"Музыка любимого композитора. Детский альбом П.И.Чайковского"
методическая разработка (средняя, старшая группа) на тему
О чем рассказывает музыка? Как рассказывает музыка? "Детский альбом" рассказывает о детях детям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Детский альбом" П.И.Чайковский | 21.85 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ. П.И.Чайковский»
Тематическое развлечение для детей средней и старшей групп сценарий, видеопрограмма.
ЦЕЛЬ: Создание педагогических условий формирования музыкальной культуры в процессе восприятия музыки.
ЗАДАЧИ.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Учить импровизировать, фантазировать под музыку. Обогащать словарный запас, навыки выразительного чтения.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: Продолжать прививать навыки культуры поведения: умение общаться друг с другом, быть вежливым, доброжелательным.
РАЗВИВАЮЩИЕ: Развивать музыкальный вкус, музыкальные и творческие способности, актерское начало.
№ п/п | содержание и ход музыкальной беседы | анализ деятельности педагога и детей |
1 2 3 | Предварительная работа: Рассматривать репродукции картин художников 18 – 19 веков. Рассматривать архитектурные шедевры 18 – 19 веков. Беседа о быте и традициях 18 – 19 веков. Беседа о творчестве композитора П.И.Чайковского. Ход беседы: Здравствуйте, ребята, сегодня мы встретимся с музыкой композитора Петра Ильича Чайковского. СЛАЙД 1. В книге «Музыкальный альбом» собраны музыкальные пьесы для детей. Это маленькие картинки, которые рассказывают о жизни детей, которые жили очень давно. СЛАЙД 2 В те времена люди ездили на лошадях в каретах, зажигали свечи по вечерам, а дети никогда не видели мультфильмы, но каждый вечер слушали нянины сказки. Петр Ильич жил в те времена. «Музыкальный альбом» он сочинил для своего племянника Володи Давыдова и его маленькой сестрички Машеньки. СЛАЙД 3. Володя учился играть на фортепиано, а помогал ему «Детский альбом». Эта музыка известна и любима во всех уголках нашей страны, а сегодня она прозвучит и для вас. СЛАЙД 4. Книга открывается, музыка начинается. «СЛАДКАЯ ГРЕЗА» Тихо, тихо сядем рядом, входит музыка в наш дом, В удивительном наряде, разноцветном, расписном, И раздвинутся вдруг стены, вся земля видна вокруг. Вдаль бегут лесные тропки, тают в дымке голубой,- Это музыка торопит и зовет нас за собой. (К.Ибряев) Мы прослушали пьесу «Сладкая греза». Звуки перенесли нас в далекие времена, в большой дом Володи Давыдова. Что вы видите в том доме?..(ответы детей). СЛАЙД 5. В доме уютно, тепло, а за окном вьюжное зимнее утро. Метет метелица, летит снег. СЛАЙД 6. «ЗИМНЕЕ УТРО» (дети «рисуют» узоры на морозном окне, девочки исполняют танец Снежинок). Начинается удивительный день, потому что пришло РОЖДЕСТВО, праздник волшебный, сказочный. А еще этот праздник приносит много подарков. Послушайте и отгадайте, что подарили Машеньке и Володе? СЛАЙДЫ 7 – 10. «ИГРА В ЛОШАДКИ» «НОВАЯ КУКЛА» «МАРШ ДЕРЕВЯННЫХ СОЛДАТИКОВ» (дети называют знакомые произведения, сравнивают пьесы «Болезнь кукла» и «Новая кукла», инсценируют содержание с чтением стихов использованием детских музыкальных инструментов): Я на лошадку свою златоглавую сел и помчался по дому, по комнате, Мимо стола, этажерки и тумбочки, мимо кота, на диване лежащего, мимо сидящей с вязанием бабушки, мимо мяча и коробки с игрушками. Ать – два, левой, правой, ать – два, левой, правой, Мы легко и весело идем, песню деревянную поем. Детям очень понравились подарки, но надо было готовится к приему гостей. В доме ожидали и взрослых и детей, всё было готово для бала. Музыка тоже подготовилась, как она зазвучала? СЛАЙДЫ 11 – 13. «ПОЛОНЕЗ» Танец польский, иностранный, танец-шествие, солидный, Танец плавный, словно глянец, модный танец и старинный. «МАЗУРКА» А вот мазурка зазвучала, этот танец хоть куда! Задорный, легкий и веселый, скорей, похлопайте, друзья! «ПОЛЬКА» Вдруг вокруг всё завертелось, танцевать нам захотелось. Знают все вокруг резвушки танец полечку-вертушку. (дети рассказывают о характере музыки, перечисляют средства музыкальной выразительности, используют в ответам музыкальную терминологию, импровизируют танцевальные движения по своему выбору в паре или сольно) Повсюду звучат восхищенные голоса, и слышится: «Очаровательно! Чудесно! Прелестно!». А что означают эти слова? (дети объясняют значение слов, произносят с нужной интонацией). СЛАЙД 14. На балу можно встретиться с очень интересными людьми. Вот и здесь, в доме маленького Володи знаменитый путешественник рассказывал в каких странах побывал и что там повидал… (воспитатель исполняет роль Великого путешественника): СЛАЙДЫ 15 – 18. «НЕМЕЦКАЯ ПЕСЕНКА» Среди лесистых гор, у голубых озер, Где слышен в чаще птичий нестройный хор, По елью вековой плясать сегодня будем, да, будем мы с тобой… «СТАРИННАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ ПЕСЕНКА» Скажи, любимый мой, зачем ты не со мной? В душе своей храню чудесный образ твой… «НЕАПОЛИТАНСКАЯ ПЕСЕНКА» На свете есть Италия, чудесная страна, прекрасны там леса, поля, Прекрасны солнце, небеса и звонких птичек голоса. «РУССКИЙ ТАНЕЦ» И притопну, и прихлопну – всё смогу! Русский танец, русский танец, я в душе своей храню! (слушание сопровождается слайдами с изображением танцующих в национальных костюмах). Что же дальше? Да загадки – шарады, часто на балу играли так даже взрослые: Загадаю вам загадку, а вас попросим дать ответ. Какую сказку разыграем, вы догадаетесь, иль нет? Нянина сказка загадка для вас, нянину сказку покажем сейчас. СЛАЙД 19. «НЯНИНА СКАЗКА» (воспитатель исполняет роль Няни, дети с её помощью показывают пантомиму - небольшой эпизод сказки «Красная Шапочка и волк». Зрители называют сказку, и называют средства музыкальной выразительности). Мы в сказку заглянем опять на мнгновенье. Хочу загадать вам, кто это такой? Кто страшный над лесом летает с метлой? СЛАЙД 20. «БАБА ЯГА» (дети составляют небольшую сказку про Бабу Ягу, и подбирают шумовые инструменты с соответствующим звучанием). Страшно в темном лесу, где летает Баба Яга… но вот входит мама… СЛАЙД 21. «МАМА» Давно уж вечер на дворе, пора домой и детворе, И вам ложиться спать… А завтра можете с утра игру начать опять. Молитву на ночь прочитайте и с Богом мирно засыпайте. Заключительная часть: СЛАЙД 22. «МОЛИТВА» (дети слушают музыку, успокаиваются, сидя с закрытыми глазами). Бом…бом…бом…бом… закрывается альбом… Какую музыку вы хотели бы послушать еще раз? Какую пьесу вам хочется нарисовать и подарить самому дорогому человеку? (дети делятся впечатлениями). Я всех была вас видеть рада, ведь вы прекрасные ребята. Вы приходите снова к нам, мы будем очень рады вам. КОНЕЦ. | Поставленные задачи выполнены: - дети проявили большой интерес к слушанию музыки; - различают жанры, звучание музыкальных инструментов; - узнают знакомые произведения по вступлению и фрагменту; - активно и правильно отвечают на вопросы, самостоятельно рассказывают об изменении в музыке, правильно применяют музыкальную терминологию; - наибольший интерес вызвали задания – пантомима эпизода сказки, игры со звуками, «Хор рук»; - вариативность методов способствовала активизации детей при обсуждении музыки; - каждый ребенок проявил индивидуальные способности в общении с музыкой; - удалось создать условия для спонтанного проявления творческих способностей детей; - воспитатель группы принимал активное участие: исполнила роль Путешественника и Няни, активно помогала детям в импровизации бальных танцев. Для достижения поставленных задач были использованы следующие методы: - наглядно – слуховой и зрительный (показ приемов исполнения, картин, иллюстраций, пособий, исполнения музыкальных произведений); - словесный (короткий рассказ о музыкальном произведении, пояснения, вопросы расширят представление о явлениях действительности); - метод целостного восприятия (синтез музыки, изобразительного искусства и поэзии); - элементы ТРИЗ (развитие творческого мышления и воображения с помощью аналогий); - метод элементарного музицирования (озвучивание стихов, картин, загадок, сказок, участие в шумовых оркестрах, возможность экспериментировать со звуками); - практический метод (сочетание восприятия музыки с практическими действиями); - метод сравнения и контрастного сопоставления музыки (слушание произведения одного жанра с различным характером; сравнение интонации речи и музыки; сравнение различных вариантов интерпретации одного произведения); - полихудеожественная деятельность (выразить личные переживания в стихотворении, движении, с помощью музыкального инструмента); - информационно – коммуникативные технологии; - коммуникативные танцы; - «Хор рук» (движение рук, отражающие характер и содержание музыки); - ритмодекламация (синтез музыки и поэзии, текст не поется – ритмично декламируется); - логоритмика (сочетание слов, музыки, зрительного образа и инсценировки); - игры звуками (звучащие жесты, музыка рождается из шума, исследование звуков окружающего мира); - технология «Сказкотерапия» (создание сюжета, изменение известного сюжета, дополнение сюжета – до слушания музыки или после); - релаксация (мышечное, эмоциональное расслабление). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое занятие"Детский альбом" П.И. Чайковский.
В течение года на музыкальных занятиях дети знакомились с творчеством П. И. Чайковского, в частности с произведениями из "Детского альбома". Помимо коррекционной работы (развитие эмоциональной функции...
Музыкальная гостиная "Детский альбом П. И. Чайковского"
Обобщение знаний детей о творчестве композитора, его произведениях для детей. В такой форме проведения дети окунаются в то время когда жил и творил сам композитор. А еще раз вслушиваясь в его произвед...
Конспект занятия «Поездка на ярмарку» по Детскому альбому П.И.Чайковского для детей старшей и подготовительной группы
Конспект занятия «Поездка на ярмарку»по Детскому альбому П.И.Чайковскогодля детей старшей и подготовительной группы...
Парциальная программа музыкального руководителя по слушанию музыки "Детский альбом" П.И. Чайковского
Парциальная программа музыкального руководителя по слушанию музыки "Детский альбом" П.И. Чайковского для детей старшего дошкольного возраста...
Проект долгосрочный по слушанию музыки из цикла "Детский альбом" П.И.Чайковского
Проект долгосрочный по слушанию музыки из цикла "Детский альбом" П.И.Чайковского...
«Музыкальное развитие детей дошкольного возраста посредством восприятия музыки. Детский альбом П.И.Чайковский»
форма работы музыкального руководителя по теме самообразования на год...
Консультация для родителей. Слушаем музыку вместе с мамой и папой. «Детский альбом» Петра Ильича Чайковского. Песня жаворонка
Консультация для родителей. Слушаем музыку вместе с мамой и папой. «Детский альбом» Петра Ильича Чайковского. Песня жаворонка...