Проект «Волшебный мир театра, сказки народов России»
проект (старшая группа)

Докучаева Юлия Владимировна

Вид проекта: познавательно - творческий, долгосрочный, групповой.

Участники: дети старшей  группы компенсирующей направленности, воспитатели, родители.

Сроки реализации: октябрь - март.

Образовательная область: речевое развитие.

Итоговое мероприятие: участие группы в общем мероприятии МДОУ «Неделя театра» в рамках творческого проекта «Сказки народов России», показ спектакля татарской народной сказки «ШАХ – ПЕТУХ» для детей средней, старших, подготовительных групп и их родителей.

Актуальность проекта: к сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. В современном мире дети в большинстве своем не знают сказки и не посещают театр. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. 

Мы решили познакомить детей с театром и народными сказками России.

Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект:

Ожидаемый результат: родители и дети знакомятся с театром, его видами, способами изготовления и обыгрывания. Возрастает желание посетить театр вместе с детьми. Укрепляются связи между родителями и воспитателем. Развиваются  способности, умения и навыки детей. С помощью театрализованной деятельности дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе игры, слушанья, просмотра произведений активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи и ее интонационный строй, проявляется творчество ребенка, накапливается опыт разнообразных переживаний. Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению. Театрализованная деятельность способствует гармоничному развитию дошкольников. Их жизнь в детском саду становится интереснее, содержательнее, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества.

Цель: Формирование у детей и их родителей интереса к театру и театральной деятельности, развитие у детей творческих способностей.

Задачи:

- пробуждать интерес к театру у детей и родителей

- привить детям первичные навыки в области театрального    искусства (использование мимики, жестов, голоса, кукловождения)

- заинтересовать родителей в посещении театра с детьми;

- дать сведения родителям о способах обыгрывания дома с детьми;

- развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников, словарный запас, связную речь

- расширять кругозор, развивать любознательность и психические процессы

- развивать творческие и музыкальные  способностей детей средствами театрального искусства

- развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, танцевальные импровизации, игру на детских музыкальных инструментах

- помочь детям поверить в себя, преодолевая стеснительность, формировать чувство собственного достоинства

- воспитывать уважение, интерес к традициям, культуре, образу жизни, музыке татар

- познакомить с народной мудростью и сказками татар

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_volshebnyy_mir_teatra.skazki_narodov_rossii.doc134 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1»

Проект

«Волшебный мир театра, сказки народов России»

Подготовила:

                                                                  Докучаева Юлия Владимировна

                                                       воспитатель первой квалификационной категории

г. Приозерск

2019 год

Вид проекта: познавательно - творческий, долгосрочный, групповой.

Участники: дети старшей  группы компенсирующей направленности, воспитатели, родители.

Сроки реализации: октябрь - март.

Образовательная область: речевое развитие.

Итоговое мероприятие: участие группы в общем мероприятии МДОУ «Неделя театра» в рамках творческого проекта «Сказки народов России», показ спектакля татарской народной сказки «ШАХ – ПЕТУХ» для детей средней, старших, подготовительных групп и их родителей.

Актуальность проекта: к сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. В современном мире дети в большинстве своем не знают сказки и не посещают театр. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. 

Мы решили познакомить детей с театром и народными сказками России.

Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект:

Ожидаемый результат: родители и дети знакомятся с театром, его видами, способами изготовления и обыгрывания. Возрастает желание посетить театр вместе с детьми. Укрепляются связи между родителями и воспитателем. Развиваются  способности, умения и навыки детей. С помощью театрализованной деятельности дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе игры, слушанья, просмотра произведений активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи и ее интонационный строй, проявляется творчество ребенка, накапливается опыт разнообразных переживаний. Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению. Театрализованная деятельность способствует гармоничному развитию дошкольников. Их жизнь в детском саду становится интереснее, содержательнее, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества.

Цель: Формирование у детей и их родителей интереса к театру и театральной деятельности, развитие у детей творческих способностей.

Задачи: 

- пробуждать интерес к театру у детей и родителей

- привить детям первичные навыки в области театрального    искусства (использование мимики, жестов, голоса, кукловождения)

- заинтересовать родителей в посещении театра с детьми;

- дать сведения родителям о способах обыгрывания дома с детьми;

- развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников, словарный запас, связную речь

- расширять кругозор, развивать любознательность и психические процессы

- развивать творческие и музыкальные  способностей детей средствами театрального искусства

- развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, танцевальные импровизации, игру на детских музыкальных инструментах

- помочь детям поверить в себя, преодолевая стеснительность, формировать чувство собственного достоинства

- воспитывать уважение, интерес к традициям, культуре, образу жизни, музыке татар

- познакомить с народной мудростью и сказками татар

Три основных направления:

Работа с детьми.

- образовательная деятельность  в процессе организации различных видов детской деятельности;

- совместная деятельность детей и воспитателя;

- самостоятельная деятельность детей.

Работа проходит в форме:

- специально организованных занятий, игр, рассматривания репродукций сказок, чтения художественной литературы, художественного творчества и др.

Работа с родителями

Педагогическое просвещение и приобщение к совместной творческой деятельности с детьми в форме:

- консультаций: «2019 год в России объявлен годом театра», « 27 марта – День театра», «Театр в жизни ребенка», «Первый раз в театр»,

«Игры-драматизации, как эффективное средство развития речи дошкольников»,    «Театрализованные игры - средство всестороннего развития детей»

 - прослушивания аудио сказок дома

 - чтение татарских народных сказок дома

 - посещения театра

 - содержательно проведённого с ребёнком выходного и  новых впечатлений

 - участия в творческих выставках детских работ.

 - изготовления атрибутов для театрализованных игр

 - участия в выставке «Кукла своими руками»

 - совместной деятельности по изготовлению рисунков по сказке «ШАХ-ПЕТУХ»

 - изготовления театра на палочках «ШАХ- ПЕТУХ»

 - объявления «Неделя театра» и приглашения на просмотр

 - открытого показа сказки «ШАХ – ПЕТУХ»

 - презентации фотоленты «Мы артисты»

Работа с педагогами

- планирование  работы по проекту, обсуждения

- подбор реквизита и оборудования;

- консультация музыкального руководителя;

- подбора музыкальных произведений  с музыкальным руководителем.

Этапы реализации проекта. 

Тема и содержание разработанного проекта выбрана с учётом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.

1 этап: организационный

Составление плана работы.

Сбор литературы, подбор наглядной информации и необходимого дидактического и игрового материала.

Беседы с детьми.

Выбор сказки для драматизации  в рамках  мероприятия МДОУ «Неделя театра».

Подготовка сценария.

Изготовление атрибутов.

Подбор оборудования.

Разработка рекомендаций для родителей.

2 этап: практический

Просмотр презентации «Что такое театр», «Театры  Санкт – Петербурга».

Этические беседы о культуре поведения в театре и других общественных местах во время  просмотра творческих постановок.

Посещение музея МДОУ «Народы России»

Посещение  детских постановок организованных ККЗ, ДШИ, ЦДТ, КЦ «Карнавал» города и «Белого театра» Санкт - Петербурга в течение года.

Оформление  рекомендаций и консультаций для родителей.

Сюжетно-ролевые игры с детьми «Театр».

Разучивание и  инсценировка стихотворений.

Театрализованная деятельность детей через театрализованные игры с разными видами театра и инсценировки.

Игры на выражение эмоций и развитие мимики. 

Игры – этюды на развитие выразительности движений и жестов.

Дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры, упражнения на развитие мелкой моторики.

Участие детей в муниципальном конкурсе чтецов, посвященному Дню города.

Участие детей в муниципальном конкурсе чтецов, посвященному  ЗОЖ.

Участие детей в сценке «Как козлик искал маму» на празднике, посвященном 8 Марта «Мама лучик солнышка».

Чтение народных сказок.

Просмотр мультфильмов по мотивам татарских сказок.

Чтение сказки «ШАХ ПЕТУХ».

Прослушивание аудиосказки «ШАХ ПЕТУХ».

Обсуждение сказки «ШАХ ПЕТУХ» и пересказ.

Инсценировка сказки  в группе «Играем в театр»

Распределение ролей.

Индивидуальное  и совместное разучивание слов героев сказки с детьми.

Изготовление пригласительных билетов и афиши.

Репетиции драматизации татарской народной  сказки «ШАХ – ПЕТУХ» для показа другим группам и родителям.

3 этап: обобщающий заключительный  (презентация проекта)

Презентация проекта родителям и педагогическому коллективу.

Отчет о проделанной работе, подведение итогов.

Театрализованная деятельность детей в рамках  проекта. 

Фото- презентация «Мы артисты».

Участие группы в общем мероприятии МДОУ «Неделя театра» в рамках творческого проекта «Сказки народов России».

Показ сказки «ШАХ - ПЕТУХ» для детей средней, старших, подготовительных групп и  их родителей.

Приложение

«ШАХ- ПЕТУХ» татарская народная сказка

В одном курятнике жил-был петух. Ходит петух по двору, ходит, по всем сторонам оглядывается, за порядком смотрит и важничает. Вскочил петух на ограду и кричит:
- Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку! Я - шах-петух, падишах-петух и хан-петух, и султан-петух! Курочки мои миленькие, черненькие, беленькие, пестренькие, золотенькие, кто на свете красивей всех? Кто на свете храбрее всех?

Сбежались все курочки - чернушки, пеструшки, серенькие, беленькие, золотенькие, - обступили своего шаха, великого падишаха, своего светлого хана, могучего султана и запели:
- Ку-да, ку-да, ку-да, ясный хан, ку-да, ку-да, ку-да, дивный султан, ку-да, ку-да, ку-да, светлый шах, ку-да, ку-да, ку-да, пресветлый падишах, кому-нибудь с тобой равняться! Нет никого на свете храбрее тебя, нет никого на свете умнее тебя, нет никого на свете красивей тебя.

- Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку! - запел еще громче петух. - У кого на свете голос громче львиного? У кого ноги могучие, у кого пестрое платье?

- У тебя, наш шах, платье пестрое; у тебя, падишах, ноги крепкие; у тебя, султан, голос громче львиного, - запели куры. 

Петух надулся от важности, поднял свой высокий гребень и запел изо всех сил:
- Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку? Ближе ко мне подходите да громче мне скажите: у кого на голове корона выше всех?

Подошли курочки к самой ограде, низко кланяясь важному петуху, запели:
- У тебя на голове корона, как жар, блестит. Ты наш единый шах, ты наш единственный падишах!

А толстый повар подкрался к петуху и схватил его.

- Ку-ка-ре-ку! Ай, горе! Ай, беда!

- Куд-ку-да! Ку-да, ку-да? - закричали куры. Поймал повар могучего падишаха можно пропустить (за правую ногу, зарезал повар великого шаха острым ножом, ощипал повар со светлого хана пестрое платье), сварил повар из непобедимого султана вкусный суп.

А люди едят да похваливают:
- Ай да вкусный петух! Ай да жирный петух!

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1»

г. Приозерск

Сценарий спектакля для детей старшего дошкольного возраста по мотивам татарской народной сказки «Шах-Петух»

                                            Вид: драматизация.

                                                                               Подготовила:

                                                                              Докучаева Юлия Владимировна

                                               воспитатель первой квалификационной категории

г. Приозерск

 2019 год

«ШАХ - ПЕТУХ»

Действующие лица: рассказчик, петух в костюме с короной но голове, курочки в костюмах, повар – в тюбетейке и переднике, люди – девочка и мальчик в татарских национальных костюмах.

Место действия: музыкальный зал, имитация татарской деревни. 

Оборудование, атрибуты, реквизиты: костюмы, декоративные цветы у курятника и в ограде, покрывало, казан, половник, яркая скатерть на столе с татарским орнаментом, чак-чак, посуда в татарском стиле, овощи и фрукты – муляжи закреплены на ширме; сцена: слева - деревянный домик – курятник, в нем сидят куры, за ним стоит  петух; по середине – ограда и пень, это место для петуха; справа – очаг, горит огонь и лежат поленья, сверху стоит казан – место приготовления супа, ширма - кухня, украшенная овощами и фруктами – за ней  повар и туда же он утащит петуха, накрытый стол и две табуретки – для людей л  

Действие драматизации:

Звучит татарская музыка. 

Рассказчик выходит на середину зала, музыка затихает: - Здравствуйте! Ах, этот волшебный мир театра! Уважаемые зрители, только сегодня и только сейчас вы увидите татарскую, народную сказку «ШАХ – ПЕТУХ».

Рассказчик уходит, звучит татарская музыка, за стол садятся люди, музыка затихает.

Рассказчик:  -  В одном курятнике жил-был петух.

Выходит петух, идет по залу. 

Рассказчик: - Ходит петух по двору, ходит, по всем сторонам оглядывается, за порядком смотрит и важничает. Вскочил петух на ограду и кричит:

Петух:  - Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку! Я - шах-петух, падишах-петух и хан-петух, и султан-петух! Курочки мои миленькие! Кто на свете красивей всех? Кто на свете храбрее всех?

Курочки выходят из курятника: - Куд-ку-да! Куд-ку-да! Куд-ку-да!  - закричали куры. Сбежались все курочки, обступили своего шаха, великого падишаха, своего светлого хана, могучего султана и запели:
(
первая)  - Ку-да, ку-да, ку-да, ясный хан, (вторая) ку-да, ку-да, ку-да, дивный султан, (третья) ку-да, ку-да, ку-да, светлый шах, (четвертая) ку-да, ку-да, ку-да, пресветлый падишах, (вместе) кому-нибудь с тобой равняться!

(первая) - Нет никого на свете храбрее тебя,

(вторая) - Нет никого на свете умнее тебя,

(третья) - Нет никого на свете красивей тебя.

Петух:  - Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку! - запел еще громче петух. - У кого на свете голос громче львиного? У кого ноги могучие, у кого пестрое платье?

Курочки:  - У тебя, наш шах, платье пестрое; у тебя, падишах, ноги крепкие; у тебя, султан, голос громче львиного, - запели куры. 

Петух надулся от важности, поднял свой высокий гребень и запел изо всех сил:
- Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку? Ближе ко мне подходите да громче мне скажите: у кого на голове корона выше всех?

Курочки подошли к самой ограде, низко кланяясь важному петуху, запели:
- У тебя на голове корона, как жар, блестит. Ты наш единый шах, ты наш единственный падишах!

Рассказчик: - А толстый повар подкрался к петуху и схватил его.

Выходит повар из-за ширмы, накрывает петуха покрывалом и утаскивает за ширму – кухню.

Петух:  - Ку-ка-ре-ку! Ай, горе! Ай, беда!

Куры закричали: - Куд-ку-да! Ку-да, ку-да? и убежали в курятник.

Рассказчик: -  Поймал повар могучего падишаха, великого шаха, светлого хана; сварил повар из непобедимого султана вкусный суп.

Повар варит суп в казане, мешает половником и угощает людей. 

Рассказчик: - А  люди едят да похваливают:

Люди сидят за накрытым столом:  - Ай да вкусный петух! Ай да жирный петух!

Рассказчик выходит на середину зала: - Вот так, ребята, петух хвалился, хвалился, да  в супе сварился. Не будешь хвалиться!

Звучит татарская музыка. 

Рассказчик отходит в сторону, музыка затихает: - Наши актеры! Роли исполняли. Называет героев и имена детей.

Дети: выходят по очереди, встают в шеренгу, делают поклон головой, берутся за руки.

Зрители аплодируют.

Рассказчик: - А вместе мы театр группы №5 «Теремок».

Дети поднимают соединенные руки вверх и делают глубокий поклон, руки опускают.

Зрители аплодируют.

Рассказчик: - Спасибо за внимание, до новых встреч.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказки народов России

Сказки народов России...

Образовательная ситуация в подготовительной к школе группе «Сказки народов России узнаем, играем». ( О.О. Социально-коммуникативное развитие)

Образовательная ситуация в подготовительной к школе группе №6«Сказки народов России узнаем,  играем».( О.О. Социально-коммуникативное развитие) ·...

Консультация "Сказки народов России"

Рассказывается об особеностях русских нарожных сказок, что они деляться на бытовые, волшебные о животных....

"Сказки народов России"

Знакомство с художественной литературой...

Проект "Сказки народов России". "Алтайские сказки"

Цель проекта : формирование у детей познавательного интереса к народной культуре через ознакомление со сказками народов России (Алтайские сказки) и организацию худож...

Электронные книги для слабовидящих детей из серии "Сказки народов России" и "Сказки народов Мира" интересно не только слушать, но и рассматривать, ощупывать, а также выполнять разные задания, головоломки.

В наше дошкольное учреждение в 2023 году поступили новые  электронные книги для  слабовидящих детей из серии "Сказки народов России" . Ранее я познакомила воспитанников с электронн...