Приемы развития самостоятельности, инициативности и активности детей дошкольного возраста, в образовательной деятельности.
консультация
Проблемма формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством\, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность. Данный материал был подготовлен для педагогов дошкольных учреждений и проводился в виде консультации и мастер класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raspechatat_samostoyatelnost.doc | 85 КБ |
priemy_razvitiya_samostoyatelnosti11.doc | 126.5 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПСКОВА
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
физического развития воспитанников №34 «Радуга»
Труда ул., д. 41, г. Псков, 180019 Телефон (8112) 53-68-38, факс (8112)53-62-00
тема мастер-класса:
Приемы развития самостоятельности, инициативности и активности детей дошкольного возраста, в образовательной деятельности.
Подготовил:
педагог-психолог
А.И.Кудрявцева
Псков
Пояснительная записка.
В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.).
На этапе завершения этапа дошкольного образования целевыми ориентирами, определенными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики, возможности детей:
- проявлять инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
- способность выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- способность к волевым усилиям;
- попытки самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- способность к принятию собственных решений.
Для старшего дошкольного возраста характерна потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых.
Поэтому одним из требований к условиям реализации общеобразовательной программы дошкольного образования является поддержка индивидуальности и инициативы детей.
Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность.
Следовательно, задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками. Исследования психологов доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, ответственности, творчества.
Мастер-класс сопровождается показом слайдов компьютерной презентации, также участники собрания выполняют определенные задания на освоение навыков формирования у детей самостоятельности и инициативности.
Содержание:
- Актуальность.
- Определение понятий: самостоятельность, инициативность и активность.
- Характерные черты развитой самостоятельности и инициативности.
- Ошибки и поддержка взрослых в воспитании самостоятельности и инициативности детей.
- Развитие самостоятельности и поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
1. Актуальность.
В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
На этапе завершения этапа дошкольного образования целевыми ориентирами, определенными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики, возможности детей:
- проявлять инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
- способность выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- способность к волевым усилиям;
- попытки самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- способность к принятию собственных решений.
(Вопрос участникам мастер-класса: Как вы можете объяснить понятия самостоятельности, инициативности и активности детей, и как они взаимосвязаны между собой?).
2. Определение понятий: самостоятельности, инициативности и активности.
Самостоятельность формируется как нравственно-волевое качество. В старшем дошкольном возрасте, она связана с воспитанием у детей способности, управлять своим поведением, проявлять полезную инициативу, настойчивость в достижении цели и результата деятельности. Она предполагает умение руководствоваться в действиях нравственными представлениями о правилах поведения (не подавлять инициативу менее самостоятельных сверстников, учитывать их интересы, проявлять взаимопомощь, делиться с товарищами своими знаниями, научить тому, что умеешь сам).
Самостоятельность (хочу, знаю как, без помощи взрослых). Это осмысленное и социально приемлемое действие. На основе выработанных стереотипов поведения может успешно формироваться ценнейшее качество личности - самостоятельность. Если привычки не сформированы, предоставленная ребенку самостоятельность приводит к стихийному его поведению, полному нарушению общественных требований.
Инициативность (я хочу и знаю, как я это буду делать)- частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека.
В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.
Активность (я хочу). Активность детей этого возраста имеет в основном познавательный характер и направляется на преобразование окружающего (посильное для дошкольников), открытие неизвестного (и самого себя), общение со взрослыми и детьми.
(Задание для участников мастер-класса: участники делятся на две команды. На заранее подготовленных листах (2 листа бумаги с изображением детей и надписями: на одном – самостоятельность, на другом – инициативность), используя маркеры. Необходимо написать основные черты самостоятельного и инициативного ребенка, рассказать примеры из жизни и представить свою работу).
3. Характерные черты развитой самостоятельности и инициативности.
Характерные черты развитой самостоятельности:
а) умение выполнять работу по собственной инициативе, замечать необходимость тех или иных действий (полить цветы, если земля сухая; увидев беспорядок, устранить его);
б) умение выполнять работу без посторонней помощи, без постоянного контроля взрослого;
в) сознательность действий, наличие элементарного планирования (умение понять цель работы, предвидеть ее результат);
г) умение давать достаточно адекватную оценку своей работе, осуществлять элементарный самоконтроль;
д) умение переносить известные способы действия в новые условия.
Характерные черты развитой инициативности:
1-й уровень : активно развертывает несколько связанных по смыслу условных действий (роль в действии); активно использует предметы-заместители; многократно воспроизводит понравившееся условное игровое действие с незначительными изменениями.
2-й уровень: имеет первоначальный замысел; активно ищет или изменяет имеющуюся игровую обстановку; принимает и обозначает в речи игровые роли; развертывает отдельные сюжетные эпизоды; в процессе игры может переходить от одного сюжетного эпизода к другому (от одной роли к другой), не заботясь об их связности.
3-й уровень: имеет разнообразные игровые замыслы; активно создает предметную обстановку «под замысел»; комбинирует (связывает) в процессе игры разные сюжетные эпизоды в новое целое, выстраивая оригинальный сюжет.
Инициативное поведение дошкольника проявляется прежде всего в том, как он планирует свои действия, ставит перед собой задачи и последовательно решает их.
(Задание для участников мастер-класса: участники делятся на две команды и обсуждают вопросы: одна команда – какие ошибки могут допустить взрослые в воспитании самостоятельности и инициативности у детей. Другая команда – какую поддержку могут оказать взрослые в воспитании самостоятельности и инициативности).
4.Ошибки и поддержка взрослых в воспитании самостоятельности и инициативности детей.
Отставание в развитии самостоятельности у дошкольников во многом является следствием неправильной организации деятельности детей, ошибок воспитания:
- излишняя регламентация деятельности;
- постоянный контроль и опека;
- преобладание прямых приемов руководства действиями детей;
- обучение действиям путем прямого подражания показу взрослого и т. п.
Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться наиболее успешно, если:
- взрослый активно побуждает детей к проявлению инициативы, учит их самостоятельному планированию предстоящей работы, развивает умение рассказывать о предстоящей работе, выделять ее цель, результат.
-установлены родительские отношения к формированию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста;
-определены критерии и уровни сформированности самостоятельности старших дошкольников, учитывающие его специфику;
- реализуются педагогические условия: использование разработанной программы формирования самостоятельности старших дошкольников;
- свобода выбора, доступность, сотрудничество, интеграции воспитательных усилий.
Формирование инициативности у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться наиболее успешно, если:
- Необходимым условием развитием инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения.
- Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности может стать условием полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности ребенка.
- Инициативность требует доброжелательного отношения взрослых, которые должны всеми силами поддерживать и развивать эту ценную черту личности.
Отставание в развитии инициативности у дошкольников во многом является следствием неправильной организации деятельности детей, ошибок воспитания:
- Инициативность ребенка может заблокироваться, если родители, воспитатели не будут позволять ему действовать самостоятельно, если они постоянно и чрезмерно наказывают его. У значительной части детей наказание вызывает чувство вины, что препятствует развитию любознательности, инициативности и произвольности. Ребенок начинает ощущать собственную никчемность, ему не хватает решимости постоять за себя, он становится зависим от родителей и сверстников, что в дальнейшем может привести к глубинным личностным изменениям.
- Конфликт между инициативностью и чувством вины. Ребенок проявляет любознательность и активность в изучении окружающего мира, подражает взрослым, включается в полоролевое поведение, постоянно строит планы и пытается их осуществить. Все это способствует развитию чувства инициативы. При аномальном развитии – переживания повторных неудач формируют чувство вины, пассивность, отсутствие признаков полоролевого поведения.
(Вопрос участникам мастер-класса: Какие виды детской деятельности вы знаете? Я предлагаю Вам выбрать один вид детской деятельности и продемонстрировать его в виде сценки, используя ваш профессиональный опыт по воспитанию самостоятельности и инициативности. Участникам предлагается сделать выбор в слепую (вытянуть фант). Также предлагается использовать игрушки и другие предметы для представления).
5. Развитие самостоятельности и поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
В настоящее время виды детской деятельности обозначают:
- Игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры);
- Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
- Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
- Двигательная (овладение основными движениями);
- Изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
- Познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);
- Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
- Восприятие художественной литературы и фольклора;
- Конструирование (из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал).
Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.
Вид деятельности | Развитие нравственно-волевых качеств |
Игровая | Ролевые игры: выбор игры, сюжетосложение, в добровольности объединения с другими детьми, в свободе вхождения и выхода из игры, в отборе игрового материала, в умении согласовывать собственные игровые действия с действиями партнеров по игре. Игры с правилами: есть определенная внутренняя позиция и образ действий, оговоренный правилами. Умение выбрать такую позицию, устойчиво ее удерживать, действовать адекватно игровой задаче чрезвычайно важно для формирования самостоятельности. |
Коммуникативная | Ребенок, который обладает соответствующими навыками коммуникации (что положительно влияет на самооценку ребенка, его уверенность) – не испытывает затруднений в общении со сверстниками, переживает больше положительных эмоций в общении, с большим успехом проявляет самостоятельность в других видах деятельности. |
Самообслуживание и элементарный бытовой труд | Труд всегда имеет ясно выраженный конечный результат, направленный на удовлетворение потребностей самого ребенка. Именно наличие наглядного, материального результата особенно стимулирует активность и самостоятельность ребенка, способствует повышению интереса к деятельности. Достижение результата требует от старшего дошкольника умения планировать процесс труда: отбирать материалы и инструменты, определять последовательность операций. Это способствует развитию воображения, становлению умения самостоятельно планировать трудовой процесс. Появляется новый мотив - "сделать для других", ребенок проявляет инициативу, меняется отношение к себе, появляется объективная самооценка. Выполняет поручения. Привычка к самообслуживанию способствует формированию элементов самоконтроля, самоорганизации. Она дисциплинирует детей, позволяет сократить время на выполнение режимных процессов, освободить его для разнообразной деятельности. |
Двигательная | Физическое развитие включает становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. Овладение навыками ОВД, позволяют ребенку с успехом участвовать в подвижных играх и чувствовать себя более уверенным, а значит инициативным и активным. |
Изобразительная | Происходит формирование самостоятельности, инициативы, творчества старшего дошкольника, так как деятельность эмоциональна по характеру, результативна, отражает впечатления старшего дошкольника в образах, формах, красках. Формируется независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения. Постепенно самостоятельность репродуктивного характера сменяется на самостоятельность с элементами творчества, повышается уровень осознанности, самоконтроля, самооценки ребенка в процессе осуществляемого им вида деятельности. Оценка собственной деятельности. |
Познавательно-исследовательская | Сама структура детского экспериментирования предполагает высокую заинтересованность процессом, планомерное достижение результата, выполнение необходимых мыслительных операций и получение определенного продукта деятельности, что безусловно положительно сказывается на развитии самостоятельности, инициативности и активности. |
Музыкальная | Восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах, проигрывание ситуаций позволяет побуждать детей к само- и взаимо - обучению, располагающему их к проявлениям самостоятельности в повседневной жизни. |
Восприятие художественной литературы и фольклора | Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, очень сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции, воля. Предполагает не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях, высокая заинтересованность происходящим. Чтение художественных произведений развивает речь детей: обогащает, уточняет и активизирует их словарь на основе формирования у них конкретных представлений и понятий, развивает умение выражать мысли. Восприятие художественной литературы благотворно влияет на развитие всех психических процессов, развитие речи, чувства эмпатии и сопереживания, вызывает высокую заинтересованность детей. Соответственно этот вид деятельности благотворно влияет на развитие самостоятельности, инициативности и активности. |
Подведение итогов мастер-класса: Какие приемы воспитания самостоятельности и инициативности участники мастер-класса уже используют в своей профессиональной деятельности. Также, какие приемы участникам не приходилось использовать ранее и как их можно применять в своей практике.
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПСКОВА
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
физического развития воспитанников №34 «Радуга»
Труда ул., д. 41, г. Псков, 180019 Телефон (8112) 53-68-38, факс (8112)53-62-00
Тема доклада:
Приемы развития самостоятельности, инициативности и активности детей дошкольного возраста, в образовательной деятельности.
Подготовил:
педагог-психолог
А.И.Кудрявцева
Псков
Пояснительная записка.
В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.).
На этапе завершения этапа дошкольного образования целевыми ориентирами, определенными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики, возможности детей:
- проявлять инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
- способность выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- способность к волевым усилиям;
- попытки самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- способность к принятию собственных решений.
Для старшего дошкольного возраста характерна потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых.
Поэтому одним из требований к условиям реализации общеобразовательной программы дошкольного образования является поддержка индивидуальности и инициативы детей.
Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность.
Следовательно, задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками. Исследования психологов доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, ответственности, творчества.
Самостоятельность, инициативность и активность
как нравственно-волевое качество.
В.А.Иванников выделяет три блока волевых качеств личности:
1) нравственно-волевые качества (ответственность, обязательность, энергичность, инициативность, самостоятельность, дисциплинированность);
2) эмоционально -волевые(целеустремленность, выдержка, терпение, спокойствие;
3) собственно волевые (смелость, мужество, решительность, настойчивость).
Самостоятельность формируется как нравственно-волевое качество. В старшем дошкольном возрасте, она связана с воспитанием у детей способности, управлять своим поведением, проявлять полезную инициативу, настойчивость в достижении цели и результата деятельности. Она предполагает умение руководствоваться в действиях нравственными представлениями о правилах поведения (не подавлять инициативу менее самостоятельных сверстников, учитывать их интересы, проявлять взаимопомощь, делиться с товарищами своими знаниями, научить тому, что умеешь сам).
Самостоятельность- обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. Это осмысленное и социально приемлемое действие. На основе выработанных стереотипов поведения может успешно формироваться ценнейшее качество личности - самостоятельность. Если привычки не сформированы, предоставленная ребенку самостоятельность приводит к стихийному его поведению, полному нарушению общественных требований.
Способность осознанно принимать решения и умение не поддаваться влиянию различных факторов, препятствующих достижению поставленной цели, способность критически оценивать советы и предложения других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений и при этом вносить в свои действия коррективы, сформированные на основе полученных советов.
Инициативность- частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека.
Способность предпринимать попытки к реализации возникших у человека идей. В “Справочнике по психологии и психиатрии детей и подростков”(2006) инициативность определяется, как характеристика деятельности, поведения и личности человека, означающая способность действовать по внутреннему побуждению, в отличие от реактивности – поведении, осуществляемом на внешние стимулы.
В педагогической литературе инициативность рассматривается чаще всего как качество школьника, его усилия, направленные на удовлетворение познавательных интересов и потребностей.
В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.
Активность – самостоятельное действование с доступными предметами и инициатива в общении с людьми выражают наиболее острую потребность детей дошкольного возраста в активности.
Активность детей этого возраста имеет в основном познавательный характер и направляется на преобразование окружающего (посильное для дошкольников), открытие неизвестного (и самого себя), общение со взрослыми и детьми.
Одной из таких своеобразных форм активности ребенка-дошкольника и младшего школьника являются шалости. Это и познавательная потребность и побуждаемая ею познавательная деятельность.
Одна из своеобразных форм детской активности - шалости. Шалость возможна тогда, когда ребенок здоров, когда ярко выражена его эмоционально-положительная настроенность, когда избыток энергии, не израсходованной на игры и еще ненужной для труда, выступает в этом специфическом виде детского поведения.
В шалости ребенок проявляет свою инициативу. Она направлена на преобразование чего-то. Возможность проявлять инициативу, выдумку, что-то по-своему переделывать, выступать в необычной роли вызывает у детей чувство огромной радости. Поэтому шалость всегда радостна, она приносит детям огромное, бурное удовольствие. Начав шалить, дети с трудом могут остановиться. В большинстве случаев шалости - это новая, необычная форма общения ребенка со взрослыми или с другими детьми. В шалости ребенок выступает чаще всего как инициатор такого общения. Поэтому в шалостях дети обычно проявляют положительное отношение к людям, и, хотя в процессе бурных действий ребенок может проявить неловкость, даже сделать больно другому, он сам этого пугается, старается приласкать и утешить пострадавшего. Этим доброжелательным отношением к людям шалость отличается от озорства, где инициатива ребенка намеренно направляется на то, чтобы досадить взрослому или сверстнику, доставить ему неприятность.
Формирование и проявления самостоятельности, инициативности и активности.
Как правило, объектом исследований механизмов формирования самостоятельности являются школьники, что связано с острой необходимостью формирования этого качества в связи с учебной деятельностью. Однако предпосылки самостоятельности закладываются у ребенка у ребенка уже на 2-3-м году жизни. В связи с прямохождением и относительно свободным передвижением в пространстве он научается удовлетворять некоторые из своих потребностей.
Основным субъектом педагогического руководства детской деятельностью на уровне старшей группы детского сада является воспитатель. Это он планирует и организует работу по воспитанию у детей самостоятельности, обучает их необходимым организационным умениям и навыкам, постоянно отслеживает динамику их изменений, стимулирует их активность при выполнении порученных им или выбранных по собственной инициативе дел, привлекает к этой работе родителей и других педагогов, работающих в данной группе.
Самостоятельность проявляется:
- в создании сюжетов и организации совместных игр;
- в умении выполнять значимые поручения взрослых (родителей и педагогов);
- в способности адекватно оценивать собственную деятельность и поведение и деятельность и поведение других детей;
- направленность на решение познавательных задач;
- самостоятельного ребенка отличает прежде всего внешне наблюдаемая уверенность.
Характерные черты развитой самостоятельности:
а) умение выполнять работу по собственной инициативе, замечать необходимость тех или иных действий (полить цветы, если земля сухая; увидев беспорядок, устранить его);
б) умение выполнять работу без посторонней помощи, без постоянного контроля взрослого;
в) сознательность действий, наличие элементарного планирования (умение понять цель работы, предвидеть ее результат);
г) умение давать достаточно адекватную оценку своей работе, осуществлять элементарный самоконтроль;
д) умение переносить известные способы действия в новые условия.
Отставание в развитии самостоятельности у дошкольников во многом является следствием неправильной организации деятельности детей, ошибок воспитания:
- излишняя регламентация деятельности;
- постоянный контроль и опека;
- преобладание прямых приемов руководства действиями детей;
- обучение действиям путем прямого подражания показу взрослого и т. п.
Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться наиболее успешно, если:
- взрослый активно побуждает детей к проявлению инициативы, учит их самостоятельному планированию предстоящей работы, развивает умение рассказывать о предстоящей работе, выделять ее цель, результат.
-установлены родительские отношения к формированию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста;
-определены критерии и уровни сформированности самостоятельности старших дошкольников, учитывающие его специфику;
- реализуются педагогические условия: использование разработанной программы формирования самостоятельности старших дошкольников.
В развитии самостоятельности могут быть намечены три ступени.
Первая ступень - когда ребенок действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без напоминания, побуждений и помощи со стороны взрослого (сам убирает после игры строительный материал; сам идет мыть руки, когда его зовут к столу; сам говорит «пожалуйста» и «спасибо», когда просит о чем-то или благодарит за помощь).
Вторая ступень - ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях. Например, научившись убирать свою комнату, Наташа без подсказки взрослых сама подмела комнату у бабушки, убрала посуду в незнакомый шкаф. Без просьбы мамы Ира сама принесла из комнаты в кухню стул и предложила соседке, которая зашла к маме, присесть. В детском саду ее учили предлагать стул гостям.
На третьей ступени возможен уже более далекий перенос. Освоенное правило приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребенком своего поведения в любых условиях.
Таким образом, самостоятельность есть всегда продукт подчинения требованиям взрослых и одновременно собственной инициативы ребенка. И чем лучше, глубже, осмысленнее освоил ребенок правила поведения, тем шире у него возможности инициативно и самостоятельно применять их в новых, разнообразных условиях жизни.
Формирование инициативности.
В статье Коротковой Н. А. и Нежнова П. Г. вводится такое понятие, как «творческая инициатива». Под творческой инициативой следует понимать включённость ребёнка в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника. Выделяют три уровня творческой инициативы:
1-й уровень : активно развертывает несколько связанных по смыслу условных действий (роль в действии); активно использует предметы-заместители; многократно воспроизводит понравившееся условное игровое действие с незначительными изменениями.
2-й уровень: имеет первоначальный замысел; активно ищет или изменяет имеющуюся игровую обстановку; принимает и обозначает в речи игровые роли; развертывает отдельные сюжетные эпизоды; в процессе игры может переходить от одного сюжетного эпизода к другому (от одной роли к другой), не заботясь об их связности.
3-й уровень: имеет разнообразные игровые замыслы; активно создает предметную обстановку «под замысел»; комбинирует (связывает) в процессе игры разные сюжетные эпизоды в новое целое, выстраивая оригинальный сюжет.
Инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность. Новизна продукта детской деятельности имеет субъективное, но чрезвычайно важное значение для развития личности ребенка.
Инициативное поведение дошкольника проявляется прежде всего в том, как он планирует свои действия, ставит перед собой задачи и последовательно решает их. Способность планировать свои действия развивается постепенно, проходя через несколько этапов:
– отсутствие какого-либо планирования (3 года);
– ступенчатое планирование (4-5 лет);
– целостное планирование (6-7 лет).
Итак, для инициативной личности характерно:
– произвольность поведения;
– самостоятельность;
– развитая эмоционально волевая сфера;
– инициатива в различных видах деятельности;
– стремление к самореализации;
– общительность;
– творческий подход к деятельности;
– высокий уровень умственных способностей;
– познавательная активность.
Формирование инициативности у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться наиболее успешно, если:
- Необходимым условием развитием инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения.
- Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности может стать условием полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности ребенка.
- Инициативность требует доброжелательного отношения взрослых, которые должны всеми силами поддерживать и развивать эту ценную черту личности.
Отставание в развитии инициативности у дошкольников во многом является следствием неправильной организации деятельности детей, ошибок воспитания:
- Инициативность ребенка может заблокироваться, если родители, воспитатели не будут позволять ему действовать самостоятельно, если они постоянно и чрезмерно наказывают его. У значительной части детей наказание вызывает чувство вины, что препятствует развитию любознательности, инициативности и произвольности. Ребенок начинает ощущать собственную никчемность, ему не хватает решимости постоять за себя, он становится зависим от родителей и сверстников, что в дальнейшем может привести к глубинным личностным изменениям.
- Конфликт между инициативностью и чувством вины. Ребенок проявляет любознательность и активность в изучении окружающего мира, подражает взрослым, включается в полоролевое поведение, постоянно строит планы и пытается их осуществить. Все это способствует развитию чувства инициативы. При аномальном развитии – переживания повторных неудач формируют чувство вины, пассивность, отсутствие признаков полоролевого поведения.
Главными принципами педагогического руководства свободной деятельностью детей можно считать:
Принцип свободы выбора старшим дошкольником разработанной общественно-полезной деятельности во вне учебных занятий. Реализации этого принципа способствует развивающая среда в группе и других территориях детского сада, и вне него.
Принцип сотрудничества воспитателя и старшего дошкольника в процессе выбора и организации ребенком разнообразной свободной деятельности. Он предполагает, что в процессе воспитания самостоятельности имеется два субъекта, не один, как в традиционной педагогике и оба этих субъекта (воспитатель и старший дошкольник) действуют вместе, являются партнерами, составляют союз более старшего и опытного с менее опытными. Это сотрудничество реализуется в совместной деятельности, принимая формы, то сотрудничества, то соучастие, то сопереживание, то сотворчество, то соуправление.
Принцип системности. Включает следующие основные положения:
Усвоение детьми понятий, умений, навыков самостоятельности в организации детской деятельности зависит от объяснения педагога. Уровень подготовки педагога, его творчество и мастерство обеспечивает глубокое и систематическое усвоение детьми понятия «самостоятельность», «цель», «план работы» и другие в соответствии с возрастными возможностями детей.
Принцип доступности. Этот принцип основывается на умение педагога соотнести предлагаемые детям знания и умения с уровнем их развития, с тем личным опытом, которым они владеют. Если такие связи установить не удается, знания считаются недоступными.
Принцип создания условий для достижения успеха. Именно этот принцип дает дальнейшее развитие инициативы и самостоятельности в организации свободной деятельности старших дошкольников. Активизация «самостоятельной» деятельности детей (показ и объяснение, привлекает внимание детей к отдельным деталям ранее наблюдаемого объекта или явления, рекомендует приемы и способы работы). Важным условием активизации самостоятельности ребенка является поощрение в сочетании с пояснением его достижений и ошибок. Поощрять необходимо любую инициативу, даже если она кажется взрослому никчемной.
Принцип ориентации на развитие личности, учет ее возрастных и индивидуальных особенностей детей. Ориентирует дошкольных работников на личностную модель воспитания. Воспитатели должны постоянно изучать детей, хорошо знать особенности психического и физического развития воспитанников на каждом возрастном этапе. Важным условием осуществления индивидуального подхода к детям является единство требований детского сада и родителей. Воспитанию самостоятельности способствует выполнение детьми разовых и постоянных, посильных поручений.
Принцип интеграции воспитательных усилий, то есть объединение усилий воспитателя, родителей и других педагогов по воспитанию самостоятельности у старших дошкольников.
Формирование самостоятельности, инициативности и активности через определенные виды деятельности дошкольника.
В дошкольной педагогике развитие самостоятельности у детей изучалось в разных видах деятельности, которые, по мнению исследователей, и являются главными факторами формирования этого личностного качества:
– бытовой труд (Л.А.Порембская)
– конструктивно-игровая деятельность (Ф.В.Изотова);
– художественная деятельность (Н.А.Ветлугина);
– игра (; А.И. Матусик, Н.Я. Михайленко, С.А. Марутян и др.)
В настоящее время виды детской деятельности обозначают:
- Игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры);
- Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
- Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
- Двигательная (овладение основными движениями);
- Изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
- Познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);
- Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
- Восприятие художественной литературы и фольклора;
- Конструирование (из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал).
Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.
Игра способствует развитию активности и инициативы (С.А. Марутян, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин).
Первые игры малыша связаны с освоением им предметных действий; захватывая, сжимая, толкая, бросая предмет, ребенок познает его свойства.
Во второй половине третьего года жизни в игре происходит значительный скачок - появляется роль. Роль непременно связана с взаимоотношениями людей. Поэтому ее появление свидетельствует об изменении направленности сознания ребенка с предмета и действия с ним на того, кто действует, - на человека.
Развитие сюжетно-ролевой игры обычно идет от индивидуальной игры к играм вдвоем со сверстником и в конце концов к развернутой коллективной игре со многими взаимосвязанными ролями и сюжетными линиями. Такая игра характерна для старших дошкольников. Самостоятельность здесь проявляется не только в выборе игры, но и в сюжетосложении, в добровольности объединения с другими детьми, в свободе вхождения и выхода из игры, в отборе игрового материала, в умении согласовывать собственные игровые действия с действиями партнеров по игре.
Также значительная роль в формировании самостоятельности старшего дошкольника принадлежит такому виду игр, как игры с правилами. В этих играх нет роли явной, принимаемой на себя играющими, но есть определенная внутренняя позиция и образ действий, оговоренный правилами. Умение выбрать такую позицию, устойчиво ее удерживать, действовать адекватно игровой задаче чрезвычайно важно для формирования самостоятельности.
Таким образом, в игре происходит существенная перестройка поведения старшего дошкольника, - оно становится произвольным и все более самостоятельным.
Самообслуживание и элементарный бытовой труд. В трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата, инициативности (М.В. Крулехт, В.И. Логинова, Д.В. Сергеева).
Труд всегда имеет ясно выраженный конечный результат, направленный на удовлетворение потребностей самого ребенка. Именно наличие наглядного, материального результата особенно стимулирует активность и самостоятельность ребенка, способствует повышению интереса к деятельности. Достижение результата требует от старшего дошкольника умения планировать процесс труда: отбирать материалы и инструменты, определять последовательность операций. Это способствует развитию воображения, становлению умения самостоятельно планировать трудовой процесс.
Уже у ребенка раннего возраста есть желание самостоятельно выполнять действия с предметами, относящимися к миру взрослых людей (мыть посуду, накрывать на стол, пылесосить и т.п.). Это желание может быть востребовано и развито в разнообразных видах бытового труда. Формирование навыков бытового труда необходимо, прежде всего, для развития самостоятельности.
В старшем дошкольном возрасте у ребенка изменяется отношение к своим обязанностям, появляется ответственность за свою работу. Появляется новый мотив - "сделать для других", ребенок проявляет инициативу, меняется отношение к себе, появляется объективная самооценка.
Выполняя элементарные трудовые навыки, дети начинают работать совместно, распределяют между собой обязанности, договариваются друг с другом, осуществляют свои действия так, чтобы другой мог их успешно продолжать.
Старшие дошкольники оказывают помощь друг другу, контролируют, поправляют друг друга, проявляют инициативу и самостоятельность, правильно относятся к оценке своего труда, редко хвалят себя, часто проявляют скромность при оценке своей работы (Эльконин Д.Б.).
Развитие самостоятельности в самообслуживании преследует цель закрепить и довести до известного автоматизма приобретенные навыки. Умение самостоятельно следить за внешним видом - важная обязанность дошкольника. Свидетельством успешного развития самостоятельности старших дошкольников в самообслуживании является качество выполнения процессов самообслуживания, достаточная быстрота выполнения, умение без напоминания следить за собой, приводить себя в порядок (почистить одежду, пришить пуговицу), умение заметить непорядок во внешнем виде сверстника, указать на него, помочь его устранить. Привычка к самообслуживанию способствует формированию элементов самоконтроля, самоорганизации. Она дисциплинирует детей, позволяет сократить время на выполнение режимных процессов, освободить его для разнообразной деятельности.
В продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения. Постепенно самостоятельность репродуктивного характера сменяется на самостоятельность с элементами творчества, повышается уровень осознанности, самоконтроля, самооценки ребенка в процессе осуществляемого им вида деятельности.
Важную роль в формировании самостоятельности играют такие продуктивные виды деятельности как рисование, аппликация, лепка, конструирование. По мнению Н.Н. Поддъякова продуктивная деятельность направлена на воспроизведение, моделирование окружающих ребенка предметов в тех или иных материалах. Эти виды деятельности содержат огромные возможности для формирования самостоятельности, инициативы, творчества старшего дошкольника, так как они эмоциональны по характеру, результативны, отражают впечатления старшего дошкольника в образах, формах, красках.
Коммуникация. Старших дошкольников начинает особенно интересовать личность другого человека. Дети стремятся вместе со взрослыми обсуждать достоинства и поступки друг друга, окружающих людей, оценивать их с точки зрения соответствия социальным нормам. В этих случаях самостоятельность ребенка приобретает нравственную направленность.
В дошкольном возрасте, помимо общения со взрослыми, дифференцируется и достигает развернутой формы общение со сверстниками, основу которой составляют отношения взаимного уважения, возможные только между равными. К пяти-семи годам сверстник приобретает индивидуальность в глазах ребенка. Старший дошкольник проявляет острый интерес к товарищам, который проявляется в форме активного подражания, стремления к соперничеству.
По мнению М.И. Лисиной, общение ребенка со сверстниками приводит к возникновению образа другого человека и параллельно – образа самого себя.
Высшей ступенью в развитии самостоятельности дошкольников является способность к самостоятельной организации и участию в коллективной деятельности. В ней происходит дальнейшее совершенствование умений каждого и освоение новых умений и способов коллективного сотрудничества. Низкий уровень умений, слабая результативность действий не позволяют ребенку занять достойное место в коллективной деятельности, хорошо справиться с порученной ролью. Это снижает интерес к нему сверстников, мешает поверить в себя, тормозит стремление к самостоятельности. Поэтому развитие индивидуальной самостоятельности в разных видах деятельности, планомерное накопление опыта является предпосылкой развития самостоятельности в коллективных делах.
Двигательная деятельность. Физическое развитие включает становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Познавательно-исследовательская деятельность. Исследовательская деятельность организуется так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы и имеет разнообразные формы организации: учебно - игровую, коммуникативно - диалоговую, экспериментально - исследовательскую.
Структура детского экспериментирования предполагает:
- Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования).
- Выдвижение гипотезы.
- Поиск и предложение возможных вариантов решения.
- Сбор материала.
- Обобщение полученных данных.
Следовательно активность, инициативность и самостоятельность могут успешно развиваться в позновательно-исследовательской деятельности.
Музыкальная деятельность. Во всех видах музыкальной деятельности проявление самостоятельности и активности связано с характером обучения, которое должно быть ориентировано на создание проблемных ситуаций, поиск и разработку детьми вариантов решения того или иного задания, иметь ярко выраженное сюжетно-игровое и сюжетно-образное содержание. Процесс музыкальной игры позволяет побуждать детей к само- и взаимо - обучению, располагающему их к проявлениям самостоятельности в повседневной жизни.
Восприятие художественной литературы и фольклора.
Восприятие художественной литературы рассматривается как активный
волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность,
которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в
воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в
результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в
событиях.
Актуальность восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы усиливается обогащением эмоционального развитие детей, формированием социальной адаптации ребенка, развитию нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир.
Восприятие художественного произведения - очень сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции, воля, каждый из этих процессов выполняет свою важную функцию в общей деятельности - в знакомстве с явлениями окружающей действительности через искусство.
Чтение художественных произведений развивает речь детей: обогащает, уточняет и активизирует их словарь на основе формирования у них конкретных представлений и понятий, развивает умение выражать мысли.
На основе вышесказанного можно сделать вывод, о том, что восприятие художественной литературы и фольклора, благотворно влияет на развитие самостоятельности и инициативности дошкольника.
Виды деятельности дошкольника и развитие самостоятельности, инициативности и активности.
Вид деятельности | Развитие нравственно-волевых качеств |
Игровая | Ролевые игры: выбор игры, сюжетосложение, в добровольности объединения с другими детьми, в свободе вхождения и выхода из игры, в отборе игрового материала, в умении согласовывать собственные игровые действия с действиями партнеров по игре. Игры с правилами: есть определенная внутренняя позиция и образ действий, оговоренный правилами. Умение выбрать такую позицию, устойчиво ее удерживать, действовать адекватно игровой задаче чрезвычайно важно для формирования самостоятельности. |
Коммуникативная | Ребенок, который обладает соответствующими навыками коммуникации (что положительно влияет на самооценку ребенка) – не испытывает затруднений в общении со сверстниками, переживает больше положительных эмоций в общении, с большим успехом проявляет самостоятельность в других видах деятельности. |
Самообслуживание и элементарный бытовой труд | Труд всегда имеет ясно выраженный конечный результат, направленный на удовлетворение потребностей самого ребенка. Именно наличие наглядного, материального результата особенно стимулирует активность и самостоятельность ребенка, способствует повышению интереса к деятельности. Достижение результата требует от старшего дошкольника умения планировать процесс труда: отбирать материалы и инструменты, определять последовательность операций. Это способствует развитию воображения, становлению умения самостоятельно планировать трудовой процесс. Появляется новый мотив - "сделать для других", ребенок проявляет инициативу, меняется отношение к себе, появляется объективная самооценка. Привычка к самообслуживанию способствует формированию элементов самоконтроля, самоорганизации. Она дисциплинирует детей, позволяет сократить время на выполнение режимных процессов, освободить его для разнообразной деятельности. |
Двигательная | Физическое развитие включает становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. Овладение навыками ОВД, позволяют ребенку с успехом участвовать в подвижных играх и чувствовать себя более уверенным, а значит инициативным и активным. |
Изобразительная | Происходит формирование самостоятельности, инициативы, творчества старшего дошкольника, так как деятельность эмоциональна по характеру, результативна, отражает впечатления старшего дошкольника в образах, формах, красках. Формируется независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения. Постепенно самостоятельность репродуктивного характера сменяется на самостоятельность с элементами творчества, повышается уровень осознанности, самоконтроля, самооценки ребенка в процессе осуществляемого им вида деятельности. |
Познавательно-исследовательская | Сама структура детского экспериментирования предполагает высокую заинтересованность процессом, планомерное достижение результата, выполнение необходимых мыслительных операций и получение определенного продукта деятельности, что безусловно положительно сказывается на развитии самостоятельности, инициативности и активности. |
Музыкальная | Восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах, проигрывание ситуаций позволяет побуждать детей к само- и взаимо - обучению, располагающему их к проявлениям самостоятельности в повседневной жизни. |
Восприятие художественной литературы и фольклора | Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, очень сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции, воля. Предполагает не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях, высокая заинтересованность происходящим. Чтение художественных произведений развивает речь детей: обогащает, уточняет и активизирует их словарь на основе формирования у них конкретных представлений и понятий, развивает умение выражать мысли. Восприятие художественной литературы благотворно влияет на развитие всех психических процессов, развитие речи, чувства эмпатии и сопереживания, вызывает высокую заинтересованность детей. Соответственно этот вид деятельности благотворно влияет на развитие самостоятельности, инициативности и активности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительский университет" Развитие познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.Практическая часть, экспериментирование с магнитами.
В данном материале представлены педагогические наработки по экспериментальной деятельности с магнитом, которые можно использовать в работе с детьми и родителями воспитанников....
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средствами конструктивной деятельности. План-программа по конструированию для детей 3 – 4 лет
Тематический план рабочей программы составлен в соответствии с тематическим планом образовательной программы ДОУ по программе «Союз трех культур»....
Отчет по самообразованию «Применение методов и приемов на удержание внимания детей дошкольного возраста в образовательной деятельности ».
Каждый педагог стремится к тому, чтобы НОД в детском саду были занимательными и интересными, чтобы каждый ребенок был максимально вовлечен в педагогический процесс и получил максимум пользы ...
Проектирование образовательного процесса, обеспечивающего развитие воображения и творческой активности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности в условиях ДОУ
Цель: развитие воображения и творческой активностидетей дошкольного возраста в изобразительной деятельности в условиях ДОУ....
Консультация «Создание условий для развития самостоятельной, художественно-речевой активности детей дошкольного возраста через организацию РППС в соответствии с ФГОС ДО».
Консультация «Создание условий для развития самостоятельной, художественно-речевой активности детей дошкольного возраста через организацию РППС в соответствии с ФГОС ДО»....
Итоговая работа по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Развитие воображения и творческой активности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности» Проектирование образовательного процесса, обеспечивающего
В данной работе представлен план образовательной деятельности с детьми старшей возрастной группы, направленный на развитие воображения и творческой активности.Цель: развитие воображения в изобразитель...
Программа по самообразованию «Развитие инициативы и творческой активности детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности»
Настоящая программа по самообразованию разработана в соответствии с профессиональными запросами педагога, выявленными в процессе работы с детьми дошкольного возраста.Программа ориентирована на овладен...