у старших дошкольников с использованием средств фольклора.
7 слайд
Методологическим обоснованием данного исследования послужили труды известных педагогов…
8 слайд
Первый этап – вводный включал изучение научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме, проведение первичной диагностики по выявлению представлений о патриотическом воспитании посредством фольклора у детей, создание комплекса педагогических средств и методов, способствующих патриотическому воспитанию посредством фольклора детей старшего дошкольного возраста
Второй этап – формирующий предполагал – апробация комплекса педагогических средств и методов, направленных на развитие патриотического воспитания посредством фольклора детей старшего дошкольного возраста.
Третий этап – контрольный на котором обобщались результаты проведенной работы, делались выводы исследования, подводились окончательные итоги.
9 слайд
Было проведено анкетирование родителей.
10 слайд
Методы и приемы патриотического воспитания средствами фольклора могут быть разнообразными, но обязательно должны учитывать психологические особенности дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубину и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимания социальных явлений и др.).
Эта работа должна проходить с широким использованием педагогических средств: иллюстративных материалов, художественной литературы, музыкальных произведений и предметов народно-прикладного искусства, диафильмов, слайдов. При этом нужно стремиться к сочетанию разнообразных методов и интеграции видов деятельности детей.
При отборе произведений важно руководствоваться общими принципами: доступность по содержанию и форме, привлекательность, яркость, эмоциональная насыщенность.
В работе по приобщению детей к русской народной культуре использовала следующие методы:
• наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий);
• словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть по ролям с детьми среднего, старшего возраста, сочинение сказок);
• игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры). Детям нравится участвовать в литературных викторинах. Речевые и музыкальные народные игры, танцы, попевки, песни находят отклик в душе каждого ребенка;
• практический метод: упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий.
11 слайд
В течение всего проекта была запланирована целенаправленная работа с детьми. Основными формами работы по формированию патриотизма являлись:
-занятия художественно-эстетического цикла (рисование, лепка, аппликация, музыка).
-выставки детского творчества «Русь мастеровая»;
-беседы, занятия с детьми - «Край родной, навек любимый».
-викторины, конкурсы, игры: «Вечер общения», «Урок доброты».
-фольклорные праздники - «Масленица», «Осенняя ярмарка»;
-досуги, развлечения - «Богатыри земли Русской»
12 слайд
Сравнительная диаграмма показателя уровня развития патриотического воспитания детей посредством фольклора
13 слайд
Результаты исследования показали, что применение фольклора как средства патриотического воспитания необходимо в старшем дошкольном возрасте.
Применение фольклора в патриотическом воспитании влияет на формирование патриотических чувств старших дошкольников, прививает детям любовь к родной природе, к растительному и животному миру, формируется чувство любви к Родине.
14 слайд
Опыт работы по проблеме был представлен…
15 слайд
Огромную методическую помощь мне оказывают различные педагогические сайты и форумы…
16 слайд
В подготовке педагогического проекта мною была использована перечисленная литература.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2poyasnitelnaya_zapiska.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1 слайд
Вашему вниманию представляется педагогический проект «Фольклор как средство патриотического воспитания старших дошкольников в ДОУ» Автор проекта Карнаухова Ирина Михайловна, воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Непоседы».
2 слайд
В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. Однако проблема патриотического воспитания детей с позиции кардинальных изменений в общественном сознании практически не затрагивается.
Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям и обычаям русского народа не случайно. Всем известно, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает и кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения.
Патриотизм-это чувство любви к Родине. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
3 слайд
Все вышесказанное выявило противоречие: между необходимостью воспитания патриотизма у дошкольников и отсутствием обобщенной информации об использовании средств фольклора в этом процессе
4 слайд
Выявленное противоречие позволило определить цель исследования: формирование патриотических чувств у старших дошкольников посредством фольклора.
5 слайд
Исходя из цели исследования и выдвинутой гипотезы, была определена гипотеза: если деятельность по патриотическому воспитанию будет организована в доступной, интересной форме, то это будет способствовать освоению воспитанниками патриотических ценностей
6 слайд
Исходя из цели исследования и выдвинутой гипотезы, были поставлены задачи исследования:
-раскрыть содержание патриотического воспитания;
-дать понятие фольклора и его применения в патриотическом воспитании старших дошкольников;
-проанализировать состояние педагогического процесса по формированию патриотических чувств у дошкольников;
-проанализировать результаты работы по патриотическому воспитанию у старших дошкольников с использованием средств фольклора.
7 слайд
Методологическим обоснованием данного исследования послужили труды известных педагогов…
8 слайд
Первый этап – вводный включал изучение научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме, проведение первичной диагностики по выявлению представлений о патриотическом воспитании посредством фольклора у детей, создание комплекса педагогических средств и методов, способствующих патриотическому воспитанию посредством фольклора детей старшего дошкольного возраста
Второй этап – формирующий предполагал – апробация комплекса педагогических средств и методов, направленных на развитие патриотического воспитания посредством фольклора детей старшего дошкольного возраста.
Третий этап – контрольный на котором обобщались результаты проведенной работы, делались выводы исследования, подводились окончательные итоги.
9 слайд
Было проведено анкетирование родителей.
10 слайд
Методы и приемы патриотического воспитания средствами фольклора могут быть разнообразными, но обязательно должны учитывать психологические особенности дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубину и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимания социальных явлений и др.).
Эта работа должна проходить с широким использованием педагогических средств: иллюстративных материалов, художественной литературы, музыкальных произведений и предметов народно-прикладного искусства, диафильмов, слайдов. При этом нужно стремиться к сочетанию разнообразных методов и интеграции видов деятельности детей.
При отборе произведений важно руководствоваться общими принципами: доступность по содержанию и форме, привлекательность, яркость, эмоциональная насыщенность.
В работе по приобщению детей к русской народной культуре использовала следующие методы:
• наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий);
• словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть по ролям с детьми среднего, старшего возраста, сочинение сказок);
• игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры). Детям нравится участвовать в литературных викторинах. Речевые и музыкальные народные игры, танцы, попевки, песни находят отклик в душе каждого ребенка;
• практический метод: упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий.
11 слайд
В течение всего проекта была запланирована целенаправленная работа с детьми. Основными формами работы по формированию патриотизма являлись:
-занятия художественно-эстетического цикла (рисование, лепка, аппликация, музыка).
-выставки детского творчества «Русь мастеровая»;
-беседы, занятия с детьми - «Край родной, навек любимый».
-викторины, конкурсы, игры: «Вечер общения», «Урок доброты».
-фольклорные праздники - «Масленица», «Осенняя ярмарка»;
-досуги, развлечения - «Богатыри земли Русской»
12 слайд
Сравнительная диаграмма показателя уровня развития патриотического воспитания детей посредством фольклора
13 слайд
Результаты исследования показали, что применение фольклора как средства патриотического воспитания необходимо в старшем дошкольном возрасте.
Применение фольклора в патриотическом воспитании влияет на формирование патриотических чувств старших дошкольников, прививает детям любовь к родной природе, к растительному и животному миру, формируется чувство любви к Родине.
14 слайд
Опыт работы по проблеме был представлен…
15 слайд
Огромную методическую помощь мне оказывают различные педагогические сайты и форумы…
16 слайд
В подготовке педагогического проекта мною была использована перечисленная литература.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Фольклор как средство патриотического воспитания старших дошкольников"
Проект разрабатывался для старшей группы....
ПРОЕКТ: «Музыкально-валеологическое воспитание старших дошкольников средствами музыкального фольклора»
Цель проекта.Освоение детьми фольклорного наследия средствами валеологических технологий(через постановку фольклорных спектаклей). Задачи:1.Развивать желание знакомиться с разнообразными ж...
Творческий проект "Развитие музыкально-творческих способностей дошкольника средствами игрового фольклора"
Творческий проект....
Проект на тему: «Использование фольклора в музыкальном воспитании дошкольников»
Знакомить детей с творчеством русского и мордовского народа....
Проект на тему: «Использование фольклора в музыкальном воспитании дошкольников»
Знакомить детей с творчеством русского фольклора.Прививать детям любовь к своей Родине и её традициям....
проект Фольклор в музыкальном воспитании дошкольников
проект Фольклор в музыкальном воспитании дошкольников...