Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования и пальчиковой гимнастики.
методическая разработка (младшая группа) на тему

Саитгалиева Елена Владимировна

Новая технология в работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki.docx20.65 КБ
Файл plan_raboty_na_god.docx15.18 КБ

Предварительный просмотр:

ФГБДОУ «Центр развития ребенка детский сад №1387» Управления делами президента РФ

Саитгалиева Елена Владимировна

«Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования и пальчиковой гимнастики»

2016-2017 учебный год

II-ая младшая группа


Тема: «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования и пальчиковой гимнастики»

Основная цельразвитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов. 

Задачи:

  • Формирование познавательной активности и творческого воображения детей, развитие речи.
  • Закрепление проговаривания стихов одновременно с движениями пальцев рук.
  • Развитие артикуляционной и мелкой моторики.
  • Развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения.
  • Развитие тактильной чувствительности рук.
  • Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения.
  • Развитие восприятия и переключения на разные виды деятельности.
  • Упражнения в умении выражать своё эмоциональное состояние, используя мимику и выразительные движения пальцев рук.
  • Совершенствование двигательной памяти.
  •  Развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.
  • Создание положительного эмоционального фона, радости, ожидания праздника.
  • Создание у детей эмоционально – приподнятого настроения, увлечение детей сказочным сюжетом.
  • Воспитание усидчивости, умение доводить начатое дело до конца.
  • Формирование дружеских взаимоотношений.
  • Развитие чувства уверенности к себе.
  • Формирование положительной мотивации на занятии.
  • Воспитание самоконтроля за речью, желание заниматься.
  • Формирование умения радоваться, достигая цели.
  • Формирование коммуникативных навыков.

Литература:

  1. О. А. Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»
  2. Е. А. Смирнова «Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
  3. Е.А. Савельева «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников»
  4. Абрамова Л.П., Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. «Орешек на ладошке»

Актуальность выбранной темы:

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»

В. А. Сухомлинский

В жизнедеятельности человека происходит познание окружающего мира, то есть его отражение. Детский организм очень быстро растет, и в период взросления ребенок познает мир через простейший познавательный процесс ощущения. При помощи ощущений ребенок познает величину, форму, цвет, плотность, температуру и запах окружающих нас предметов, знакомится с производимыми ими звуками. Ощущения - начальный источник всех наших знаний об окружающем мире. В дошкольном возрасте главную роль играют осязательные ощущения, они представляют собой комбинацию сочетания кожных и двигательных ощущений при ощупывании предметов, то есть при прикосновении к ним движущейся руки. С помощью осязания (ощупывания) происходит познание маленьким ребенком мира. Это один из важных источников получения информации об окружающих его предметах. В результате систематических упражнений осязание достигает определенного совершенства. Если мы хотим достигнуть развития ощущений у детей, то мы используем материал, который вызывает сильные раздражения: это твердые, шершавые предметы с определенными выступами (массажные мячики, крупные бигуди) Затем подбираем предметы более мелкие, гладкие(грецкие орехи), то есть происходит слабое раздражение, и тогда чувствительность повышается, а кончики пальцев начинают активно работать, стимулируя ассоциативную деятельность мозга. Неспецифические упражнения для развития звуковой культуры речи ребенка действуют на общее развитие детского организма: пальчики, ладонь, тыльная сторона активизируют артикуляционные органы ребенка, особенно язык, что очень важно при постановке звука.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными. Но почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Следствие слабого развития общей моторики, и в частности – руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение – есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.



Предварительный просмотр:

Сентябрь

Пальчиковая гимнастика как основа развития мелкой моторики руки ребенка.

Пальчиковая гимнастика по Железновым (кассета).

«Веселая мышка», «Моя семья», «Я рисую», «Обезьянки», «У жирафа пятнышки везде», «Лягушки», «Тараканы».

Октябрь

Игры с крупными бигуди.

О. А. Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования».

«Веселая поездка» (стр. 39);

«Самокат» (стр. 40);

«Мчится поезд» (стр. 40);

«Самолет» (стр. 40);

Ноябрь

Пальчиковая гимнастика.

Е. А. Смирнова «Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста».

«Вышли пальчики гулять» (стр. 97);

«Помощники» (стр. 100);

«Замок» (стр. 103);

Декабрь

Игры со счетными палочками. О. А. Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования».

«Апельсин» (стр. 47);

«Узнаете? Это цапля!» (стр. 49);

«У Лариски две редиски» (стр. 49);

Январь

Пальчиковая гимнастика.

Е.А. Савельева «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников».

«Братья» (стр. 17);

«Домик» (стр. 19);

Февраль

Игры с шестигранными карандашами.

О. А. Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования».

«Веселые песенки» (стр. 85)

«Круги на ладошке» (стр. 85);

«Подъемный кран» (стр. 85);

«Бревно» (стр. 87);

Март

Пальчиковая гимнастика.

Е.А. Савельева «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников».

«Наши пальчики» (стр. 31);

«Пальчики – забияки» (стр. 33);

«Котик» (стр. 35);

Апрель

Игры с грецкими орехами.

Абрамова Л.П., Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н.

«Орешек на ладошке». Массаж для пальчиков

Игра 1 (Знакомство с грецким Орешком)

Игра 2 (Игры с грецким Орешком)

Игра 3 (Игры с грецким Орешком)

Май

Повторение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам,взрослым,но и к детям: неуклонно растёт объем знаний, который нужно им передавать.Речевые области головного мозга человека...

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. В.А. Сухомлинский О влиянии мануальных воздействий на развитие человеческого мозга известно давно,...

Консультация-практикум для родителей. Тема: Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.

В данной консультации родителям предлагаются нетрадиционные упражнения для занятий с детьми по развитию  мелкой моторики рук с использованием бытовых предметов....

Проект "Игры на развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования"

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев». В. А. Сухомлинский       ПРОЕКТ «ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕ...

Игры на развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.

Дети очень любят играть! Порой обычный предмет бывает привлекательннее дорогой игрушки, а пользы намного больше. Вот что я использую в работе с детьми......

ПРОЕКТ «ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕСТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ»

Цель: Развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов. Задачи: ·       Формирование познавательной акти...

Самообразование «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования и пальчиковой гимнатики во второй младшей группе».

Самообразование  «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования и пальчиковой гимнатики  во второй младшей группе».Основной целью я...