Образовательная ситуация в подготовительной к школе группе «Сказки народов России узнаем, играем». ( О.О. Социально-коммуникативное развитие)
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Образовательная ситуация в подготовительной к школе группе №6

«Сказки народов России узнаем,  играем».

( О.О. Социально-коммуникативное развитие)

 

·        Цель: Подвести детей к пониманию глубинной схожести, культур  народов России (Родина, труд, доброта, красота, семья).

·        Задачи:

1.     Развивать представление о том, что Россия – большая многонациональная страна, все люди которой хотят жить в мире и согласии.

2.     Обобщить и систематизировать  представления об особенностях русской народной культуры, о культуре разных этносов (народы  крайнего севера, татары, представители кавказкой национальности),

национальных костюмов, быта и традиций.

3.     Способствовать выражению отношения к жизни разных народов  России  в играх, рисунках,  рассказах, вопросах.  

4.     Способствовать развитию основ патриотических и гражданских чувств, развитию этнической идентичности детей.

5.      Обогащать  словарный  запас:  ремесло, гончар, скорняк . Активизировать употребление антонимов  бедный - богатый, злой - добрый.  Обогащать представление о литературных жанрах (сказка, авторское произведение)

6.     Воспитывать у детей миролюбие, принятие и понимание других людей (детей и взрослых) независимо от их национальной принадлежности, языка и других особенностей культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная ситуация в подготовительной к школе группе №6

«Сказки народов России узнаем,  играем».

( О.О. Социально-коммуникативное развитие)

  • Цель: Подвести детей к пониманию глубинной схожести, культур  народов России (Родина, труд, доброта, красота, семья).
  • Задачи:
  1. Развивать представление о том, что Россия – большая многонациональная страна, все люди которой хотят жить в мире и согласии.
  2. Обобщить и систематизировать  представления об особенностях русской народной культуры, о культуре разных этносов (народы  крайнего севера, татары, представители кавказкой национальности),

национальных костюмов, быта и традиций.

  1. Способствовать выражению отношения к жизни разных народов  России  в играх, рисунках,  рассказах, вопросах.  
  2. Способствовать развитию основ патриотических и гражданских чувств, развитию этнической идентичности детей.
  3.  Обогащать  словарный  запас:  ремесло, гончар, скорняк . Активизировать употребление антонимов  бедный - богатый, злой - добрый.  Обогащать представление о литературных жанрах (сказка, авторское произведение)
  4. Воспитывать у детей миролюбие, принятие и понимание других людей (детей и взрослых) независимо от их национальной принадлежности, языка и других особенностей культуры.
  • Интеграция О.О:

Речевое развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

  • Материал: карточки и атрибуты  к заданиям.
  • Предварительная работа:

Чтение фольклора народов России : малые формы,

Сказки: Снегурочка (рус.)

              Храбрый малыш (ненецк.)

              Олень и Кит (чукот.)

              Богатырь Ляйне (саамс.)

              Кукушка (ненецк)

         Старик и мудрец (татар.)

         Джигит и Верный конь (татар.)

         Богач и Мастер (чеченск.)

Беседы после чтения: выражение отношения к произведению,

образы героев, обобщение и вывод, формулировка собственных суждений о произведении событиях  жизни, отраженных в нем.

Тематические выставки: в книжном уголке « Сказки народов России» с иллюстрациями худ.-сказочн. Е. Радчева, Т. Юфа, Н. Кочергина,

в центре художественно-творческой деятельности:  « Костюмы народов России» (коллекция кукол ДОУ), « Традиционные жилища народов России», « Музыкальные инструменты народов России» (фотоальбом и медиатека).

Подвижные игры: «Олени», «Солнце» (нар. кр. Сев), « Курай»(башк.)

«Надень папаху» (дагест), «Колышки» (марийская), «Золотые ворота»,

«Аленушка и Иванушка», «Мороз красный нос, мороз синий нос» ( рус. нар.)

Дидактические игры: «Народы России», «Славянская семья».

Ход образовательной ситуации:

У центра чтения художественной литературы.

Ребята посмотрите на наш уголок, где расположены книги.

Расскажите, что расположено в нем?

Ответы детей?

Скажите, а что появилось нового в нем?

Ответы детей: книга «Сказки народов России»

Обсуждение книги (иллюстрации и содержание).

В этой книге встречаются сказки, знакомые вам, а вот какие мы сейчас с вами и узнаем.

Я начну читать, если сказка вам знакома, вы говорите ее название, и дальше  рассказывайте продолжение сказки.

Но книга у нас не простая в ней есть задания к сказкам.

Задания к сказке: «Снегурочка»

  1. Подбери и назови для снегурочки подходящую одежду и обувь.
  2. Распутай цветочную гирлянду и узнай название праздника, в который девушки плели венки и прыгали через костры.
  3. Соедини, что из чего сделано ( каравай-тесто, ткань - сарафан, деревянный брус – матрешка, глина- дымковская игрушка, клубок шерсти- Павлово-Посадский платок).

На доске расположены обрезные плакаты « Народности России»,  а три народности только силуэты. Один из детей переворачивает, и вместе определяем  какая народность.

Называют. По какому признаку определили  (костюмы или внешний признаки)

Возвращаемся к нашей книге и посмотрим, есть ли сказки народов Крайнего севера.

Воспитатель зачитывает сказку « Храбрый малыш»  (нен.), дети называют какая сказка,  продолжают её.

Задания к сказке:

  1. Расположи и пронумеруй картинки по порядку содержания текста.
  2. Найди в снежинках правильные ответа на вопросы.

Что такое нарты?            Что такое чум?

  1. В кого целился малыш , чтобы уйти от погони? Проведи линию не отрывая  карандаша от бумаги.
  2.  Как вы думаете что взяла семья охотника убегая от врагов? Почему?

Мы побывали на Крайнем севере, а теперь перенесемся обратно к нам в группу.

Посмотрим, какая же народность у нас не известна?

Один из ребят открывает силуэт. Возвращаемся к книге.

Воспитатель зачитывает  чеченскую сказку  «Богач и мастер».

Дети называют,  воспроизводят сказку.  

Задания к сказке

  1. На столе лежат изделия кувшин

                                          хлеб

                                          шуба

Соединить и назвать профессию с изделием,  которое  сделал  

мастер.

  1. Раздели квадратную шкуру на 8 одинаковых частей, на сколько одинаковых частей можно разделить вторую шкуру.
  2. На столе расположены головные уборы разных народностей

Венок                               кокошник

Папаха                              малгай

Кокощник

Какой формы каждый головной убор. Поставь соответствующую фигуру  к головному убору.

Вы молодцы хорошо справились с заданиями.

Остался последний силуэт. Открываем.

Татарская сказка « Джигит и верный конь»

Ребята, а на какую сказку похожа татарская сказка?

Ответы детей? (сказка «Конек –Горбунок  Пётр Павлович Ершов)

Задания к сказке:

  1. Собери в  какие лепешки мачеха положила дурман – траву если они не круглые, не овальные, не квадратные.
  2. Что такое? Соедините описание с картиной?

Тайга

Гористая местность

Степь

Пустыня

Мы вспомнили сказки, разных народов России,  каких? В каждой сказке  разных народов есть герои трусливые и ответы детей. Они совершают плохие и ответы детей поступки, бедные и богатые , веселые и ответы детей, умные -, честные-,

Все вместе с вами прочитаем авторское произведение.

А чем отличается авторское произведение от сказки?

Ответы детей

Рассказ детьми в сопровождении слайдов  стихотворения  Владимира Александровича Степанова.

«Российская семья»

Живут в России разные  

Народы с давних пор:  

Одним тайга по нраву,  

Другим степной простор.  

У каждого народа        

Язык свой и наряд,        

Один черкеску носит,    

Другой надел халат.      

Один рыбак с рожденья,  

Другой оленевод,          

Один кумыс готовит,    

Другой готовит мёд.      

Одним милее осень,      

Другим милей весна      

А Родина – Россия        

У нас у всех одна!        

                                 

 

                         

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной ситуации в подготовительной к школе группе по рисованию "Путешествие в "Город Мастеров"

«МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ» П. ПАНГОДЫ НАДЫМСКОГО РАЙОНА»   Конспект образовательной ситуациипо рисованиюв подготовительной к школе групп...

«Замок Снежной Королевы». Конспект образовательной ситуации в подготовительной к школе группе

Тип образовательной ситуации - «Открытие нового знания».         Тема «Замок Снежной Королевы».         Цель. Формирован...

Сценарий образовательной ситуации в подготовительной к школе группе по познавательному развитию на тему: «Знакомимся с числом пять»

Задачи: Образовательные:-- упражнять в количественном и порядковом счете, продолжать развивать умения разбивать множество по двум совместимым свойствам;- учить ориентироваться на листе бумаги;-  ...

План-конспект игровой образовательной ситуации в подготовительной к школе группе по познавательному развитию «Спешим на помощь к Нолику».

Игровая  образовательная ситуация«Спешим на помощь к Нолику». Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстет...

Беседа по формированию основ безопасности у детей подготовительной к школе группы «Правила пожарной безопасности во время новогодних праздников» (Социально-коммуникативное развитие)

Беседа по формированию основ безопасности у детей подготовительной к школе группы«Правила пожарной безопасности во время новогодних праздников»(Социально-коммуникативное развитие)...

Сценарий образовательной ситуации в подготовительной к школе группе «Путешествие в сказку»

Сценарий образовательной ситуации в подготовительной к школе группе «Путешествие в сказку»  (интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», ...