Студия "Хочу все знать", подготовительная группа
рабочая программа (подготовительная группа)

Мельникова Екатерина Евгеньевна

план, рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_-_programma.docx26.54 КБ
Файл kruzhok_-_plan.docx16.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка детский сад № 138.

Рабочая программа кружка

«Хочу все знать!»

Подготовительная группа

2020-2021 учебный год

                                                Воспитатель: Мельникова Екатерина Евгеньевна.

1. Пояснительная записка.

Актуальность

В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Конституции Российской Федерации,  законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка» меняются требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования: требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Одна из характерных и ярких черт детей – любознательность. Они постоянно задают вопросы и хотят получить на них ответы. И если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому единственный вариант знакомства детей с окружающим миром – получить ответы на вопросы. На многие вопросы призвана дать ответы программа совместной образовательной деятельности кружка «Хочу все знать!».

Рабочая программа «Хочу все знать!» направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.

Программа кружка «Хочу все знать!» представляет систему интеллектуально-развивающей образовательной деятельности для обучающихся подготовительной группы. Программа реализована в рамках совместной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС.

Программа «Хочу все знать!» является интегративной, объединяющей знания, входящие в образовательный области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Отличительными особенностями программы кружка «Хочу все знать!» являются:

  1. Определение видов организации деятельности обучающихся, направленных на достижение личностных  результатов  на этапе завершения дошкольного образования.

2. В основу реализации программы положены целевые ориентиры.

3. Целевые ориентиры  организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, родителями.

5. При планировании содержания совместной образовательной деятельности прописаны виды познавательной деятельности обучающихся по каждой теме.

Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является старший дошкольный возраст. Развитие обучающегося происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.

Цель: создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.

Задачи:

  • Выявлять интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности.
  • Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере совместной образовательной деятельности.
  • Расширять общий кругозор.
  • Расширять опыт общения, взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Принципы:

- доступность, познавательность и наглядность

- учёт возрастных особенностей

- сочетание теоретических и практических форм деятельности

- психологическая комфортность.

Формы и объем занятий:

  1.  Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; сюжетно - ролевая игра).
  2. Совместная образовательная  деятельность (включенность в парную и групповую работу).
  3. Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов).
  4. Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).

Программа «Хочу все знать!» педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая совместная образовательная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия обучающихся, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Программа «Хочу все знать!» рассчитана на любого обучающегося, независимо от его уровня интеллектуального развития и способностей. Программа согласуется с образовательной программой  по образовательным областям «Социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие», «физическое развитие», результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС ДО.

Объем: Программа «Хочу все знать!» рассчитана на 34 часа и предполагает проведение 1 занятие в неделю, которое состоит из теоретической и практической части.

Этапы реализации:

Подготовительный этап (август – сентябрь)

  • Подбор литературы, составление занятий;
  • Сбор информации о состоянии экологического воспитания детей;
  • Диагностика детей через дидактические, экологические игры, беседы, рассматривание картин, иллюстраций;
  • Планирование работы с детьми, родителями;
  • Подготовка проекта «Хочу все знать!».

Практический этап (октябрь – апрель)

  • Апробация данной системы деятельности с воспитанниками;
  • Проведение открытых мероприятий для педагогов, родителей;
  • Целевые прогулки, экскурсии;
  • Коррекция системы.

Аналитический этап (май)

  • Анализ своей деятельности (обобщение, систематизация опыта).

2. «Планируемые результаты освоения обучающимися программы кружка «Хочу все знать!»

Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как целевые ориентиры в ожидаемых  достижениях выпускников.

Содержание программы кружка ««Хочу все знать!», формы и методы работы позволят, на наш взгляд, достичь следующих результатов:

Личностные результаты освоения обучающимися программы кружка «Хочу все знать!» можно считать следующее:

  • овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
  • формирование позитивных отношений дошкольника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
  • формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности дошкольников.

Образовательные  результаты:

Социально-коммуникативное развитие:

  •  становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  •  развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости;
  • формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками
  •  формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие:

  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Формы учёта знаний, умений

В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).

Контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы: беседы, тесты,  мини-проекты,  конкурсы, выставки.

Методы текущего контроля: наблюдение за работой обучающихся, устный фронтальный опрос, беседа.

Тестовый итоговый контроль по итогам прохождения материала за год обучения.

Ключ к результату усвоения материала:

Низкий уровень (70-80%) — 3 балла

Средний уровень  (80-90%) — 4 балла

Высокий уровень (90-100%) — 5 баллов

Самоконтроль: вначале педагог  (или родители),  затем им предлагается дневник  самооценки «Мои достижения». Основными задачами его введения являются: развитие познавательных интересов обучающихся, создание ситуации успеха для каждого ребенка, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях, максимальное раскрытие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка.

 

Расписание работы кружка «Хочу все знать!»

День недели

Время

Занятие проходит 1 раз в неделю – 4 занятия в месяц. Длительность занятия 30 мин. План кружка рассчитан на год: с 1 октября 2019 г. по 31 мая 2020 г.

Перспективно-тематический план.

№ п/п

Раздел/Тема

Всего

Изобретения

7

1

Какими были первые спички?

1

2

Сколько лет компасу?

1

3

Как появился парашют?

1

4

Что такое акваланг?

1

5

Как появились лыжи и коньки?

1

6

Зонтик – Когда и где он появился?

1

7

Как мы измеряем температуру?

1

Все для дома

6

1

Из чего состоит здание?

1

2

Какую технику мы используем в быту?

1

3

Гвозди

1

4

Кто изобрел расческу для волос?

1

5

Пенное мыло, душистое

1

6

Итоговое занятие по теме «Все для дома»

1

Еда

7

1

История шоколада, конфет и мороженого

1

2

Овощи и фрукты – почему они так называются

1

3

Где прячутся витамины

1

4

Хлеб – всему голова

1

5

Как картофель попал в Россию

1

6

Секрет каши

1

7

Итоговое занятие по теме «Еда»

1

Школа

7

1

Когда была изобретена бумага?

1

2

История шариковой ручки и карандаша

1

3

Чем мы клеим?

1

4

Кто изобрел микроскоп

1

5

Для чего используется циркуль?

1

6

Сколько лет калькулятору?

1

7

Итоговое занятие по теме «Школа»

1

Выбираем профессию

7

1

Кем стать? Как появились различные профессии?

1

2

Какая профессия одна из самых опасных?

1

3

Врач

1

4

Чем отличается плотник от столяра?

1

5

Кого называют « небесными ласточками»?

1

6

Какая профессия самая «сладкая»?

1

7

Итоговое занятие по теме «Выбираем профессию»

1

Итого

34

Методическое обеспечение программы «Хочу все знать»

Программы может быть реализована как в отдельно взятой группе, так и в подгруппе. Для проведения занятий необходимо помещение. Для оснащения: педагогу – компьютер с проектным оборудованием для показа презентаций; детям – рабочее место для выполнения практических работ. Необходимые принадлежности: пластилин, цветная бумага, клей, ножницы, альбом, краски, кисти, картон, иголки, нитки, ткань, конструктор и т. д.  Программа «Хочу все знать!» составлена на основе материалов детских научно-познавательных энциклопедий. Материал для занятий педагог может найти в Интернете. Мобильность программы состоит в том, что практические работы можно заменять другими, более доступными в выполнении в соответствии с имеющимися материалами. Кроме того, в состав программы входят экскурсионная, игровая, проектная деятельность.

Список литературы

Основная литература

1. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М.:ТЦ «Сфера», 2015. - 64 с.

2. Закон «Об образовании» Российской Федерации.

3. Конвенция ООН о правах ребенка, 1989.

4. «Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу» под ред. Т.С.Комаровой, О.А.Соломенниковой. – М. – Издательство «Мозаика – Синтез», 2017.

Дополнительная литература

  1. 1. Артемова, О. В. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Науч.-поп. издание для детей [Текст] /О. В. Артемова. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2017.
  2. 2. Большая детская энциклопедия.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2017.- 333 с.
  3. 3. Шереметьева Т. Л. Что? Зачем? Почему? Новые вопросы, новые ответы – Минск : Харвест, 2011. – 320 с.
  4. 4. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 1.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 2015.- 512 с.
  5. 5. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 2.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 2017.- 512 с.
  6. 6. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 7.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994.- 448с.  
  7. 7. Золотов А.В., Кудишин И.В., Мартынов А. и др. Большая энциклопедия техники.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006.- 287 с.- (Детская энциклопедия техники).
  8. 8. История происхождения привычных нам вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://planetashkol.ru/

  1. 9. История возникновения мебели: простые вещи [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.konodyuk.com/
  2. 10. История вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.kostyor.ru/history.html

  1. 11. Клэйборн А. Изобретения, изменившие мир/ Пер. с англ. И.В. Кудишина. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008. – 96 с.
  2. 12. Лев Ф.Г. Из чего все: Научно-художественная литература. – Переизд. М.: Дет.лит., 2013.- 192 с.
  3. 13. Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей  /А. Ликум.- М.: Компания «Ключ С», том 1, том 5, 1997.
  4. 14. Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей /А. Ликум. - М.: Компания «Ключ С» Филологическое общество «Слово» АСТ, том 3, 2017.
  5. 15. Техника вокруг нас: Научно-художественная литература. – М.: Дет. лит., 2015. – 333 с.
  6. 16. Что такое. Кто такой: В 3 т. Т. 1. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика, 2016. – 384 с.



Предварительный просмотр:

№ п\п

Раздел\ Тема

Теория

Практические действия (примерные)

Изобретения

1

Какие были первые спички?

Историческая справка

Конструирование из спичек «Мой город»

2

Сколько лет компасу?

История возникновения

Сюжетно - ролевая игра «Найди клад»

3

Как появился парашют?

История создания

Коллективная аппликация «Парашютисты»

4

Что такое акваланг?

Видеоролик «Под водой»

Рисование «Дно морское»

5

Как появились лыжи и коньки?

История создания

Викторина «Спорт»

6

Зонтик – когда и как появился

 Какие бывают зонты, для чего используются

Украшение бумажных зонтиков

7

Как мы измеряем температуру?

Историческая справка. Правила пользования градусником

Сюжетно ролевая игра «На приеме у врача»

Все для дома

1

Из чего состоит здание?

Строительные материалы

Процесс изготовления кирпича

Лепка дома из кирпичиков (пластилин)

(работа в группах)

2

Какую технику мы используем в быту?

Презентация «Наши помощники»

 Викторина «Бытовые приборы»

3

Гвозди

Откуда гвоздь пришел в наш дом

Создание мини музея гвоздя «А у меня в кармане гвоздь…»

4

Кто изобрел расческу для волос

Какие бывают расчески. Правила гигиены

Прическа для куклы

5

Пенное, душистое мыло

История создания мыла

Правила гигиены

Рисование упаковки для мыла

Школа

1

История шариковой ручки и карандаша

Заочное путешествие на карандашную фабрику Беседа «От пера до шариковой ручки…»

Рисование карандашами (тема любая)

2

Когда была изобретена бумага?

Презентация  «Кто изобрел бумагу»

Аппликация из бумаги (тема любая)

3

Кто изобрел микроскоп

Историческая справка

 Рассматривание предметов под микроскопом и лупой

4

Чем мы клеим?

Историческая справка. Правила работы с клеем

Аппликация (любая тема)

5

Для чего используется циркуль?

История создания. Правила работы с циркулем

Работа с циркулем, как это?!

6

Сколько лет калькулятору

Презентация «Какой был, каким стал»

Сюжетно ролевая игра «Кассир»

7

Заключительное занятие по теме «Школа»

Заполнение дневника самооценки

Выставка работ

Еда

1

Хлеб

Информация из справочника «Что такое? Кто такой?»

Рисование различных видов хлеба

2

Как картофель попал в Россию

Презентация «Второй хлеб»

Поделки из картофеля

3

История шоколад, конфет и мороженого

Историческая справка. Полезные свойства шоколада

Поделки  из фантиков

4

Откуда фрукты и овощи получили свое название

Короткая информационная справка о названиях овощей и фруктов приготовленная детьми

Рисование овощей и фруктов (иллюстрации к книжке-малышке)

5

Где прячутся витамины

Беседа «Овощи и фрукты - витаминные продукты»

Поделки из овощей

6

Секрет каши

Каша-основа национальной русской кухни

Аппликация с использованием крупы

7

Итоговое занятие по теме «Еда»

Итоговый тест

Выставка работ

Выбираем профессию

1

Кем стать? Как появились различные профессии

Презентация «Профессии»

Рисование «Кем я хочу стать »

2

Какая профессия самая опасная?

Видео ролик о профессии, правила пожарной безопасности

Сюжетно ролевая игра «Пожарники»

3

Врач

Видео ролик о профессии

Лепка «Инструменты для врача»

4

Чем отличается плотник от столяра?

 Видео ролик, правила работы с инструментами

Конструирование «Наш детский сад»

5

Какая профессия самая «сладкая»?

Презентация «Кондитер»

Изготовление пирожных из губок для посуды

6

Кого называют «небесными ласточками»?

Презентация по теме «Летчик»

Оригами «Самолет»

7

Итоговое занятие

Выставка работ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план кружка" Хочу все знать" подготовительная группа ( опытно-экспериментальная деятельность )

Перспективный план кружка “Хочу все знать “(подготовительная группа)«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в прир...

Неделя «Специалист» по теме «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Конспект познавательного занятия «Хочу все знать» (подготовительная группа)

Программное содержание:1. Обобщить знания детей о бытовых приборах, их назначении и правилах пользования.2. Активизировать умение избегать опасные ситуации и по возможности правильно действовать...

Неделя «Специалист» по теме «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Конспект познавательного занятия «Хочу все знать» (подготовительная группа)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 39 «Золотой петушок» г.Альметьевска»      Неделя «Специалист»...

Конспект ООД по формированию основ пожарной безопасности " Каждый должен знать" подготовительная группа

Программные задачи: формировать знания детей о  правилах пожарной безопасности, причинах пожара, учить ориентироваться в проблемных ситуациях;    развивать умение оценивать ситуаци...

Дополнительная образовательная программа «Хочу все знать» подготовительной группы №10 «Фантазеры» в МБДОУ «Детский сад комбинированной направленности 7 «Антошка» г. Урай. Руководитель: Видякина Н. И.

Понимая значение экспериментирования для развития ребёнка, разработана программа кружка «Хочу все знать!» для детей подготовительной к школе группы. Ведущая идея программы заключается в ор...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами КВН «Хочу все знать» (подготовительная группа)

Цель игры КВН:Создание социально-коммуникативных условий для обобщения знаний, полученных в познавательной деятельности и игровых ситуациях.Задачи:Образовательные:закреплять навыки количественного сче...