Познавательная деятельность "Свойства воды"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Кошляк Ирина Вячеславовна

Исследовательская деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл исследовательская деятельность18.19 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательная деятельность

Тема: «Свойства воды»

Подготовительная группа

Цель: Закрепить знания детей о свойствах воды: прозрачная, бесцветная, не имеет запаха, вода- растворитель.

-Познакомить с простейшим способом фильтрования воды  

-Развивать речь, мышление, любознательность

-Обобщать, устанавливать причинно- следственные зависимости, умение делать выводы.

Воспитывать умение работать сообща.

Материалы и оборудование: стаканы разной формы, полоски бумаги, вода, сахар, соль, подсолнечное масло, мука, фильтровальная бумага.

        Ход занятия:

- Сегодня на занятии мы поговорим о свойствах воды. Как настоящие ученые мы будем проводить опыты с водой. Для первого опыта нам потребуется стеклянный стакан. Нальем в стакан холодную водопроводную воду. Вода льется небольшой струйкой и заполняет стакан. Поднесем его к глазам и посмотрим сквозь воду в стакане на ваши игрушки. На полу лежит большой разноцветный мяч, рядом с ним – цветные кубики. Хорошо ли вам видны игрушки? ( ответы детей)

Хотя вода немного искажает их форму, но игрушки видны хорошо. Какой вывод мы можем сделать из нашего опыта? ( ответы детей). Чистая вода- прозрачная.                                                                              

        

Мы в стакан воды налили,

Опыт провели удачный!  

Мы с тобой установили-

Чистая вода- прозрачна!

Чтобы определить цвет воды, проведем еще один опыт. Девять небольших полосок раскрасим красками в разные цвета: одну полоску сделаем красной, другую – оранжевой, третью- желтой, четвертую- зеленой, пятую- голубой, шестую- синей, седьмую- фиолетовой, одну полоску раскрашивать не будем, оставим белой, а последнюю- в черный цвет.

Нальем в стакан холодную воду и будем по очереди сравнивать цвет воды в стакане с цветом полосок. Для этого каждую полоску поднесем к стакану с водой.

- С какой из полосок совпадает цвет воды? ( ответы детей). Правильно, ни с одной. Чистая вода не имеет цвета. На вопрос какого цвета вода, мы ответим так: вода бесцветна.

Вот мы  определили и второе свойство воды- ее бесцветность.

Понюхаем воду. Чем пахнет чистая вода? ( Ничем). Можно сказать у воды нет запаха.

Мы с вами только что установили несколько важных свойств воды. Повторим их. Я буду начинать фразу, а вы ее заканчивайте.

  1. Чистая вода- прозрачная.
  2. Чистая вода- бесцветная.
  3. Чистая вода не имеет запаха.

Послушайте стихотворение:

Есть ли запах у воды? Нет

А какой у воды цвет?

Красный или голубой?

Синий или золотой?

Кто даст правильный ответ?

У воды и цвета нет!

Тем вода приметна,

Что совсем бесцветна!

 

Давайте проведем еще один опыт. Возьмем несколько стаканов разной формы: один стакан высокий и узкий, другой широкий и низкий, третий «пузатый». Нальем в каждый из них воду. Вода приняла форму того стакана, в который его налили. Перельем воду из высокого и узкого стакана в широкий и низкий. Вода у нас та же самая, а вот форма у нее стала другой.

Значит вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который ее наливают. Если взять чайную ложку и налить немного воды на стол, она растечется по плоскому столу лужицей.

Ребята, конечно, вы любите по утрам пить сладкий чай. Как его готовит мама? ( ответы детей). Она заваривает чай в заварном чайнике, наливает в стакан воду, добавляет заварку и кладет в стакан кусочек сахара. Вы размешаете чай ложечкой и… кусочек сахара исчезнет.

- Куда он делся? ( ответы детей). Растворился в воде. Вода – растворитель. В ней можно растворять разные вещества.

- Назови какие? (Сахар, соль). Эти вещества быстро растворяются в воде, и при этом вода остается прозрачной.

Возьмем стакан, нальем в него воду и бросим в нее кусочек сахара. Скоро он исчезнет, растворится в воде. То же самое произойдет если бросить в воду щепотку соли. Но вода растворяет не все вещества. Если налить в стакан с водой чайную ложечку подсолнечного масла, оно не растворится, а только растечется по поверхности воды тонкой пленкой или будет плавать в виде желтых капелек.

Если бросить в стакан с водой горсть обычного речного песка, вода сначала станет мутной, а потом песок осядет на дно. Он также не растворится в воде.

Представьте себе, что в стакан налили воду и бросили в нее горсть муки. Вода в стакане стала мутной. Попробуем ее очистить. Перельем воду через фильтр в другой стакан. Вода стала более прозрачной. Большая часть муки осела на фильтр. Только совсем маленькие частицы проскользнули сквозь отверстия фильтра и оказались в стакане, поэтому вода не совсем прозрачная.

Теперь будем фильтровать воду, в которой плавает пленка масла, через специальную фильтровальную бумагу. Вода хорошо отфильтровалась ,следы масла видны на фильтрованной бумаге.

Вы узнали о самом простом фильтровании воды. Но есть и другие, более сложные. Ведь вода, которая попадает в наши квартиры по водопроводным трубам, тщательно фильтруется. Ее очищают на водоочистительных станциях. Из воды удаляют частицы грязи, водоросли, микробы. Но и такую очищенную воду нужно обязательно фильтровать через специальные домашние фильтры, а потом кипятить. Ведь кипячение убивает микробы.

Вопросы: 1. Имеет ли вода цвет? 2. Есть ли у воды запах? 3. Почему воду называют растворителем? 4. Какие вещества хорошо растворяются в воде? 5. Какие вещества в воде не растворяются? 6. Как очистить воду? 7. Почему воду для питья нужно кипятить?

Итог: Чем мы сегодня с вами занимались? Что узнали нового о свойствах воды?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности в первой младшей группе по реализации образовательной области познавательное развитие «Водичка-Водичка»

Данный конспект занятия предназначен для проведения с детьми 2-3 лет. Благодаря использованию в работе игровых приёмов, коротких стихов у детей формируется глубокий познавательный интерес к природе. Ц...

Авторский конспект по познавательному развитию «Вода. Круговорот воды в природе» с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе.

Задачи:Образовательные:  уточнить представления о глобусе, о значении его цветовой гаммы; расширить и закрепить знания об агрегатных состояниях воды; познакомить с явлением круговорота воды в при...

по познавательному развитию "Вода, вода! Кругом вода!"

по познавательному развитию "Вода, вода! Кругом вода!"...

Познавательное развлечение "Вода - водичка" средняя группа

Познавательное развлечение «Вода - водичка»средняя группаЦель: сформировать интерес к воде.Задачи:- расширять представление о свойствах воды (вода бывает прозрачной и непрозрачной, у ...

Конспект занятий по познавательному развитию "Водичка - водичка"

Цель: Знакомить детей с некоторыми свойствами воды (вода льется). Формировать представления детей о значимости воды в жизни живых существ и растений, о здоровом образе жизни. Развивать...

Конспект занятия по познавательному развитию "Вода-водичка" (вторая младшая группа)

Цель: Формировать у детей знания о свойствах воды и её значений.Задачи:1. Создать целостное представление о воде как о природном явлении;2. Познакомить со свойствами воды (прозрачная, без вкуса);3. Да...