«Развитие нравственно-патриотических качеств у детей старшей и подготовительной к школе группы через знакомство со сказками народов России»
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему
Перспективный план работы по самообразованию на 2015-2016 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 23.12 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №18» г. Усолье-Сибирское
Перспективный план работы
по самообразованию на 2015-2016 год
Тема: «Развитие нравственно-патриотических качеств у детей старшей и подготовительной к школе группы через знакомство со сказками народов России»
Воспитатель: Сафина Кристина Евгеньевна
Цель: Формировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране.
Задачи:
- Изучить пути, средства, методы нравственно-патриотического воспитания детей старшей и подготовительной к школе группы.
- Познакомить детей с русскими, бурятскими, татарскими сказками.
- Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; приобщать к истокам народной культуры.
Актуальность выбранной темы
Актуальность проблемы нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения бесспорны. В разные исторические периоды жизни нашего общества выдвигалось на первый план свое содержание воспитания. На современном этапе возникла необходимость поиска путей улучшения межнациональных отношений как внутри России, так и за её пределами. Одним из таких путей является формирование культуры межнационального общения, которая включает знание культуры и традиций этноса, толерантности. В этом нам и помогут сказки разных народов России. Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.
Одной из важнейших задач патриотического воспитания в подготовительной к школе группы является воспитание любви к Родине и толерантного отношения к окружающим народам. Сутью патриотических чувств является привитием детям любви к родине, природе, к истории и культуре народов, населяющих нашу страну.
Патриотические чувства закладываются в ребёнке с раннего детства. Дети с самого рождения инстинктивно привыкают культуре своей страны, быту своего народа. Первой ступенью традиционной отечественной культуры являются культуры, созданные народами (этносами) российской земли, народные культуры. Россия – полиэтническая страна, родина многих народов. Потому в основе отечественной культуры лежит многообразие народных культур.
Народная культура отчетливо прослеживается в сказках, которые несут в себе мудрые истины, дающие образец отношения к природе, семье, роду, родине.
Приобщение к культуре, а именно сказкам другого народа – вещь во всех отношениях полезная. Это не только путь духовно-нравственного обогащения ребенка, возможность познакомиться с «чужим», но лучше узнать свое, научиться ценить его, любить, беречь, обогащать за счет влияний других культур. Кроме того, знакомство с культурой народа ближайшего национального окружения – это самый верный путь воспитания уважения, симпатии, добрых чувств к людям иных национальностей и этики межнационального общения, что особенно актуально в условиях Российской Федерации. Этнонациональная культура помогает сформировать у малышей эмоционально-положительное отношение к самому факту существования разных народов, языков, культур, понять что мир прекрасен в многообразии и встреча с любой из культур дарит радость открытий.
Ожидаемые результаты
1. Развитие познавательной активности, отражение полученных знаний о России, культуре и многонациональном обществе в детских видах деятельности.
2. Развитие потребности в деятельности на общую пользу (добрые дела и поступки).
3. Сплочение детей и родителей, воспитание ответственных, толерантных будущих граждан своей страны.
План работы на год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практическая деятельность/практический выход |
1. Изучение методической литературы | Сентябрь-май | 1. Изучение знаний, интереса детей и родителей к данной проблеме 2. Подбор и анализ методической литературы. | 1. Козлова С.А. "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью". 2. Сухомлинский В. А. "Как воспитать настоящего человека". 3. ФГОС ДОО 4. Новицкая М.Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду». – М.: Линка-Пресс,2003 5. Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников». - М.: ЦГЛ., 2005 6. Научно-практический журнал «Управление ДОУ» №1, 2005 7. Н.Г.Комратова, Л.Ф. Грибова «Моя малая Родина». 8. Ватагин Марк «Сказки народов России», М.: 1988 |
Работа с детьми | сентябрь | 1. Оформление уголка в старшей-подготовительной группе детского сада «Моя Родина – Россия». 2. Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию. | 1. Стенд «Моя Родина – Россия». 2. Картотека игр «Дидактические игры по нравственно-патриотическому воспитанию» |
октябрь | Беседа по теме «Страна, в которой я живу-Россия». | Выставка рисунков "Великая Россия". | |
ноябрь | 1.Ознакомление с русскими народными сказками. 3. М/ф «Народы России» | Выставка работ детского творчества «Такие разные народы». | |
декабрь | 1. Ознакомление с бурятскими народными сказками. 2. Беседа «Могут ли дружить народы между собой»? | Выставка работ детского творчества «Сказками славятся народы России. Сказка зимнего леса». | |
январь | 1.Ознакомление с татарскими народными сказками. 2.Закрепление знаний о народах и их культуре. | 1. Игровая образовательная деятельность по социально-коммуникативному развитию «Дружба крепкая очень нам нужна». 2. Создание коллажа «Дружба народов». | |
февраль | Знакомство с национальными праздниками народов России. | Развлекательное мероприятие «Масленица». | |
март | Знакомство детей с поговорками, пословицами, потешками и загадками народов России. | Викторина «Что нас объединяет» | |
апрель | 1.Беседа «Русские народные игры» 2. Подвижные игры народов России. | Выставка детских работ «Играя, учимся дружить» | |
май | 1.Экскурсия к мемориалу воинской славы, приуроченная ко Дню Победы. 2. Беседа «Многонациональная страна. Все равны.» | Утренник, посвященный Дню Победы. | |
Сентябрь-май | Чтение художественной литературы детям:сказки, потешки, загадки; о родном крае, о стране России, о войне, о других исторических событиях. | ||
Работа с семьей | Сентябрь | Консультация «Россия-многонациональная» | |
октябрь | Консультация «Воспитание маленького гражданина» | ||
ноябрь | |||
декабрь | Создание работ для выставки «Сказкой славятся народы. Сказка зимнего леса» | Выставка работ ««Сказкой славятся народы. Сказка зимнего леса» | |
январь | |||
февраль | Привлечение родителей к проведению и организации праздника «Масленица» | Исполнение ролей на празднике «Масленица» | |
март | Подготовка детей к викторине «Что нас объединяет» (отбор и заучивание пословиц, поговорок, загадок) | Викторина «Что нас объединяет» | |
апрель | Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание ребенка в семье» | ||
май | Работа по благоустройству участка группы. | 1. Конкурс «Постройки и оформление участка группы». 2. Оформление участка группы. | |
Само реализация | январь | Показ открытого занятия | Занятие по социально-коммуникативному развитию «Дружба крепкая очень нам нужна». |
май | Отчет по теме самообразования | Выступление на педсовете |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Спортивный праздник для детей старших и подготовительных к школе групп «Лыжня России- 2012 года»
Приобщаем детей к традициям большого лыжного спорта....
КОНСПЕКТ Непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе по теме: «Знакомство со сказками народов Поволжья» в рамках реализации проекта «В семье единой — Поволжья».
laquo;Знакомство со сказками народов Поволжья»Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Познавательное разв...
Интегрированное занятие "Знакомство с русским народным творчеством" для детей старшей и подготовительной к школе группе
Знакомство детей с русским бытом....
Рецензия На педагогическую разработку картотеки игр Тема: «Развитие логики и мышления у детей старшего и подготовительного к школе возраста».
РецензияНа педагогическую разработку картотеки игр Тема: «Развитие логики и мышления у детей старшего и подготовительного к школе возраста». автор: воспитатель МАДОУ...
Конспект по нравственно – патриотическому воспитанию «Александр Невский герой - защитник» в подготовительной к школе группе
Цель: Дать детям представление о князе Александре Невском, как о герое-защитнике....
Формирование положительных нравственных качеств у детей с ОВЗ в ходе кружковой деятельности "Знакомство со сказкой"
Гармоничное развитие ребёнка - основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы успешной социализации будущего поколения...