Парциальная программа музыкального руководителя по слушанию музыки "Детский альбом" П.И. Чайковского
рабочая программа на тему
Парциальная программа музыкального руководителя по слушанию музыки "Детский альбом" П.И. Чайковского для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
partsialnaya_programma_kms.docx | 34.72 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 53
Петроградского района г. Санкт-Петербурга
197101, Большая Пушкарская ул., д. 56
Согласованно на заседании педагогического совета №____ От__________________201___г. | Утверждено Приказом №_____от_____201__г. Заведующая ГБДОУ № 53 ______________Терехова.Н.Н. |
ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по слушанию музыки
«Детский альбом П.И. Чайковского»
для детей старшего дошкольного возраста
музыкального руководителя КРЕМНЕВОЙ МАРЬЯНЫ СТАНИСЛАВОВНЫ
2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п | Раздел | Страница |
1. | Целевой раздел | 2 |
1.1 | Пояснительная записка | 2 |
1.2. | Цель и задачи парциальной образовательной программы | 3 |
1.3. | Принципы и подходы к формированию Программы | 5 |
1.4. | Возрастные особенности художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста | 6 |
1.5. | Планируемые результаты освоения Программы | 7 |
2. | Содержательный раздел | 8 |
2.1. | Содержание парциальной образовательной Программы | 8 |
3. | Организационный раздел | 12 |
3.1. | Материально-техническое обеспечение Программы | 12 |
3.2. | Научно-методическое обеспечение Программы | 13 |
Библиография | 14 |
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Согласно ФГОС к основным задачам современного дошкольного образования относится формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
Важнейшим средством для достижения данной задачи является художественно-эстетическое развитие ребенка, которое обеспечивает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.).
Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкус.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры – т.е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которой необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения.
Основной вид музыкальной деятельности, которому принадлежит ведущая роль в реализации познавательной и коммуникативной функции музыки - ее восприятие и анализ. Слушание музыки - одна из лучших форм работы для развития способностей активно воспринимать музыку и внимательно вслушиваться в разные ее особенности. К тому же слушание музыки позволяет познакомить детей со значительно более сложной музыкой по сравнению с той, которую они сами исполняют. Дети получают возможность услышать большие вокальные, инструментальные, оркестровые произведения в хорошем исполнении. Слушание дает возможность услышать музыку разных жанров, форм, стилей, эпох в исполнении известных исполнителей и композиторов. В наше время слушание музыки, благодаря широко развитой концертной деятельности, развитию многообразных видов технических средств, способных воспроизводить музыку (радио, телевидение, магнитофоны, кино т.д.) становится доступной формой общения с искусством широких слоев населения. Поток музыкальной информации практически безграничен. Тем важнее становится проблема организации целенаправленного слушания музыки, помогающей формировать избирательность потребления музыкальных впечатлений в соответствие с уровнем воспитанного художественного вкуса. Наблюдения показывают, что научить детей активно слушать музыку - дело сложное. Задача заключается именно в том, чтобы процесс восприятия был активным, творческим.
Актуальность Парциальной Программы
Парциальная программа дополняет основную образовательную Программу за счет нового и расширенного музыкального репертуара с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
1.2. Цель и задачи Программы
Цель Программы: Введение ребенка в мир классической музыки; знакомство с творчеством П.И. Чайковского; создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыки.
Задачи:
- Прививать любовь к классической музыке, к творчеству П.И. Чайковского.
- Развивать музыкальный вкус, творческие способности детей.
- Учить слушать, анализировать, понимать содержание музыкальных произведений.
- Учить импровизировать, фантазировать под музыку.
- Обогащать словарный запас, навыки выразительного чтения.
Методические принципы построения программы:
- Создание непринужденной и доброжелательной обстановки.
- Учет возрастных особенностей воспитанников.
- Гендерный подход к используемому репертуару.
- Принцип целостности в решении задач.
- Последовательное усложнение поставленных задач.
- Принцип преемственности.
- Принцип партнерства.
- Принцип положительной оценки.
- Принцип паритета.
- Соотношение используемого материала с природным и историко-культурным календарем.
- Соотношение с тематическим планированием ООП ДОО.
Формы проведения:
1.Традиционная;
2.Комплексная;
3.Интегрированная;
4. Доминантная;
Используемый наглядный и дидактический материал:
- только качественная аудиозапись музыки;
- иллюстрации и репродукции;
- дидактический материал;
- игровые атрибуты;
- музыкальные инструменты;
- «живые игрушки» (воспитатели или воспитанники, одетые в костюмы).
Условия реализации программы:
1. Создание предметно-развивающей среды:
- Обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства;
- Предоставляет возможность общения в совместной деятельности детей и взрослых и возможность уединения;
- Способствует реализации образовательной программы;
- Строится с учетом национально-культурных и климатических условий;
- Должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1.3. Принципы и подходы к реализации Программы
Парциальная программа разработана в соответствии с культурно-историческим, личностным, культурологическим, деятельностным подходами в воспитании, обучении и развитии детей дошкольного возраста.
Культурно-исторический подход к развитию человека (Л. С. Выготский) определяет ряд принципиальных положений Программы (необходимость учёта интересов и потребностей ребёнка дошкольного возраста, его зоны ближайшего развития, ведущей деятельности возраста; понимание взрослого как главного носителя культуры в процессе развития ребёнка; организацию образовательного процесса в виде совместной деятельности взрослого и детей и др.).
Личностный подход в широком значении предполагает отношение к каждому ребенку как к самостоятельной ценности, принятие его таким, каков он есть. В андрагогической образовательной парадигме сам ребёнок понимается как высшая ценность процесса образования.
Культурологический подход ориентирует образование на формирование общей культуры ребёнка, освоение им общечеловеческих культурных ценностей.
Центральной категорией деятельностного подхода является категория деятельности, предполагающая активное взаимодействие ребенка с окружающей его действительностью, направленное на ее познание и преобразование в целях удовлетворения потребностей. Преобразуя действительность на доступном для него уровне, ребёнок проявляется как субъект не только определённой деятельности, но и собственного развития.
Принципы формирования Программы
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- принцип учета специфики дошкольного образования, предусматривающего решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов;
- принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
- принцип возрастной адекватности форм работы с детьми и приоритетности ведущего вида деятельности – игры.
1.4. Возрастные особенности художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте (5—7 лет) происходят быстрые, качественные изменения в психологии и поведения детей, которые в дошкольном детстве наблюдаются каждые один-два года.
В старшем дошкольном возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление. В игре ребенок научается пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. У него появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображение и представления.
Среди разнообразных видов творческой деятельности, которой любят заниматься дети дошкольного возраста, большое место занимает изобразительное искусство, в частности детское рисование. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения и мышления. В рисунках дети стремятся передавать свои впечатления и знания, получаемые из внешнего мира. Рисунки могут существенно меняться в зависимости от физического или психологического состояния ребенка (болезнь, настроение и т.п.).
Важное место в художественно-творческой деятельности дошкольников занимает музыка. Детям доставляет удовольствие прослушивание музыкальных произведений, повторение музыкальных рядов и звуков на различных инструментах. В этом возрасте впервые зарождается интерес к серьезным занятиям музыкой, который в дальнейшем может перерасти в настоящее увлечение и способствовать развитию музыкального дарования. Эстетическое воспитание способствует активной эстетической жизнедеятельности человека.
1.5. Планируемые результаты освоения Программы
У детей
- сформированы основные культурные способы деятельности в процессе музыкально-творческой деятельности;
- развито воображение в процессе игровой деятельности;
- воспитана любознательность во взаимодействии со взрослыми, сверстниками.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Тематическое планирование образовательной деятельности
Срок реализации Программы – 1 учебный год.
Основные направления:
- беседы о творчестве П.И.Чайковского
- слушание пьес из «Детского альбома»
- рассматривание репродукций картин художников 18-19 веков
- беседы о духе, традициях, культуре той эпохи
- изображение музыкальных пьес в рисунках, лепке, аппликации
- импровизации и этюды на заданную тему
- выставка детских рисунков
1 этап: Подготовительный.
Постановка цели, формулировка задач. Определение приёмов, методов и форм обучения. Подбор музыкального материала, художественного слова, иллюстраций. Составление плана реализации проекта. Работа с методической литературой.
2 этап: Реализация проекта.
Деятельность педагогов: обогащение детей знаниями о классической и инструментальной музыке П.И.Чайковского. Разучивание с детьми танцев и стихов. Беседы о духе, традициях, культуре эпохи 18-19 веков.
Деятельность детей: усвоение новых знаний, навыков и умений. Проявление активности, желание выразить своё отношение к музыке П.И.Чайковского. Рисование, аппликация, лепка на заданную тему
3 этап: Заключительный.
Подготовка и проведение итогового комплексного занятия «Музыкальная гостиная» по произведениям «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского. Изготовление атрибутов, оформление музыкального зала. Выставка детских рисунков в музыкальном зале.
Продукт проектной деятельности:
Время | Описание | Ответственные |
Сентябрь | Выявление знаний о композиторе Петре Ильиче Чайковском, о «Детском альбоме». Краткая биография, показ портретов, беседа о «Детском альбоме». Названия 24 пьес. Слушание: «Баба Яга», «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков». «Баба Яга». Беседа о характере музыкальной пьесы. Импровизация: изобразить под музыку Бабу Ягу. Вспомнить самые известные сказки с персонажем Бабы яги. «Игра в лошадки». Беседа о характере музыкальной пьесы. Рассказать стихотворение про лошадку. Импровизация игры в лошадки (лошадка на палке). «Марш деревянных солдатиков». Беседа о характере музыкальной пьесы. Импровизация марша «солдатиков» под музыку. Вспомнить, в каких сказках встречаются солдатики, и какими они ещё бывают (оловянные, пластилиновые и т.д.) Свободная лепка по теме «Солдатики». | Музыкальный руководитель Воспитатель |
Октябрь | Слушание «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла». Беседа о характере музыкальных пьес. Подбор иллюстраций по теме «Куклы разных эпох». Импровизация: «танец с новой куклой». Свободное рисование красками по теме «Кукла». | Музыкальный руководитель Воспитатель |
Ноябрь | Слушание: «Мазурка», «Полька», «Вальс». «Мазурка». Беседа о характере музыкальной пьесы. Беседа о бальных танцах, о балах, какие танцы исполнялись на балах. Рассматривание репродукций картин художников 18-19 веков. «Полька». Беседа о родине «польки», о её характере. Просмотр танца «Полька» с использованием мультимедиа. «Вальс». Беседа о характере музыкальной пьесы. Вспомнить сказки, в которых речь идёт о балах. (Золушка, Щелкунчик и т.д.) Этюд: «На балу». (Подражание «Вальс». Дети повторяют за музыкальным руководителем вальсообразные движения.) | Музыкальный руководитель |
Декабрь | Слушание: «Зимнее утро», «Утренняя молитва», «В церкви», «Песня жаворонка». «Зимнее утро». Беседа о характере музыкальной пьесы. Фантазия: Что представляют дети, когда слушают пьесу «Зимнее утро». Аппликация на тему «Зима». «Утренняя молитва», «В церкви». Беседа о характере музыкальных пьес. Подобрать фотографии, открытки, иллюстрации по теме «церковь», «храм». Просмотр фотографий храмов с использованием мультимедиа. Релаксация. «Песня жаворонка». Беседа о характере музыкальной пьесы. Беседа о перелётных птицах. Показ иллюстраций с изображением жаворонка. Свободное рисование красками по теме «Жаворонки», «Перелётные птицы». | Музыкальный руководитель Воспитатель Музыкальный руководитель |
Январь | Слушание: «Итальянская песенка», «Неаполитанская песенка», «Шарманщик поёт». «Итальянская песенка», «Неаполитанская песенка». Беседы о характере музыкальных пьес. Беседа об Италии, о городе Неаполь. Показ фотографий Италии и Неаполя с использованием мультимедиа. «Шарманщик поёт». Беседа о характере музыкальной пьесы. Беседа о шарманке и шарманщике (что и кто это такие, история, родина). Показ фотографий и картинок с изображением шарманки. Слушание фонограммы со звучанием шарманок. Импровизация на тему «Шарманщик. Прогулка по Италии». | Музыкальный руководитель |
Февраль | Слушание: «Мама», «Нянина сказка», «Сладкая греза». «Мама». Беседа о характере музыкальной пьесы. Мы артисты: Разучить и рассказать стихи о маме. «Нянина сказка». Беседа о характере музыкальной пьесы. Дать понятие «няня». Можно ли по музыке определить, какую сказку она рассказывает? (Колыбельная). «Сладкая греза». Беседа о характере музыкальной пьесы. Дать детям понятие «грёзы», сладкие сны, мечты. «О чём мечтают дети» (высказывания детей). Свободное рисование «Мои сладкие мечты». | Музыкальный руководитель Воспитатель |
Март | Слушание: «Немецкая песенка», «Старинная французская песенка». Беседы о характере музыкальных пьес. Показ иллюстраций немецких и французских городов, национальных костюмов. Разучивание с детьми немецкой песенки (с текстом). | |
Апрель | Слушание: «Камаринская», «Мужик на гармонике играет», «Русская песня». «Камаринская». Беседа о характере музыкальной пьесы. Показ иллюстраций. Просмотр русской пляски с использованием мультимедиа. «Мужик на гармонике играет». Показ фотографий и иллюстраций гармони. Слушание её звучание. «Русская песня». Беседа о характере музыкальной пьесы. Вспомнить названия русских народных песен и их исполнителей. Беседа о быте, о русских народных традициях. Прослушать несколько русских народных песен, определить их характер, о чём в них рассказывается. Импровизация: «русская народная пляска». | Музыкальный руководитель |
Май | Проведение итогового комплексного занятия «Музыкальная гостиная» по произведениям «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского. | Музыкальный руководитель |
Май | Выставка детских рисунков и поделок «Детский альбом» П.И. Чайковского. |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально-техническое обеспечение Программы
Для реализации Программы используется музыкальный зал, который представляет собой специально оборудованное помещение для деятельности с детьми. Зал оснащен:
- Мебель (стулья в количестве, достаточном для подгруппы детей, шкафы, стеллажи или полки для оборудования);
- Ноутбук с набором обучающих компьютерных программ, фонотекой звуков окружающего мира, детскими песнями;
- Интерактивное оборудование (доска, ноутбук, проектор);
- Технические средства обучения (магнитофон, пианино, CD и аудио материал, мультимедийная установка).
Наглядно – образный материал
1. Иллюстрации, мультимедийные методические разработки;
2. Наглядно - дидактический материал;
3. Игровые атрибуты.
Методическое обеспечение
1. Наглядно - иллюстративный материал:
- сюжетные картины;
- пейзажи (времена года);
- комплект «Музыкальные инструменты»;
- иллюстрации к музыкальный произведениям;
- портрет композитора П.И. Чайковского.
2. Нотные сборники (в соответствии с рекомендуемым репертуаром);
3. Литература, содержащая описание музыкальный произведений П.И. Чайковского;
4. Костюмы для взрослых и детей;
5. Декорации напольные и настенные;
6. Ширма для организации музыкальных игр-драматизаций;
7. Детские музыкальные инструменты.
3.2. Научно-методическое обеспечение Программы
Программы:
- «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
- Новоскольцева И., Каплунова И. Ладушки. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста – С-Пб: Невская нота, 2015.
Методическое сопровождение:
Чайковский П. Детский альбом. Для фортепиано – М: Государственное музыкальное издательство, 1959.
Библиографический список:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (ред. от 27.08.2015) «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13».
- Устав ГБДОУ № 53, 2015 г.
- «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
- Новоскольцева И., Каплунова И. Ладушки. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста – С-Пб: Невская нота, 2015.
- Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА музыкального руководителя по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыкальное развитие» на 2015 – 2016 учебный год
Рабочая программа музыкального руководителя разработана для детей от 2-х до 8-ми лет и определяет обязательную часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей от...
Современные парциальные программы музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.Презентация.
В настоящее время любое дошкольное учреждение самостоятельно в выборе из комплекса рекомендованных программ, а также в разработке собственных, поэтому в каждом ДОУ может использоваться ряд программ....
Примнение в изодеятельности парциальной программы музыкального воспитания «Музыкальные шедевры» (по Радыновой)
Музыкальные шедевры...
Рабочая программа музыкального руководителя по освоению образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (музыкальная деятельность для детей 2-7 лет разработанная на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Рабочая программа музыкального руководителя по освоению образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (музыкальная деятельность для детей 2-7 лет разработанная на основ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Музыкальная деятельность» на 2020 – 2021 учебный год Составлена на основе парциальной программы музыкального воспитания «Ладушки» И. М. Каплуновой, И. А. Новоскольц
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»раздел «Музыкальная деятельность»на 2020 – 2021 учебный годСоставлена на основе парциальн...
Рабочая программа музыкального руководителя по реализации основной образовательной программы раннего музыкально-эстетического развития дошкольного образования разновозрастного возраста 1-3 года
Рабочая программа музыкального руководителя по реализации основной образовательной программы раннего музыкально-эстетического развития дошкольного образования разновозрастного возраста 1-3...