Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования и пальчиковой гимнастики.
методическая разработка (младшая группа) на тему
Новая технология в работе с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki.docx | 20.65 КБ |
plan_raboty_na_god.docx | 15.18 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГБДОУ «Центр развития ребенка детский сад №1387» Управления делами президента РФ
Саитгалиева Елена Владимировна
«Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования и пальчиковой гимнастики»
2016-2017 учебный год
II-ая младшая группа
Тема: «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования и пальчиковой гимнастики»
Основная цель– развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов.
Задачи:
- Формирование познавательной активности и творческого воображения детей, развитие речи.
- Закрепление проговаривания стихов одновременно с движениями пальцев рук.
- Развитие артикуляционной и мелкой моторики.
- Развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения.
- Развитие тактильной чувствительности рук.
- Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения.
- Развитие восприятия и переключения на разные виды деятельности.
- Упражнения в умении выражать своё эмоциональное состояние, используя мимику и выразительные движения пальцев рук.
- Совершенствование двигательной памяти.
- Развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.
- Создание положительного эмоционального фона, радости, ожидания праздника.
- Создание у детей эмоционально – приподнятого настроения, увлечение детей сказочным сюжетом.
- Воспитание усидчивости, умение доводить начатое дело до конца.
- Формирование дружеских взаимоотношений.
- Развитие чувства уверенности к себе.
- Формирование положительной мотивации на занятии.
- Воспитание самоконтроля за речью, желание заниматься.
- Формирование умения радоваться, достигая цели.
- Формирование коммуникативных навыков.
Литература:
- О. А. Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»
- Е. А. Смирнова «Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
- Е.А. Савельева «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников»
- Абрамова Л.П., Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. «Орешек на ладошке»
Актуальность выбранной темы:
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»
В. А. Сухомлинский
В жизнедеятельности человека происходит познание окружающего мира, то есть его отражение. Детский организм очень быстро растет, и в период взросления ребенок познает мир через простейший познавательный процесс ощущения. При помощи ощущений ребенок познает величину, форму, цвет, плотность, температуру и запах окружающих нас предметов, знакомится с производимыми ими звуками. Ощущения - начальный источник всех наших знаний об окружающем мире. В дошкольном возрасте главную роль играют осязательные ощущения, они представляют собой комбинацию сочетания кожных и двигательных ощущений при ощупывании предметов, то есть при прикосновении к ним движущейся руки. С помощью осязания (ощупывания) происходит познание маленьким ребенком мира. Это один из важных источников получения информации об окружающих его предметах. В результате систематических упражнений осязание достигает определенного совершенства. Если мы хотим достигнуть развития ощущений у детей, то мы используем материал, который вызывает сильные раздражения: это твердые, шершавые предметы с определенными выступами (массажные мячики, крупные бигуди) Затем подбираем предметы более мелкие, гладкие(грецкие орехи), то есть происходит слабое раздражение, и тогда чувствительность повышается, а кончики пальцев начинают активно работать, стимулируя ассоциативную деятельность мозга. Неспецифические упражнения для развития звуковой культуры речи ребенка действуют на общее развитие детского организма: пальчики, ладонь, тыльная сторона активизируют артикуляционные органы ребенка, особенно язык, что очень важно при постановке звука.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными. Но почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Следствие слабого развития общей моторики, и в частности – руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение – есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Предварительный просмотр:
Сентябрь Пальчиковая гимнастика как основа развития мелкой моторики руки ребенка. Пальчиковая гимнастика по Железновым (кассета). | «Веселая мышка», «Моя семья», «Я рисую», «Обезьянки», «У жирафа пятнышки везде», «Лягушки», «Тараканы». |
Октябрь Игры с крупными бигуди. О. А. Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования». | «Веселая поездка» (стр. 39); «Самокат» (стр. 40); «Мчится поезд» (стр. 40); «Самолет» (стр. 40); |
Ноябрь Пальчиковая гимнастика. Е. А. Смирнова «Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста». | «Вышли пальчики гулять» (стр. 97); «Помощники» (стр. 100); «Замок» (стр. 103); |
Декабрь Игры со счетными палочками. О. А. Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования». | «Апельсин» (стр. 47); «Узнаете? Это цапля!» (стр. 49); «У Лариски две редиски» (стр. 49); |
Январь Пальчиковая гимнастика. Е.А. Савельева «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников». | «Братья» (стр. 17); «Домик» (стр. 19); |
Февраль Игры с шестигранными карандашами. О. А. Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования». | «Веселые песенки» (стр. 85) «Круги на ладошке» (стр. 85); «Подъемный кран» (стр. 85); «Бревно» (стр. 87); |
Март Пальчиковая гимнастика. Е.А. Савельева «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников». | «Наши пальчики» (стр. 31); «Пальчики – забияки» (стр. 33); «Котик» (стр. 35); |
Апрель Игры с грецкими орехами. Абрамова Л.П., Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. «Орешек на ладошке». Массаж для пальчиков | Игра 1 (Знакомство с грецким Орешком) Игра 2 (Игры с грецким Орешком) Игра 3 (Игры с грецким Орешком) |
Май Повторение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам,взрослым,но и к детям: неуклонно растёт объем знаний, который нужно им передавать.Речевые области головного мозга человека...
Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования
Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. В.А. Сухомлинский О влиянии мануальных воздействий на развитие человеческого мозга известно давно,...
Консультация-практикум для родителей. Тема: Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.
В данной консультации родителям предлагаются нетрадиционные упражнения для занятий с детьми по развитию мелкой моторики рук с использованием бытовых предметов....
Проект "Игры на развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования"
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев». В. А. Сухомлинский ПРОЕКТ «ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕ...
Игры на развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.
Дети очень любят играть! Порой обычный предмет бывает привлекательннее дорогой игрушки, а пользы намного больше. Вот что я использую в работе с детьми......
ПРОЕКТ «ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕСТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ»
Цель: Развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов. Задачи: · Формирование познавательной акти...
Самообразование «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования и пальчиковой гимнатики во второй младшей группе».
Самообразование «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования и пальчиковой гимнатики во второй младшей группе».Основной целью я...