Консультация "Сказки народов России"
консультация (младшая группа)
Рассказывается об особеностях русских нарожных сказок, что они деляться на бытовые, волшебные о животных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_skazki.docx | 15.13 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ
«СКАЗКИ НАРОДОВ РОССИИ»
(особенности русских народных сказок)
Что такое русская народная сказка? Кто не знает! ..Сказка- это «Репка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Колобок», «Курочка ряба»,
«Конёк –горбунок» …Кто пишет сказки? Сказочник! Однако скажите , кто сочинил «Курочка ряба»? Никто не знает. Поэтому и называют такие сказки народными.
Уже тысячу лет назад никто на Руси не мог засвидетельствовать, с каких пор повелось сказки сказывать. Перешли они к живущим в ту пору предкам вместе с обычаями и обрядами. Это были духовные заповеди, заветы, которые чтил народ.
Русские народные сказки свободны в художественной выдумке, но тесно связаны с реальной жизнью – воссоздают мир забот интересов народной Руси, имеют прямое отношение к людским порядкам и человеческим характерам. Это относится к сказкам всех видов- бытовым, волшебным, героическим, и в первую очередь к так называемым сказкам о животных. Последние, как и первые три, имеют свои приёмы повествования. Вот например, «Колобок». Построена сказка как цепь одинаковых эпизодов: катится колобок, попадается ему заяц, спрашивает, куда бежит, в ответ слышит песенку: «Я по коробу метён…». То же повторяется и при встрече с волком, медведем, и все задорнее становится пение. Но вот встретилась колобку красно- рыжая лиса, и всё кончилось по- другому. Удачливому колобку все сходило до поры- времени, но ведь встречались ему простоватые звери , а лиса коварна и хитра. Колобок же так осмелел, что захотел пропеть свою песню, усевшись на лисий язык, и поплатился. Сказочники донесли мысль «Колобка» в предельно ясной форме. И таковы все сказки о животных. Это не примитивность, а простота высокого искусства.
А как выразительна и многоцветна речь сказочников! Сказочник играет словом, его певучая речь пленяет. Ребенку, по каким-то причинам лишенному в детстве возможности слушать русские сказки. Трудно будет почувствовать красоту родного языкам; нелегко будет ему подбирать точные слова и правильно строить предложения. Ведь сочетания слов в сказках так продуманы, что только и остается вздохнуть: «Ни в сказке сказать, ни пером описать!» Более того , чувства, испытанные слушателем сказки, закладывают в его душе незримую крепость. Сильные впечатления уже в детские годы производят в человеке внутренние перемены. И когда он становится взрослым, знание чудесных сказок по- своему отзывается в его поступках.
По- другому и с другой целью рассказывались волшебные сказки. Сказочников вдохновляло дерзкое стремление поведать о жизни, сосем не похожей на обычную. Нет волшебных сказок без чудес, но логика самого вымысла не чужда жизненной правды. Вот уронила старуха в подполье желудь, и пустил он росток. Рос- рос и дорос до неба. Старик взобрался на небо и нашел чудесные жерновцы и золотого петушка. Случилось чудо невероятное, и жить старику со старухой в довольстве и сытости, но нашелся боярин – украл жерновцы. Не будь петушка- не вернулись бы они к старикам. Несложная сказка, и поэтому в ней наглядно выступает связь вымысла с жизненной правдой- сопротивление невзгодам в итоге победит; преодолеваются все преграды. И человек будет счастливым.
В бытовых сказках чудеса земные, превращения, изображения мира уступают место всепоглощающей иронии. Самое чудо становится предметом веселой насмешки. Вот как в сказке « У страха глаза велики» или «Не любо- не слушай». Забава и сатира, шутка и серьезное соединились в таких сказках. Их прелесть в необычной свободе и живости рассказа. Но все сказки- и о животных , и волшебные , и бытовые – обьединяет присутствие магии звука. Это делает национальный фольклор сокровищем для поэтов, музыкантов, ученых и, конечно, для тех, кто посвятил свою жизнь воспитанию детей.
Язык и ритмика русской сказки, несомненно, создают в памяти, сознании, душе ребенка определенный строй, связанный с национальным мироощущениям. Воспитанный на русском фольклоре и литературе человек всегда будет принадлежать русской культуре, где бы он не родился.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Дружба народов,народы России"
презентация содержит 14 слайдов,в которых представлены:понятие "толерантность",народы России...
Народы России. Славянский народ.
Обычаи, культура, традиции славянского народа России....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ НАРОДЫ РОССИИ -Бурятский народ.
Цель: Познакомить детей с народом России – бурятами.Задачи:Познакомить детей с обычаями и традициями бурятского народа.Воспитывать уважение к людям других народоРазвитие внимания, мышления,...
Духовно-нравственный, практико-ориентированный долгосрочный проект "Традиции народов России" (народы Севера) для детей 5-7 лет.
Север – удивительный край с удивительными народами. Воззрения его складывались на основе культа природы и гармоничного взаимодействия с окружающей средой, непосредственно общаясь с которой он на...
Духовно-нравственный, практико-ориентированный долгосрочный проект "Традиции народов России" (народы Северного Кавказа) для детей 5-7 лет.
Проект предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами Северного Кавказа и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, народными играми и творчеством....
Проект ко дню Единства России «Мудрость народа – в народах России» Подготовила музыкальный руководитель - Магомедова Фатима Рустамовна
Сегодня, как никогда актуальны вопросы нравственного воспитания детей.Времена меняются, но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, красоте, истине…Дошкольный возраст – ф...
Сценарий фестиваля народов России «В дружбе народов единство России»
Россия – многонациональное государство, в котором проживают представители более ста народов. Наш детский сад – это общий дом для детей разных национальностей. Каждому из нас важно знать и ...