29.01.2021 Детский мир в музыке. Чайковский П.И.
проект (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Туркина Марина Геннадьевна

Пояснительная записка

 

   Процесс формирования эмоционально-чувственного отражения мира в эстетическом развитии дошкольников в сегодняшней образовательной ситуации выступает на первый план. Ребёнок оценивает любое явление с позиции его эмоциональной ценности. Ориентация ребёнка-дошкольника на ценности мировой музыкальной и художественной классики играет огромную роль в развитии эмоциональной сферы. Развитие эмоций, интересов, мышления, воображения, вкусов ребёнка на основе шедевров классической музыки, живописи и поэзии, способствует формированию основы его музыкально-эстетического сознания и общей духовной культуры в целом. Комплексное использование видов искусств помогает выявлению тематического единства, поиску общих изобразительно-выразительных элементов, объединяющих разные художественные направления, нахождение соответствий между средствами выразительности в разных видах искусств,  с помощью объединяющего начала – художественного слова. Становление музыкально-эстетического и художественного сознания детей, развитие их способности к эстетическим переживаниям - актуальнейшая задача сегодняшнего дня.

    Давно доказано, что именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты, накапливается тот опыт деятельности, от которого во многом зависит его последующее эстетическое восприятие искусства и окружающего мира. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, постоянно расширять их представление о красоте музыки, живописи и поэзии. Важно включить в этот процесс и родителей, которых необходимо убедить, что только заинтересованностью можно добиться успеха в музыкально-эстетическом и художественном образовании детей. Работа с родителями – одно из важных направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ.  Родители, зная своего ребёнка, его характер, увлечения, склонности и найдя нужный подход, могут заинтересовать его произведениями искусства, постоянно обогащать впечатлениями, используя такие средства воздействия как слушание музыки, чтение книг, рассказывание сказок, рассматривание репродукций картин и т.д. В соответствии с задачами по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников, нужно научить детей  слышать, видеть, понимать.

   Введение ребёнка в мир искусства и эстетического познания мира, через интеграцию различных видов искусства – учебно-воспитательный процесс, обеспечивающий оптимальные условия для полноценного развития детей. Проектный метод с использованием интеграции - один из важных путей повышения качества художественно-эстетического образования, его обновления, эффективности развития личности ребёнка, сохранения психического здоровья и свободного пространства детства. Проектная деятельность усиливает эстетические эмоции, активизирует развитие ассоциативного мышления, воображения, помогает осваивать искусство перевоплощения, вхождения в образ, а также стимулирует самостоятельность и ответственность у детей дошкольного возраста.

Вид проекта: групповой.

Длительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта: дети старшей группы, педагоги детского сада.

Актуальность:

Актуальность проекта, в использовании информации, форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным особенностям, построении образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослого (музыкального руководителя) с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка, возможности совместной деятельности и общения.

Цель проекта:

Цель данного проекта является развитие свободной творческой личности ребёнка, закрепление и систематизация знаний музыкальных произведений, в основе которых лежат сказки. Знакомство детей с жизнью и творчеством композитора.

Задачи проекта:
- прививать любовь к классической музыке, к творчеству П. И. Чайковского;
- развивать музыкальный вкус, творческие способности детей;
- учить слушать, анализировать, понимать содержание музыкальных произведений;
- учить импровизировать, фантазировать под музыку;
- обогащать словарный запас;

-воспитывать эстетические чувства, интерес к музыке, желание познавать и развиваться;
- итоговое мероприятие: комплексное занятие «Музыкальная гостиная» по произведениям «Детского альбома» П. И. Чайковского.

 Предметно-развивающая среда:

- конспект беседы о творчестве П. И. Чайковского;
- видео - презентации «Детский альбом», «Времена года»;

- аудио – запись пьес «Детского альбома»;
- репродукции картин художников 18-19 веков;
- средства изобразительной деятельности; 

Ресурсы: материально-техническая база (музыкальный центр, ноутбук), методическое обеспечение.

Итоги проекта:

Проект способствует накоплению детских музыкальных впечатлений, уточнению и расширению знаний об особенностях музыкальных пьес из “Детского альбома” П.И. Чайковского посредством предоставления познавательного музыкального материала в интересной, структурированной, визуализированной и максимально понятной для дошкольников форме.

 Этапы реализации проекта:

1 этап: Подготовительный.

- Продумывание  целей и задач;

- Определение приёмов и методов обучения;

- Подбор музыкального материала, стихов и иллюстраций;

- Составление плана реализации проекта;

- Работа с методической литературой.

 

 

2 этап: Реализация проекта.
Деятельность педагогов:

- рассказывание детям о классической и инструментальной музыке П.И.Чайковского;

- Консультация для воспитателей: «Музыка в повседневной жизни»;

- Разучивание с детьми стихов;

- Беседы о традициях, культуре эпохи 18-19 веков.

Деятельность детей:

- Получение новых знаний, навыков и умений;

- Проявление активности, желание выразить своё отношение к музыке П.И.Чайковского;

- Выражение эмоций через продуктивную деятельность.

Деятельность родителей:

- Слушание музыки П.И.Чайковского дома совместно с детьми.

3 этап: Заключительный.

- Подготовка и  проведение   занятия «Музыкальная гостиная» по произведениям «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского;

- Изготовление атрибутов, оформление музыкального зала;

- Выставка детских рисунков в музыкальном зале.

 

Продукт проектной деятельности:

комплексное занятие «Музыкальная гостиная». 

 

Ожидаемые результаты:

Для детей:

  1. Интерес к музыке Чайковского И.П.;
  2. Развитие музыкально-художественного воспитания;
  3. Обогащение музыкальной эрудиции.
  4. Развитие творческого воображения, умения продуктивно выражать результаты индивидуального восприятия музыки.

Для педагога:

  1. Интерес к музыке Чайковского И.П.;
  2. Проектирование интегрированных знаний, включающих художественное восприятие музыки Чайковского И.П..

Музыкальному руководителю:

  1. Организация работы по ознакомлению детей с музыкой Чайковского И.П.;
  2. Развитие профессионально-педагогического творчества: придумывания новых активизаций детского музыкального восприятия;
  3. Создание единого воспитательного пространства на основе доверительных отношений с детьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   

       

 

 

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

 Время 
проведения

Тема

Декабрь

1. Беседа. Краткая биография композитора Петра Ильича Чайковского, показ портрета, беседа о «Детском альбоме». Названия 24 пьес. 
2. Слушание: «Зимнее утро». 

Беседа о характере музыкальной пьесы. Просмотр иллюстраций и картин русских художников по теме «Зима».

3. Рисунок на тему: «Зима».

Январь

  1. Слушание: «Марш деревянных солдатиков».
    2. Беседа. О характере музыкальной пьесы. Импровизация марша «солдатиков» под музыку. Вспомнить, в каких сказках ещё встречаются солдатики, и какими они бывают

(оловянные, пластилиновые и т.д.)
Выучить стихотворение «Я в солдатиков играю».
3. Рисование на тему: «Марш солдатиков».

Февраль

1. Слушание: «Баба  яга».

2. Беседа. О характере музыкальной пьесы. Импровизация:

изобразить под музыку Бабу Ягу. 
С использованием мультимедиа этюд: «Баба Яга ».

Вспомнить самые известные сказки с персонажем Бабы яги.

3. Аппликация по теме: «Баба Яга»

Март

1. Слушание: «Мама», «Итальянская песенка». 
2. Беседа. О характере музыкальных пьес. 
Этюд «Мама». Разучить стихи о маме, беседа о

предстоящем празднике.

3. Рисунок по теме: «Мама»

Апрель

1. Слушание: «Песня жаворонка».
2. Беседа. О характере музыкальной пьесы. 
Беседа о перелётных птицах. Показ иллюстраций с изображением жаворонка.

3. Свободное рисование по теме: «Жаворонки»,

перелётные птицы.

Май

1. Слушание: «Полька».

2. Беседа.  О характере музыкальной пьесы.  Беседа о родине

 «Польки»,  о её характере.
3. Разучить танец «Полька». 
4. Просмотр танца «Полька» с использованием мультимедиа в музыкальном зале.

5. Просмотр отрывков из кинофильма «Золушка» в музыкальном зале.
Обратить внимание, какой танец был исполнен  под песенку Золушки?

6. Рисование на тему: «Бал».

7. Выставка рисунков на тему «Детский альбом П.И.Чайковского» в музыкальном зале.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_chaikovskii.doc376 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МАДОУ ЦРР д\с № 87

_____________ К. Е.  Некрасова

«___»_____________20___ г.

Приказ № ____

от «___»_____________20___ г.

Проект

Тема: «Детский мир в музыке. Чайковский П.И.»

Автор проекта:

Музыкальный руководитель Туркина М.Г.

Возраст: 5-6 лет.

с 02.12.2020 г. по 30.05.2021 г.

г. Калининград

Пояснительная записка

   Процесс формирования эмоционально-чувственного отражения мира в эстетическом развитии дошкольников в сегодняшней образовательной ситуации выступает на первый план. Ребёнок оценивает любое явление с позиции его эмоциональной ценности. Ориентация ребёнка-дошкольника на ценности мировой музыкальной и художественной классики играет огромную роль в развитии эмоциональной сферы. Развитие эмоций, интересов, мышления, воображения, вкусов ребёнка на основе шедевров классической музыки, живописи и поэзии, способствует формированию основы его музыкально-эстетического сознания и общей духовной культуры в целом. Комплексное использование видов искусств помогает выявлению тематического единства, поиску общих изобразительно-выразительных элементов, объединяющих разные художественные направления, нахождение соответствий между средствами выразительности в разных видах искусств,  с помощью объединяющего начала – художественного слова. Становление музыкально-эстетического и художественного сознания детей, развитие их способности к эстетическим переживаниям - актуальнейшая задача сегодняшнего дня. 

    Давно доказано, что именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты, накапливается тот опыт деятельности, от которого во многом зависит его последующее эстетическое восприятие искусства и окружающего мира. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, постоянно расширять их представление о красоте музыки, живописи и поэзии. Важно включить в этот процесс и родителей, которых необходимо убедить, что только заинтересованностью можно добиться успеха в музыкально-эстетическом и художественном образовании детей. Работа с родителями – одно из важных направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ.  Родители, зная своего ребёнка, его характер, увлечения, склонности и найдя нужный подход, могут заинтересовать его произведениями искусства, постоянно обогащать впечатлениями, используя такие средства воздействия как слушание музыки, чтение книг, рассказывание сказок, рассматривание репродукций картин и т.д. В соответствии с задачами по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников, нужно научить детей  слышать, видеть, понимать. 

   Введение ребёнка в мир искусства и эстетического познания мира, через интеграцию различных видов искусства – учебно-воспитательный процесс, обеспечивающий оптимальные условия для полноценного развития детей. Проектный метод с использованием интеграции - один из важных путей повышения качества художественно-эстетического образования, его обновления, эффективности развития личности ребёнка, сохранения психического здоровья и свободного пространства детства. Проектная деятельность усиливает эстетические эмоции, активизирует развитие ассоциативного мышления, воображения, помогает осваивать искусство перевоплощения, вхождения в образ, а также стимулирует самостоятельность и ответственность у детей дошкольного возраста.

Вид проекта: групповой.

Длительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта: дети старшей группы, педагоги детского сада.

Актуальность:

Актуальность проекта, в использовании информации, форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным особенностям, построении образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослого (музыкального руководителя) с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка, возможности совместной деятельности и общения.

Цель проекта:

Цель данного проекта является развитие свободной творческой личности ребёнка, закрепление и систематизация знаний музыкальных произведений, в основе которых лежат сказки. Знакомство детей с жизнью и творчеством композитора.

Задачи проекта:
- прививать любовь к классической музыке, к творчеству П. И. Чайковского;
- развивать музыкальный вкус, творческие способности детей;
- учить слушать, анализировать, понимать содержание музыкальных произведений;
- учить импровизировать, фантазировать под музыку;
- обогащать словарный запас;

-воспитывать эстетические чувства, интерес к музыке, желание познавать и развиваться;
- итоговое мероприятие: комплексное занятие «Музыкальная гостиная» по произведениям «Детского альбома» П. И. Чайковского.

 Предметно-развивающая среда:

- конспект беседы о творчестве П. И. Чайковского;
- видео - презентации «Детский альбом», «Времена года»;

- аудио – запись пьес «Детского альбома»;
- репродукции картин художников 18-19 веков;
- средства изобразительной деятельности; 

Ресурсы: материально-техническая база (музыкальный центр, ноутбук), методическое обеспечение.

Итоги проекта: 

Проект способствует накоплению детских музыкальных впечатлений, уточнению и расширению знаний об особенностях музыкальных пьес из “Детского альбома” П.И. Чайковского посредством предоставления познавательного музыкального материала в интересной, структурированной, визуализированной и максимально понятной для дошкольников форме.

 Этапы реализации проекта:

1 этап: Подготовительный.

- Продумывание  целей и задач;

- Определение приёмов и методов обучения;

- Подбор музыкального материала, стихов и иллюстраций;

- Составление плана реализации проекта;

- Работа с методической литературой.

2 этап: Реализация проекта.
Деятельность педагогов: 

- рассказывание детям о классической и инструментальной музыке П.И.Чайковского;

- Консультация для воспитателей: «Музыка в повседневной жизни»;

- Разучивание с детьми стихов;

- Беседы о традициях, культуре эпохи 18-19 веков.

Деятельность детей: 

- Получение новых знаний, навыков и умений;

- Проявление активности, желание выразить своё отношение к музыке П.И.Чайковского;

- Выражение эмоций через продуктивную деятельность.

Деятельность родителей:

- Слушание музыки П.И.Чайковского дома совместно с детьми.

3 этап: Заключительный.

- Подготовка и  проведение   занятия «Музыкальная гостиная» по произведениям «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского;

- Изготовление атрибутов, оформление музыкального зала;

- Выставка детских рисунков в музыкальном зале.

 

Продукт проектной деятельности:

комплексное занятие «Музыкальная гостиная». 

 

Ожидаемые результаты:

Для детей:

  1. Интерес к музыке Чайковского И.П.;
  2. Развитие музыкально-художественного воспитания;
  3. Обогащение музыкальной эрудиции.
  4. Развитие творческого воображения, умения продуктивно выражать результаты индивидуального восприятия музыки.

Для педагога:

  1. Интерес к музыке Чайковского И.П.;
  2. Проектирование интегрированных знаний, включающих художественное восприятие музыки Чайковского И.П..

Музыкальному руководителю:

  1. Организация работы по ознакомлению детей с музыкой Чайковского И.П.;
  2. Развитие профессионально-педагогического творчества: придумывания новых активизаций детского музыкального восприятия;
  3. Создание единого воспитательного пространства на основе доверительных отношений с детьми.

                   

       

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 Время 
проведения

Тема

Декабрь

1. Беседа. Краткая биография композитора Петра Ильича Чайковского, показ портрета, беседа о «Детском альбоме». Названия 24 пьес. 
2. Слушание: «Зимнее утро». 

Беседа о характере музыкальной пьесы. Просмотр иллюстраций и картин русских художников по теме «Зима».

3. Рисунок на тему: «Зима».

Январь

  1. Слушание: «Марш деревянных солдатиков».
    2. Беседа. О характере музыкальной пьесы. Импровизация марша «солдатиков» под музыку. Вспомнить, в каких сказках ещё встречаются солдатики, и какими они бывают

(оловянные, пластилиновые и т.д.)
Выучить стихотворение «Я в солдатиков играю».
3. Рисование на тему: «Марш солдатиков».

Февраль

1. Слушание: «Баба  яга».

2. Беседа. О характере музыкальной пьесы. Импровизация:

изобразить под музыку Бабу Ягу. 
С использованием мультимедиа этюд: «Баба Яга ».

Вспомнить самые известные сказки с персонажем Бабы яги.

3. Аппликация по теме: «Баба Яга»

Март

1. Слушание: «Мама», «Итальянская песенка». 
2. Беседа. О характере музыкальных пьес. 
Этюд «Мама». Разучить стихи о маме, беседа о

предстоящем празднике.

3. Рисунок по теме: «Мама»

Апрель

1. Слушание: «Песня жаворонка».
2. Беседа. О характере музыкальной пьесы. 
Беседа о перелётных птицах. Показ иллюстраций с изображением жаворонка.

3. Свободное рисование по теме: «Жаворонки»,

перелётные птицы.

Май

1. Слушание: «Полька».

2. Беседа.  О характере музыкальной пьесы.  Беседа о родине

 «Польки»,  о её характере.
3. Разучить танец «Полька». 
4. Просмотр танца «Полька» с использованием мультимедиа в музыкальном зале.

5. Просмотр отрывков из кинофильма «Золушка» в музыкальном зале.
Обратить внимание, какой танец был исполнен  под песенку Золушки?

6. Рисование на тему: «Бал».

7. Выставка рисунков на тему «Детский альбом П.И.Чайковского» в музыкальном зале.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект досуга "Классическая музыка детям" по пьесам из "Детского альбома" П. И. Чайковского.

Цель данного досуга - создание благоприятной атмосферы для знакомства детей с музыкой П. И. Чайковского. Во время путешествия по осеннему лесу в сопровождении Феи Музыки, дети ознакамливаются с произв...

Парциальная программа музыкального руководителя по слушанию музыки "Детский альбом" П.И. Чайковского

Парциальная программа музыкального руководителя по слушанию музыки "Детский альбом" П.И. Чайковского для детей старшего дошкольного возраста...

"Музыка любимого композитора. Детский альбом П.И.Чайковского"

О чем рассказывает музыка? Как рассказывает музыка? "Детский альбом" рассказывает о детях детям....

ПРОЕКТ «Детский мир в музыке П.И. Чайковского»

Муниципальное  дошкольное образовательное  учреждение«Детский сад  общеразвивающего вида № 3»  г. Ухты(МДОУ «Детский сад № 3»  г. Ухты)...

"Игра в лошадки" интегрированное занятие на музыку из "Детского альбома" П.И.Чайковского

Конспект интегрированного занятия для детей средней группы...

«Детский мир в музыке П.И. Чайковского»

Цель:     Познакомить детей с творчеством великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, прививать любовь к классической музыке. Задачи:Образовательные:- фо...

Проект долгосрочный по слушанию музыки из цикла "Детский альбом" П.И.Чайковского

Проект долгосрочный по слушанию музыки из цикла  "Детский альбом" П.И.Чайковского...