Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в ДОУ
статья по коррекционной педагогике

Выступление на методическом объединение !Взаимодействие педагога-психолога и учителя- логопеда в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                     «Детский сад № 1 «Светлячок»»

__________________________________________________________________

607320, Нижегородская область, Дивеевский район,                            тел.+7(83434)4-36-33  

с. Дивеево, ул. Южная, 5А                                                           eе-mail: mdou.svet@mail.ru

     

                         

                  Выступление на методическом объединении

            «Взаимодействие педагога-психолога и

                      учителя-   логопеда в ДОУ»

                 

              Подготовила:

                                                                                               педагог-психолог

                                                                                               Лазу А. И.

                                                                                                  Дата: 08.11.2019 г.

                                                     2020 г.

  «Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений»

Л.С. Выготский

В настоящее время необходимым условием реализации ФГОС становится интегративный подход к коррекционно-образовательному процессу. Важно, чтобы специалисты ДОУ ориентировались не только на диагностику и развивающие занятия с детьми, но и на тесное сотрудничество с педагогическим коллективом. Отклонения в речевом развитии  часто сопровождаются снижением познавательной активности ребенка, недостаточной ориентировкой в фактах и явлениях окружающей действительности, бедным  содержанием коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности. У детей, имеющие нарушения в речи, при нормальном интеллекте, зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: минимальный  объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, низкий уровень развития психических процессов, снижение уровня обобщения , у них затруднена  связная речь. Со стороны эмоционально-волевой сферы часто наблюдается повышенная возбудимость, замкнутость раздражительность, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения. Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога позволит учесть речевые и индивидуально особенности детей, их компенсаторные возможности; сформулировать объективное заключение и наметить индивидуальные и групповые программы коррекционной работы. Совместное сотрудничество проходит  по пяти направлениям:

   Направление 1. Диагностическая работа

   Цель работы — своевременно выявить детей с нарушениями речи и связанными с ними психологическими проблемами, определить стороны развития, которые требуют особого внимания.

   Содержание работы:

  • подобрать психолого-логопедические методики;
  • провести комплексное обследование детей — определить уровень речевого и психического развития, факторы риска;
  • составить психологическую характеристику каждого ребенка, указать его сильные и слабые стороны;
  • провести промежуточную и итоговую диагностику психического и речевого развития детей.

   Направление 2. Коррекционно-развивающая работа

  Цели — устранить отклонения в речевом и психическом развитии детей, оказать помощь в освоении образовательной программы, создать условия для успешной адаптации и социализации личности ребенка.

  Содержание работы:

  • разработать интегрированный план работы на год с учетом результатов комплексной диагностики;
  • составить индивидуальный план каждого занятия с учетом нюансов взаимодействия специалистов и особенностей развития ребенка;
  • провести:

-коррекционно-развивающие занятия по развитию речи, постановке и автоматизации звуков, по развитию познавательной и личностно-эмоциональной сфер.

   Направление 3. Консультативная работа

   Цели — оказать помощь воспитателям и родителям в вопросах воспитания и образования ребенка с нарушениями речи и его психического развития; обеспечить непрерывность психолого-логопедического сопровождения детей и их семей.

   Содержание работы:

  • провести консультации родителей и воспитателей (индивидуальные, групповые, по запросам) по проблемам речевого и психического развития детей;
  • разработать рекомендации с учетом речевых и психологических особенностей ребенка, результатов комплексной диагностики, динамики результатов коррекционно-развивающей работы;
  • информировать друг друга — например, учитель-логопед информирует педагога-психолога об особенностях нарушений при дизартрии, педагог-психолог информирует учителя-логопеда  о психологических проблемах детей с таким диагнозом и приемах  работы с ними.

   Направление 4. Просветительская работа

   Цели — повысить профессиональную компетентность воспитателей и педагогическую компетентность родителей; обеспечить непрерывность психолого-логопедического сопровождения детей и их семей.

   Содержание работы:

  • информировать об особенностях развития ребенка в конкретный период, факторах риска и основных направлениях коррекционно-развивающей работы; на семинарах, тренингах, мастер-классах учить воспитателей и родителей способам и приемам взаимодействия с детьми;
  • проанализировать субъект-субъектные отношения в семье — для профилактики речевых нарушений;
  • оформить информационно-методические выставки, уголки;
  • посетить открытые занятия.

   Направление 5. Аналитическая работа

   Цель — отследить результаты совместной коррекционно-развивающей работы.

   Содержание работы:

  • определить критерии эффективности коррекционно-развивающей работы;
  • проанализировать динамику развития ребенка;
  • определить положительные и отрицательные стороны взаимодействия.

Задачи педагога-психолога:

  • создать среду психологической поддержки детям с нарушениями речи;
  • развить память, внимание, мышление, пространственную ориентировку;
  • совершенствовать мелкую моторику;
  • развить зрительно-моторную координацию;
  • развить произвольность и навыки самоконтроля, волевые качества;
  • активизировать отработанную лексику;
  • снять тревожность у детей при негативном настрое на логопедические занятия;
  • обеспечить психологическую готовность к школьному обучению;
  • повысить психологическую компетентность родителей и педагогов.

   Взаимодействие принесет результаты, если вы:

• совместно планируете работу и четко определяете задачи;

• реализуете преемственность в работе и соблюдаете единство требований к детям.

    Общие задачи совместной деятельности  повышают речевую активность детей в разных видах коммуникативного взаимодействия; своевременно предупредят и преодолеют трудности речевого развития у дошкольников; создадут благоприятный психологический климат для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения — со сверстниками, педагогами, родителями и другими людьми в условиях дошкольного образовательного учреждения. 

     Таким образом, стойкость результатов достигается только при наличии совместного коррекционно-образовательного процесса.

Литература

1. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие, — СЕЮ,: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004 — 144 с.

2.Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Издательство «Лань»,2003.

3.Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений \ Под ред. д.м.н. Е.М.Мастюковой. – М.: АРКТИ, 2002.

4.Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография \ М.А.Поваляевой. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагога психолога и учителя логопеда при организации социализации детей в группе сверстников с речевыми нарушениями

Тема: Социализация детей с нарушениями речи в  условиях детского сада     Дошкольный возраст – период интенсивного развития личности ребенка. В работах Л.С. Выготск...

Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в ДОУ

В данной статье вы можете узнать о совместной работе педагога-психолога в ДОУ....

Статья "Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в ДОУ"

Статья о совместной работе учителя-логопеда и педагога-психолога....

Применение событийного подхода во взаимодействии педагога-психолога и учителя логопеда в ДОУ

Организация и реализация событий во взаимодействии педагога-психолога и учителя логопеда рассматривается как относительно самостоятельная цель обучения и воспитания, которая заключается в насыщении жи...

Кружок "Любознайки" по лексическим темам.Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в группах компенсирующей направленности

Кружок "Любознайки" по лексическим темам. Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в группах компенсирующей направленности...

"Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в работе с детьми с ОВЗ с применением квест технологии"

У детей, имеющих речевые нарушения, наблюдаются проблемы в социально-коммуникативной и познавательной сфере. Таким образом, очевидна актуальность взаимодействия логопеда и психолога. Квест - это ...

Конспект коррекционно-развивающего занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий педагога-психолога совместно с учителем-логопедом «Путешествие ко дну морскому».

Цель: развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:1. Образовательные:расширить и обогатить кругозор детей о морских жителях, об их образе жизни;активизировать словарь...