«Детский мир в музыке П.И. Чайковского»
методическая разработка по музыке
Цель:
Познакомить детей с творчеством великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, прививать любовь к классической музыке.
Задачи:
Образовательные:
- формировать основы музыкальной и художественной культуры;
- вызывать эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера;
-учить детей отвечать полным ответом на поставленные вопросы;
- учить импровизировать, фантазировать под музыку.
Развивающие:
- развивать музыкальный вкус;
- развивать умение вслушиваться в музыку и понимать музыкальные образы;
- развивать музыкальные и творческие способности.
Воспитательные:
- воспитывать в детях доброе начало через классическую музыку;
- воспитывать культуру слушания, желание слушать классическую музыку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chaykovskiy.docx | 25.75 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект слушания музыки в рамках знакомства с творчеством великого русского композитора П. И. Чайковского «Детский альбом» (для детей старшей группы)
Автор: Галушка О.М.-музыкальный руководитель
МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №216»
Цель:
Познакомить детей с творчеством великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, прививать любовь к классической музыке.
Задачи:
Образовательные:
- формировать основы музыкальной и художественной культуры;
- вызывать эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера;
-учить детей отвечать полным ответом на поставленные вопросы;
- учить импровизировать, фантазировать под музыку.
Развивающие:
- развивать музыкальный вкус;
- развивать умение вслушиваться в музыку и понимать музыкальные образы;
- развивать музыкальные и творческие способности.
Воспитательные:
- воспитывать в детях доброе начало через классическую музыку;
- воспитывать культуру слушания, желание слушать классическую музыку.
Оборудование: Ноутбук, проектор, музыкальный центр, аудиозаписи.
Ход мероприятия:
Дети заходят в зал на фоне музыки П. И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков» и рассаживаются на стульчики.
Музыкальный руководитель: Дети, сегодня я пригласила вас на встречу с музыкой великого русского композитора П. И. Чайковского. Посмотрите на портрет этого замечательного человека. Какое красивое, благородное лицо. Умные, добрые глаза смотрят на нас с любовью. Вы встретитесь с его удивительной, волшебной музыкой и попытаетесь сами воплотиться и передать музыкальные образы его произведений.
Сейчас мы узнаем, много ли вы знаете о музыке и о музыкальных инструментах:
Семь сестрёнок очень дружных
Каждой песне, очень нужных.
Музыку не сочинишь,
Если их не пригласишь. (Ноты)
Сам пустой, голос густой,
Дробь отбивает, шагать помогает. (Барабан)
Ими друг о друга бьют,
А они в ответ поют
И блестят как две копейки,
Музыкальные (тарелки).
Он пишет музыку для нас,
Мелодию играет,
Стихи положит он на вальс.
Кто песни сочиняет (Композитор)
Нужен музыке не только «сочинитель»,
Нужен тот, кто будет петь. Он (исполнитель).
Тот, кто песни не поёт, а слушает,
Называется, ребята (слушатель).
Музыкальный руководитель: Какие вы молодцы! Все мои загадки отгадали. А теперь ребята давайте узнаем немного о жизни П. И. Чайковский. Он является великим русским композитором, его музыку знают во всем мире взрослые и дети. Я хочу рассказать вам очень интересные факты из детства П. И. Чайковского. Перенесемся с вами в давние-давние времена, в 19 век, когда не было ни электричества, ни радио, ни телевизора. Люди ездили не в машинах, а на лошадях и в каретах. Мальчики играли не с машинками, а с деревянными лошадками и деревянными солдатиками, но девочкам так же, как и сейчас дарили красивые куклы в длинных бальных платьях. Именно в те далекие времена жил-был мальчик Петя. (Родился в 1840г.) Он рос очень добрым мальчиком, боялся кого-нибудь обидеть или огорчить. С ним всегда было радостно и интересно, так как он всегда придумывал веселые игры и забавные истории. Но у него была одна особенность: Петя любил уединяться и прислушиваться к звукам, которые раздавались вокруг него. Петя не знал, откуда они и как складывается из них мелодия, однако, любил слушать музыку, и она заставляла его, то радоваться, то плакать. Музыка, которая звучала внутри него, все больше и больше захватывала Петю, и тогда он стал садиться за фортепиано и подбирать разные мелодии. Так он стал сочинять музыку, и в дальнейшем стал композитором.
А теперь, посмотрите, пожалуйста, на экран. Фрагмент мультфильма «Детский альбом» И.Ковалевской.1976г. (Звучит «Сладкая греза»)
Музыкальный руководитель: Это произведение Чайковский назвал «Сладкая греза». Греза – это мечта, сон. Понравилась вам музыка?
Дети: Да!
Музыкальный руководитель: Мне хочется сказать об это музыке, что она светлая, нежная. А вы, дети, расскажите о характере музыки, какая она?
Дети: (мечтательная, певучая, красивая, добрая и так далее).
Музыкальный руководитель: Все правильно говорите. О чем вам думалось, мечталось?
Музыкальный руководитель: А меня эта музыка, как бы, перенесла в те далекие времена, когда жил Петр Ильич Чайковский. Я вспомнила интересную историю. Однажды, Петр Ильич гостил у сестры в большом красивом доме. У сестры были дети, которых Чайковский очень любил. А особенно он подружился с племянником – Володей. К мальчику в гости приходили его друзья, поиграть, повеселиться. И Чайковский захотел, чтобы у ребят были свои музыкальные произведения, в которых бы рассказывалось, чем они занимаются в течение дня, в какие игрушки играют, какие нянины сказки и мамины песенки слушают. Петр Ильич сочинил целый альбом интересной музыки и назвал его «Детский альбом». Как вы думаете, ребята, почему Чайковский так назвал свою музыку?
Сегодня мы отправимся в музыкальное путешествие по «Детскому альбому». Музыка нам расскажет о детских радостях, увлечениях, играх.
Однажды, на день рождения, Володи, племянника П.И.Чайковского, подарили большую красивую коробку, в которой лежали…
Отгадайте загадку:
Они в коробочке лежат, но если их достать,
Построятся за рядом ряд, пойдут маршировать!
И каждый с новеньким ружьем, похожи, словно братики,
Кто скажет, как мы их зовем? (деревянные солдатики)
(показ иллюстрации деревянных солдатиков)
Послушаем, какую же музыку про солдатиков сочинил Чайковский.
(Музыкальный руководитель играет «Марш деревянных солдатиков»).
Музыкальный руководитель: Дети, вы вспомнили, что это за музыка?
Дети: Марш!
Музыкальный руководитель: Правильно, это марш, под который вы вошли. Марш игрушечный, поэтому музыка звучит легко и ритмично. А ваши впечатления о характере музыки? Как она звучала?
Дети: Бодро, отрывисто, весело, радостно, озорно.
Музыкальный руководитель: Какое настроение у солдатиков?
Дети: Веселое, бравое.
Музыкальный руководитель: Посмотрите, меняется ли характер музыки
(исполняет среднюю часть). Изменилось настроение?
Дети: Да, стало настороженнее.
Музыкальный руководитель: Да, музыка стала затаенная, приглушенная, настороженная, как будто в пути солдатикам встретилось что-то необычное. Но солдатики не испугались, и музыка опять звучит вот так (звучит первая часть).
Давайте вспомним, как ходят деревянные солдатики, встанем и промаршируем, как деревянные солдатики. (Выбирается барабанщик, становится в центре круга)
Играет «МАРШ ДЕРЕВЯННЫХ СОЛДАТИКОВ»
(дети маршируют и затем садятся)
Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята, хорошо маршировали!
Вносится кукла, которую музыкальный руководитель качает на руках.
Кукла заболела, на бочок легла.
Дали ей конфетку – кукла не взяла,
«Сами виноваты» - доктор говорит
«У нее животик от конфет болит»
Что вы делаете, когда болеете? (Стонут, плачут)
Вот послушайте, какую стонущую и плачущую музыку написал П. И. Чайковский.
Играет «БОЛЕЗНЬ КУКЛЫ»
Музыкальный руководитель: О чем рассказала вам эта музыкальная картинка? Какая музыка по характеру? Что вы услышали в музыке?
(как слезинки капают, как кукла стонет, как вздыхает, температура то повышается, то понижается) А как вы думаете, что нужно сделать, чтобы кукла поправилась, и ей стало весело? (ответы детей)
Ну вот, куколка и поправилась!
(Стук в дверь)
Музыкальный руководитель: Кто-то к нам в гости пришел.
(музыкальный руководитель вносит других кукол)
Вот и новые куклы пришли. А П. И. Чайковский написал пьесу, которая так и называется «Новая кукла». Как вы думаете, какая будет музыка по характеру? Какое настроение теперь у кукол будет?
Сейчас мы послушаем пьесу «Новая кукла», а девочки постараются выразить в движениях, как радуются они новым куклам.
Играет «НОВАЯ КУКЛА»
Музыкальный руководитель: Теперь куклы пусть посидят и послушают вместе с вами музыку. П. И. Чайковский еще писал музыку для сказочных героев. Сейчас мы послушаем одну из них, и вы попробуйте догадаться, про какого сказочного героя эта музыка. Слушайте внимательно, музыка вам сама подскажет.
Играет «БАБА – ЯГА»
Ну что, ребята, догадались, про кого эта музыкальная картинка?
(дети высказывают свои предположения)
(музыкальный руководитель вновь предлагает представить себе сказочного героя)
(Звучит начало пьесы, забегает Баба-Яга и начинает прыгать и скакать.)
Баба- Яга: Это моя музыка! Я под нее танцую!
Музыкальный руководитель: Ну вот. Баба- Яга, не дала даже детям пофантазировать и подумать. Прискакала сюда. Раскричалась «Моя музыка, моя музыка!» (передразнивает)
Музыкальный руководитель: Ребята, ну вы догадались, чья это музыка? Как называется? Правильно! Эта пьеса так и называется «Баба- Яга».
Музыкальный руководитель: Бабка-Яга, а ты другую музыку послушай. Ее также как и твою, написал П. И. Чайковский, она красивая, плавная и под нее тоже можно танцевать. Ребята сейчас тебе покажут, как можно танцевать.
Что ребята, покажем, как мы умеем красиво танцевать вальс?
Баба- Яга: Да куда вам? Лучше меня никто не танцует!
Музыкальный руководитель: А вот это мы сейчас посмотрим!
Мальчики, приглашайте девочек на вальс и Б. Ягу тоже, пусть поучится вальс танцевать.
Играет «ВАЛЬС».
(Дети танцуют вальс, Баба-Яга с ними)
Баба-Яга: Мне понравилось так красиво танцевать и музыка такая нежная, прямо воздушная! Я обратила внимание на то, что многие использовали такие движения, как кружение и повороты и это правильно, потому что в переводе с французского слово «вальс» означает «кружиться». Теперь я под нее всегда буду танцевать. А кто же сочинил ее, я уже забыла?
(Дети говорят фамилию композитора)
Баба Яга: Спасибо. Пойду в лес с Лешим вальс танцевать
(доходит до двери, останавливается.)
Ой, еще раз повторите, какой композитор сочинил этот вальс?
(Идет и повторяет) Чайковский, Чайковский, все, запомнила! Спасибо! До свидания!
Музыкальный руководитель: Ну вот, ребята, наша встреча подошла к концу.
Чью же музыку мы с вами сегодня слушали?
Какая музыка у П. И. Чайковского? (красивая, удивительная, волшебная, сказочная). Конечно, волшебная! Потому, что слушая ее, мы можем представить себе разные музыкальные образы и даже помечтать…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказка на музыку П.И. Чайковского «Детский альбом»
Пример использования придуманной сказки для слушания классической музыки для старших дошкольников...
"Детская музыка П.И.Чайковского"
Сценарий открытого районного музыкального занятия в форме музыкальной гостиной в старшей группе детского сада....
фотоотчёт "Детская музыка П.И.Чайковского"
Музыкальная гостиная для музыкальных руководителей методического районного объединения с воспитанниками старшей группы детского сада....
Беседа о музыке П.И.Чайковского "Детский альбом"
Дети в форме исказки знакомятся с музыкой "Детского альбома" П.И.Чайковского. Произведения: "Утренняя молитва", "Полька", "Зимнее утро", "Новая кукла", .т.д....
ПРОЕКТ «Детский мир в музыке П.И. Чайковского»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида № 3» г. Ухты(МДОУ «Детский сад № 3» г. Ухты)...
ПРОЕКТ «Детский мир в музыке П.И. Чайковского»
Развитие художественного восприятия музыки «Детского альбома» П.И. Чайковского у детей старшего дошкольного возраста....
Открытое занятие по музыке «Путешествие по миру музыки. П. И. Чайковский «Детский альбом»
: Знакомство с творчеством П. И. Чайковского на примере некоторых пьес из фортепианного цикла «Детский альбом»...