Самообразование «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования и пальчиковой гимнатики во второй младшей группе».
методическая разработка (младшая группа)
Самообразование
Основной целью является развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов.
Коррекционно-образовательные задачи:
- Формирование познавательной активности и творческого воображения детей.
- Закрепление проговаривания стихов одновременно с движениями рук.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Развитие артикуляционной и мелкой моторики.
2. Развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения.
3. Развитие тактильной чувствительности рук.
4. Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения.
5. Развития восприятия и переключения на разные виды деятельности.
6. Упражнение в умении выражать свое эмоциональное состояние, используя мимику и движения пальцев рук.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Создание положительного эмоционального фона, радости, ожидания праздника.
- Создания у детей эмоционально-приподнятого настроения, увлечение детей сюжетом.
- Воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.
- Формирование дружеских взаимоотношений и коммуникативных навыков.
- Воспитание внимания к обращенной речи.
- Развитие чувства уверенности в себе.
- Формирование умения радоваться, достигая цели.
- Формирование положительной мотивации на занятии.
- Воспитание самоконтроля за речью, желание заниматься.
Актуальность.
С каждым годом жизнь представляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям: неуклонно растет объём знаний, которые нужно им передавать. Мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это основное условие успешного обучения, ведь посредством речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.
В настоящее время проблеме развития мелкой моторики уделяется достаточно много внимания. Но каждый творческий педагог пробует внедрять в свою работу как традиционные, так и нетрадиционные методы, и приёмы для развития мелкой моторики у детей.
Если мы хотим достигнуть развития ощущений у детей, то мы используем материал, который вызывает сильные раздражения: это твердые, шершавые предметы с определенными выступами (массажные мячики, крупные бигуди) Затем подбираем предметы более мелкие, гладкие(грецкие орехи), то есть происходит слабое раздражение, и тогда чувствительность повышается, а кончики пальцев начинают активно работать, стимулируя ассоциативную деятельность мозга. Неспецифические упражнения для развития звуковой культуры речи ребенка действуют на общее развитие детского организма: пальчики, ладонь, тыльная сторона активизируют артикуляционные органы ребенка, особенно язык, что очень важно при постановке звука.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными. Но почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie2020-2021g-_palchikovye_igry.docx | 77.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад №1387»
Управления делами Президента Российской Федерации
Самообразование
«Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования и пальчиковой гимнатики
во второй младшей группе».
Воспитатель:
Макарова Наталья Геннадьевна
Москва, 2020г.
Истоки способности и дарований детей
находятся на кончиках пальцев.
В.А. Сухомлинский
Основной целью является развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов.
Коррекционно-образовательные задачи:
- Формирование познавательной активности и творческого воображения детей.
- Закрепление проговаривания стихов одновременно с движениями рук.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Развитие артикуляционной и мелкой моторики.
2. Развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения.
3. Развитие тактильной чувствительности рук.
4. Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения.
5. Развития восприятия и переключения на разные виды деятельности.
6. Упражнение в умении выражать свое эмоциональное состояние, используя мимику и движения пальцев рук.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Создание положительного эмоционального фона, радости, ожидания праздника.
- Создания у детей эмоционально-приподнятого настроения, увлечение детей сюжетом.
- Воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.
- Формирование дружеских взаимоотношений и коммуникативных навыков.
- Воспитание внимания к обращенной речи.
- Развитие чувства уверенности в себе.
- Формирование умения радоваться, достигая цели.
- Формирование положительной мотивации на занятии.
- Воспитание самоконтроля за речью, желание заниматься.
Актуальность.
С каждым годом жизнь представляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям: неуклонно растет объём знаний, которые нужно им передавать. Мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это основное условие успешного обучения, ведь посредством речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.
В настоящее время проблеме развития мелкой моторики уделяется достаточно много внимания. Но каждый творческий педагог пробует внедрять в свою работу как традиционные, так и нетрадиционные методы, и приёмы для развития мелкой моторики у детей.
Если мы хотим достигнуть развития ощущений у детей, то мы используем материал, который вызывает сильные раздражения: это твердые, шершавые предметы с определенными выступами (массажные мячики, крупные бигуди) Затем подбираем предметы более мелкие, гладкие(грецкие орехи), то есть происходит слабое раздражение, и тогда чувствительность повышается, а кончики пальцев начинают активно работать, стимулируя ассоциативную деятельность мозга. Неспецифические упражнения для развития звуковой культуры речи ребенка действуют на общее развитие детского организма: пальчики, ладонь, тыльная сторона активизируют артикуляционные органы ребенка, особенно язык, что очень важно при постановке звука.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными. Но почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Следствие слабого развития общей моторики, и в частности – руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение – есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
«Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский.
Тематический план на 2020-2021 учебный год.
Месяц | Неделя | Тема | Источник | Содержание работы. | Практический выход |
Сентябрь | 1 неделя | Тема: «Знакомство с Орешком на ладошке». (массаж пальчиков грецким орехом). | Изучение литературы: 1. О. А. Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования» 2. С. Б. Горбушина «Игровые дидактические пособия для развития мелкой моторики и познавательных процессов у дошкольников». 3. М .В. Еромыгина «Картотека упражнений для самомассажа пальцев и кистей рук. Зрительная гимнастика». 4.Н. В. Нищева «Секреты развития мелкой моторики рук». 5.Абрамова Л. П., Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. «Орешек на ладошке» массаж для пальчиков. Для самых-самых маленьких 2-4 лет. Издательство «Карапуз». 6. Интернет-ресурсы. | Пальчиковая гимнастика как основа развития мелкой моторики руки ребенка. Развитие ручной моторики с речевым сопровождением. | Информационный стенд для педагогов и родителей по мелкой моторики рук. |
2 неделя | Тема: «Орешек на ладошке»; Игра№1 (грецкий орех массаж для пальчиков). | Абрамова Л.П., Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. «Орешек на ладошке» массаж для пальчиков. Для самых-самых маленьких 2-4 лет. Издательство «Ка. рапуз». Стр.3 | |||
3 неделя | Тема: «Орешек на ладошке»; Игра№2 (грецкий орех массаж для пальчиков). | Абрамова Л.П., Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. «Орешек на ладошке» массаж для пальчиков. Для самых-самых маленьких 2-4 лет. Издательство «Карапуз». Стр.5 | |||
4 неделя | Тема: «Орешек на ладошке»; Игра№3 (грецкий орех массаж для пальчиков). | Абрамова Л.П., Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. «Орешек на ладошке» массаж для пальчиков. Для самых-самых маленьких 2-4 лет. Издательство «Карапуз». Стр.8 | |||
Октябрь | 1 неделя | Игры с крупными бигуди Игра «Веселая поездка». | О. А. Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования». стр. 39. | Развитие мелкой моторики детей. Активизация и обогащение словарного запаса у детей посредством пальчиковых и дидактических игр. | Консультации для родителей: какую важную роль играет развитие мелкой моторики рук; как важно терпеливого и внимательно выслушивать ребёнка, когда он делится своими впечатлениями с вами. Поделки из природного материала. |
2 неделя | Пальчиковая гимнастика «У жирафа пятнышки везде». | Е. Железнова (аудиозапись). | |||
3 неделя | Пальчиковая гимнастика «Здравствуй!» | С. Б. Горбушина «Игровые дидактические пособия для развития мелкой моторики и познавательных процессов у дошкольников». стр.28 | |||
4 неделя | Упражнения с природным материалом. Упражнение «Бассейн» (горох, фасоль, желуди, гречка). | Нищева Н. В. «Секреты развития мелкой моторики рук». стр.21-23. | |||
Ноябрь | 1 неделя | Пальчиковая гимнастика «Моя семья».
| С. Б. Горбушина «Игровые дидактические пособия для развития мелкой моторики и познавательных процессов у дошкольников». стр.27. | Развитие речи посредством пальчиковых игр. | Консультация для педагогов: Влияние мелкой моторики рук на развитие детей дошкольного возраста. Поделки к празднику мам. |
2 неделя | Пальчиковая гимнастика «Вышли пальчики гулять». | Е. А. Смирнова «Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста». стр.97. | |||
3 неделя | Упражнения с массажными мячиками. Упражнение «Что за чудо!» | Нищева Н. В. «Секреты развития мелкой моторики рук». стр.28 | |||
4 неделя | Пальчиковая гимнастика «Семья». Игры с конструктором «Банчемс». | С. Б. Горбушина «Игровые дидактические пособия для развития мелкой моторики и познавательных процессов у дошкольников». стр.28. Нищева Н. В. «Секреты развития мелкой моторики рук». стр.40-41. | |||
Декабрь | 1 неделя | Игра «Веселая шнуровка». | С. Б. Горбушина «Игровые дидактические пособия для развития мелкой моторики и познавательных процессов у дошкольников». стр.9. | Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса. Раскрытие творческих способностей детей. | Предложить родителям совместно с детьми игры на развитие мелкой моторики рук. Выставка детских работ . Картотека пальчиковых игр для изучения с детьми . |
2 неделя | Игры с прищепками Игра «Умелые прищепки». | С. Б. Горбушина «Игровые дидактические пособия для развития мелкой моторики и познавательных процессов у дошкольников». стр.9 | |||
3 неделя | Пальчиковая гимнастика «Погреемся». | С. Б. Горбушина «Игровые дидактические пособия для развития мелкой моторики и познавательных процессов у дошкольников». стр.29. | |||
4 неделя | Игры со счетными палочками. «Мы делили апельсин». | Зажигина О. А. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования».стр.47. | |||
Январь | 1 неделя | Пальчиковая гимнастика «Снежный ком»; «Снеговик». | С. Б. Горбушина «Игровые дидактические пособия для развития мелкой моторики и познавательных процессов у дошкольников». стр.31. | Воспитывать интерес к занятиям, творчеству. | |
2 неделя | Самомассаж массаными мячиками. «Мяч случайно укатился..». Гимнастика для глаз «Светофор». | Еромыгина М. В. «Картотека упражнений для самомассажа пальцев и кистей рук. Зрительная гимнастика». стр.56-57. | |||
3 неделя | Пальчиковая гимнастика. «Братья» . | Е.А. Савельева «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников». стр. 17. | |||
Февраль | 1 неделя | Пальчиковая гимнастика «Домик» . | Е.А. Савельева «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников». стр. 19. | Пополнять и активизировать словарный запас детей. | Выставка детских работ |
2 неделя | Игры с зубными щетками. «Массаж». | Зажигина О. А. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования».стр.67. | |||
3 неделя | Игры с зубными щетками. «Кто живет в моей квартире?» | Зажигина О. А. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования».стр.67. | |||
4 неделя | Самомассаж шестигранными карандашами. «Вертолет». Зрительная гимнастика «Самолет». | Еромыгина М. В. «Картотека упражнений для самомассажа пальцев и кистей рук. Зрительная гимнастика». стр.32. | |||
Март | 1 неделя | Самомассаж ватными палочками. «В марте есть такой денек..». | Еромыгина М. В. «Картотека упражнений для самомассажа пальцев и кистей рук. Зрительная гимнастика». стр.44. | Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста. | Поделки к празднику 8марта (ватными палочками, губками). |
2 неделя | Самомассаж губкой «Мамин портрет». Самомассаж и гимнастика для глаз «На щеках у мамочки..». | Еромыгина М. В. «Картотека упражнений для самомассажа пальцев и кистей рук. Зрительная гимнастика».стр.44. | |||
3 неделя | Игры со счетными палочками. «Цапля». | Зажигина О. А. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования».стр.47. | |||
4 неделя | Игры со счетными палочками. «У Лариски-две редиски». | Зажигина О. А. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования».стр.49. | |||
Апрель | 1 неделя | Самомассаж ладоней шишками. «Ежик». | Еромыгина М. В. «Картотека упражнений для самомассажа пальцев и кистей рук. Зрительная гимнастика». стр.26. | Развитие творческой самостоятельности детей; развивать воображение, память, мышление, творческие способности детей дошкольного возраста. Работа с карандашами. | Выставка коллективной работы детей. |
2 неделя | Пальчиковая гимнастика «Воробьи». | С. Б. Горбушина «Игровые дидактические пособия для развития мелкой моторики и познавательных процессов у дошкольников». стр.30. | |||
3 неделя | Самомассаж губкой. «На пуховой на подушке..». | Еромыгина М. В. «Картотека упражнений для самомассажа пальцев и кистей рук. Зрительная гимнастика». стр.30. | |||
4 неделя | Пальчиковая гимнастика «Повстречались». | С. Б. Горбушина «Игровые дидактические пособия для развития мелкой моторики и познавательных процессов у дошкольников». стр.33. | |||
Май | 1 неделя | Игры с шестигранными цветными карандашами. Игра «Карусели».
| Зажигина О. А. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования».стр.87. | Закреплять полученные навыки. Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста.
| Выставка детских работ. |
2 неделя | Игры с крупными бигуди. «Песенка друзей!» | Зажигина О. А. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования». (аудиозапись) стр.41. | |||
3 неделя | Игры с конструктором «Банчемс». Игры с прищепками. Игра «Гномики». Итоговое занятие. | Нищева Н. В. «Секреты развития мелкой моторики рук». стр.40-41. С. Б. Горбушина «Игровые дидактические пособия для развития мелкой моторики и познавательных процессов у дошкольников». стр.10 |
Работа с родителями:
1. Информация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет».
2. Консультации для родителей.
3. Задание на дом на развитие мелкой моторики рук.
4. Заучивание физкультминуток о пальчиках на развитие мелкой моторики рук.
5. Совместная работа родителей с детьми «Семейные поделки!»
Список литературы
1. Абрамова Л.П., Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. «Орешек на ладошке» массаж для пальчиков. Для самых-самых маленьких 2-4 лет. Издательство «Карапуз».
2. Горбушина С. Б. «Игровые дидактические пособия для развития мелкой моторики и познавательных процессов у дошкольников».
3. Еромыгина М. В. «Картотека упражнений для самомассажа пальцев и кистей рук. Зрительная гимнастика».
4. Зажигина О. А. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования».
5. Нищева Н. В. «Секреты развития мелкой моторики рук».
6. Савельева Е.А. Пальчиковая гимнастика. «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников».
7. Смирнова Е. А. «Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста».
8. Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам,взрослым,но и к детям: неуклонно растёт объем знаний, который нужно им передавать.Речевые области головного мозга человека...
Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования
Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. В.А. Сухомлинский О влиянии мануальных воздействий на развитие человеческого мозга известно давно,...
Консультация для воспитателей из опыта работы" Развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования"
Предлагаются простейшие и в то же время интересные приемы работы с обычными подручными предметами с целью развития мелкой моторики ....
Консультация-практикум для родителей. Тема: Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.
В данной консультации родителям предлагаются нетрадиционные упражнения для занятий с детьми по развитию мелкой моторики рук с использованием бытовых предметов....
Родительское собрание в младшей группе «Развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»
Роль развития мелкой моторики рук очень велика. Ведь, стимулируя ее развитие, мы работаем над подвижностью органов артикуляции, развиваем речь, внимание, мышление, зрение. ...
Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования и пальчиковой гимнастики.
Новая технология в работе с детьми....
Развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования в рамках здоровьесбережения детей дошкольного и младшего школьного возраста на занятиях учителя логопеда
Развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования....